27 июля 2007 г.
Финчер расскажет историю 35-летней давности (ФОТО)
Маньяк-Зодиак добрался и до российского зрителя.
Прописная истина, которой учат с детства: каждый человек должен заниматься своим делом. Строитель – строить, пахарь – пахать, каменотес тесать камни. Полисмен должен раскрывать преступления, корреспондент – писать заметки, а карикатурист – рисовать смешные картинки.
Прописная истина, которой учат с детства: каждый человек должен заниматься своим делом. Строитель – строить, пахарь – пахать, каменотес тесать камни. Полисмен должен раскрывать преступления, корреспондент – писать заметки, а карикатурист – рисовать смешные картинки.
Дэвид Финчер, без сомнения, знает, что делает. Не даром его считают мэтром жанра «остросюжетный триллер». На его счету такие всемирно известные картины, как безумно стильный «Бойцовский клуб» и захватывающий «Семь». Фильмы, которые смотрятся на одном дыхании; взгляд от экрана трудно оторвать. Разумеется, суждение субъективное, но базирующееся на мнении энного немалого процента зрительской аудитории.
Однако «Зодиак» вносит некую сумятицу в непогрешимый портрет первоклассного режиссера. Сюжет крутится вокруг реальных событий 1970-х. Тогда в Америке объявился маньяк, именующий себя Зодиаком и берущий на себя ответственность за многочисленные нераскрытые убийства. Кто этот загадочный «Зодиак»? Откуда он знает мельчайшие детали преступлений, вплоть до расположения тел убитых и оружия убийства? Как объяснить те странные послания, которые приходят от его имени сотрудникам полиции и местных СМИ? Куча вопросов, от которых у полисменов голова идет кругом. Периодически пропадая и появляясь вновь, маньяк, кажется, просто играет с органами правопорядка.
И когда у следователей опускаются руки, за расследование берется… карикатурист крупного ежедневного издания. Каким образом молодому неопытному юноше удается распутывать наглухо запутанный клубок фактов – непонятно. Как человеку исключительно творческой профессии удается в уме сложить одно с другим, помножить на третье и возвести в четвертую степень? Однако, новичкам, по всей видимости везет. Карикатурист утирает нос следователю с 25-летним стажем работы в полиции. Сказка!
Но что угнетает больше всего – стремление режиссера воссоздать реализм происходящего (несмотря на упомянутую выше сказочность). Львиная доля фильма приходится на повседневные будни следователя, в шкуру которого вживается исполнитель главной роли Джейк Джилленхал. Признаться, мне, человеку далекому от юриспруденции, с трудом удавалось уследить за потоком информации в логической цепочке.
Личность убийцы начинает проявляться постепенно, словно портрет на фотобумаге. Зритель напряженно ждет логического завершения (кровавого, неожиданного, шокирующего, спокойного – любого!) Но под финал Финчер, по всей видимости, вспоминает, что на самом деле снимает фильм по реальным событиям и… развязку предпочитает дать в виде текстовых сносок «курьерским» шрифтом. Вспомните, шикарный финал «Бойцовского клуба»: «Мы встретились в странный период моей жизни» под аккордный обвал всех небоскребов города. Вспомните «Игру» - с каким мрачным изяществом были обыграны последние два греха. «Зодиак»? Признаюсь, ожидал чего-то более… Впрочем, повторюсь, это исключительно субъективное мнение.
Московский Комсомолец Ру
Сергей Аверин