28 июля 2007 г.
Поклеп на Поклена
Анна Федина
В российский прокат потихоньку начинают выходить фильмы - конкурсанты последнего ММКФ. Те, кто не успел посмотреть французского "Мольера" на фестивале, теперь смогут сделать это в удобное время в удобном месте. Есть у постфестивального просмотра и другой плюс. Вручив Фабрису Лукини приз за "лучшую мужскую роль", жюри Московского кинофестиваля расставило точки над i: сомнений нет, главный герой "Мольера" отнюдь не великий драматург, а прославленный неуч по фамилии Журден.
Молодой французский режиссер Лоран Тирар сваливает вину на Михаила Булгакова. Мол, прочитав "Жизнь господина де Мольера", он так вдохновился, что решил создать собственную биографию Жан-Батиста Поклена. Впрочем, по новой воссоздавать судьбу драматурга режиссер не стал, ограничившись лишь тем периодом его жизни, о котором у Булгакова сказано меньше всего, — работой Мольера в провинции.
Фильм Тирара начинается с тюремного заключения, к которому за долги приговорили создателя "Блестящего театра". По версии русского писателя, Мольера выкупил отец. Французский режиссер утверждает, что спасителем молодого человека стал богатый, но не слишком родовитый вельможа де Журден, который нанял Мольера, чтобы тот давал ему уроки актерского мастерства. А дабы жена де Журдена не прознала о тайном увлечении супруга, Мольер был представлен ей под видом священника по имени Тартюф.
Михаил Булгаков, восхищавшийся автором "Дон Жуана" и писавший "Жизнь господина де Мольера" в том числе и о себе, при всем при этом не собирался льстить великому французу. Рассказывая о безуспешных попытках драматурга писать и играть трагедию, писатель выносит суровый вердикт: у Мольера отсутствовало трагическое дарование. Зато он был гений комедии, и для Булгакова это главное.
Для Лорана Тирара взаимоотношения драматурга и актера с трагическим жанром принципиальны. В них он видит почву для высокой драмы. Почему бы и нет? Версия о том, что Мольер хотел приводить людей к катарсису, а вызывал лишь смех, имеет право на существование. Только если в главной роли не Ромен Дюри. Звезда молодого французского кино, он прекрасно справлялся с ролями симпатичных балбесов, но для образа Мольера ему банально не хватает инструментария. В комедийных сценах он еще как-то выезжает за счет прыжков, пинков и ужимок (особенно удачно Дюри изображает лошадь), но в пафосные моменты обливающийся слезами актер вызывает у зрителей только усмешку.
Куда убедительнее выглядит более опытный партнер Дюри Фабрис Лукини, чей Журден смешон, нелеп, тщеславен, глуп, зато, как оказывается, умеет держать удар. Как мультяшки, оказавшись в одном кадре с актерами, нередко переигрывают живых людей, так и выдуманный персонаж в "Мольере" дает десять очков форы реальной исторической личности. И ладно бы Фабрис Лукини просто переигрывал Ромена Дюри. Лоран Тирар, сам того не подозревая, подложил великому драматургу куда более неприятную свинью: если, войдя в дом Журденов под именем Тартюфа, Мольер все-таки становится любовником хозяйки, значит, он в лучшем случае очень плохой актер, а в худшем — просто подлец.
Известия Ру