13 августа 2007 г.
“Амели” по-русски
“Русалочка” возвращается, сказка продолжается
У нашего кино есть острая нехватка в сказках, причем в разных: и в волшебных историях с насквозь выдуманной реальностью, и в завиральных сюжетах, облаченных в обыденные одежды. Есть у нашего кино и другая потребность — в авторах, способных поженить острую эксцентрику с нежной лирикой так, чтобы обе они не остались внакладе. Анна Меликян в единственном числе женского режиссерского рода не может устранить все наши нехватки и удовлетворить все потребности. Но появление ее “Русалки” — само по себе крупная радость, а также серьезное обещание еще большего. “Русалка” вошла в “Великолепную семерку “МК” — главную конкурсную программу V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”.
У нашего кино есть острая нехватка в сказках, причем в разных: и в волшебных историях с насквозь выдуманной реальностью, и в завиральных сюжетах, облаченных в обыденные одежды. Есть у нашего кино и другая потребность — в авторах, способных поженить острую эксцентрику с нежной лирикой так, чтобы обе они не остались внакладе. Анна Меликян в единственном числе женского режиссерского рода не может устранить все наши нехватки и удовлетворить все потребности. Но появление ее “Русалки” — само по себе крупная радость, а также серьезное обещание еще большего.
“Русалка” вошла в “Великолепную семерку “МК” — главную конкурсную программу V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”.
Для интереса — сравните “Русалку” с неровным, хотя и ярким дебютом того же автора “Марс”, где лысый боксер (Гоша Куценко) сбегал на поезде из привычной московской жизни в незнакомую провинциальную. И вы увидите, что на пути от первого фильма ко второму Меликян не просто шагнула вперед, а подпрыгнула вверх на несколько метров.
Ее новая сказка с противоположным направлением сюжетного движения (из провинции — в Москву) и с печальным, даже жестким, но не мрачным концом вышита по канве андерсеновской “Русалочки” без рабского преклонения перед оригиналом. Главная героиня Алиса — при звуке этого имени у вас никак не получится обойти вниманием кэрролловскую фантазерку из Страны чудес — рождена в морской пучине, но земными родителями.
Просто одна смешная толстуха-нимфоманка из южного портового городка как-то решила искупаться голышом в черноморских водах, а отдыхавший на берегу морячок увидел это великолепие и не устоял. Алиса в “Русалке” тоже находит своего принца, только здесь он молодой москвич-креативщик (Евгений Цыганов) с приличными заработками и ранней усталостью от жизни. Как завещал Андерсен, она спасает избранника от гибели (делает это в “Русалке” дважды) и гибнет сама — под колесами автомобиля, который во времена Андерсена еще не был главным средством передвижения.
Впрочем, к чему вам все эти нудные указания на классический прототип сказки Меликян про не-такую-как-все девочку с зелеными волосами, умеющую исполнять желания? Ни к чему. Да и попытки усадить автора с ее престранными героями и гротескной эстетикой на специальную полочку в окружении разномастных предшественников — Федерико Феллини, Киры Муратовой, Эмира Кустурицы, Жан-Пьера Жене с его “Амели” и прочих причудников — если и дадут кое-что уму, то уж точно ничего сердцу.
Забудьте-ка лучше про Андерсена и про Муратову с Жене. Вам хватит жизни и судьбы крошки Алисы, которая за свои 18 успела пожить у моря, помечтать о балете, попеть в хоре, поучаствовать в уничтожении семейного гнезда, промолчать несколько лет, перебраться в столицу, поработать в уличной рекламе мобильной трубкой и пивной кружкой, полюбить без взаимности небритого принца — и погибнуть. Вам хватит актрисы Маши Шалаевой, награжденной за свое чудесное существование в роли Алисы наградой за лучшую женскую роль на “Кинотавре”.
А праздничной музыки Игоря Вдовина вам не просто хватит, но даже с избытком. Признаться, этот избыток я бы на месте режиссера Меликян бестрепетной рукой изъял, зато озаботился бы маленькими визуальными аттракциончиками, которые придуманы ею в упоительном качестве, но в ограниченном количестве — а надо бы побольше, побольше.
На самом деле эти упреки не от занудства, а от желания видеть талантливый фильм не просто серьезной удачей, но прямо-таки совершенством. Но с желаниями надо поаккуратнее. Не зря же старинная пословица учит нас бояться своих желаний — они исполняются. И фильм Анны Меликян в том числе об этом. А главное, о том, что особым людям, “другим” людям приходится тяжко в жизни, отформатированной для нужд масс.
Романтическая идея. Но почему бы не двинуться на этом романтическом пути еще дальше и не предположить, что каждый человек — “другой”, у каждого — свои зеленые волосы на голове и своя тайна на сердце?
БЕРИ “МК” — ИДИ В КИНО!
Чтобы попасть на V фестиваль отечественного кино “Московская премьера” (24 августа — 2 сентября), надо: во-первых, внимательно читать каждый день “МК”, чтобы знать, что на этом фестивале будет. Во-вторых, вырезать из газеты купоны, которые мы будем публиковать 15, 16, 17 и 18 августа, и обменять их на пригласительные билеты “Московской премьеры”. Один купон на один билет. Акция обмена состоится 19 августа в Парке искусств “Музеон” у ЦДХ с 12.00 до 22.00 и с 16.00 до 19.00 на площади перед киноклубом “Эльдар” (Ленинский пр-т, д. 105). Там же пройдут концерты с участием звезд кино, ТВ и шоу-бизнеса.
Каждому, кто в этот день оформит подписку на газету “МК” на 1-е полугодие 2008 года в “Музеоне”, подарок — комплект билетов на одну из программ V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”. Стоимость подписки — 235 рублей!
Фестиваль организован Департаментом культуры Москвы, газетой “Московский комсомолец” и продюсерским центром “Кинопроцесс”, при поддержке правительства Москвы и Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Московский Комсомолец Ру
Алексей Семочкин