11 марта 2005 г.
Фильм Джаника Файзиева "Турецкий гамбит" (продолжение статьи)
По мнению полувоенного издания, вся война изображена в этом фильме, как веселый пикник. "Сидят в большой палатке офицеры и военные журналисты, наслаждаясь шампанским, пением Вареньки под фортепиано или же игрой в карты. Правда, авторы фильма ввели кровавую сцену расстрела турецкой артиллерией русской наступающей колонны и на этом посчитали свой долг в отношении "правды войны" исчерпанным", - жалуется автор статьи в "Красной звезды".
Особенно возмутили издание "похождения госпожи Варвары Суворовой". Правда, именно она в финале убивает турецкого разведчика Анвара, однако все остальное время она творит неимоверные глупости, за которые ее хвалят и даже называют "русской Жанной д'Арк".
"Нужно обладать поистине безудержной фантазией, чтобы сочинить совершенно фантастическую историю о том, как некая дамочка в амазонке и верхом на лошадке в дамском седле в сопровождении французского журналиста едет... в расположение турецких войск в Плевну. По дороге - никаких турецких постов, ничего. В романе Акунина это, наверное, выглядит убедительнее, но не в фильме. Конечно, нам намекают, что такова великая турецкая хитрость, но, похоже, эта хитрость, как и фантазия создателей фильма, не знает границ. Только ехали-ехали - и вот уже в штабе турецкого полковника пьют кофей и ведут светскую беседу.
Наша героиня, оказывается, явилась в Плевну, чтобы найти того самого суперагента Анвара, и вдруг она его узрела. Что же происходит? Мгновенно простившись с гостеприимным турецким полковником, она вскакивает на коня и бросается в погоню за шпионом. (И это в расположении турецких войск!) С какой же целью гонится она за ним? Убить! Опять же прямо в расположении турецких войск. И догоняет. И стреляет в него, даже ранит так, что злодей валится с коня. Она пытается его добить, однако появляются турецкие военнослужащие, и героический план рушится. Все, конец. Но тут появляется лихой генерал Соболев с казачками и спасает героиню", - пишет "Красная звезда".
"Турецкий гамбит" снят по сути в телесериальной манере - псевдоисторическая "развлекаловка", переполненная стереотипами о войне, навязанными миру Голливудом, отмечает издание. По словам самого Акунина, он сначала "писал сценарий четырехсерийного телефильма, а не кинофильма". В этом объяснение, почему в "Турецком гамбите" так много узнаваемых для телезрителей актеров - Певцов, Балуев, Лыков, Куценко и другие. Даже Валдису Пельшу место нашлось.
"В принципе шпионский детектив - это поединок разведки и контрразведки. Но русская контрразведка с Фандориным вместе - это такие лопухи, что никакого поединка нет. Разоблачение Анвара на финише представляется какой-то вопиющей несправедливостью. В итоге русские вроде бы победили. Но в маленькой, если так можно сказать, в частной войне победил Анвар, а Фандорин как был недотепой, так им и остался", - пишет "Красная звезда".
"В преддверии 130-летия освобождения Болгарии и подвига русских солдат на Дунае, под Плевной, на Шипке мы получили поделку, где подвиг воспринимается как глупость, а герой - как пустышка", - заключает издание Минобороны РФ.