Новости

12 марта 2008 г.

Хозяин “Острова” взялся за Ивана Грозного

Павел Лунгин: “Есть в Пете Мамонове какое-то особое состояние юродства, раздвоения”
 
АЛЕКСАНДР КОБЗЕВ
Почти двадцать лет назад кинорежиссер Павел Лунгин открыл в культовом рок-музыканте Петре Мамонове актера тонкой психологической складки. И появился фильм “Такси-блюз”, увенчанный призом за режиссуру в Каннах. Когда их вторая совместная работа — “Остров” — собрала букет “Золотых орлов” и “Ник”, Павел Лунгин признался: “Если бы не Петя, этого фильма не было бы”. Скажем больше: не возникла бы идея картины об Иване Грозном.
Накануне съемок фильма “Иван Грозный и митрополит Филипп” Павел Лунгин дал интервью “МК”.

— Павел Семенович, ведь в этих стенах создавались сценарии великих картин. Вы помните, как это было?
— Они создавались как раз тут, где мы сейчас сидим (за столом в эркере гостиной. — В.Г.). В том конце комнаты была штора. Я, проходя мимо, в нее всовывался. Иногда меня впускали, иногда выгоняли. Хорошо помню, каким молодым и красивым был тогда режиссер Элем Климов. Потом, став взрослым, я с ним дружил. Его картину “Добро пожаловать…” то закрывали, то вроде бы опять разрешали снимать. Но, несмотря ни на что, работали они необыкновенно легко — талантливо, весело, с хохотом. И с Отаром Иоселиани была дружба: когда он приезжал из Тбилиси, часто жил у нас или у Нусинова. Потрясающая атмосфера людей, наслаждавшихся жизнью, любящих друг друга. Тогда было несколько иное отношение к жизни, к работе. Люди не “дела делали”, как сейчас. Они объединялись — по взгляду на мир, по симпатии. Из этой дружеской, талантливой жизни рождались фильмы. Не то что собрались: “Давай забацаем кино…”
— На вашей студии завершается работа над фильмом “Розыгрыш” — продолжением картины Владимира Меньшова. Вы как продюсер затеяли ее в память об отце, который написал к ней сценарий?
— Конечно, и в память об отце. Это был очень успешный фильм. И он все-таки ставил вопрос о добре и зле. Меня удивляет, что современные молодежные фильмы — вне нравственности. В сплошной такой расслабухе. Мне кажется, эту линию советского кино надо продолжать. Надо говорить на языке современных детей, но о том, что сейчас не артикулировано, — о добре и зле. Теперь в этом вопросе появилась какая-то зыбкость, и она делает людей несчастными.
“Призрак Ивана Грозного витает над нами до сих пор”

— На днях начнутся съемки вашего фильма “Иван Грозный и митрополит Филипп”. Почему вы из всей биографии Ивана IV выбрали именно его противостояние со святителем Филиппом?
— Святитель Филипп был замечательный, совершенно необыкновенный человек. Русский святой и русский Леонардо да Винчи. Он же был великий изобретатель: строил у себя в Соловецком монастыре, где был игуменом, какие-то мельницы, автоматы по разливанию кваса, какие-то портомойни. Все его хозяйство было удивительно по тем временам механизировано. Он виноград выращивал на Севере! Невероятный гений. В то же время — человек принципиальный, убежденный, пустынник. Старого боярского рода Колычевых. Красивый. Редчайшее существо. А фигура Грозного — одна из главных в русской истории. Мне кажется, призрак его до сих пор еще над нами витает. Приближаясь или отдаляясь, но он все время присутствует в нашей жизни. Их с митрополитом Филиппом (в миру — Федором Колычевым) коллизия — большая редкость в нашей истории, когда иерарх церкви обличал власть с христианских позиций. Мне кажется, что это — необыкновенно прекрасный, волнующий момент. Митрополит шел на мучения и понимал это.
— Иван Грозный — тоже яркая личность.
— Совершенно неординарный человек: писатель, поэт, музыкант — разумеется, церковный, светского искусства тогда не было. Один из самых образованных людей своего времени. Его слог, его письма, заметки — в них виден такой мощный талант… Самое интересное — они с Филиппом  друг друга любили. Неспроста Грозный в сложную для себя минуту позвал в Москву Филиппа из Соловецкого монастыря. Их с юности связывали близкие отношения. Это и есть, когда жизнь, судьба, история сплелись в такой тугой узел. Они сцепились — каждый со своим взглядом на мир — в своем противостоянии. Что важнее: христианские заповеди или интересы власти? Казалось, каждый по-своему прав. Но Филипп пошел на христианский подвиг и принес себя в жертву, с надеждой остановить Грозного в период опричнины. И, думаю, он много сделал для перемен в душе Ивана, который стал постепенно от опричнины отходить.
“Мне с Эйзенштейном не соперничать”

— Толчком к созданию фильма стал момент на съемках “Острова”, когда вы увидели в Петре Мамонове сходство с Иваном Грозным?
— Сейчас покажу. (Достает фотографии Петра Мамонова в гриме и костюме Ивана Грозного. — В.Г.) Видите, какой? Грим минимальный, борода его собственная. Я увидел в нем Грозного в сцене, где его герой, монах, сжигает сапоги настоятеля. Было в Пете в тот момент какое-то особое состояние юродства, раздвоения. Он там был и злым даже, и в то же время вел настоятеля к некоторому катарсическому переживанию. И идея фильма об Иване Грозном засела мне в голову очень крепко.
— Почему для роли митрополита Филиппа вы выбрали Янковского?
— Он замечательный актер, все может сыграть, глубоко сыграть. Потом, я искал лик. Бывает ведь такое: идешь от глаз человека, от его лба, от выражения лица.
— Как Олег Иванович отнесся к вашему предложению?
— С большим интересом, с огромной охотой. Он в таком состоянии, когда хочется играть сущностные роли. Можно ли сыграть святого? Я не знаю. Ужасно страшно! Как его очеловечить?.. Я прямо с замиранием сердца к этому отношусь.
— Картина Эйзенштейна “Иван Грозный” была таким, грубо говоря, фильмом-балетом. Каждое движение актеров выстроено. Красиво, но неестественно.
— Мне с Эйзенштейном не соперничать. Здесь совершенно другая вещь — скромная история двух лет жизни и отношений двух людей. Но мне хотелось бы, чтобы это стало реальностью. Чтобы Грозный и Филипп стали реальностью. Чтобы улицы Москвы XVI века были реальными.
“Суздальский кремль сыграет роль Москвы”

— Натурные съемки пройдут в Суздале?
— Мы там сделали большущую декорацию на подъезде к Спасо-Евфимьевскому монастырю. Строим и внутри Суздальского кремля, который сыграет роль Москвы. К существующим белокаменным постройкам подстраиваем терема деревянные, все время комбинируем камень и дерево. Построили большой фрагмент старой Москвы: сторожевая башня на въезде, огромная улица с домами, с литейным двором, с лубяным торгом, два моста. Всем заправляет художник-постановщик Сергей Иванов. С ним работает замечательная команда художников. Вообще, для этого фильма мне хотелось собрать все самое лучшее. Автор сценария — замечательный пермский писатель Алексей Иванов.
— И оператор из Америки, который снимал фильмы, получившие “Оскар”?
— Том Стерн, который работает с Клинтом Иствудом: “Малышка на миллион долларов”, “Письма с Иводзимы”. Наш мир кино необыкновенно развращенный. Как ни странно, операторов у нас совсем нет. Те люди, которым я давал сценарий, просто забывали его прочесть. А когда я послал сценарий Тому Стерну, он через три дня его прочитал, а через пять дней все знал про Ивана Грозного. Потом посмотрел два раза “Остров” и прилетел в Москву. И я увидел его творческое, трепетное отношение. Мы не можем ему заплатить столько, сколько платит Иствуд. И все равно там у людей еще осталось желание заниматься интересным, делать искусство. Это то, чего я все меньше вижу здесь.
— Есть надежда, что чудо успеха “Острова” повторится?
— Надо сказать, что “Иван Грозный” состоялся благодаря Андрею Бородину, которому я бесконечно благодарен. Конечно, чудо редко повторяется. Но, с другой стороны, тема животрепещущая и важная. Все кричат, что население России очень нищее. Наверное, никто не помнит, как было при советской власти. Мои родители в 60—70-е годы моей няньке в Рязанскую область отправляли мешки с сухарями, баранками, сахаром… Нет, не в том дело, что люди сейчас еще больше обнищали. Наша беда — в отсутствии смыслов и цели. Поход в супермаркет не может быть целью. Смена шампуня не наполняет жизнь смыслом. Может, чуть-чуть наполняет, но потом все равно смывается. Материальное потребление, которое предложено России, не наполняет души людей. Поэтому под всем весельем, всем приколом этим постоянным, есть чувство пустоты. Смятение, страх, неуверенность. Я чувствую это очень сильно и пытаюсь возвращаться к смыслам. “Остров” был первым шагом. “Иван Грозный” — продолжение пути.
“Иван Грозный карал за отсутствие любви”

— Вы как-то сказали, что, по вашему мнению, у Ивана Грозного была большая жажда любви. И во многом от этого, как ни парадоксально, шли его зверства — казни, пытки, опричнина…
— Конечно, он же художник! Художнику очень нужна любовь. Не знаю, надо ли иметь художников и поэтов в качестве царей и президентов. Думаю, что не надо. Вот в Пете Мамонове еще осталась закваска рок-музыканта. Ему еще нужны эта энергия зала, поклонение, узнавание. И это при его огромной духовности, большой аскезе — он себя смиряет, работает над собой. Но от старой привычки так просто не уйдешь. Так вот, мне кажется, что опричнина должна была карать народ за отсутствие любви. Мало любят, не верят, — а надо, чтобы как в Бога верили, чтобы любили больше, чем себя. Тогда бы и пшеница росла, и война сама собой выигрывалась. Этим Грозный был похож на Сталина, хотя как личность был гораздо крупнее, мощнее, образованнее. А когда карают за отсутствие любви, другая вина не очень существенна — все виноваты. Все недолюбили, все в душе своей что-то против правителя хоть раз да подумали. Поэтому не так важно, кого карать, — можно карать любого. И вот эта анонимность наказания, которая была при Сталине, — она, наверное, была и при Грозном. Все виноваты… Не знаю, то ли я говорю?.. Может, не надо это говорить?..
— Почему не надо? Вы пытаетесь стать на точку зрения тирана. Другое дело, что в его поступках большая доля патологии.
— Есть сейчас секты, выступающие за канонизацию Ивана Грозного. И есть недвусмысленный ответ патриарха Алексия II, который придерживается противоположной позиции. Он говорит, что церковь не может канонизировать тиранов, душегубцев. Не может быть так, чтобы один святой убил другого, такого в церкви не бывает, а святость Филиппа очевидна — например, чудеса от его мощей. Но если канонизировать Ивана Грозного, найдутся люди, готовые и Сталина канонизировать.
“Наши люди любят тиранов”

— Кто-то заметил, что в России между властью и народом всегда были особые, обоюдно страстные отношения — как в любви, где может быть и ненависть, и ревность, и чего только не понамешано.
— Мне тоже так кажется. По крайней мере, эти отношения в России никогда не развиваются по пути договора, контракта, как в западных странах. На четыре года президент приходит — и это его контракт. У нас это перерастает во что-то большее. Что странно: люди любят строгих учителей, вспоминают с удовольствием армию, где их били и унижали. Есть в этом какой-то особый комплекс — любви к силе, вынимающей всю душу. Есть любовь к тиранам. И в том числе люди вспоминают об Иване Грозном заинтересованно, любовно, считают, что он был выдающимся деятелем.
— Вы тоже считаете его таким?
— Я меньше всего хочу разоблачать Грозного. Скорее пытаюсь понять этот человеческий тип. Мне кажется, он очень мучился и страдал от самого себя. И действительно раскаивался. Снова грешил и снова каялся. Это какая-то очень глубокая матрица русского характера. Второй русский характер — это Филипп. Они, видимо, друг друга дополняют и необходимы друг другу. Истинно шекспировское, трагическое сцепление двух личностей. Оно, конечно, является главным в нашем фильме. Люди в какой-то духовной сцепке. Одного она поднимает к вершинам святости, а другого почему-то опускает в безумие, в жестокость. Это единое движение — вверх и вниз — очень интересно почувствовать.
— В XX веке были разные периоды отношения к Ивану Грозному. Апологетика при Сталине, породившая шедевр Эйзенштейна “Иван Грозный”. А после перестройки — другая крайность: стали копаться в его извращениях, в мерзости “кремлевских тайн”. Теперь настало время более взвешенного взгляда?
— Никто не даст ответа на главные вопросы: кто мы, куда мы идем, какие мы? Но очевидно, что есть некоторое особое состояние России, путь России. Есть замысел какой-то по поводу России. И в понимании этих смыслов мы все должны делать свою маленькую, муравьиную работу поиска ответов на эти огромные вопросы. Хоть какой-то камушек, кирпичик положить. Мне кажется, это волнует людей. С молодежью же очень сильно работают: растят людей, для которых главное в жизни — потребление. Во многом это удалось. Но все равно у людей есть ощущение своего одиночества, желание найти что-то общее, понять свою историю. Это стремление ни одна философия супермаркета не подавит. Как сказала одна девочка на моей встрече со зрителями: “Вам не кажется, что у нас украли жизнь?..” Меня этот вопрос из уст красивой, молодой девушки глубоко потряс.
Московский Комсомолец Ру
Валерия Горелова

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#