17 апреля 2009 г.
Названы 15 фильмов, изменивших мир
Серафима Скибюк
Постер к фильму "Унесенные ветром". Иллюстрация: kinopoisk.ru
Американский телеканал TCM, специализирующийся на классическом кинематографе, составил список из 15-ти фильмов, оказавших наибольшее влияние на развитие современного мирового кинематографа. Дни.Ру объясняют читателям выбор своих заокеанских коллег.
Отцы-основатели
Глядя на лист из 15-ти кинолент, последняя их которых датирована 1977-м годом, невольно задумываешься, что же было с кинематографом после, и имеют ли значение более поздние работы Бертолуччи, Гринуэйя, Джармуша и Вендерса. Кроме того, на взгляд Дней.Ру, "топ-15", предоставленный TCM, в большей степени ориентирован на американскую аудиторию, чем на какую бы то ни было еще.
Тем не менее, русскоязычного зрителя составители "Most influential classic movies" не обидели: один из представленных фильмов оказался "Броненосец Потемкин" Сергея Эйзенштейна. Несмотря на то, что он был снят в 1925-м году, и флаги имели красный цвет лишь потому, что были вручную раскрашены на пленке, фильм оказался выразителем большинства идей, пронесенных человечеством через XX век: стремление к свободе, независимости от авторитетов, к равноправию. Имена Сергея Эйзенштейна и документалиста Дзиги Вертова – наиболее часто употребляемые в рассказах зарубежных и российских режиссеров, упоминающих тех, кто повлиял на их творчество.
Имена Сергея Эйзенштейна и документалиста Дзиги Вертова – наиболее часто употребляемые в рассказах зарубежных и российских режиссеров, упоминающих тех, кто повлиял на их творчество»
Картины Фрица Ланга "Метрополис" (1927) и Дэвида Уорка Гриффита "Рождение нации" (1915), по справедливости, следовало бы поставить рядом с произведением Эйзенштейна – тем более, что фильм Гриффита был снят десятью годами раньше, и оказал влияние на нашего мастера. Спектор тем, раскрываемых в киноленте, настолько велик, что подтверждает существование тонкой нити, связующей реальность и искусства. Куклукс-клан, индустриальный город, вместе поражающие воображение зрителя настолько, что кадры не выходят из головы и остаются в памяти, как примеры невероятной силы человеческого духа.
Первые киноэпопеи
Американизированность списка подтверждают, в первую очередь, "Звездные войны". Истинные поклонники киноэпопеи, первая часть которой была снята в 1977-м году, есть и в нашей стране, однако, в Штатах дело было поставлено на другие рельсы. В то далекое время, когда Лукас выпустил "Звездные войны: Эпизод 4 – Новая надежда", единственным показателем успеха картины у зрителей были сборы за проданные билеты. Вместе с релизом этой космической баллады наступила новая эра киноиндустрии: продавались не только билеты, но и комиксы, игрушки, плакаты, одежда с изображением главных героев и многое-многое другое. При этом, в отличие от "Броненосца", многие приемы в котором до сих пор кажутся новаторскими для юных кинематографистов, есть минимум 4 киноленты, эпизоды из которых цитирует Джордж Лукас.
Без сомнения, фаворитом этого списка является фильм "Унесенные ветром". Разобранный на цитаты, сделавший Вивьен Ли и Кларка Гейбла суперпопулярным, фильм стал примером для всех подобных жизнеописаний – это своеобразная "Война и мир" кинематографа, остающаяся актуальной и поныне. Критики TCM справедливо указывают на связь фильмов "Холодная гора" и "Титаник", как истории о кровопролитных боях или всепоглощающей любви, с картиной Флеминга, Кьюкора и Вуда. Недавняя премьера База Лурмана "Австралия", в которой так же, как и в "Холодной горе", главная роль была отведена Николь Кидман, еще раз доказала, насколько современны мотивы, заложенные в истории о Скарлет О’Хара, фильме 1939-года.
Вторая древнейшая
Не так давно Дни.Ру вспоминали о самой любимой профессии Голливуда – журналистике. Зачинателем этой темы стал Орсон Уэллс, в разгар Второй Мировой, в 1941-м, снявший "Гражданина Кейна" – фильм стал первой в истории крупномасштабной картиной, записанной таким образом, что звук и видео, сделанное в глубоком фокусе, проецировались на экран одновременно. Кроме того, это одна из первых кинолент, сюжет которого был интересным образом инверсирован и рассказан от лица журналиста, собирающего истории из жизни Кейна как паззл.
За несколько лет до Орсона Уэллса о нелегкой судьбе корреспондента снял фильм Фрэнк Каппра – его "Это случилось однажды ночью", вышедший на экраны в 1934-м, был даже удостоен "Оскара". В первую очередь картина оказала влияние на свое время, отточив жанр комедии 30-х годов. Кроме того, кинолента Каппра сделала мотив дорожного путешествия привлекательным и сексуальным.
Наедине с опасностью
В этом списке есть и картина, повлиявшая на его фигурантов – в частности, вестерн "Дилижанс" 1939-го года, открывший миру звезду этого жанра Джона Уэйна. Говорят, Орсон Уэллс смотрел "Дилижанс" подряд 40 раз, чтобы научиться у его создателя, Джона Форда, искусству соединения частей фильма.
Вестерн Джона Форда "Искатели" (1956) и криминальная драма Витторио Де Сика "Похитители велосипедов" (1948) вместе повествуют о том, на что способны люди ради своих близких и ради мечты. Форд подает историю под острым огнестрельным соусом, его герой не боится пуль и смеется в лицо смерти. Де Сика через небольшой сюжет о пропавшем велосипеде транслирует на экран историю всей послевоенной Италии. В "Искателях", несмотря на, казалось бы, легкомысленность заданного жанра, впервые поднимается тема расизма со стороны урожденных жителей американской земли. В "Похитителях велосипедов" – того, как живут или выживают люди, пострадавшие от расизма.
Интернационал
Попал в этот лист и анимационный фильм - "Белоснежка и семь гномов" студии Уолта Диснея. Нарисованный и выпущенный в 1937-м году, мультфильм ничем особенно не отличался от других, не менее интересных, проектов Диснея. Разница была лишь в том, что именно с него началось стремление американской мультипликации к реалистичным образам и героям.
Драма Акира Куросавы "Расемон", в свою очередь, стала первым в истории кинематографа прецедентом рассказывания детективной истории, преподнесенной зрителям с разных точек зрения. Помимо того, что Куросава явился первым японским режиссером, который вывел свою страну на интернациональное поле деятельности, он еще и первым придумал обращение с оптикой, заставляя солнечный свет подчиняться воле оператора. Принято считать, что именно благодаря "Расемону" в высшей кинонаграде "Оскар" появилась номинация "Лучший иностранный фильм".
Представители TCM не обидели и французов – картина Годара "На последнем дыхании" о приключениях американки и француза, роль которого сыграл несравненный Бельмондо, справедливо заняла место в этом списке. И дело даже не в блестящей игре артистов и режиссерской идее столкнуть Старый и Новый свет, и даже не в том, что Годар стал одним из зачинателей французской "Новой волны". А в том, что именно с этой киноленты романтика криминального путешествия проникла на экраны – знаменитые "Бонни и Клайд", "Беспечный ездок" и "Пять легких пьес" не могли бы родиться, не будь "На последнем дыхании", ритмический рисунок фильма задан еще в названии: "Машины сделаны для того, чтобы ехать, а не останавливаться!"
Чисто американские истории
Не мог не попасть в этот список триллер "Психо" (1960) Альфреда Хичкока. Именно в этом своем фильме Хичкок наибольшим образом продемонстрировал прием, благодаря которому и прославился – саспенс. Не будь "Психо", не видать поклонникам этого жанра ни шедевров Дарио Ардженто, ни многосерийного художественного фильма "Крик", ни "Хэллоуина", ни "Пятницы, 13-й", ни даже "Кошмара на улице Вязов". Быть может, не будь "Психо", зритель не узнал бы Хичкока таким, каким его все воспринимают сейчас: мастером паники, нервических припадков и ужаса.
И, завершая разговор о списке, составленном TCM, без сомнения, нельзя будет обойтись без мюзикла. "42-я улица" Ллойда Бэйкона не только оказалась ответом на вопрос, как заставить американцев хоть ненадолго забыть о последствиях Великой депрессии, но и спасла Warner Bros. от полного банкротства. Все это случилось благодаря камере, сумевшей запечатлеть геометрию рисунка танцев и выведшей искусство мюзикла с грязных театральных подмостков на свет кинематографа.
Дни Ру