9 февраля 2006 г.
Невстреча на Эльбе
Новое русское кино на кинофестивале в Берлине будут представлять фильмы Григория Александрова и Михаила Калатозова
БЕРЛИН — Сегодня стартуют 56-е Берлинские киноигры. Это почти точный перевод названия фестиваля, известного также как Берлинале: в немецком варианте Berlin International Film Festival именует себя Internationalen Filmfestspielen Berlin. Впервые за время существования фестиваля, входящего в неофициальную мировую четверку лидеров (Канны — Берлин — Торонто — Венеция), он практически игнорирует кино из России. Впрочем, все к тому шло.
В конкурсной программе заочно обращаешь внимание прежде всего на фильмы мэтров: американцев Роберта Олтмена (комедия “Верный друг степей” с Вуди Харрельсоном и Мерил Стрип) и Сидни Люмета (фильм “Виновный”, что удивительно, со звездой боевиков, никогда не снимавшимся в серьезном кино Вином Дизелем), француза Клода Шаброля (его “Власть” с Изабель Юппер заявлена как политический триллер), а также гораздо более непредсказуемого и актуального ирландца Нила Джордана (“Завтрак на Плутоне” с Киллианом Мёрфи и Лайемом Нисоном).
Среди других американских фильмов отметим многофигурный политический триллер с Джорджем Клуни “Сириана”, снятый сценаристом “Траффика” Стивеном Гаганом: разница между фильмами в том, что “Траффик” исследовал проблему наркомафии, а “Сириана” разоблачает мафию нефтяную, причем сильнее всего обвиняя дельцов американских. И, понятно, биографическую драму “Капоте” Беннета Миллера — о писателе Трумене Капоте с Филипом Сеймуром Хоффманом. Понятно, потому что и Хоффман, и Клуни получили за свои роли по “Золотому глобусу”.
Есть в конкурсе и фильмы модных авторов — “Дорога на Гуантанамо” регулярно впадающего в политкорректность британца Майкла Уитерботтома (забавно, что эту картину о мучениях военнопленных мусульман Уитерботтом снял сразу после “9 песен”, сделанных в жанре арт-порно) или, например, “Невидимые волны” таиландца Пенека Ратанаруанга, которого выделяет из общего ряда уже то, что именно с ним, как и с Вонг Кар-ваем, работает сейчас такой знаменитый оператор, как Кристофер Дойл.
Из внеконкурсных картин заранее хочется посмотреть “Новый мир” одного из лучших и редко снимающих американских режиссеров Теренса Малика (создателя “Пустошей” и “Тонкой красной линии”). Впрочем, и давно ожидаемый мировым прокатом кинокомикс “V как вендетта” с Натали Портман по сценарию братьев Вачовски.
А наше присутствие на Берлинале-2006 сводится к следующему. В проходящий на обочине фестиваля конкурс детских картин (в раздел “для зрителей от 14 и старше”) допущена неизвестная мне полнометражная картина Фархота Абдуллаева “Ловитор”. А в раздел “для зрителей от 4 и старше” — столь же неизвестная 12-минутка Степана Коваля “Злыдни” — правда, она российско-украинская и герои говорят по-украински. Еще на русском — украинская картина Александра Шапиро (того, что сделал “Путеводитель”) “Счастливчики”, в которой снялся Федор Бондарчук, но и ее пригласили не в официальную, а в обочинную программу “Форум молодого кино”. Все.
Фактически наше серьезное кино будут представлять на Берлинале Михаил Калатозов, чьи “Летят журавли” включены в программу “Ретроспективы”, и Григорий Александров, чья “Встреча на Эльбе”, наверное, изрядно повеселит зрителей особой, придуманной для этого года программы, посвященной “Плану Маршалла” Selling Democracy — “Продвигая демократию”.
Ведомо сти.Ру
Юрий Гладильщиков