Актеры

Виктор Борцов \Viktor Bortsov 
Россия, 14 июня 1934 г.
актер
Народный артист России


Автор: Сергей Капков
Сайт: Характерные актёры российского кино
Статья: Краткая биография

Виктор Андреевич Борцов. Ведущий актер Малого театра, исполнитель ролей "здоровяков", крепких телом и духом, но не всегда удачливых в жизни. В кино прославился ролью Саввы Игнатьевича в комедии "Покровские ворота".
Борцов снимается в кино нечасто. Наиболее заметные роли сыграл в фильмах "Первый троллейбус", "И снова Анискин", "Гардемарины, вперед!", "Визит дамы". Его герои, в большинстве своем, симпатичные, обаятельные "тюфяки". В театре же актер переиграл весь классический репертуар.
Народный артист России.
Окончил Театральное училище им. М.Щепкина и стал актером Малого театра.
Актерские работы:
1. Первый троллейбус - 1963 (Мелодрама)
2. И снова Анискин - 1978 (Детектив)
3. Покровские ворота - 1982 (Лирическая комедия) ...Савва Игнатьевич
4. Вокзал для двоих - 1982 (Мелодрама)
5. Визит дамы - 1989 (Драма)
6. Гениальная идея - 1991 (Комедия)


Автор: Максим РЕДИН
Сайт: YTPO.RU
Статья: Малый театр надо переименовать в <Современник>

14 июня народный артист России Виктор Борцов отметил свое 70-летие. Большинству зрителей актер, конечно, памятен по блестяще сыгранной роли Саввы Игнатьевича в фильме Михаила Казакова "Покровские ворота" – "Натюрлих, Маргарита Павловна…". Таких, как Борцов иногда называют "мастер эпизода". Это в кино (припомните хотя бы фрагмент из "Вокзала для двоих"), а в театре все иначе. Борцов – один из самых репертуарных актеров Малого театра, и роли у него здесь отнюдь не эпизодические: Лыняев в "Волках и овцах", Матвей Потрохов в "Трудовом хлебе", Тит Титыч Брусков в "День на день не приходится", Пинта в "Старом добром ансамбле" и другие.
Участие Виктора Борцова – непременный залог высокого качества спектакля. Зрители это знают и награждают актера заслуженными аплодисментами. Такова уж актерская и человеческая фактура Борцова, что на сцене он притягивает к себе внимание как магнит. А после спектакля его интонации еще долго вертятся в памяти. При этом ничего сверхъестественного он на сцене не делает, просто живет в образе. Борцов потрясающе органичен, каждому его движению и фразе веришь беспрекословно.
Любовь к актерскому искусству, выступлению на публике Виктор Андреевич усвоил в самом раннем детстве. Первой его книжкой была сказка о театре. Оренбург, где родился Борцов, в войну превратился в культурный центр – в город были эвакуированы труппы со всего Союза. Позже был самодельный кукольный театр, "Театр у микрофона", "Сорочинская ярмарка", которую Борцов поставил и сыграл с друзьями на кухне в коммуналке, драмкружки, Щепкинское училище и, наконец, Малый театр.
Незадолго до юбилея корреспонденту "Yтра" удалось встретиться и побеседовать с Виктором Андреевичем.
"Yтро": Виктор Андрееевич, как вы отметите ваш юбилей?
Виктор Борцов: Я буду в этот день играть в Кирове спектакль "Волки и овцы", а на другой день сяду в поезд и поеду домой.
"Y": А обычно как отмечаете?
В.Б.: Я отмечаю свои дни рождения так же, как и все. Во-первых, я летний, и всегда день рождения на гастроли приходится. В театре в это время будут играть англичане, ну какой юбилей? На будущий сезон пообещали сделать бенефис, афишный спектакль. Надо к этому проще относиться. На жену-то все не свалишь: банкет и т.д. А потом возраст уже такой. Хотя вот Татьяна Петровна Панкова весь свой юбилейный вечер после спектакля простояла, я уже так спектакль не простою. А она не села даже…
"Y": Виктор Андреевич, сколько лет вы служите в Малом театре?
В.Б.: Скоро будет уже 50 лет. Я пришел сюда в 1957 году.
"Y": В какое время актеру легче жить - раньше или сейчас?
В.Б.: Раньше можно было с тремя-пятью рублями зайти в ВТО, а сейчас и ВТО нет, сожгли. Каждое лето мы ездили с концертами, мы знали сколько ты можешь получить, какова ставка, сколько стоит билет. А теперь все ушло. Такой вот рынок, не знаем, сколько за билет брать. Не знаем, есть ли зритель, будут ли смотреть.
"Y": Никогда не пробовали посчитать, сколько ролей было сыграно на сцене?
В.Б.: Да что вы! Огромное количество. В кино еще можно сосчитать, а в Малом очень много. А сколько вводов было! Как бюллетень, так я. Это длилось очень долго, но, во всяком случае, мне это помогло, потому что каких-то ролей противоположного плана я бы не сыграл при других обстоятельствах.
Я ведь очень рано начал играть. К шестому классу я уже играл на сцене дома пионеров. А так и сам играл, и на кухне "Сорочинскую ярмарку" ставил. В городе я был известен. Ведь не было ни телевидения, ни магнитофонов. Но был концерт - по любому поводу. Я уже в первом классе пел в концерте "До свиданья, города и хаты". В каком-то следующем классе я уже читал рассказ. И никто меня не просил и ничего не давал. Я сам все готовил. Иногда читал то, что я не понимаю. Например, политический рассказ "Тени Фонтанебло". Но и то потом один мой приятель пришел и сказал: "Ты знаешь, я тебя послушал, пришел и выучил этот рассказ. Я понял, что можно на три голоса читать".
Проблема же у меня была такая. Я был маленький, и когда я пришел в драмкружок, мне руководитель дал комедийную роль. И так я простаком, комиком какое-то время был. А потом он уехал. Я же вырос, и мне эти роли перестали давать. Просили Бориса сыграть в "Грозе", Самозванца, Незнамова. Это теперь бы я сыграл, я теперь знаю, как одеться и т.д. А тогда было сложно. То же самое было в училище. Дали сначала пару комедийных ролей сыграть, а потом Вера Николаевна Пашенная сказала: "Ну они же должны играть героев". И все. А на выпускном экзамене у меня вообще в испанской трагедии была роль, в "Звезде Севильи". Хорошая роль, очень. Но тогда я уже про Испанию все знал, все книжки прочитал. Сыграли раза четыре, а репетировали очень долго. Михаил Николаевич Гладков ставил, замечательный педагог. Тогда как раз раскрылось дело с Берией, и "Звезда Севильи" была взята специально. Многое там напоминало о том, что в жизни происходит.
И Швандю-то я получил после того, как сделал очень смешной рассказ Шолохова. Я его прочел в училище, кто-то из режиссеров увидел и говорит: "Да что ж мы его во фрак-то? У него ж кровь другая!". И так я сыграл Горецкого, Швандю, Валерьяна в пьесе "Перед ужином". А поначалу так мальчиков, школьников приходилось играть. Нам с Юрой Соломиным дали хорошие, большие роли - дублировать. Из-за этого и попали наверное в театр. Пьесу пробила комсомольская организация к очередному фестивалю молодежи и студентов. Поставил ее А.Гончаров. И эти роли играли сначала Коршунов и Подгорный. А мы были дублеры. Я играл роль Коршунова, а Юра - Никиты Подгорного. А дублеры были нужны потому, что они снимались в кино. Пьеса называлась "Когда горит сердце" по роману Виктора Кина.
"Y": Виктор Андреевич, вы по натуре человек мягкий?
В.Б.: Ну где мягкий, где не очень. Однозначно трудно сказать…
"Y": Наверняка в вашей жизни были люди, которым вы бы сейчас в ноги поклонились за то, что они для вас сделали…
В.Б.: Всех перечислить? (смеется)
"Y": Всех, конечно!
В.Б.: Ну, во-первых, руководитель драмкружка Александр Михайлович Озеров, братья Фомичевы, один из них был чтец великолепный, он в моей судьбе очень большую роль сыграл. Николай Петрович Воробьев - грандиозный был артист в Оренбурге. Он играл Силу Грознова в "Правде - хорошо…", и когда вышел фильм Малого театра, то я увидел разницу между Малым театром и Оренбургским. Воробьев, представьте себе, переиграл Федора Григорьева. Конечно, все остальные были великолепны: Сашин-Никольский, Рыжовы, Турчанинова. Ведь до Григорьева в Малом роль Грознова играл Н.К. Яковлев. Вот его было не переиграть. Эта роль его записана на радио. Но я его не застал. А, говорят, было так: играет Яковлев "Бедность не порок" - все плачут, играет Истомин - никто не плачет.
Но вернемся к вопросу. В Оренбурге я был в друзьях у Леонида Сергеевича Броневого. Ему было тогда 25 лет. Он играл молодого Ленина, Улдоса, героев. Великолепный, яркий артист. Я - человек, вертящийся около театра, - сидел у него дома (у него была маленькая комнатенка) и слушал. Я его даже считаю своим учителем по литературе. Ведь ни Шекспира, ни Блока, ни Леонида Андреева в школе не было. А он все читал, все показывал. Мне тогда около 20 было.
Потом я пришел в Малый театр, увидел Доронина, Оленева, Грузинского, Константинова. Это я нетитулованных называю. Я многим обязан Доронину. За ним весь театр ходил табуном. И он не был никакой не барин или дворянин, а он был простой парень, и не знаю сколько ему лет было, по-моему до 50 лет играл 25-летнего. В великолепной был форме. Актер - ой-ой-ой! При чем он никуда не лез, а знал он очень много, понимаете, многое видел и играл. Он очень хотел Царя Федора играть, десять лет ходил за Равенских, и даже был конфликт из-за этого всего. И если бы он сыграл Царя Федора, это был бы другой Царь Федор. Конечно, мы у них учились. Например, одном спектакле играют Любезнов и Константинов - это две противоположные школы. А спектакль ведь идет долго, много лет, и ты уже сам становишься то ли Любезновым, то ли Константиновым. Вот так!
"Y": Малый театр - хранитель театральных традиций. А что такое традиции Малого театра?
В.Б.: Это вопрос очень сложный (смеется). Я так скажу. Есть одна традиция - делать банкет после каждого ввода. Это закон, намертво. Поэтому я уже почти не ввожусь. Сейчас уж годы не те, надо успеть засветло домой и т.д. А если серьезно, то такие традиции - слово! Ведь сейчас как: сидишь в девятом ряду и не расслышал, что там на сцене говорят. Вера Николаевна Пашенная говорила: "Я купила билет на последний ряд, так будьте любезны, чтобы я все поняла, чтобы я все услышала". Сейчас нас выручает Островский. Мы были правительственный театр, чего мы только не играли, чего мы только не ставили! И был даже такой комплекс: вот в "Современнике" все лучшие пьесы, а мы с этим сидим. Выезжали на артистах. Вот, предположим, выйдет Светловидов и сыграет все что угодно. Пьеса пройдет несколько сезонов и все довольны. А пьесы Островского - это же был музей. Очень здорово играли. А сейчас пришло такое время, когда Островский стал самым современным автором. Вообще на Малом театре надо написать - "Современник".
"Y": И тем не менее современные пьесы из репертуара ушли…
В.Б.: Ушли, но придут еще… Жизнь сложная. Ведь идет сейчас везде такая чернуха, но до нас она все-таки не доходит. Не тот у нас театр. Ведь сейчас, слава Богу, мы можем поставить всего Островского. Когда Саша Коршунов принес пьесу "Тяжелые дни", чего мы только ему не говорили: что, мол, ты пьесу лучше не мог найти, ведь это и не пьеса, что ж тут вообще играть и т.д. И вдруг успех. Не можем пропуск достать. Так что не угадаешь.
Я когда маленький был, буквально жил в радиотарелке. Я Диккенса не открывал, но я его знаю всего наизусть. Все было сыграно в Театре у микрофона. А сейчас я плачу за радио, но у меня радио нет. Я бы и послушал какую-нибудь старую постановку, да не могу. А тогда, представьте, Тарханов, Москвин, Грибов - читают один и тот же монолог, для того чтобы могли сравнить, как читает этот, тот и т.д. Это все слушали. Дикторы были какие! Так уже надоела бытовая речь, что, кажется, многие люди в театр-то ходят просто послушать, как объяснялись в любви, как разговаривали.
"Y": Ну а почему бы не поставить на сцене Малого театра, например, пьесу Вампилова?
В.Б.: Во-первых, Вампилов не то что в театре, он в кино весь поставлен. Переиграешь разве Леонова? Нет, конечно.
"Y": А молодежь Малого театра справляется? Входит в нужное русло?
В.Б.: Да, сейчас театр весь на молодежи держится, они играют много, но ушло то поколение артистов. Мало их уже осталось. Вот недавно смотрел юбилейный вечер Татьяны Еремеевой. Какая актриса! А Татьяна Панкова? Ее где ни выпусти, везде великолепно! Сейчас же ведь Самойлов на сцену выходит. Во в этом сезоне у нас пошел "Старый добрый ансамбль" - современная пьеса. Думали сначала, что вообще не пойдет спектакль. Столько сложностей разных было! У меня первый раз было наказание за выбор профессии. Но попробовали выпустить на зрителя и пьеса пошла. Смотрим, спектакль оказался нужен, зрители благодарят.
"Y": Почему бы не пригласить режиссера со стороны? Вот С.Женовач поставил уже два спектакля…
В.Б.: У Женовача я пока не играл. Его Юра Соломин на свои спектакли приглашает. "Правду - хорошо, а счастье - лучше" я еще не видел. А "Горе от ума" - это профессиональная удача.
"Y": А вы часто в театр ходите?
В.Б.: Я хожу, но я сначала спрошу, что там такое. Что ж я пойду смотреть на Катерину, которая курит? Я знаю, куда пойти. Театр не умрет никогда, он может на одной стороне улицы умереть, но тут же на другой воскреснуть.




Автор: Валерий Чумаков
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Савва, натюрлих!

АКТЕР Малого театра народный артист России Виктор Борцов, сыгравший странного члена семейства Хоботовых, родился в Оренбурге. Мать его умерла рано, отца в 1937 году по доносу арестовали, правда, просидел он в тюрьме недолго, всего год. Актером Витя мечтал стать с первого класса. Тогда знакомая билетерша провела его на утренник. Давали оперетту Девушка из Барселоны. Вернувшись со спектакля, 7-летний Витя заявил отцу: Папа, наверное, я буду актером. Заявил и стал. В Щепкинское училище поступил с первого раза. Окончив курс у мастера Веры Пашенной, пошел на работу в Малый театр, в котором трудится и по сию пору. За более чем 40 лет работы Виктор Андреевич сыграл на его сцене 104 роли. Плюс 40 ролей в кино. В Покровские ворота я случайно попал, — рассказал он нам. — Меня вспомнил второй режиссер, Топалер. Я его даже не знал тогда, а он меня вспомнил и предложил Мише Козакову. И Миша сказал: Да, правильно, тащите его сюда.
Роль Саввы Игнатьевича Виктор Борцов перекраивал прямо на ходу. По сценарию его герой был довольно злым: этакий фронтовик-хохотун, размазывающий по стенке сопливого еврея-интеллигента. А хотелось сделать доброго и великодушного увальня-победителя. У него получилось, и так удачно, что второстепенный Савва стал одним из самых ярких героев фильма.
Сейчас актер живет в районе Киевского вокзала. Ему 70 лет. Каждый день добирается до театра и обратно на метро. О семье рассказывать не хочет (Ну что, еще в постель ко мне лезть…) Но нам удалось выяснить, что живет он с женой Циалой, которая на несколько лет моложе его и которую актер горячо любит. В отличие от Саввы Игнатьевича, с техникой общается на вы — машину не водит и даже розетку дома сам заменить не может. Не пьет (врачи запрещают), на сторону не гуляет, не пропускает ни одной театральной премьеры, а в свободное время повторяет роли. На замечание о том, что сейчас люди реже стали ходить в театр, только смеется: Да вы что, у нас вон Волки и овцы Островского уже больше десяти лет идут, и все при полном зале. И вы приходите, я там Лыняева играю. Приглашаю.

Фильмография Виктор Андреевич Борцов
/Viktor Bortsov/
Актерские работы:

Первый троллейбус [1963]
Трое [1969]
Дневной поезд [1976]
И снова Анискин [1978]
Покровские ворота [1982]
Мой избранник [1984]
Один и без оружия [1984]
Баллада о старом оружии [1986]
Визит дамы [1989]
Допинг для ангелов [1990]
Мои люди [1990]
Виват, гардемарины! [1991]
Гениальная идея [1991]
Год хорошего ребенка [1991]
Летучий голландец [1991]
Отель "Эдем" [1991]
Чича [1992]
Шуб - Баба Люба! [2000]
Виктор Борцов Виктор Борцов Виктор Борцов
Виктор Борцов Виктор Борцов Виктор Борцов

Фильмография (актер)

Название фильма Наша оценка Описание
Визит дамы\Визит дамы подробнее
Гениальная идея\Гениальная идея подробнее
Дневной поезд\Дневной поезд подробнее
Допинг для ангелов\Допинг для ангелов подробнее
И снова Анискин\И снова Анискин подробнее
Леди на день\Леди на день подробнее
Летучий Голландец\Летучий Голландец подробнее
Татьянин день\Татьянин день подробнее
Трое\Трое подробнее
Ультиматум\Ультиматум подробнее
Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#