Описание фильма

"Казино Рояль"   

Название фильма: Казино Рояль
Казино Рояль
Страна-производитель: США, Великобритания, Чехия
Английский: Casino Royale
Жанр: боевик / драма / криминальный
Режиссер: Мартин Кемпбелл
В ролях: Дэниел Крейг, Ева Грин, Мадс Миккельсен, Джеффри Райт, Джанкарло Джаннини, Джуди Денч, Ивана Миличевич
Год выпуска: 2006
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Четвертая экранизация первого романа Яна Флеминга о приключениях самого непотопляемого агента на Земле.

Шестой 007
Текст: Валерий Кичин
"Российская газета"
Джеймс Бонд вернулся к своим истокам

Событие мирового масштаба: инаугурация нового Джеймса Бонда состоялась. Им оказался не Джуд Лоу, не Орландо Блум, не Юин МакГрегор и не Колин Фаррелл, как ожидали энтузиасты, а 37-летний Дэниэл Крэйг, чаще игравший бандитов и убийц.

"Казино Рояль" – самая первая из историй о Бонде, придуманная Яном Флемингом в 1953 году и тогда же вышедшая в свет. Так как продюсер будущего сериала Альберт Брокколи не смог приобрести права на экранизацию этой книги (их уже купило ТВ, сделав телеспектакль на канале CBS), то киноистория Бонда началась с шестого романа – "Доктор Ноу" /Dr. No/ (1962). Но "Казино Рояль", тем не менее, уже было экранизировано в очень неровном фильме 1967 года, где Бонд в отставке (Дэвид Нивен) разоблачал собственную легенду. Его подвиги там свершали сразу несколько агентов, их играли Питер Селлерс, Чарлз Купер и даже шимпанзе; были среди них дочка Джеймса Бонда и Маты Хари – Мата Бонд, и его племянник Джимми Бонд, которого сыграл Вуди Аллен. В роли главного злодея Ле Шифра там явился великий Орсон Уэллс. Несмотря на звездный состав (добавьте Дебору Керр, Уильяма Холдена, Шарля Буайе, Урсулу Андресс и Жана-Поля Бельмондо) эта авантюрная комедия, сделанная командой из пяти режиссеров, оказалась глуповатой и большого успеха не имела.
В самом же первоисточнике – романе 1953 года – Бонд мало походил на своего знаменитого экранного двойника: не был таким безупречно элегантным, невозмутимым и неуязвимым и больше напоминал живого человека. Так что выбор Дэниэла Крэйга на роль нового Бонда, возмутивший многих поклонников сериала, оказался точным: это попытка вернуться к Бонду первоначальному. Единственное отклонение в характере героя, которое позволили себе авторы картины, – отношения Бонда с прекрасным полом: в романе агент 007 был убежденным мужским шовинистом и к женщинам относился как к неизбежному злу. В новом фильме, разумеется, он не пройдет мимо красотки, но любовь окажется более земной, глубокой и жертвенной.
Не рискнули авторы сделать и "ретро", которое, казалось бы, здесь необходимо. На давность истоков намекнет только черно-белый пролог, а в самом фильме – никаких 50-х годов прошлого века. Перед нами суперсовременный мир Интернета, роскошных курортов, новейших авиалайнеров Skyfleet и модных автомобилей. Так что прямых указаний на то, что перед нами счастливая юность культового героя, нет. Поэтому важно знать изложенную мной предысторию – чтобы избежать шока: шестой по счету Джеймс Бонд в фильме Мартина Кэмпбелла не только не похож на кукольных персонажей Роджера Мура или Пирса Броснана, но во многом стал их противоположностью. Он коренаст, его волосы чаще всего взъерошены, он сбросил крахмальную манишку с бабочкой и впервые в своей практике вспотел. В смокинге он похож на Крокодила Данди, попавшего на светский раут. Без смокинга – на боксера. В приличном костюме – на гостиничного клерка. Он спустился с небес и стал своим в доску. Из выдержанного, всегда владеющего собой супермена превратился в неуправляемого авантюриста. Трудно себе представить Броснана, которого лупят веревкой по голой заднице, обещая оставить без мужских достоинств, – такого унижения канонический Бонд просто не допускал. С новым Бондом это – запросто.

Число его проколов не поддается исчислению, он в этом фильме много раз умирает, а спасение приходит всегда по случайному совпадению и независимо от бронебойной силы героя. Когда ситуация безвыходна, авторы прибегают в простейшему способу решить проблему: пистолеты врага всегда почему-то дают осечку. Когда остынешь немного от горячки погонь и подсчитаешь достижения любимого героя, получится, что весь фильм его спасали другие, иной раз ценой собственной жизни, а собственные достижения Бонда близки к нулю. И ущерба окружающей среде он нанес едва ли не больше, чем могли бы нанести его противники.
Таких измывательств над 007 еще не бывало. Бонд уязвимый?! Бонд небессмертный?!! Бонд, который нуждается в помощи чаще, чем приходит на помощь сам?!!! Здесь все ориентиры перевернуты, как говорят на флоте, оверкиль. Не иначе как продюсеры сериала, который тоже казался бессмертным, готовятся его прикончить. В этом фильме они могли это сделать раз десять, причем убедительно и навсегда.
Вернулся к истокам и тип противника Бонда. В первых фильмах "бондианы" герой боролся с вполне конкретными КГБ или СМЕРШем, потом враг приобрел мифологические черты "мирового зла". Теперь он опять конкретен: это террористы и финансист, снабжающий их деньгами. Спустилась на землю и неземная "девушка Бонда": Веспер Линд у Эвы Грин умна и держится с достоинством, обманывая надежды увидеть ее в неизбежном бикини.
Впрочем, положа руку на сердце, надо признать, что в "бондиане" зрителям не важно, кто тут схлестнулся и во имя каких целей рискует. Важна "погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови". Важен адреналин. И тут новый фильм не даст заскучать.
Формально Бонд дает бой терроризму: преследует смертника с бомбой, а затем, пользуясь данными его мобильного телефона, выслеживает смертников то в Майами, то на Багамах, то в Венеции. А главное – он должен вывести на чистую воду негодяя Ле Шифра (датский актер Мадс Миккелсен), который не только финансирует террористов, но и сам у них в лапах. Причем кульминационное сражение происходит не на экзотическом пленере, как обычно, а за картежным столом. И надо отдать должное мастерству режиссера, который и здесь добивается выдающейся динамики и нешуточного напряжения. Что же касается погонь, то они по темпу и цирковой аттракционности имеют мало прецедентов: люди гонятся друг за другом по вертикальным балкам, канатам и стрелам строительных кранов, на авто по дивным пейзажам Черногории, на бульдозерах и аэропортовых бензозаправщиках среди взлетающих самолетов и под брюхом приземлившегося лайнера. Монтаж сверхкороткий, и адреналин впрыскивается мегатоннами; рекордные для сериала 144 минуты и 7 секунд пролетают как миг. Мартин Кэмпбелл, 66-летний уроженец Новой Зеландии, уже однажды ставил "Бонда" – "Золотой глаз" /Golden Eye/ (1995) с Пирсом Броснаном, и у него есть опыт разрушения Петербурга. Теперь он так же упоенно крушит Венецию, которую жалеешь значительно больше, чем Бонда.

Не жалеть героев – принцип сериала. Не случайно первую картину "Доктор Ноу" критики приняли в штыки, сочтя началом "нового фашистского кино". Сериал действительно предварил наступление новой эры – более циничной, научившейся видеть род развлечения в убийстве и насилии. И если первые картины с Шоном Коннери имели сильный привкус романтизма, то затем приключения Бонда стали прагматичными и все более напоминали компьютерный квест, где любое идейное обоснование формально, а важен азарт самой игры. В новом же фильме беспрецедентный для сериала уровень садизма заставил английскую цензуру установить возрастное ограничение до 12 лет.
Единственное серьезное разочарование картины – это традиционная песня, которую мы должны унести с собой в сердце. Она, как всегда, звучит на вступительных титрах, но не обещает ничего хорошего.

Еще:

Совершив в Праге двойное убийство - одно с применением раковины, - молодой британский агент Джеймс Бонд (Крейг) зарабатывает два нуля: отныне он может уничтожать врагов короны, не задумываясь о последствиях. Чем он и начинает заниматься с плохо скрываемым удовольствием. Цепь трупов на разных континентах и слово “эллипс” выводят шпиона на террористическую организацию, и начальство МИ-6, в легком шоке от резвости своего сотрудника, все же поручает ему первое ответственное задание. 007 отправляется в Черногорию, где на покерном турнире должен обыграть террористического казначея по имени Ле Шиффр (Миккельсен), который никогда не проигрывает, но иногда плачет кровью. Вместе с Бондом едет барышня Веспер Линд (Грин) - приглядывать за его расходами и разбивать его сердце.

Новый Бонд, шестой по счету (если говорить о смене актеров), которого сыграл Дэниел Крейг, радикально отличается от прежних. И не только потому, что "Казино "Рояль" - как бы пред-"Бонд", первый фильм про агента 007, снятый по дебютному роману папы Бонда Йена Флеминга. "Как бы пред-"Бонд", потому что действие фильма перенесено в современность, в 2006-й. Бонда еще никто не знает - он, считай, заново родился. Начнем с того, что Крейг - очень хороший актер. Шон Коннери (Бонд №1) и Роджер Мур (Бонд №3) тоже хорошие актеры, но никто из них до "Бонда" не снимался в фильмах разряда артхаус, т.е. киноискусство. Никто не успел сделать карьеру на театральной сцене. Никто не оговаривал в контракте, что имеет право на любые другие роли, даже те, которые противоречат бондовскому имиджу плохиша-супермена, защитника мира.

Добавим, что Крейг не конфетный красавец и вообще голубоглазый блондин - это с ходу взбесило фанатов Бонда. Крейга год поносили на всех интернет-форумах и блогах - как только выдержал такую коверную и подковерную бомбардировку? К блондину-Бонду, однако, привыкнут быстро. А насчет того, что он не красавец... может, и не красавец. Но зрительницы из-за него падают в обморок. Бонд №6 наконец-то стал мужиком, каковым не был Бонд №5 Пирс Броснан, к несчастью для себя, принявший обязательства суперагента МИ-6 во времена разгула политкорректной истерии. Бонду-Броснану под влиянием идеологии феминисток запретили изображать даже такую непременную черту 007, как мачизм: у него был мягкий всепонимающий взгляд, а девушек он укладывал в постель только по взаимной договоренности, при этом они подозрительно часто занимали при невербальном контакте позицию сверху, что означало: не он их, а они его.

Все прежние "Бонды" были фильмами в той или иной степени стебными. Новый - серьезен. Это реалистический (ну, понятно, что псевдореалистический) боевик, своего рода "Крепкий орешек" - с поправкой на то, что Брюс Уиллис в "Орешках" выглядит обычным малым, а Бонд от Дэниела Крейга, как ни старается быть как все, все равно пижон. Второе: у Бонда - вы изумитесь - появилась судьба! Хотя он прежде был героем комикса, то есть нечеловеком, которому сопереживать смешно и тупо. Он, как выясняется, сирота. "Казино "Рояль" объясняет, почему он потом стал таким циником. Почему? Разочаровался в людях. Интересно, что в Голливуде наметилась тенденция очеловечивать персонажей, которые прежде представлялись картонными. Далее: в бондиане появились актуальные геополитические детали. Например, упоминаются теракты 11 сентября 2001 года. Представляете кошмар: в комиксовом "Бонде" 1960-х, где 007 сражался с мифической террористической организацией "Спектр", говорится о Карибском кризисе и КПСС?

В "Казино "Рояль" много непривычного для прежнего "Бонда" натурализма: Бонд вечно окровавлен и в шрамах, тогда как Шон Коннери и его враги зачастую лишь притворялись, будто бьют друг друга по физиономиям.

Что еще интереснее: это фильм еще и психологический! Бонд сомневается, ошибается, разочаровывается. Фильм длиной 2.19 на две трети состоит из психологических эпизодов (хотя обычная бондиана - это только перестрелки, драки, погони и постель), но при этом не кажется скучным. Фактически это не боевик, а история любви и предательства.

Можно сказать, что речь идет об очеловечивании Бонда. Из прошлого ему оставлены две традиционные девушки, одна из которых, по идее, должна оказаться злодейкой, да коктейль мартини-водка. Ну и конечно, оставлено суперменство, но мы уже отчасти сказали, что и оно иного толка. Прежний Бонд оставался суперменом, каких не бывает. Этот новый - из тех, каковым, если постараться, можешь стать и ты. И опять-таки мы возвращаемся к проблеме его нового лица. По аналогии с girl-next-door, что в Америке не просто понятие, но целая идеология (не ищи для счастья девушку из журнала Playboy, приглядись к скромной на вид соседке - она, возможно, краше; душой - точно), нового Бонда хочется назвать Bond-next-door.

Самое, однако, коммерчески хитрое в простом мужицком лице Дэниела Крейга - что оно именно мужицкое. Лицо мачо. Самый сильный удар по классическому имиджу Бонда нанесли времена политкорректности. В новом фильме Бонд перестал быть джентльменом. Из слегка циничного пижона, элегантно стареющего аристократа холодной войны, 007 превратился в одержимого агента-трудоголика с лицензией на убийство, в молодого волка, который, получив разрешение устранить злодея, интересуется, убить ли его просто или чтобы другим было неповадно и нули, обозначающие его полномочия убивать, проскальзывают в крейговских невозможно голубых глазах задолго до того, как он официально получит лицензию. Который оставляет уже разложенную на полу красотку, чтобы отправиться по делам службы. Который некрасиво потеет и блюет. Которого в течение пяти минут бьют, прошу прощения, по яйцам - можно было в страшном сне представить себе что-то подобное с Коннери ли, с Броснаном ли?

Новый фильм неполиткорректен уже потому, что Бонд мочит много плохих негров (не говоря уже: спит с девушками) и активно ест запрещенную "зелеными" черную икру, сволочь. И совсем уже сенсация: в фильме почти нет компьютерных эпизодов, из которых состояла бондиана 1990-х: лазеры пуляли из неба, растапливая в погоне за машиной Бонда антарктические льды, Бонд удирал - как на американских горках - на вагонетке по нефтяному трубопроводу и т.д. Теперь тот же Кэпмбелл перевернул страницу - шутки и компьютерные “примочки” в сторону. Забыт Кью, забыта Манипенни, на финальные титры оставлена тема Джона Барри, “астон-мартин” - по минимуму, гаджеты - чуть-чуть. Когда официант, получив заказ на водку с мартини, от имени всех кинозрителей вселенной заглядывает Бонду в глаза - смешать или взболтать? - взмыленный агент бросает: “Да все равно”. На весь фильм есть ровно два “технологичных” эпизода: "Ламборджини" с Бондом переворачивается в воздухе примерно пятнадцать раз. И еще: оседает на наших глазах здание в Венеции у Гранд-канала, пока Бонд дерется там с негодяями, пытаясь заодно спасти заточенную в шахту лифта любимую. Всё.

Понятно, что продюсеры фильма отнюдь не авантюристы. Они поняли, что изменений требуют новое время и новая киноаудитория. Они добились невероятного: персонажи бондианы, чистого вроде бы комикса, стали интересны. За них стало можно переживать.

Едва ли не главной проблемой "Бонда" в последние годы оказалась его старомодность. Бондиана - сериал, порожденный ушедшей в прошлое "холодной войной": сериал именно шпионский, а не просто суперменско-боевой. Кроме того, его героем зачастую был папик, свой для аудитории 1960-70-х, когда в кино ходили люди постарше, но несколько чудной для современной молодой публики.

Сериал решили осовременить. Потому ему и понадобилось столь обыденное, не модельное, не конфетное, не гламурное, зато мужицкое лицо секретного агента - понадобился не только фрачный, но и потный-окровавленный Бонд.

Первый бондовский роман Флеминга уже однажды экранизировался - сорок лет назад, в виде преглупой пародии (достаточно сказать, что в финале появлялся молодой Вуди Аллен), - однако удар, который наносит по старомодной мифологии 007 новое “Казино”, несравнимо больнее. На Бонда впервые отважились посмотреть всерьез - и зрелище кому-то может показаться не из приятных. Но какое зрелище!


 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#