"Проклятый путь"
Название фильма: | Проклятый путь |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Road To Perdition | ||
Жанр: | драма / гангстерский | ||
Режиссер: | Сэм Мендес | ||
В ролях: | Том Хэнкс, Пол Ньюман, Джуд Лоу. | ||
Год выпуска: | 2002 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Проклятый путь для себя выбрал главный герой ленты режиссера Сэма Мендеса. Том Хэнкс сыграл роль наемного убийцы.
Америка - годы Великой депрессии и расцвета преступности. Главный герой фильма - профессиональный убийца Майкл Салливан по кличке Ангел смерти - работает у одного из самых влиятельных крестных отцов ирландской мафии. Он не похож на профессионального убийцу. Более смахивает на бухгалтера или клерка. Неприметен, малоподвижен. Но именно ему Джон Руни доверяет все главные "разборки"... Дети не знали, чем занимается их отец... До тех пор, пока Майкл-младший не стал свидетелем одной из разборок. По мнению одного из бандитов, мальчик представляет большую опасность для семейного бизнеса, они не любит оставлять свидетелей...
Майклу-старшему и Майклу-младшему предстоит провести в пути долгих шесть недель, скрываясь от убийц. Они будут грабить банки и получать ранения. Однако не хочет, чтобы Майкл-младший пошел по его стопам. Дети отвечали за грехи родителей. У них должна быть своя жизнь...
Том Хэнкс, прочитав сценарий Дэвида Селфа по роману Коллинза, согласился сниматься у режиссера Сэма Мендеса.
По мнению некоторых критиков, это провальная работа режиссера фильма «Красота по-американски». Мы с этим не согласны. В гангстерской саге очень хорошо показана психология взаимоотношений героев, исследуются причины их поступков.
Это не боевик и не приключения, размеренное повествование, великолепны декорации, диалоги героев, музыка. Главный герой – Майкл Салливан, не смотря на его профессию, вызывает уважение. Он сделал свой выбор не потому, что ему нравиться убивать. Что называется – жизнь заставила.
Работа актера Пола Ньюман как обычно заслуживает похвалы. Джуд Лоу в этом фильме играет профессионального киллера Харлена Магуайера, у которого несколько необычное хобби: он обожает фотографировать покойников (причем некоторых из них таковыми сделал он сам), а затем продает изображения газетам. Мафия нанимает Магуайера прикончить Салливана.
Еще:
Рок-Айленд, промозглая зима 1931-го. Печальный мальчик двенадцати лет с огромными черными глазами меряет распутицу на велосипеде, носит клетчатую кепку Шерлока Холмса, курит, спрятавшись за голой осиной, трубку и читает по ночам криминальные книжки. Он не подозревает, что фантазии, которые так занимают его, - на расстоянии невытянутой руки.
Желая узнать, чем занят его хмурый молчаливый родитель, мальчик одной ненастной ночью прячется в его автомобиле и становится свидетелем бандитской разборки: его отец - гангстер Майк Салливан по прозвищу Ангел Смерти, приемный сын местного крестного отца. Родной сын крестного отца, опасаясь, что парнишка может проболтаться, пытается убить семью Салливанов. В живых остаются только отец и сын, и начинается история бегства и мести длиною в шесть недель жизни и 120 минут экранного времени.
Каково это, будучи поклонником Шерлока Холмса, узнать, что твой отец - профессор Мориарти? Из читателя криминальных книжек превратиться в участника событий, которые вызывают кровь, ужас и слезы и которые не покидают тебя в миг, когда ты закрываешь книжку?
Затея Мендеса интригующа - впервые в истории снять экранизацию комикса как трагедию. В основу легла популярная в США гангстерская сага в картинках о Чикаго начала 30-х. Воплощение под стать: Мендес создал мрачную движущуюся гравюру, каталог застывших, словно под ледяным ливнем, кадров, попросив от актеров абсолютно условной игры. Получилась роскошная и драматичная галлюцинация, - сон национальной культуры о себе самой. Старчески-элегантный Пол Ньюмен, сыгравший крестного отца, - идеальный до абстракции босс мафии. (77-летний Ньюмен не утратил цепкости и ясности своих голубых глаз, и хотя в эпической гангстерской драме он снялся впервые, в роли крутого босса ирландской мафии Джона Руни чувствует себя как рыба в воде) Полубезумный наемный убийца, совмещающий заказы с работой криминального фотографа, в исполнении красавца Джада Лоу вовсе кажется гуттаперчевым мальчиком из кровавого гиньоля.
Талантливый оператор Конрад Холл сумел с помощью приглушенных тонов, часто холодно синих, придать медленному кружению камеры несомненную значимость. Импрессионистский стиль Холла, мастера обращения со светом, и выверенная режиссура Мендеса превратили эту довольно простую историю в полигон для демонстрации эстетических изысков. Ведь снег и лед первой части фильма символизируют холод, возникший в душах Майкла и его сына. Но постепенно лед непонимания тает, и трагедия придает отношениям отца и сына глубину. Мендес не только виртуозно монтирует, но и достигает оглушительного эффекта умелым использованием незначительных, но судьбоносных деталей (газета, прикрывающая пистолет) в простых до банальности сценах. Особенно удалась драматическая сцена, в которой Майкл передает гангстеру записку, содержащую приказ его немедленного убийства, о чем сам он не подозревает.
Мендес обработал каждую мелочь, в фильме нет ни одной произвольной, нестилизованной составляющей, и даже небо, кажется, такое, каким было именно в годы Великой Депрессии. Все время есть что рассматривать: гроб, обложенный льдом, трогательный семейный праздник, когда Ньюман музицирует дуэтом с ребенком, которого завтра прикажет убить, нервную Дженнифер Джейсон Ли, фотографирующего трупы Джуда Лоу, подробности "тогдашних" интерьеров и ландшафтов. В сравнении с "Крестным отцом" это гораздо более тонкая стилизация. И отношения тоже потоньше — не просто "убий-не убий. Ребенок, который как бы все это вспоминает, решает как раз вопрос, "кто виноват, что приходится убивать”. До конца интересно смотреть, как именно честный гангстер Том Хэнкс исхитрился морально обставить умного гангстера Пола Ньюмена.