"Клуб"
Название фильма: | Клуб |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Club / Boite, La | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Клод Зиди | ||
В ролях: | Жан-Мари Бигар, Жан-Кристофер Буве, Квентин Бэйот, Александр Комартин, Ги Маршан, Андреа Ферреоль, Фабрис Девилль, Армель Дойч, Жеральд Даан, Ромео Эскала | ||
Год выпуска: | 2001 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Примечание:
На целый год компанию не в меру задиристых приятелей отлучили от всех ночных клубов в округе. Пятьдесят два субботних вечера, когда все будут веселиться, им придется болтаться по улицам. Недолго думая, автомеханик Стефан, мусорщик Халк, кладовщик Шериф, управляющий баром Луи, продавец билетов Дидье, шофер скорой помощи Франсуа решают открыть собственный клуб в гараже отца Стефана, назвав его просто "Клуб".
Небольшая помощь брата Стефана, "продвинутого" краснобая Патрика (специально выписанного из Парижа), а также знойной танцовщицы Жюльетт превращают "Клуб" в престижное место. Каждый молодой человек в городе и его окрестностях мечтает сюда попасть... к большому неудовольствию владельцев остальных клубов. А больше всех недоволен Роже, хозяин клуба "Макумба", не упус-кающий ни одной возможности, чтобы как можно больше напакостить новым "королям ночи"...
Дополнительная рецензия:
Сюжет фильма напоминает старый анекдот об одном американском миллионере, который рассказывал о том, как он разбогател... "Сначала я сорвал с дерева десяток каштанов, поджарил их и продал. Затем сорвал двадцать каштанов, поджарил их и тоже продал. После этого купил лоток, сорвал тридцать каштанов и тоже продал... - И что, именно так вы и стали миллионером? - Нет, просто через месяц я получил гигантское наследство и смог выкинуть эти каштаны к чертовой матери". Здесь примерно все то же самое. Двое ребят рассказывают о том, как они сумели сделать очень популярный и моднючий клуб, причем начинается это все из серии "терпение и труд все перетрут", а заканчивается... Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Несколько старых школьных друзей - автомеханик Стефан, шофер скорой помощи Франсуа, владелец бара Луи, мусорщик Халк, кладовщик Шериф и банковский клерк Дидье - живут в маленьком провинциальном городишке и решительно не знают, чем себя занять в свободное от того времяпрепровождения, которое они называют работой, время. На весь город - один единственный ночной клуб под названием "Макумба", владелец которого (его зовут Роже) недолюбливает компанию Стефана, потому что отец Стефана отказывается продать Роже свой гараж под новый ночной клуб.
В клубе "Макумба" ребята ведут себя очень тихо и скромно. Практически как монахи. Правда, они орут, как больные слоны, а также распивают принесенное с собою виски, что категорически запрещено правилами, но во всем остальном они - просто паиньки, и даже сломанные два кресла меня не убедят в обратном. Разумеется, негодяй Роже нашел способ спровоцировать ребят, придравшись к принесенной бутылке виски, и молодым задорным скромникам пришлось разнести этот клуб вдребезги пополам. Ну просто взыграла молодая кровь, когда их заставили раскошелиться. Зато повеселились славно.
Однако ребятам не повезло. Комиссар полиции был большим другом Роже, поэтому парням впаяли на полную катушку: в течение года запретили посещать ночной клуб Роже. Думаете, это слишком мягкое наказание за дебош в общественном месте и разнесение клуба "Макумба" вдребезги пополам? На самом деле, ребята с бОльшим удовольствием получили бы шесть месяцев тюрьмы, чем запрещение посещать клуб. Потому что в этом чертовом городишке по вечерам нечем заняться. Ну совершенно нечем заняться, кроме как сидеть в заведении Роже и лакать виски по тройной цене.
Но тут у Стефана рождается гениальная мысль. Если они не могут прийти в клуб, значит клуб должен прийти к ним. Ведь гараж отца Стефана действительно идеально подходит для ночного клуба! А они - несколько молодых парней - не страдают отсутствием здоровых идей. Стефан путем семейного скандала заручается поддержкой отца, вызывает из Парижа своего брата-педераста Патрика, который работает дизайнером и прекрасно разбирается в ночных клубах, ребята совершенно различными путями достают стартовый капитал (Патрик при этом закручивает сложную многоходовую комбинацию по продаже коров фермерам) - и делают этот клуб!
Несколько блестящих рекламных акций приводят к тому, что все посетители "Макумбы" переползают в... Да, я же забыл сказать, что своему детищу ребята дали совершенно оригинальное, необычное, стильное и запоминающееся название - "Клуб"! Это действительно просто гениально! Потому что теперь термин "клуб" прочно ассоциируется именно с заведением Стефана, и к ним сбегается целый город. Тем более, что в "Макумбе" Роже занимается всяким обманом и подтасовками результатов розыгрышей, а ребята - кристально чистые, белые и пушистые, поэтому у них все очень честно и суперски. Опять же, Патрик, который работает ведущим, придумывает такие умопомрачительные конкурсы - на лучший стриптиз, на то, у кого из девушек под музыку раньше всех спадут трусики, - что зал просто рыдает от восторга.
Однако негодяй Роже вместе с продажным комиссаром полиции - не дремлют! (пафосно) Они сделают все, чтобы закрыть этот клуб и лишить город чистого и светлого развлечения! Потому что город должен развлекаться в мерзкой, продажной и коррумпированной "Макумбе". А не в прекрасном и достойном заведении - "Клубе". (совсем пафосно) Но мы верим в наших ребят! Мы верим, что они смогут противостоять этому негодяйству! (рыдая) И что звезда "Клуба" навеки воссияет как символ свободы и независимости этого маленького городишки! Ура, товарищи!
***
Клод Зиди - нечто вроде французского Рязанова. Мастер лирических комедий. Создатель очень известных фильмов: "Инспектор-разиня", "Банзай", "Новобранцы идут на войну", "Чудовище", "Не упускай из виду", "Он начинает сердиться", "Ассоциация злоумешленников", "Короли шуток", "Глупый, но дисциплинированный", и великолепнейшего фильма "Откройте, полиция" (в оригинале он назывался "Продажные").
Зиди сильно постарел, однако еще вполне держится в седле, и недавний "Астерикс и Обеликс против Цезаря" доказал, что классика французской комедии еще рано списывать со счетов. С другой стороны, когда классики комедии начинают снимать молодежные фильмы, обычно это выглядит просто удручающе. Недавние яркие примеры - "Настя" Данелии и "Бейскетбол" Дэвида Цукера. Оно понятно, что мэтрам хочется завоевать молодежную аудиторию и доказать, что они - еще ого-го какие мастера комедии, однако выясняется, что вот молодежные комедии им как раз лучше не снимать. Не чувствуют тему. Не попадают в точку. Все это смотрится натянуто, натужно, но главное - совершенно не смешно. Поэтому на "Клуб", который сразу был заявлен как молодежная комедия, я шел, будучи готовым к любым разочарованиям...
Что интересно, после просмотра картины не произошло ни того, ни другого. Ни восторга, ни разочарования. Конечно, это уже не прежний Клод Зиди, который снимал ОЧЕНЬ забавные комедии. "Клуб" - весьма средненький фильмик, что называется - именно типичная "молодежная комедия" с обязательным набором шуток, гэгов и штампов, характерных для данного жанра. Сюжет простой, сто раз жеванный-пережеванный и туповатый: ах, ребята сделали свой клуб, ах, негодяй Роже ставит им палки в колеса. Правда, в конце был сделан достаточно неожиданный ход, когда я уже думал, что сценарий окончательно уйдет в болото вторичности, и это хоть как-то примирило меня с этой картиной.
Тем не менее некоторые моменты в картине сделаны довольно забавно. Не то чтобы я хохотал, ударяясь физиономией о спинку впереди стоящего кресла, как это было на других фильмах мэтра, однако раза три я даже улыбнулся, а это уже неплохо.
Самое забавное в этом фильме - Патрик, брат Стефана. Очень хороший актер (кстати, безумно похожий на молодого Микки Рурка; лицо - просто один в один), который картину приятно оживляет. Все остальные ребята - довольно слабенькие. Сам Стефан - смазливый и бездарный (впрочем, именно такой он, вероятно, и должен быть), а остальные актеры в картине как будто выполняют роль статистов.
Второе светлое пятно - семья Стефана и Патрика: папа, мама, двое малолетних братьев и бабушка-инвалидка. Правда, приколы с этой семьей достаточно традиционные - папа занимается любовью с мамой, и в их спальню постоянно кто-то входит, - однако иногда это бывает смешно.
Резюмирую. Довольно средненькая молодежная комедия. Но я раза три улыбнулся. Плюс еще один момент: во французском варианте даже пошловатые комедии смотрятся без раздражения. То ли потому что это французы, то ли еще почему... Словом, этот фильм даже можно посмотреть, и на нем даже можно не заснуть. А если еще подогреть себя пивом или чем покрепче - над парой шуток даже засмеетесь. Но в кино на "Клуб" ходить совершенно не обязательно. Ничего особо зрелищного там нет. Дождитесь, когда фильм выйдет в лицензии, купите кассету, поставьте перед собой на стол батарею холодненьких бутылочек с пивом - и вперед! Типа, наслаждайтесь и все такое. Общая оценка - троечка с плюсиком. Для начинающего режиссера было бы даже на четверочку с минусиком. Но для Клода Зиди это явно регресс. Хотя еще и не мумификация.
Вот Патрик - он классный. За него фильму можно многое простить.
(c) Alex Exler
Бабка за дедку
Текст: К. Тарханова (с сайта Филм Ру)
Косяком пошли типично пляжные, расслабительные для тех, кто не напрягался, спинномозговые комедии со всей Европы, не считая Америку. Где только в Москве прокатчики нашли пляжи, слиняв с которых в самую жару, курортники после обеда не пожалеют времени на любое шуршание перед глазами, лишь бы было темно и прохладно и не мешало вздремнуть, чтобы, когда жара спадет, вернуться из кинозала на свое пляжное полотенце и продолжать валяться и окунаться в море? В Москве сухо и несмешно.
"Мокасины Маниту" собрали в родной Германии сумасшедшие деньги, что свидетельствует, однако, лишь о том, что страна стареет. Сколько же надо в немецком народе пенсионеров с нелимитированным досугом, чтобы они в 2002 году выложили сумасшедшие деньги за эту зеленую ностальгию по "Лимонадному Джо" (1964)? Был такой псевдоковбойский чехословацкий бурлеск с незабываемым стоном брюнетки из салуна: "Это он, моего сердца чемпион". "Мокасины Маниту" варьируют стон репликой в сторону: "А кто плохо поступает, тот в сортире утопает". Во всем остальном добегают только до таких же пенсионных Бада Спенсера и Теренса Хилла на Диком Западе. Мокасин Маниту — гора в форме зашнурованного ботинка, в которой спрятан клад, за которым охотятся индейский вождь Абахачи с другом-рейнджером, которых преследует банда воров и убийц во главе с неким Санта Марией, которую нагоняет пародийное племя индейцев. "Актуальность" пародии — в педерастии Виннетуча, брата-близнеца индейского вождя со всеми соответствующими "находками": ранчо в розочках, лошадь в бантиках, конфликт с бандитами по принципу "Уйди, противный, родина в опасности". Но поскольку близнец, как и сам вождь — на вид действительно противный, в Москве это напрягает. Обоих играет Михаэль Балли Хербиг, он же соавтор сценария, режиссер и продюсер. В сухом остатке Хербиг — шоумен на немецком телевидении типа Петросяна или Степаненко, или вообще Регины Дубовицкой, так что можно себе представить: Нет, конечно, хихикаешь пару раз за все время просмотра этой буйно-сумасшедшей фантазии, но еще вопрос, над чем. То ли над парой совсем уж дурацких шуточек, то ли над самим собой, до шуточек досидевшим.
"Клуб" меньше гремит кошельком, но тоже не для тинэйджеров, хотя как бы про них поет. Стариковско-старушечье предназначение кинокомедии выдает имя постановщика. Клод Зиди памятен, еще когда новобранцы пошли на войну и не вышел на пенсию де Фюнес, умерший в 1983 году. Весь комизм потому какой-то воспитательный, как мечталось бы дедкам, чтобы внучки себя вели: даже в стриптизе не оголялись ниже горла, выше колен, даже в субботу вечером занимались чем-то общественно полезным, плюс танцы на пионерском расстоянии и кокаин как Армагеддон. Организация ночного клуба превращается соответственно в учебное пособие по самоокупаемости для всех подросших беспородных французов, разноцветных и невежественных. У самых маленьких внучек такой Клод Зиди проходит на ура: после "Астерикса и Обеликса против Цезаря" серия "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатра" ожидается с нетерпением. Но в "Клубе" возрастная категория повыше, а вместо того как тусуются по ночам здоровые бугаи в коже и ирокезах видно лишь пресловутый тютчевский "фальшивый старческий задор". Не спасает даже, когда на веер, закрывающий лица дам, желающих продемонстрировать стриптиз, проецируется лицо Б.Н.Ельцына. Самое смешное после "Мокасин Маниту", что второй главный герой, брат первого — хоть и не близнец, но опять же голубой, что тоже все время обыгрывается.
На этом фоне Америка, которую мы привыкли подкалывать, выглядит просто античным амфитеатром. "Страна чудаков" Джейка Каздана — не шедевр, конечно, но в ней хоть подход резонный. Быть бабкой или быть дедкой — это уже смешно, потому кино можно снимать про них, а не для них и ни в коем случае не им самим. В неком округе Оранж живет прикольный очкарик-выпускник, который однажды на пляже наткнулся на книгу в песке и прочел. Узнал, что есть люди, которые пишут книги, называются "писатели". Задумал выпускник приобрести именно эту профессию. Но про что сочинять? Дальнейшие приключения связаны с вечными антагонизмами "работа-дом", "пол-характер", "талантам надо помогать-бездарности пробьются сами", поданными в ироническом ключе на примере его собственных старших родственников. Семейка очкарика — братец-кислотник (Джек Блэк), мамаша-алкоголичка (Кэтрин О'Хара), папаша-ходок (Джон Литгоу) — да несколько предков со стороны создают полный паноптикум на ровном месте. Приземленность типажей в сочетании с их "олитературенностью" как персонажей новоявленного писателя по крайней мере дает простор воображению, за счет соответствия интонации и материала даже бородатые шутки уместны, а хороший темп обеспечивает возраст постановщика. Сыну Лоренса Каздана 27 лет, к тому же знаменитые папины друзья ему только помогали. В маленьких ролях похихикали режиссеры Гэри Маршалл и Гарольд Рэмис. Вышло если не страшно смешно, то хотя бы не так тоскливо. И даже, кажется, ни одного голубого в сюжете. Это уже подарок.