"Хрдболл / Трудный мяч"
|
Название фильма: |
Хрдболл / Трудный мяч |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Hardball |
Жанр: |
мелодрама |
Режиссер: |
. |
В ролях: |
Киану Ривз, Дайана Лейн |
Год выпуска: |
2001 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
Слабым вариантом темы катарсиса - "очищения через страдание" можно назвать мелодраму "Трудный мяч". На поверхности сюжета - история о неудачнике Коноре О'Нэйле (Киану Ривз), заядлом игроке в подпольный тотализатор, которому приходится стать тренером детской команды афро-американцев для того, чтобы расплатиться с крупными долгами. Команда становится лучшей, а он находит свое новое призвание, отказавшись от старого пристрастия. Красивая схема, к сожалению, нашедшая далеко не лучшее воплощение.
На самом деле, все происходящее гораздо глубже, но не каждый зритель это увидит. Метания и мучения, отчаяние Конора от безденежной ситуации, в которую он сам себя загоняет все глубже, провоцируются его натурой игрока. Его страсть к игре подобна наркозависимости, когда человек начинает зависеть от очередной дозы (читай - ставки). Надежда на выигрыш сменяется глухим отчаянием, так как кредиторы начинают угрожать его физическому существованию. И так - без конца, просто - до могилы, ибо нет дна у бездны по имени "игра"...
Повышенное содержание адреналина в крови и жажда риска, сопутствующие любому игроку всю жизнь, привносят в его существование радость победы, он как бы бросает вызов, соперничает с Судьбой, испытывает свои силы. Но игра с госпожой Удачей обоюдоостра, и может закончиться фатальным невезением. Именно так и получилось с героем Киану Ривза. Для его Конора мальчишки из нищего афро-американского района становятся соломинкой, жалким спасительным мостиком. Неизвестно, кто кому нужнее. Им - тренер, чтобы научиться играть в любимый бейсбол, или тренеру - ребята со своей преданностью игре и жаждой победы. Пристрастие Конора к подпольному тотализатору, отличное знание техники и правил бейсбола в конечном итоге трансформируются в тренерское умение. Из загнанного волка, обозленного на весь свет, опускающегося все глубже в финансовую пропасть, он становится вполне приличным человеком, способным отличать добро от зла. Для каждого ребенка из команды, да и для самого Конора, существует "свой" трудный мяч, своеобразная высота, которую нужно преодолеть. Для Конора - это возможность начать новую жизнь, без страха, авантюр, проигрышей и схваток с удачей. А для ребят это - возможность получить иную судьбу, чем у их сверстников и собратьев по цвету кожи.
По сути, команда юных любителей бейсбола является главным "коллективным", если можно так выразиться, героем, как и сам Коннор. Они живут в убогом и нищем районе, в котором царствуют банды, насилие, жестокость. Культ силы, невежества и преступности - вот настоящий хозяин жизни в таких местах. Само физическое существование маленьких детей подвергается постоянной опасности, зависит от случайности, от бандитских разборок, чьими невольными свидетелями малыши могут стать в любой момент. У детей, живущих в условиях, когда в окно может залететь случайная пуля и поэтому располагающихся в собственном доме на полу, нет будущего. Их путь - от банды малолетних преступников к великовозрастным наркоманам, которые вряд ли доживут даже до расцвета лет. Нищета родителей, невозможность получить нормальное воспитание и образование гарантируют им полудремотное, полуграмотное существование, когда пистолет, нож или кастет, доза и вечный поиск "кайфа" станут средоточием их жизни. Их интеллект спит, их борьба за физическое выживание поглощает все. В таких условиях детская бейсбольная команда, дающая ребятам шанс проявить и реализовать себя, пока у них есть для этого желание, является единственной возможностью вырваться из порочного окружения. Стремление ребят к победе, желание быть настоящей командой, в конечном итоге изменяет и самого Конора, особенно после случайной смерти самого маленького бейсболиста в результате бандитской перестрелки.
Внутренняя патетика сценария и развития действия фильма вполне могла претендовать на большую психологическую глубину изображаемых событий, поднявшись до драматических высот и социальных обобщений. Но этого не произошло, в частности, из-за слабой драматургии сюжета и слабой игры Киану Ривза, из-за его неспособности донести до зрителя истинный драматизм жизни своего героя, большую убедительность в изменении сознания его Конора. Игра Ривза во многом слишком прямолинейна и поверхностна, и, следуя нашему классику, хочется воскликнуть: "Не верю!" А жаль, на хорошем материале и в компании хорошей актрисы Дайян Лейн истинного триллера и глубины эмоций так и не получилось.
(c) Наталья Хральцова (http://www.dvdworld.ru)