"Пушкин. Последняя дуэль"
|
Название фильма: |
Пушкин. Последняя дуэль |
|
Страна-производитель: |
Россия |
Английский: |
Пушкин. Последняя дуэль |
Жанр: |
драма |
Режиссер: |
Наталья Бондарчук |
В ролях: |
Сергей Безруков, Анна Снаткина, Юлиан Макаров, Борис Плотников, Евгений Стычкин, Виктор Сухоруков, Сергей Ражук, Роман Романцов, Инна Макарова, Андрей Ильин, Сергей Никоненко |
Год выпуска: |
2006 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
27 января на Черной речке состоялась дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем Дантесом, исход которой оказался смертельным для поэта. Светские сплетни и интриги обострили обстановку вокруг семьи Пушкина. Апогеем этой войны в высшем обществе Петербурга стала серия анонимных писем, порочащих имя Натальи Николаевны Пушкиной. Даже друзья поэта были втянуты в грязные сети заговора. Узнав о содержании анонимок, император Николай I усмотрел в них не только оскорбление семьи Пушкиных, но и клевету на царское семейство. Секретное дело император поручает вести начальнику корпуса жандармов тайной канцелярии сыска Дубельту. Третьему отделению удается узнать многое: в каких отношениях состояла жена поэта с его убийцей и кто являлся возможным автором анонимок, но... только частное расследование полковника Галахова продвинулось в истинном понимании причин гибели Пушкина, ставшей впоследствии общенациональной трагедией.
Рецензия на фильм «Пушкин. Последняя дуэль»
Творческий гений Александра Пушкина, расположение государя Николая I, любовь красавицы-жены, да и необузданный нрав поэта, – все это породило толпу завистников и недоброжелателей вокруг фигуры Александра Сергеевича. Враги Пушкина были приближены ко двору и плели против поэта злостные интриги. Оскорбительные анонимные письма и клевета в адрес Натальи Николаевны до предела накалили обстановку. Результатом стала печально известная дуэль с Дантесом, в результате которой Пушкин получил смертельную рану. Пока семья и народ оплакивают смерть солнца русской поэзии, царь поручает своей тайной канцелярии раскрыть дело об убийстве Пушкина. Заговор или трагическая случайность? Дубельт и Галахов, каждый своим путем, пытаются отыскать истину.
«Поэзия в тени политики»
Есть в России темы, которые всегда актуальны. Но нет, речь сейчас не о смерти Пушкина, как ни велико влияние этого события на судьбу отечественной культуры. Речь о политике. Добрый царь, привечающий великого гения (который склоняет гордую главу и платит монарху взаимностью). Народ, встречающий царя-батюшку иконами и земными поклонами. А между царем и народом – толпа иностранных злопыхателей, невесть как затесавшихся при дворе. Они занимают важные государственные посты, обладают реальной властью, презирают русский народ и так и норовят учинить какую-нибудь гадость. Например, убить великого поэта. А потом, ехидно скалясь, укатить за границу. Как делает это в фильме Бондарчук Жорж Дантес (Романцов), оставляя благородного Лермонтова (Стычкин) стискивать зубы и мечтать о мести.
Речь о политике зашла неслучайно, ведь именно политическим детективом называет свою картину Наталья Бондарчук. Политики в фильме действительно много. Больше чем поэзии, не смотря на звучащие из уст Безрукова стихотворные строки (тем более что когда слышишь их в таком исполнении, немедленно хочется встать на сторону подлых заговорщиков). Любовная линия тоже сильно проигрывает политической. Натали в исполнении Анны Снаткиной ни на любимую женщину поэта, ни на мать его детей, никак, к сожалению, не тянет. А тянет на «яблоко раздора», то есть на светскую красавицу, невольную виновницу трагической дуэли. В этом отношении концепция фильма простроена не до конца. Ведь Наталья Бондарчук решила перекрыть общепринятую версию дуэли другой версией, согласно которой Пушкин стрелялся не из ревности, а просто был загнан в угол сплетниками и клеветниками.
Политическая составляющая фильма перевесила в «Последней дуэли» не только любовь, поэзию и трагизм (последний окончательно убила неискренность актеров, за исключением разве что Сухорукова). Перевесила она и детектив, каким задумывался фильм. Вся интрига сводится к тому, что Дубельт (Плотников) и Галахов (Сухоруков) ходят от одного к другому и спрашивают: ты писал анонимные письма? А не знаешь, кто? Все дело в письмах… Скучное расследование перемежается идиллическими эпизодами жизни Пушкина до дуэли, запоздалым раскаяньем Данзаса (Ильин), блеклыми кадрами оплакивания. То и дело мелькает хитрая ухмылка барона Геккерна и наглая физиономия его приемного сына, Жоржа Дантеса. Оба персонажа, отвечающие за порок, выглядят если не обаятельными, то уж точно более выразительными, чем «рассеянные овцы» в лице друзей и родственников Пушкина.
Детектива из «Пушкина» не вышло. Большая часть исторических подробностей последней дуэли Александра Сергеевича не составляют секрета. Секрет мог заключаться в том, чтобы грамотно эти подробности преподать, заставив зрителя замереть от любопытства. Ничего похожего от фильма Натальи Бондарчук ждать не приходится. Ну а если отбросить все слабо развитые темы «Дуэли» – любовную, поэтическую, трагическую и детективную – в сухом осадке остается одно: политическая трактовка. Отсюда тенденциозность фильма, его некрасивая фальшь, его напыщенность, за которой не просматривается ничего живого. И рассказывает «Последняя дуэль» гораздо больше о современной действительности, чем собственно о последней дуэли Пушкина. Лишний раз наблюдать эту действительность в кинотеатре большим удовольствием не назовешь.
Мария Гросицкая
// 29.11.2006