"Козырные тузы"
Название фильма: | Козырные тузы |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Smokin' Aces | ||
Жанр: | комедия / боевик / драма / детектив | ||
Режиссер: | Джо Карнахан | ||
В ролях: | Бен Эффлек, Энди Гарсиа, Рэй Лиотта, Райан Рейнолдс, Алиша Кис, Джереми Пивен, Питер Берг, Джейсон Бэйтман, Нестор Карбонелл, Брайан Блум, Мартин Хендерсон, Мори Стерлинг | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Бывший протеже гангстерского босса, успешный комик, решает выступить в суде с показаниями против своих бывших друзей. За его голову гангстерами назначена награда в 1 миллион долларов. ФБР всячески пытается укрыть его до суда, но он периодически все равно появляется на людях, привлекая, словно свет в ночи, десятки наемных убийц.
Без туза в голове
Текст: Стас Лобастов
"Итоги"
Самое большое достижение в биографии сценариста и режиссера "Тузов" Джо Карнахана – картина "Наркобарон" /Narc/ (2002), чуть не отхватившая в 2002 году Гран-при фестиваля независимого кино в Санденсе. После премьеры "Наркобарона" пошли разговоры о появлении нового Тарантино, и критики с нетерпением ожидали следующей полнометражной работы талантливого режиссера... И вот дождались.
В этой поначалу черной криминальной комедии с впечатляющими перестрелками и занимательной сюжетной многоходовкой, как и в других лентах Карнахана, фигурируют колоритные отморозки (например, парочка киллерш "самые горячие сучки", одну из которых сыграла певица Алиша Кис), наркота, гангстерские авторитеты, простофили-охотники до шальных денег и пресловутый большой куш в миллион долларов. Карнахан бодренько раскручивает сюжет: устами заместителя директора ФБР (Энди Гарсиа в неприлично дорогом и шикарном для госслужащего пиджаке) рассказывает историю звезды Лас-Вегаса иллюзиониста Бадди Туза: тот, мол, стал идолом игорной Мекки, потом захотел острых ощущений, связался с мафией, а когда агенты прижали его с потрохами, сдал боссов. Теперь сидит в пентхаусе обшарпанного отеля и ждет, когда к нему нагрянут самые чокнутые психопаты-убийцы Америки. Ну а параллельно, почувствовав запах денег, за стукачом охотится мелкая сошка из Лас-Вегаса Джек Дюпре в исполнении Бена Эффлека.
Если кто и является в новом фильме Карнахана "козырным тузом", так это Эффлек. Именно он – своеобразный манок для зрителя. Беспроигрышную карту звезды Голливуда, на которую наверняка клюнет зритель, Джо Карнахан разыгрывает как-то по-шулерски. Вписав его имя чуть ли не в первую строку списка актеров, автор убивает героя Эффлека где-то на седьмой минуте. Бывший жених певицы Дженнифер Лопез стал в картине Карнахана той же приманкой, каковым был в "Большом куше" /Snatch./ (2000) Брэд Питт. С той лишь разницей, что Питт, как ни крути, поактеристее будет.
"Тузы" вообще сильно напоминают лучшие картины Гая Ричи: бешеный ритм, прием сплит-скрина, когда в одной части разделенного экрана о чем-то вещают, а в другой наглядно иллюстрируют историю, тот же клиповый монтаж и вполне "убойный" саундтрек. Те, кто ждал явления нового Тарантино, явно будут сильно разочарованы. Впрочем, и поклонники британского мастера авантюрно-криминальной комедии останутся не в восторге. Карнахану недостает элегантности и легкости Ричи. Параллели с "Большим кушем" выглядят чуть ли не плагиатом. К тому же, вероятно, не зная, как решить финал, ближе к концу Карнахан вначале дал слезу, разыграв надуманную и совсем неуместную психологическую драму, а в итоге и вовсе намекнул на заговор спецслужб и мафии. Всего час сорок семь минут экранного времени, а такое чувство, будто тебя целую ночь обыгрывал в дурака явный шулер. И только врожденная интеллигентность помешала схватить его за руку.
Еще:
Бывший протеже гангстерского босса, успешный комик, решает выступить в суде с показаниями против своих бывших друзей. За его голову гангстерами назначена награда в 1 миллион долларов. ФБР всячески пытается укрыть его до суда, но он периодически все равно появляется на людях, привлекая, словно свет в ночи, десятки наемных убийц.
Рецензия:
Да – ничего такого, чего не было ещё до этого ни в одном другом фильме, в «Козырных тузах» не увидеть. Да – всех этих сложносочиненных криминальных историй с многочисленными персонажами разной степени отмороженности, крутящимися вокруг одного и того же сюжетного центра, во второй половине 90-х наделали более чем достаточно. Наверняка вы видели не одну такую – ну, помните, на коробочках ещё тогда любили писать «Квентин Тарантино представляет». «Козырные тузы» смотрелись бы в такой коробочке идеально – что делает их продуктом слегка заблудившимся во времени с одной стороны и неожиданно кайфовым с другой.
Смотреть «Козырных тузов» в 2007 году удивительно не только потому, что они выполнены в манере, благополучно оставшейся в прошлом десятилетии, но и в силу особенностей личности (и карьеры) их постановщика. Пять лет назад Джо Карнахан грянул стильным и сумрачным полицейским триллером «Наркобарон» , за который его авансом зачислили в новые надежды криминального жанра. После этого Карнахан отметился только довольно бодрой короткометражной «Часовой механизм» в серии рекламных фильмов для компании «БМВ» (отголоски которой довольно любопытным образом всплывают в финале «Тузов»), а потом схватился за такую кучу проектов сразу, что в результате не вытянул ни один.
Среди прочего в этом печальном списке незавершенных гештальтов была и постановка третьей «Миссия: невыполнима», с которой Карнахана вежливо попросили прочь после нескольких месяцев подготовки проекта в связи с «разногласиями» с главной звездой картины Томом Крузом (который в своё время, между прочим, лично способствовал продвижению «Наркобарона» в массы). Когда пауза затянулась настолько, что стало казаться, что мы его потеряли насовсем, Карнахан вдруг вынырнул с «Тузами», фильмом настолько бесстыдным, что даже оторопь берёт – после «Наркобарона» от Карнахана можно было ожидать чего угодно, но только не такого красочного безобразия.
Расписывая историю о том, как за головой запутавшегося в мафиозных связях фокусника Бадди Израэля по кличке «Тузы» слетается куча наёмных убийц всех мастей, Карнахан не скупится на яркие краски и широкие мазки – львиная доля персонажей фильма откровенно гротескны, от киллера-латиноса, как-то сгрызшего себе в тюрьме отпечатки пальцев, до безумной троицы братьев-фашистов, облаченных в нечто наподобие сценических костюмов группы Rammstein.
Карнахан на удивление ловко дирижирует всем этим гремучим парадом уродов и дегенератов – несмотря на перенаселённость фильма, «Тузы» движутся лихо и с огоньком, не только не буксуя на поворотах, но и вписываясь в них на скорости и с визгом шин. Ещё более удивительно то, что в финале это злое, резкое и дико смешное кино вдруг выруливает чуть ли в не серьёзную криминальную драму и заканчивается на довольно надрывной ноте. Такое ощущение, что в «Тузах» Карнахан намеренно прёт против шерсти, упорно выстраивая кино своей мечты поперёк всем исследователям рынка и прочим типам в дорогих костюмах – он явно прекрасно знает, что сейчас в моде, а что нет, но ему на это решительно наплевать. И вот это-то безрассудное «наплевать» и придаёт «Тузам» их основную прелесть – такое кино по всем статьям никто не должен снимать в году две тысячи седьмом, и, тем не менее, вот оно, наглое, до одури громкое и бесконечно здоровское.
Серж Кочерыжкин
«В масть»
Именно – в масть угодил ловкой перетасовкой клише стилизованного гангстерского боевика Джо Карнахан. Попал, если не в десятку, то в девятку точно, оживив подуставший стиль, в котором некоторые режиссёры, громыхавшие в 90-е годы, не только выдохлись, но и сучились («Револьвер»), - стиль, который я называю «распальцованный экшн».
В колоде Карнахана знакомые всё типажи – огламуренные гангстеры, укуренное хулиганьё, чёрные говоруны и белые франты, отпетые и не очень фэбээрешники, киллеры и отребье всех рангов – от двойки до туза.
С первых кадров режиссёр срывается с места на такой скорости, что не успеваешь усадить задницу в кресло и пристегнуть ремни безопасности. Нарративным сопровождением (в духе «Казино») он объясняет «как обстоят дела» по ходу несущейся без тормозов вагонетки по американским горкам гангстерского скорострела. Бикфордов шнур, утухший со времён «Славных парней», вновь подожжён. Правда, Карнахан не Скорсезе (хотя сегодня и сам Скорсезе - не Скорсезе). Но у автора хватает сил ухнуть зрителя по винтовым рельсам. Бояться за выпадающие из нагрудных карманов вещи и разбираться в сюжете приходится по ходу движения.
В центре карусели – некий нафуфыренный перец, носящий по-королевски (во множественном числе!) роскошную кличку – «Тузы». Вертопрах и позёр, недоделанный Фрэнки Синатра, грезивший публичной славой шоумена и большими яйцами крутого чувака, любимчик и caporegime последнего крестного отца Америки. Неосмотрительно подтягивая под тёмную деятельность свет софитов, он, однако, подтянул и интерес федералов, за что теперь «Тузу (-ам)» надлежит расколоться и похоронить остатки славной организации «КозаНостра» в обмен на пресловутую реализацию программы по защите свидетелей. Опасные итальянцы объявляют опасного свидетеля наградой в миллион долларов… Пентхаус отеля на берегу острова Тахо, в котором притаился «неспокойный кабанчик» (по выражению К.Мурзенко), берут штурмом несколько бригад - одна другой колоритнее – не столько за приз, сколько за честь репутации самого-самого киллера. 2/3 фильма – это кровавая баня, в которой от пыли, дыма, вони, крови, теряется зритель.
Но не Карнахан – тонкий стилизатор, обладающий чувством экранной выразительности и намётанным «снайперским» глазом знатока жанра. Можно не сомневаться - Карнахан наслышан и о Тони Монтана, и о Карлито Бриганте, и о Фрэнке Серпико. Он, безусловно, знаком с законами, по которым геройствовали трижды упоминавшийся здесь мэтр Скорсезе и ни разу не упоминавшийся мэтр Тарантино. Но режиссёр сечёт меру – осторожно цитируя шедевр «Разговор» в прологе фильма и грубо вырубая филейные куски из «11 друзей Оушена» - отсекает лишнее, не своё. Диалоги и мотивировку (есть подозрение, что оригинальный сленг был изгажен дубляжом фильма).
Карнахан развивает именно действие – будто впрыскивает в зрительный зал чистый кислород. Его выразительных боевых эпизодов хватило бы на десяток-другой фильмов. Но режиссёр не мелочится: выстреливает их разом - одной очередью – вызывая у зрителя отравление «чистым о-два» и лёгкую контузию. Хлопушка, от которой закладывает уши, – это находка, какой любят играться мальчики. И дальше объяснять бесполезно - девочки не поймут.