Описание фильма

"Ультиматум Борна"   

Название фильма: Ультиматум Борна
Ультиматум Борна
Страна-производитель: США
Английский: Bourne Ultimatum, The
Жанр: боевик / приключения / шпионский
Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Мэтт Дэймон, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Дэвид Стрэтэйрн, Джулия Стайлс, Джоан Аллен, Скотт Эдкинс, Дэн Фреденбург
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

Сценарий: Роберт Ладлэм (книга), Тони Гилрой (сценарий), Том Стоппард (сценарий), Пол Аттаназио, Скотт З. Бернс, Джордж Нолфи
Продюсеры: Патрик Краули, Фрэнк Маршалл, Пол Сандберг
Исполнительные продюсеры: Джефф Киршенбаум, Донна Лэнгли, Даг Лайман, Генри Моррисон, Джеффри М. Вайнер
Оператор: Оливер Вуд
Художник: Питер Уэнэм
Композитор: Джон Пауэлл
Кинопрокат: UIP
Мировая премьера: 03.08.2007
Российская премьера: 03.08.2007
Производство: Universal Pictures / Bourne Again / The Kennedy / Marshall Company / KanZaman Services / Ludlum Entertainment

Примечание:

Официальный сайт (англ.)

"Ультиматум Борна" (2007) в IMDb

По произведению Роберта Ладлэма. Третий фильм с участием Мэтта Дэймона в роли Джейсона Борна.

Дополнительная рецензия:

Гоу хоум
Роман КОРНЕЕВ

Мы строили-строили, и построили. Душевная организация Джейсона Борна вышла на финишную прямую, сперва утвердившись в том, что следов его прошлого уже не найти, а затем вычитав в британской прессе, что не всё ещё потеряно. А раз так — наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи.
Пол Гринграсс, вторую часть фильма снявший исключительно по стопам Дага Лимана, и потому не вполне отвечавший за свои слова (см. хотя бы вступление «Ультиматума», очень показательный в этом плане эпизод), в третьей части понял для себя, в чём фишка ручной камеры Оливера Вуда и Мэтта Дэймона в фокусе её объектива, потому взялся за дело по-своему, устроив к вящему удовольствию публики фирменный двухчасовой аттракцион.
Вроде всё по-прежнему, Джейсон Борн ничего не помнит, но очень жаждет узнать, его црушные наниматели стремятся избавиться от распоясавшегося агента, и доверять никому нельзя, разве что своей ловкости рук и твёрдости удара справа. Однако третья часть категорически выбивается из прежних заходов своим ещё более стремительным ритмом, а также, если хотите, удивительным нахальством, прорезавшимся в главном герое.
О, Борн теперь не довольствуется пожеланием, чтобы его просто оставили в покое, он почуял след, и след этот, хочет кто этого или нет, в нужную точку его выведет. Попутно, разумеется, предоставив множество удобных случаев применить силу по основной профессии.
Да, сюжетец уже не желает следовать канве «серьёзного шпионского детектива», это теперь скорее знакомая конструкция с положенными девушками Бонда, простите, Борна, бескомпромиссный экшн нон-стоп без перерыва на обеденный сон, пусть старина Кью и забыл снабдить своего верного агента очередным набором высокотехнологичных причиндалов, оно ему и не требуется — Борн с ловкостью оперирует в рамках бюджетной покупки свежего мобильника, полагаясь на быстроту реакции и на боевую выучку, а ЦРУ пусть за ним теперь побегает. Потому пусть действо теперь опирается на недюжинные «случайные» совпадения и отменное везение, зрителю же останется просто наслаждаться зрелищем.
Именно зрелище поставлено во главу угла, и бесконечные трюки так плотно вживлены в дрожащую камеру и предельно короткий монтаж, что вместо просто визуального приёма и просто способа развлечь вплетаются в ткань событий и становятся органичной сутью происходящего. Если в первых частях формальное заглядывание Борна в окна «сверхсекретной конторы» было бы нонсенсом, то в третьей это необходимый поворот, ведь мы видели перед этим, на что в действительности способен Джейсон Борн, а значит — он способен на что угодно, в том числе заглядывать в окна.
Если в «Пророке» герой мог предсказывать ближайшее будущее, ловко уходя от преследования, то из Борна «Морфеус на проводе» получается безо всякой потустороннести — профессионал на работе, которую он, как и положено профессионалу, люто ненавидит, но как хорошо в ней растворяется, шельмец. Глядя на его экшн впору хвататься за подлокотники кресла — так всё слаженно и чётко.
Все эти прыжки на мопеде и без, стрельба «с двух рук в прыжке» и просто удушение вафельным полотенцем в исполнении Дэймона смотрятся так прекрасно и органично, что недолго подавиться попкорном. Отличный пример полного, по старику Станиславскому, погружения актёра в своего персонажа, так что в итоге те редкие моменты, когда Борн даёт небольшого петуха (финальная сцена на крыше или все эти, знаете, мелодраматические «я не хочу тебя убивать») позволяют зрителю в полной мере ощутить, как оно ловко всё выходит весь остальной хронометраж.
Знаете, почему борниана единственная оказалась достойной дать ответ бондиане? Потому что в центре её оказался настоящий, яркий, своеобразный, не обделённый собственным лицом персонаж. Дизель в «Трёх иксах» и Круз в «Миссии невыполнимой» играли в основном сами себя, в итоге один франчайз умер, лишившись актёра, второй держится изо всех сил, но тоже поскучнел на глазах в сторону семейных ценностей. И только Борн это ничуть не Дэймон, редчайший случай в кино, когда наоборот, это Дэймон в большой степени Борн. А значит, всё ещё впереди. Как там, бишь, Борна на самом деле зовут?
До встречи в кино.

Великолепие Борна
Если бы Пол Гринграсс был злорадным человеком (а нам почему-то кажется, что он вовсе не такой) — он бы, вероятно, животик надорвал от смеху, глядя, с какой легкостью его последний фильм рвет в прокате на тысячу маленьких киношек коллег по субжанру «съемки динамической камерой». Ну, как коллег — скорее, случайных попутчиков, причем не шибко желательных — типа всяких там «28 недель спустя», «Следопытов», «Домино» и так далее, и тому, прости господи, подобное.
В отличие от всего вышеперечисленного сброда, «Ультиматум Борна» — суть живое, яркое, роскошное пособие по использованию этой самой «динамической». Его следует в обязательном порядке показывать на семинарах и шабашах молодых прогрессивных режиссеров, которые искренне считают, что тупая тряска съемочного аппарата автоматически гарантирует всем полное погружение в атмосферу неуверенности/суматохи/драйва.
Гринграсс и бессменный оператор борновской серии Оливер Вуд придерживаются совсем иной точки зрения на этот вопрос. По их мнению — нет, вы только представьте, каковы наглецы! — лихорадочные метания камеры хороши исключительно в меру — да и то лишь в тех редких случаях, когда никакой полезной информации от смакования деталей зритель получить не может по определению. При любых других обстоятельствах беспорядочная дерготня лишь вредит делу, а раз так — эпилепсии следует сказать решительное «Найн».
Господи, счастье-то какое!
Впрочем, давайте начистоту — прежде чем осознать этот простой факт, Гринграсс успел начисто запороть весь экшен в «Превосходстве Борна», умудрившись сделать сиквел более цельным, но менее эффектным произведением киноискусства, чем оригинал. Отлично поставленная и четко снятая «драка с шариковой ручкой» однозначно выигрывала — не по очкам даже, а техническим нокаутом — у не менее здорово задуманной, но скверно задокументированной «потасовки с каталогом IKEA».
Отличный режиссер, однако ж, тем и отличается от режиссера посредственного, что умеет учиться на своих ошибках, обиженному блеянию «Вы просто ничё не понимаете в операторских изъебах» предпочитая поведение типа «Ушки на макушке и послушаем, что нам скажут дельного».
Результат — на фасад: от экшена в «Ультиматуме Борна» за версту прёт мощью, техничностью, жесткостью, изобретательностью и — да-да! — динамикой.
Самый яркий пример — агрессивные переговоры между Джейсоном и одним из «спецов» в небольшой квартирке, когда в ход идет всё, что попадается под руку, вплоть до не самой тонкой на свете книжки, которой так удобно долбануть неприятеля по горлу, а потом использовать в качестве буфера между кулаком и вражеской черепушкой. Тумаки, активно раздаваемые на экране, сопровождаются охами, вздохами и разве что не визгами в зрительном зале. Встречайте нового чемпиона в жанре «борн-файтинг»!
Цитата:  - Господи Иисусе, это Джейсон Борн! (Ноа Воусен).
Надо ли говорить, что за незаметно пролетающие 111 минут Джейсон в своей неподражаемо жесткой и эффективной манере успевает оприходовать не одного, не двух и даже не десятерых человек? Исход для его противников далеко не всегда летальный (строго говоря, протагонист предпочитает доводить дело до отправки на тот свет лишь тогда, когда иначе ну никак), но мы бы на месте большинства из них после общения с Борном совершили ритуальное самоубийство от невыносимого стыда. Очень уж легко и красиво урожденный Дейвид Уэбб разделывается с теми, кто встает у него на пути.
Эта его черта, кстати, проявляется отнюдь не в одних только экшен-моментах. Наблюдать за тем, как Борн раз за разом оставляет своих преследователей с носом − при помощи не кулаков, а мозгов и отличных познаний в своей профессии — сущее удовольствие. Казалось бы − ну что может один-единственный агент против целой команды наружной слежки, взявшей под колпак незадачливого журналюгу? Оказывается − много чего может, особенно если акула пера не будет пороть горячку, во всем положившись на более опытного в этих вопросах человека.
«Ультиматум» вообще под завязку набит секретными службами, оперативниками в штатском, условными фразами, сигналами, кодами и шифрами, не говоря уже о системах глобального слежения и прочих технических штучках. Не суть важно, насколько всё это соответствует действительности — куда важнее степень погружения зрителей в атмосферу паранойи и вездесущности разведслужб.
И она тут — на самом высоком уровне: выходишь из зала и сразу же охватываешь подозрительным взглядом окрестности. А ну как в сером «Ауди» притаились агенты недовольного ругательными рецензиями прокатчика, а их окна соседнего дома на тебя через снайперский прицел уже внимательно смотрит «спец», получивший команду на устранение?
Ничуть не меньше восхищает и то, как складно и изящно показан процесс возвращения Борну его многострадальной памяти. Флэшбэки являются к Джейсону отнюдь не с бухты-барахты — каждый экскурс в прошлое провоцируется то произнесенным словом, то фотографией в газете, то неким событием, то еще чем-нибудь подобным. Человеческий мозг — он ведь именно так и устроен: не успел сосед по маршрутке пожаловаться на пробки, а мыслительная цепочка уже вывела вас к тяжким думам о судьбе главного героя в увиденном пять лет назад телесериале.
Так не позволим же словесным реверансам в адрес мощного экшена (который, кстати, и не думает ограничиваться одними драками; вы бы видели местные погони — как автомобильные, так и на своих двоих!), роскошной «шпионской» атмосферы и традиционно сильной актерской игры Мэтта Деймона (о которой лишний раз и говорить-то неприлично; чего уж там — талант есть талант) увести нас слишком далеко от главной мысли.
А звучит она так: «Ультиматум Борна» — это не просто очередная серия приключений популярного персонажа, это действительно ультимативный «Борн», вобравший в себя все лучшее из двух предыдущих частей и добавивший к и без того взрывоопасному миксу немного (хотя ладно, чего уж тут — преизрядно) своего моджо.
И бесподобная концовка, одновременно закольцовывающая трилогию и ставящая в ней жирную точку (все это — под уже знакомую, полюбившуюся и как нельзя более уместную здесь тему Extreme Ways), в этой мысли только укрепляет.
Михаил Судаков

С сайта Кино-Говно

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#