"Ультиматум Борна"
Название фильма: | Ультиматум Борна |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Bourne Ultimatum, The | ||
Жанр: | боевик / приключения / шпионский | ||
Режиссер: | Пол Гринграсс | ||
В ролях: | Мэтт Дэймон, Пэдди Консидайн, Эдгар Рамирес, Дэвид Стрэтэйрн, Джулия Стайлс, Джоан Аллен, Скотт Эдкинс, Дэн Фреденбург | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Он хотел единственного — исчезнуть. Вместо этого за Борном теперь охотятся люди, которые сделали его таким, какой он есть. Он потерял память и возлюбленную. Но его не сдержать ни дождем пуль, ни новым поколением профессиональных убийц. У него только одна цель: вернуться к началу и узнать кем он был. Джейсон Борн мечется от Москвы к Парижу, через Мадрид и Лондон в Танжер и Нью-Йорк, пытаясь раскрыть последние загадки своего прошлого, в то время как правительственные агенты хотят помешать ему восстановить всю картину до конца.
Первый после Бонда
Время новостей
Джейсон Борн - специальный агент ЦРУ, в свое время выловленный рыбаками из волн Средиземного моря с пулями в спине и девственно чистой памятью, - вот уже в который раз пытается выяснить хоть что-то о своем прошлом. Сначала он занимался этим в серии романов Роберта Ладлема, позднее - в практически безупречной телепостановке Роджера Янга с Ричардом Чемберленом в главной роли, в конце концов его образ приобрел окончательную, так сказать, официальную завершенность в картинах с Мэттом Деймоном (первую - «Идентификацию Борна» - поставил в 2002 году Дуг Лиман, двумя годами позже эстафету от него перенял Пол Гринграсс, сделавший «Превосходство Борна», а теперь поставивший еще и «Ультиматум»). В прошлый раз Борн использовал полученные им еще до беспамятства навыки суперагента, чтобы решить свои собственные проблемы и отомстить большим шишкам из русской мафии за смерть своей возлюбленной. Теперь же замахнулся на собственных начальников: Борн во что бы то ни стало хочет узнать всю правду о своей настоящей жизни (вплоть до своего настоящего имени, так как «Джейсон Борн» не более чем оперативный псевдоним), в противном случае верхушке ЦРУ не избежать обнародования сведений, которые разведывательное управление ну никак не красят.
Сложных, именно что шпионских хитросплетений в сюжете фильма нет: все два часа Борн только и делает, что разбрасывает в разные стороны своих вроде бы коллег, которым отдан приказ его уничтожить. И даже если где-то поблизости назревает всемирный террористический заговор, беспамятному агенту до этого нет особенного дела. Самое главное для него - навести ясность в собственных паспортных данных. Для того чтобы произвести наконец-то чаемую самоидентификацию, Борн облетает полсвета - среди локаций фильма значатся Москва, Танжер, Париж, Лондон, Мадрид, Нью-Йорк, и везде неизменно блистательно нейтрализует очень похожих друг на друга цэрэушников. Причем приемы его почерпнуты не из завиральных фильмов про восточные единоборства, а из неприметных книжечек-пособий, по которым учатся настоящие спецагенты: никакого «боевого балета» и «рукопашной хореографии» - все навыки действенны, эффективны и вроде бы не особенно зрелищны. Но срабатывают на раз.
Фильм получился абсолютно блистательным, пусть даже чрезмерное использование ручной камеры, поспешающей за Борном и, кажется, ни разу не занимающей статичного положения, может вызвать у чрезмерно впечатлительных зрителей приступ морской болезни. Это настоящий «взрослый» боевик, в котором нет места лихим, но совершенно неправдоподобным трюкам, натужному комикованию и стрельбе в белый свет как в копеечку - тут все по-настоящему. Собственно сюжет особой роли не играет (тем более что от ладлемовского романа-первоисточника в фильме остались рожки, ножки да название - в оригинальной книге речь шла совершенно о другом), но зато драйв и энергия то и дело переливаются через край, как будто перекипевший на открытом огне очень крепкий черный кофе без сахара. Именно с этим напитком имеет смысл сравнить «Ультиматум Борна» - натуральный, вызывающий учащенное сердцебиение, не самый приятный на вкус, но однозначно придающий бодрости концентрат. Который имеет мало общего с изысканным, взболтанным, но не смешанным коктейлем на основе мартини, в любви к которому признавался еще один знаменитый секретный агент, чье имя весьма похоже на имя Борна. Джеймс Бонд.
За последние пять лет киношный Джейсон Борн как-то не очень заметно (как и полагается настоящему секретному агенту) превратился в негромкую, но вполне очевидную альтернативу Бонду. Пока неизвестно, последует ли продолжение борновским приключениям и достигнет ли число фильмов о его похождениях двузначной цифры, как в случае с агентом 007, но даже сейчас понятно, что у Бонда имеется серьезный конкурент. В Джейсоне Борне собрано все то, что для Бонда немыслимо - он не пользуется невероятными техническими гаджетами, предпочитая то, что попадется под руку, он преступно равнодушен к представительницам противоположного пола, в нем нет ни грана типичного бондовского шика - представить себе Борна в смокинге практически невозможно. Там, где Бонд нажал бы некую заветную кнопочку и взмыл бы в воздух с помощью какого-нибудь невообразимого аэрорюкзака, Борн вынужден надеяться только на крепость рук. И оттого наблюдать за его приключениями гораздо интересней. В принципе создатели саги об агенте 007 уже поняли, что их герой становится все более и более эфемерным, этаким облаком в пуленепробиваемых штанах, поэтому в последней своей инкарнации он приобрел куда больше человеческих качеств и вполне земное лицо Дэниэла Крейга. И есть основания подозревать, что ребрендинг этот произошел еще и потому, что на пятки ему наступал Джейсон Борн - современный Прометей в свитере крупной вязки.
Станислав Ростоцкий
На живца
Итоги
Очередная картина о похождениях Джейсона Борна, "Ультиматум Борна", буквально взорвала американский прокат. Сборы за первый уик-энд в США составили чуть менее 70 миллионов долларов (на момент написания текста бокс-офис картины составлял почти 86 миллионов долларов). И это при том, что "Ультиматум Борна" - всего лишь классический боевик. Гиперэффектный, стремительный, с перестрелками и погонями, но ничуть не более. Да и герой знакомый, за первые две части киносериала - "Идентификация Борна" и "Превосходство Борна" малость поднадоевший. На этот раз, потеряв и память, и возлюбленную, супершпион Джейсон мечтает только об одном: найти и наказать тех, кто искалечил ему жизнь. Он мечется между Москвой и Парижем, путешествует по Италии, Марокко и Америке, оставляя после себя горы трупов спецагентов нового поколения, чтобы к финалу добраться до вполне закономерного хеппи-энда. Однако боевик сделал кассу немногим меньшую, чем, скажем, картина Майкла Бэя "Трансформеры", переполненная виртуальными образами и потрясающими спецэффектами.
Более того, создатели "Ультиматума" принципиально настаивали, что к услугам компьютерщиков они практически не прибегали, а основная ставка в проекте делалась на работу отряда каскадеров и пиротехников. Режиссер Пол Гринграсс направо и налево кричал о том, что Джейсон Борн привлекает его тем, что "остается обычным парнем, не пользуется какими-либо фантастическими приборами и не превращается с помощью компьютерных эффектов в очередного супергероя". Нахваливал и Деймона, отмечая его выдающиеся актерские способности и физические данные: "Мэтт прыгает, бегает и дерется сам. Сам же выполняет почти все трюки, зачастую опасные для жизни. С таким актером и каскадеры не нужны". Да и, как ни крути, как ни совершенствуй техническую базу, искусственное всегда легко отличить от настоящего. В общем, рассказы о работе над картиной напоминали истории о стахановцах и передовиках соцтруда.
Феноменальный успех "Ультиматума" можно было бы объяснить простой случайностью, невероятным уровнем обаяния и актерского мастерства Деймона, режиссерским гением Пола Гринграсса. Если бы не одно "но". Всего несколькими неделями раньше на первые строчки хит-парада самых популярных фильмов выбился другой классический боевик - "Крепкий орешек 4.0". "В новом киносезоне, наполненном фантастической компьютерной графикой, "Крепкий орешек 4.0" демонстрирует все прелести своего жанра: настоящий экшн, настоящий юмор и возвращение культового герояЕ Die Hard 4.0 отвергает сгенерированные компьютером фантазии", - гласит пресс-релиз к фильму. Берясь за постановку, режиссер Лен Уайзмен сразу заявил, что хочет снять предельно реалистичное кино и будет по минимуму использовать труд команды компьютерщиков. Более того, безжалостный Лен настаивал на том, чтобы Уиллис сам выполнял большинство трюков. "Могу сказать с уверенностью, что мы добились того, чего хотели. Die Hard 4.0 непохож на те фильмы, которые полностью полагаются на эффекты CG (компьютерная графика. - Итоги), - вторил ему Брюс Уиллис. - Мне больше всего нравится в Макклейне то, что он решительно непохож на супергероя. Он не обладает уникальными силами и способностями". Согласитесь, что все эти заверения весьма напоминают те, что звучали из уст создателей "Ультиматума Борна". И промежуточный итог сборов - кинопрокат фильма в одних странах не завершен, в других еще не начинался, - мягко говоря, не менее впечатляющий, почти 325 миллионов долларов.
Неужели мы имеем дело с новым голливудским трендом, где герой - обязательно правдоподобный, уязвимый, рефлексирующий? Где методы съемок - старые, дедовские, во время которых не погибла ни одна компьютерная мышь. Где декорации и макеты вместо рисованных картинок, настоящие каскадеры и невероятной сложности трюки. "Натурпродукт", одним словом...
Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно заглянуть на персональные страницы борнианы и макклейнианы. Отыскать состав съемочных групп. И... просто подсчитать. Окажется, что в списке людей, принимавших участие в создании "Ультиматума", числятся 19 специалистов по созданию спецэффектов и, страшно сказать, 71 человек, отвечавший за обработку компьютерного материала: прорисовку образов и создание визуальных эффектов. Виртуальные образы для "Крепкого орешка" творила группа из 26 человек - то есть на одного человека меньше, чем у Майкла Бэя в "Трансформерах". А подсчитывая состав команды обработчиков, сдаешься на цифре 80.
О чем это говорит? Да только о том, что пресловутые боевики, образцы "чистого жанра", оказались такими же насквозь компьютерными, как какой-нибудь "Гарри Поттер" или "Человек-паук". С той лишь разницей, что в боевиках спецэффекты проработаны настолько тонко и виртуозно, что их попросту не заметишь. А все разговоры об отказе от графики - не более чем пиар-ход. И публика, у которой в глазах рябит от компьютерных образов, буквально ломится в кино, чтобы насладиться "натуральным продуктом"Е которого, увы, не существует. Точно так же покупатели в супермаркете "ведутся" на рекламу fresh-товара, который при ближайшем рассмотрении оказывается напичканным кучей консервантов.
Более того, отечественные специалисты по компьютерным эффектам в таких отечественных колоссах, как "Ночной дозор", "Дневной дозор", утверждают, что сейчас практически ни один фильм категории "А" не обходится без графики. Руку своих американских коллег по цеху они усматривают даже в такой наивной и непритязательной на первый взгляд мелодраме, как "Персонаж" с Уиллом Фереллом и Эммой Томпсон. Вот и выходит, что кинематографический мир - это мир "Матрицы": то, что нам кажется реальным, на самом деле галлюцинация, наведенная режиссерами и супервайзерами по спецэффектам.
Как это ни парадоксально прозвучит, но на сегодняшний день чистым жанром можно назвать лишь те картины, которые полностью сработаны на компьютере. Например, "Небесный капитан и мир будущего" Керри Конрана или "Город грехов" Роберта Родригеса. Эти картины были отсняты на студии, без декораций, макетов и выездов на натуру. Актеры, снявшиеся в них, играли на фоне голубого или синего экрана, а уже потом их "переселили" в полностью сгенерированные на компьютерах миры. Сейчас такие проекты воспринимаются как забава, художественный жест, эксперимент, да и собирают они деньги далеко не астрономические. Однако в будущем, возможно, фильмы будут снимать именно так. Подобные методы работы открывают для режиссера поистине безграничные возможности: он не зависит от погоды, ему не нужны массовка, каскадеры, переговоры с властями, траты на аренду гигантских павильонов и т. д., и т. п. А там того и гляди отпадет надобность и в самих актерах. Зачем платить многомиллионные гонорары, когда можно взять и нарисовать звезду на компьютере. Ведь "оживил" тот же Керри Конран в "Небесном капитане" покойного сэра Лоренса Оливье. "Вызвал дух" - пускай и ненадолго, всего на несколько минут... Но все-таки.
Стас Лобастов
Живет такой парень
Итоги
В 2002 году "Идентификация Борна" оказалась на 21-м месте хит-парада самых кассовых фильмов года. Обычный боевик от не слишком известного режиссера Дуга Лаймана, с не самым звездным актером в главной роли (Мэтт Деймон недавно сказал, что в суперстары он выбился именно благодаря картине Лаймана), с бюджетом в 60 миллионов долларов обошел нашпигованные спецэффектами фильмы. Хождение по мукам бывшего спецагента фактически вдохнуло новую жизнь в старые мехи подзабытого жанра. "Бондиана" на тот момент влачила довольно жалкое существование. Год назад после выхода на экраны "Казино "Рояль" продюсер фильма Барбара Брокколи призналась: "Мне очень нравятся картины о Джейсоне Борне. Они динамичны и отвечают требованиям времени. Я подумала, что если нам не удастся сделать нечто подобное, бондиана обречена". Неслыханное дело. В новой картине некогда вальяжный, гламурный, утонченный секретный агент Ее Величества брал пример с молодого, немногословного грубияна Джейсона Борна, который ко всему прочему еще и не умеет общаться с женщинами.
В первом фильме Джейсон хотел лишь, чтобы его оставили в покое. Во второй части, "Превосходстве Борна", мстил криминализированному русскому олигарху, застрелившему его возлюбленную. Сейчас предъявил американским спецслужбам "Ультиматум": либо ему рассказывают о его прошлом - либо он обнародует суперсекретные документы, в которых содержится информация о бесчинствах ЦРУ. Разумеется, глава управления Эзра Крамер (Скот Гленн) и его шестерка Ноа Возен (Дэвид Стрэтхерн) всеми силами пытаются остановить Борна. Но как остановишь хитрую, безжалостную машину для убийства, которая просчитывает все наперед и у которой есть сочувствующие в недрах самого агентства.
Разумеется, он выяснил все детали своего прошлого и наконец узнал свое настоящее имя. Впрочем, секрет этот оказался секретом Полишинеля. Ну да, спецслужбы зарвались. Директор ЦРУ создал в недрах агентства глубоко законспирированную организацию, где из обычных парней делают бесчувственных киллеров. А конфликты с тем или иным человеком госслужбы решают, убирая неугодных по всему миру. И тем не менее фильм пользуется и в США, и в мире невероятной популярностью, при том еще, что иные критики называют его совершенно антиамериканским: столько, мол, дерьма вывалил британский режиссер Пол Гринграсс на ЦРУ, оболгал защитников отечества. Какой там полоний, какой Литвиненко, когда янки, отключив все камеры на одном из центральных лондонских вокзалов, "мочат" английского журналиста. Главный секрет успеха "Ультиматума" заключается в том, что Джейсон Борн никакой не супергерой, а обычный парень. В то время как большинство киноперсонажей сыплют магическими заклинаниями, палят из бластеров и рубятся на световых мечах, Джейсон стреляет из пистолетов и когда надо бьет в морду. По-старому, по-дедовски, как писали в советских газетах, "в целом очень эффективно". Но главное - весьма эффектно.
Стас Лобастов
Борн-машина
ИД "Коммерсантъ"
В отличие от героя фильма, который вот уже третью картину не может разузнать свою настоящую фамилию, русский зритель чувствует радость узнавания знакомой фактуры с первых же кадров "Ультиматума...", которые торопливой монтажной скороговоркой напоминают о московских приключениях Джейсона Борна. Вся "борниана" снята в судорожной неразборчивой манере, отражающей смятенное внутреннее состояние героя, однако в прологе третьего фильма на экране хорошо различимы русские милиционеры в ушанках с гербами и "шестерка" с характерной надписью "ГИБДД ЦАО" на борту. Люди в ушанках грубо говорят Борну "Эй, ты!", на что он находчиво, хотя и немного невпопад отвечает "Ни за что!", и в мгновение ока, в ходе все тех же причудливых монтажных кульбитов, за которыми невозможно уследить, наставленный на него пистолет уже оказывается у него в руке, а русский милиционер униженно скулит: "Пожалуйста, не убивай меня". "Не больно-то и хотелось",- презрительно отвечает Борн, уже третий фильм старающийся перестать быть убийцей, и устремляется в свой вечный поиск информации о себе же самом, ненаглядном.
Шесть недель спустя действие происходит уже в штаб-квартире ЦРУ, где зрителю напоминают о том, что в предыдущих сериях у Борна убили подружку в Индии, а играла ее Франка Потенте (фотография прилагается наряду с несколькими коротенькими флешбеками). Вообще, "Ультиматум..." сделан с предупредительностью к людям, которые могут иметь сходные с Борном проблемы, а именно дырявую память, поэтому на заседании в ЦРУ напоминается, что Борна последний раз видели в Москве шесть недель тому назад, а также о том, что его подружку нашли убитой выстрелом в голову. В качестве контрольного выстрела, после которого от совершенно излишней (для дальнейшего развития сюжета) информации о смерти любимой девушки Борна уже никто не сможет отделаться, присутствует эпизод в Париже, где герой рассказывает брату погибшей: "Она умерла. Ее застрелили в Индии". После того как дорогая покойница тройным швом надежно зафиксирована в зрительском мозгу, авторы "Ультиматума..." продолжают заниматься все тем же, чем они занимались в "Идентификации Борна" и в его же "Превосходстве",- гонять его по городам и весям, втравливать в погони, перестрелки, рукопашные схватки и телефонные переговоры с людьми, которые настроены по отношению к нему в лучшем случае настороженно. Новый виток недоразумений закручивается, когда черт попутывает Борна вдруг купить газету The Guardian, где на первой полосе какой-то хрен разъясняет всем интересующимся, кто такой Джейсон Борн. Герой заметки назначает репортеру встречу на лондонском вокзале Ватерлоо, где, надо отдать должное профессионализму его и авторов фильма, им на некоторое время удается отвлечь зрителя от унылых размышлений о том, что, кажется, он опять лоханулся и в ближайшие два часа ему придется выслушать еще пять-шесть рассказов о том, как погибла Борнова возлюбленная.
На вокзале Борн виртуозно проявляет все свое хваленое превосходство над простыми смертными и пускает своих преследователей из ЦРУ по ложному следу, а сам получает очередную наводку для выяснения своей личности - на этот раз ей становится не банковский счет, как в первой серии "Идентификация Борна", а название некой инвестиционной корпорации и адрес ее мадридского офиса. Остальное - дело техники и физкультуры, которая по-прежнему остается у так называемого Джейсона Борна на должном уровне. Чтобы привести в гармоничное соответствие с физподготовкой и моральный облик, он, собственно, и затеял всю свою кругосветную эпопею, и до некоторой степени очистить свою совесть ему удается. Но, к сожалению, у этой всесторонне развитой личности продолжает хромать умственный коэффициент: по итогам трех серий суперагент предстает человеком предусмотрительным во всяких шпионских мелочах, но крайне наивным в глобальном смысле.
В результате просмотра третьей серии выясняется, что герой сам себя подвел под монастырь, став жертвой неправильного выбора профессии. Чистосердечно готовый пойти на все ради спасения американцев (хотя и не конкретизируется от кого), он был неприятно поражен тем, что ради спасения американцев надо их же и убивать. В свете этого финального вывода вся казавшаяся бессмысленной трехлетняя беготня Борна по карнизам и чердакам неожиданно приобретает некий воспитательный смысл, как назидание всем гражданам, торопящимся вписаться в те или иные могущественные структуры, не задумываясь о том, как нелегко будет в случае чего выписаться обратно.
Лидия Маслова
Борн всем припомнил
Утро.ру
То, на что Арнольду Шварценеггеру потребовалось только полтора часа и билет до Марса, Мэтт Дэймон в роли Джейсона Борна растягивает на три серии и хаотичное перемещение по городам мира. Он по-прежнему хочет вспомнить все, и в "Ультиматуме Борна" ему, наконец, позволяют это сделать.
Все фильмы о Борне, в сущности, только забег на длинную дистанцию с препятствиями. Чем больше препятствий и чем быстрее бежит бывший агент ЦРУ – тем точнее очередная серия соответствует ожиданиям, и потому "Ультиматум", завершая "Идентификацию", превосходит "Превосходство" и признается лучшим критиками и зрителями. Из Москвы, где прервалось "Превосходство Борна", действие с легкостью необыкновенной перелетает в Лондон, Париж, Мадрид, Танжер и, наконец, Нью-Йорк, устраиваются гонки по железнодорожным вокзалам, восточным базарам и забитым авеню Манхэттена.
Подвижная камера и быстрый монтаж, который использует Пол Гринграсс, создает ощущение, что зрители находятся совсем рядом с бегущими – убийцы, машины, взрывы и драки подручными средствами сливаются в разноцветный вихрь, и от скорости чуть кружится голова. Действует это безотказно, прямо по Уильяму Джемсу, который доказывал, что не страх рефлекторно толкает на бегство, а быстрый бег с вытаращенными глазами неминуемо и сам по себе вызывает ощущение страха. И зритель боится, сопереживает, восхищается и опять идет покупать билеты.
Все остальное – как в московской дымке. Борн по-прежнему пытается выяснить, почему он потерял память, а ЦРУ по-прежнему считает его своей главной угрозой и подсылает все новых убийц, которых Борн по-прежнему расшвыривает во все стороны как котят.
Героиня Джоан Аллен, не последний человек в ЦРУ, все еще настроена к Борну благосклонно, но ей по-прежнему не известна вся информация о той операции, в которой он участвовал, а в начальники посылают очередного сурового мужчину, который вовсе не хочет этой информаций делиться. В "Ультиматуме" новый начальник – ледяной Ной Возен (Дэвид Стрэтерн), у которого, как обычно, свои причины поскорее избавиться от бывшего агента, не оправдавшего доверия организации. Еще одна постоянная героиня сериала, Ники Парсонс (Джулия Стайлз), снова глядит испуганными глазами и ведет себя не как сотрудник ЦРУ, а как случайно зашедший не в ту дверь курьер. В этот раз она помогает Борну бежать и отпускает невнятные намеки насчет их совместного прошлого, но вместо того, чтобы расспросить ее поподробнее, он бежит дальше. Третья часть в какой-то мере становится отражением первой – снова Борну неожиданно помогает девица, которую потом приходится спасать и прятать в надежном месте, снова он подбирается совсем близко к своим преследователям, которые следят за ним на расстоянии в полмира, но не могут угадать момент, когда он окажется у них за спиной.
Флэшбеки – демонстрация душевных ран Борна и эпизоды в нью-йоркском штабе слежения, демонстрация всемогущества ЦРУ – вносят в марафон "Ультиматума" приятное разнообразие, но не отвлекают на себя слишком много внимания, замедляя гонку – как это случилось в "Превосходстве Борна" с трогательной историей Оксаны Акиньшиной.
Для усиления стремительности уже совершенно опускаются такие детали, как пересечение границ и проникновение в недоступные простому смертному помещения секретных организаций и защищенных сейфов. Сериал про Борна возрождает традиции бульварных романов о неуловимых преступниках рубежа XX века, но, в отличие от них, Борн не является ни настоящим преступником, ни настоящим героем. Он не защищает бедных и не грабит богатых или наоборот, а устраивает многомиллионные заварушки только потому, что ему не нравится имя "Джейсон". В конце "Ультиматума" Борн добирается до спецклиники, где из патриота-военного, готового, не жалея сил, служить американской демократии, превратился в безжалостного и не рассуждающего убийцу, и в очередной раз скрывается от преследователей, которые, впрочем, превращаются в обычных подозреваемых. Но и это еще не конец – кроме трех романов Роберта Ладлэма, уже экранизированных Universal, существуют два продолжения, написанные Эриком Ван Люстбадером. И если только создатели трилогии научились быстроте и точности удара от своего героя, следующая, еще более стремительная серия приключений человека-ранее-известного-как-Джейсон-Борн не заставить себя ждать.
Наталья Рябчикова
Тут помню, тут не помню
Известия.RU
23 августа на российских экранах заявляется "Ультиматум Борна". Главный герой в исполнении Мэтта Деймона вот уже третий фильм подряд бегает за собственной памятью. Он знает, что он — это не он, и хочет выяснить все до конца.
Амнезия — популярный ход в кино, однако в данном случае изюминкой является профессия главного героя. Джейсон Борн — натренированный спецагент, элитный убийца во благо Америки. Появившись на экранах в 2002 году ("Идентификация Борна", режиссер Даг Лайман), Борн показал себя альтернативой популярнейшему агенту мира — Джеймсу Бонду в исполнении элегантного Пирса Броснана. Мэтта Деймона с его внешностью соседского парня зрители сразу приняли за своего.
Продолжение приключений последовало быстро, но ознаменовалось сменой режиссера. Даг Лайман снял отличную комедию "Мистер и миссис Смит" и — уже в качестве продюсера — пригласил на новый проект о Борне артхаусного режиссера из Великобритании Пола Гринграсса ("Кровавое воскресенье", "Золотой медведь" в Берлине в 2002 году). Британец не изменил своей манере съемок и в боевике скрестил игровой сюжет с документальной манерой изображения.
Крепкий парень Борн не пользовался суперпримочками Бонда, что придавало сюжету достоверности. Во втором фильме — "Превосходство Борна" (2004), если кто подзабыл, Джейсон в поисках правды о себе добрался до Москвы и прокатился на простом желтом такси "Волга-ГАЗ 3110", устроив на наших улицах одну из самых эффектных автопогонь в мировом кинематографе.
Третий фильм — "Ультиматум Борна" — это сплошь техническое совершенство, созданное Полом Гринграссом. Сложно представить, как выстраивались отдельные сцены и эпизоды в режиссерской голове, как выставлял камеры оператор Оливер Вуд. Кажется, он порой вспоминал методы Сергея Урусевского, который для достоверности сцены пробега в фильме "Летят журавли" давал камеру в руки Татьяне Самойловой, и актриса снимала себя сама. Иногда кажется, что при склейке отдельных эпизодов "Ультиматума" монтажным столом служил миксер...
Рекламная кампания уверяет, что многие трюки Мэтт Деймон исполнял сам. Спорить не буду, но достоверно известно, что в "Ультиматуме", как и в "Превосходстве", за рулем вместо голливудской звезды сидел наш Мартин Иванов. В списке каскадеров есть и его отец Виктор Иванов. Оба лауреаты престижнейшей премии каскадеров "Taurus" — как раз за московские эпизоды "Превосходства".
Статичные сцены в штабе ЦРУ также выстроены так, словно кинокамера случайно ловит то движение, то диалог, то внутреннее противостояние. Развязка, естественно, наступает в Нью-Йорке. Почему плохой церэушник (актер Дэвид Стретейрн) стремится уничтожить Борна, выясняется в последние минуты. Борн наконец узнает свое подлинное имя и проясняет картину собственного прошлого. Впрочем, по итогам просмотра остается много вопросов. Например, ради чего были показаны невероятные технические возможности ЦРУ во всем мире? И если оно столько может, то почему до сих пор не пойман Осама бен Ладен?! Кстати, во время своих пробежек по свету никому и никаких ультиматумов Борн так и не предъявил.
Выразив свое восхищение умением Гринграсса сотворить из искусственного — игрового — мира иллюзию аутентичности, должна сказать, что все-таки правил его игры не принимаю. Развлекательная картина пытается внушить зрителю, что теперь, после 11 сентября 2001 года, каждый из нас оказался на месте Борна, то есть под колпаком служб. Да, "Превосходство Борна" положительно повлияло на изменение стиля в бондиане. Но путь нового Бонда (Дэниэл Крейг) честнее, чем путь Борна. Продюсер агента 007 Барбара Броколли в "Казино "Рояль" пошла на значительное обновление темы и героя, не забывая при этом, что снимает современную городскую сказку в жанре шпионского боевика. Кассовые сборы также в пользу "Казино "Рояль" — $588 млн. На счету обоих "Борнов" значительно меньше — $486 млн.
Актер Мэтт Деймон: "Московские сцены мы снимали в Берлине"
С трехкратным Борном — Мэттом Деймоном — встретилась и поговорила корреспондент "Известий" Галя Галкина.
вопрос: "Превосходство Борна" закончилось в Москве, а "Ультиматум Борна" начинается с московских сцен. Что случилось с вашим героем за это время?
ответ: Это очень интересно. Когда Джоан Аллен позвонила Борну в конце второй серии, он был в Москве. А третий фильм начинается с событий, которые произошли еще до окончания второго. И поэтому Джоан звонит мне снова. Это все тот же звонок, но немного с другим подтекстом.
в: Говорят, на этот раз вы снимали московские сцены в Латвии?
о: Нет, хотя мы предполагали это сделать именно там. Но получилось, что московские сцены мы снимали в Берлине. Мне очень жаль — я хотел вернуться в Москву. Ведь я пробыл там меньше недели. Но успел полюбить этот город — он прекрасен! До сих пор нахожусь под впечатлением от Красной площади. Но не только — у меня была возможность прочувствовать энергию этого города, ведь мы снимали сцены в разных местах. Я много ходил по Москве, я проехал ее вдоль и поперек. А больше всего мне понравились люди. Очень надеюсь, что у меня появится шанс снова сниматься в Москве.
в: Как Борн повлиял на вашу карьеру и жизнь?
о: Эта роль оказалась для меня самой важной, если не считать Уилла Хантинга, который вывел меня и Бена Аффлека из безвестности. После съемок в "Идентификации Борна" мне не предлагали новой работы в кино в течение полугода. Когда фильм вышел, я был в Лондоне, играл в театре на Вест Энде. Мне немедленно сделали два десятка предложений. Так что именно Борн сохранил мне жизнь в кино.
в: Третий фильм о Борне, на ваш взгляд, самый своевременный из всех?
о: Я думаю, все три картины очень своевременны. Первая вышла в 2002-м, вскоре после 11 сентября, когда даже воздух был пропитан страхом. Второй — в 2004-м, когда близилась война с Ираком. А теперь этот американский парень приходит, извиняется и старается искупить свою вину за все, что натворил. Фильм заканчивается тем, что Борн целится в голову человека, который его обманул, внушив: "Таким образом, ты сохранишь жизнь американцев". Борн сказал: "Теперь я понял, что вы меня подставили". У Борна очень прямой характер, что типично для большинства американцев.
в: Какие взаимоотношения у вас сложились с Полом Гринграссом?
о: Он великолепный режиссер да еще и потрясающий сценарист. Я имею в виду "Потерянный рейс", а также "Кровавое воскресенье". Режиссерский метод Гринграсса — это смесь хаоса с алхимией.
в: Как вы готовились к съемкам?
о: Я делал все то же самое, что и для других картин о Борне. То есть много занимался боксом. Это помогло мне втянуть живот и изменить походку.
в: Вы сказали, что больше никогда не будете играть Борна. Это правда?
о: История Борна закончилась — он получил ответы на свои вопросы. Но я полюбил этого героя, и если Пол Гринграсс позвонит мне через десять лет и скажет: "Я знаю, как вернуть Борна на экран", то я отвечу: "Я готов".
Вита Рамм, Галя Галкина
Шпион, вернувшийся с Гоа
Газета.ру
Стремительный, словно лапша быстрого приготовления, Джейсон Борн вернулся, чтобы закрыть все вопросы, найти все ответы и отомстить. Дел невпроворот, нужно поспешать, но с умом. Москва, Лондон, Милан, Танжер, Нью-Йорк – превосходство Борна повсеместно. В каждом городе остаются трупы – ультиматум Борна бескомпромиссен. Идентификация Борна подходит к концу.
Вряд ли честный солдат холодной войны Роберт Лэдлам, придумавший Борна, предполагал, что его затея обернется таким странным образом. Мир в его пору напоминал холодную стоячую воду, в которой мелькали смутные неясные тени хищных чудовищ. Интернациональное подполье кишело всевозможной фауной: резидентами, двойными агентами, всевозможными боевыми группами – правыми, левыми, басками, ирландцами, свободными художниками вроде Карлоса Шакала. Мафия могла помогать ЦРУ, а университетские интеллектуалы – КГБ. Черт возьми, Рейгану, для того, чтобы поддерживать контрас в Никарагуа, пришлось добыть деньги продажей оружия своему врагу Ирану – золотой век заговоров. Тот Борн осторожно двигался по изнанке мира, ночевал в его дырявых карманах, проползал между хлипких швов.
Борн нулевых, которого, по сути, придумал снявший вторую и третью часть трилогии режиссер Пол Гринграсс, живет в другом пространстве, которое, в сущности, и стало героем ленты.
Борн как он есть Роман Роберта Ладлэма "Идентификация Борна" вышел в 1980 году. За ним последовали "Превосходство Борна" и "Ультиматум Борна". Книга значится номером вторым в списке лучших шпионских романов Publishers
География – интереснейшая из наук, особенно если рассматривать достопримечательности в прицел. Прошлую часть он начал в Гоа, эту закончит в Нью-Йорке. Мир слипается в грандиозную кашу, чье единственное свойство – непрерывное движение. Прекрасное место для Борна – выражение «движение это жизнь» имеет для него буквальное значение.
Начнется движение в Москве – здесь раненый беглец простился в конце прошлой части с дочерью убитого им дипломата, принеся сироте искренние извинения. Мешковатая милиция ему не помеха и вскоре он уже колесит по Евросоюзу, почитывая статью в газете про себя самого – ушлый британский репортер раскопал историю Джейсона Борна. Полагая, что репортер может дать ему некоторые ответы, Борн прибывает в Лондон, однако на болтливого журналиста уже открыло охоту спецподразделение ЦРУ.
Собирая крохи информации, находя неожиданную помощь от бывших коллег, сталкиваясь с профессиональными «чистильщиками», он доберется до Нью-Йорка, где окопалось подразделение ЦРУ, ответственное за все, что с ним произошло. Здесь он получит ответ от старого врача-негодяя, узнает свое настоящее имя, вспомнит прошлое – и останется таким же одиноким как был, потому что всем на это плевать, и в первую очередь зрителям, глядящим на него из зала.
Какая разница, кем он был и как дошел до жизни такой?
Разве фантастическая бесконечная погоня по крышам и анфиладам Танжера, убедительное убийство книгой, автомобильная гонка по Нью-Йорку – это шаги к истине? Джейсон Борн не нуждается в памяти – он родился совершенным существом во второй части трилогии из стремительной дрожащей камеры бывшего документалиста Гринграсса, из широкополосного интернета и международных авиарейсов, из новой хореографии боевых столкновений, скупых коротких движений, смертельных тычков и свободы как осознанной необходимости. Идеальный гражданин нулевых, он лишен идеологии, но не совести, и обладает способностью проходить сквозь социальную реальность как нож сквозь масло.
Гринграсс, снявший в промежутке между «Борнами» ленту «Рейс 93» про 11 сентября, попытался в финальной части вписать своего беглеца в политическую современность – и что-то сломалось. Вихрь движения, неподвижное лицо Мэтта Дэймона, умеющего буквально намеком на мимику передать полную гамму чувств – все осталось. Прибавился гениальный Дэвид Стрэтэйрн в роли шефа тайного проекта ЦРУ. Однако обличение политических пороков что-то нарушило в механизме. Превратившись из беглеца к свободе из второй части в карающий меч воздаяния, Борн потерял опору, и фантастичность происходящего уже вызывает не восхищение, а изумление. Он знает все на шаг вперед – просто потому что знает, просто потому что его дело правое. Беглеца вернули в клетку обязательств перед обществом. Физиологическое наслаждение от стремительного вращения истории – уже удовольствие от аттракциона, радостное бултыхание в аквапарке после какого-никакого океана контекстов «Превосходства».
И лишь финал ленты, восхитительные десять секунд перед титрами заставляют все-таки пожалеть, что эта встреча с Борном, вероятно, была последней.
Антон Костылев