"Гарри Поттер и Орден Феникса"
Название фильма: | Гарри Поттер и Орден Феникса |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания — США | ||
Английский: | Harry Potter and the Order of the Phoenix | ||
Жанр: | драма / фантастика / приключения / семейный | ||
Режиссер: | Дэвид Йейтс | ||
В ролях: | Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Хелена Бонэм Картер, Робби Колтрэйн, Рэйф Файнс, Майкл Гэмбон, Брендан Глисон, Ричард Гриффитс, Джейсон Айзэкс, Гэри Олдман, Алан Рикман, Фиона Шоу, Мэгги Смит, Имельда Стонтон, Дэвид Тьюлис, Эмма Томпсон, Джули | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Гарри проводит свой пятый год обучения в школе Хогвартс и обнаруживает, что многие из членов волшебного сообщества отрицают сам факт недавнего состязания юного волшебника с воплощением вселенского зла Волан-де-Мортом, делая вид, что не имеют ни малейшего представления о том, что злодей вернулся. Опасаясь, что почтенный глава Хогвартса Альбус Дамблдор распространяет лживые слухи о возвращении Волан-де-Морта, стремясь подорвать авторитет Министра Магии Корнелиуса Фаджа и в дальнейшем занять его место, Корнелиус назначает нового профессора защиты от темных искусств, который должен будет пристально следить за Дамблдором и студентами Хогвартса. Но одобренный министерством курс лекций по защитной магии профессора Долорес Амбридж оказывается на практике абсолютно бесполезным — юные волшебники просто неспособны противостоять действию темных сил, угрожающих им и всему волшебному сообществу. И тогда, по настоянию своих друзей Гермионы и Рона, Гарри берет инициативу в свои руки.
Тайно встречаясь с небольшой группой студентов, называющей себя Отрядом Дамблдора, Гарри обучает их самозащите от темных сил, готовя отважных волшебников к необычной схватке, которая ждет их впереди.
Пятое китайское предупреждение
Роман КОРНЕЕВ
Нет, всё-таки в этой продюсерской игре в угадайку заключён своеобразный шарм. Поттериана, ударившись в бесконечную смену имён на спинке режиссёрского кресла, стала своеобразным чёрным ящиком, который вроде бы со всех сторон такой же, как и все прежние — тот же автор в виде миссис Роулинг, те же персонажи во главе со славной троицей (слухи о разрыве контракта которыми в очередной раз не оправдались), ну, пару героев убило воображение госпожи писательницы, некоторые стали заметно реже появляться на экране из-за творческих предпочтений своих исполнителей (а то и вещей куда менее преодолимых), но в общем, в теории, мы из раза в раз смотрим один и тот же фильм, в котором дети-герои взрослеют вместе со зрителями и вместе с фильмом (на самом деле куда быстрее, чем положено героям, но тут уж ничего не попишешь).
Это в теории. На практике же (даже считая и первые две части, снятые одним Крисом Коламбусом), фильмы всё-таки разные, что общего между лёгко-сказочной первой серией, догонятельно-загонятельной четвёртой и трэшово-мрачной третьей, на мой скромный взгляд самой достойной, куароновской серией поттерианы? Формально — герои и все эти топонимо-магические словеса, на самом же деле — почти ничего. Потому каждый раз приходя в зал по прошествии очередных полутора лет, мы снова не знаем, чего ждать от фильма.
Какие запчасти из толстой книжки наберут для сценария продюсеры на этот раз? Будет ли квиддич (нет, не будет, привыкайте, господа фанаты, не до вашего квиддича нынче продюсерам), когда наконец уже Гарри поцелует Салли (поцелует-поцелует, это ещё трейлеры проспойлерили), когда уже Волан де Морт покажет личико (тоже — всё известно), равно как на сколько волосков будет в финале один от другого и от смерти, разумеется (сатанинский смех за кадром).
А если серьёзно, то все эти ингредиенты, включая затянувшийся на три серии побег из Азкабана (уже два побега, вилькомен Хелена Бонэм-Картер), и прочие пророчества «для служебного пользования» могут на выходе лечь так и сяк, их могут забыть или вспомнить посолить, а могут сделать и сладкое блюдо, такой рахат-лукум для фанатов. И заранее ведь ни за что не угадаешь.
В пятой серии нам покажут двенадцать разгневанных кентавров, целый табун коней блед и одну не менее блед барышню со странностями (эх, Гарри-Гарри), затем действо переместится в секретный бункер почётных дамблдоровцев, где наш мальчик созрел до обучения подобных себе искусству убивать драконов. Но всё это снова на поверку окажется тленом и зело вещами преходящими, потому что на самом деле процентов 80 всего повествования будет посвящено профанационной юридической казуистике вроде «Он виновен! У вас нет свидетелей!» или «Я сниму вас с должности!» — «Только попробуйте!»
Да, пятый «Гарри Поттер», он не об Ордене Феникса, а о том, какие двуличные садисты (в юбке) и жлобы (в штанах) окопались в ихнем Министерстве Правды. Если же сесть и подсчитать, сколько раундов за время фильма претерпевает дискурс «возродилося или не возродилося», то станет понятно, почему в остальном хронометража хватило на две коллективные прогулки по знакомой террасе и буквально полтора рояля в кустах (одного очень крупного, другого очень мелкого).
Всё это было бы весьма печально (тётка колоритная, кто спорит, но зачем её так много?) и представляло бы ценность не для нас, казуалов, а исключительно для ценителей книжной серии (на коих всё рассчитано в первую очередь, но тут чужая душа потёмки, не буду пытаться поставить себя на их место, они сами разберутся, ху из ху), кабы не шикарный финал, в котором продюсеры всё-таки пожалели нас, несчастных, и зарядили пушку, изготовившись всё-таки стрелять.
Потому что за «мокрыми поцелуями» (почему именно этот персонаж, из серии никак не следует, как уже было сказано, в кадре есть аж две барышни «поедающие его глазами» с куда большей силой), за странным обучением сопротивляться Тем-Кого-Не-Называем (с попутным непонятным обличением Поттера-старшего, который-де в молодости изрядно третировал будущего Снэйпа), за садистствующими тётками (в советской школе была замечательная позиция для точно таких — «завуч», только зачем все эти переборы с «сывороткой правды», показательным шрамированием и прочим членовредительством, становится страшно за британских школьников, право) и мнительными министрами (политическая подкованность автора, что ли, сказалась, но не смешно же) начинается-таки то, зачем это затевалось — Тёмный Властелин издаёт свой Зловещий Пых и всё-таки приводит действо в неохряняемую никем Комнату Тайн, где всё и заверте.
Это самое «заверте» мне повезло смотреть в московском IMAXе, то есть с той самой трёхмерной вставкой, специально переработанной ради такого дела в HD-формат. Вот тут я, как говорится, не пожалел, что пошёл на сеанс. Пусть 3D-технологии пока слабовато развиты (ждём Кэмерона!), но первая, долгожданная магическая батальная сцена, пусть и не слишком массовая и закончившаяся скорее непонятно, нежели логично, но она была чертовски хороша. Реторты бьются, стеллажи валятся, заклинания свищут, палочки машут, призраки носятся, даже пылинки в воздухе застывают с какой-то особенной грацией. Вот это я называю отлично снятая экшн-сцена.
Ради неё резко захотелось простить и занудство, и многочисленные визуальные заимствования, и долгоиграющий «экспекто патронум», и ненавязчивую режиссуру, и отвратительный перевод-подстрочник, и затянувшуюся сверх всякой меры многосерийность (хотя, в общем, до бондианы ещё далеко, хе-хе), и даже треклятую тётку, затмившую едва мелькнувшего на этот раз Малфоя-младшего. Вот ещё бы весь фильм в таком ключе сняли… мечты, мечты. А так — осталось только сказать «до встречи в кино». На просмотре следующей серии.
С сайта kinokadr.ru
Выпьем, Гарри, где же кубок?
Елена ПРАВДА
Как и всякая экранизация весьма и весьма известного литературного произведения, поттериана создаётся с двумя достаточно противоречивыми целями. С одной стороны надо угодить многочисленным фанатам из числа ежедневно таскающих с собой полосатые шарфики Гриффиндора и знающих текст романа чуть ли не в оригинале. Таким подавай дословное восприизведение всех-всех деталей сюжета, многочисленных пространственно-временных, логических и родственных связей персонажей и их поступков, им в обязательном порядке подавай квиддич, пару-тройку лекций по чародейству и волшебству, а также сов, как можно больше сов, мётел и волшебных палочек.
С другой стороны нужно не забыть просто любопытствующих, прочитавших, возможно, значительную часть поттерианы литературной, но фанатизмом не страдающих, а жаждущих развлечения — тематические расчудеса инсайд, красоты магии и подробности всё более двусмысленных взаимоотношений Гарри, Рона и Гермионы.
Ну, а третья и немаловажная доля зрительского интереса осталась на простого, незамутнённого зрителя, которому вынь да положь какой-никакой сюжет, чтобы не требовал каждые три минуты теребить соседей по кинотеатру вопросами «а это чо за мужик?», которому подавай разнообразия, экшна, гору спецэффектов, юмора в ассортименте и прочие чудеса блокбастеростроения.
Тяжёлая задача, ничего не скажешь. Что одним — занудство и мельтешение, другим — следование духу и букве. Что для одних — сотонизм и полная муть, для других — волшебный мир сказок и приключений, далёкий от взрослой морали. Что одним — профанация великого литературного наследия, другим — бодрый и незамутнённый трэш, от которого — одна лишь радость и удовольствие.
Уже четвёртая книга экранизирована и вышла на экраны, а идеальный рецепт всё не получен. От серии к серии баланс смещается то в одну сторону, то в другую, зачастую на протяжении одного фильма мы успеваем побывать и в гостях у фанатской сказки, и на цирковом представлении с конями, и на подмостках мелодраматическо-анатомического театра. «Кубок огня», формально, всё такой же детский фэнтэзи-детектив про мальчика, который снова каким-то чудом выжил, однако детишки растут (даже слишком быстро растут, см.), с ними растёт и типичный зритель, продюсеры чешут репу и начинают рисовать на стенах павильонов красные круги в голубом квадрате и совершать прочие тонкие хитрости франчайзоконструирования, дабы побороть тенденцию к падению сборов.
На смену трэшачнику Куарону, который давил на головокружительную камеру, ужасы и вертикальный мир, полный разнообразной пугательной живности, пришёл романсописатель Ньюелл, который по-своему сместил акценты. Камера теперь порхает не на пустом месте — только вместе с мётлами, взамест этого она кружится в вальсах, ударяет по крупным планам и задвигает чародейство и волшебство на задний план, играть роль мебели. Вопрос сезона — не где прячется враг (он уже почти и не прячется), а «я тебя полюбила, ты меня разлюбил, дождь». Интересная концепция, давно и с интересом ожидаемая, посмотрим, пощупаем.
Как и положено по жанру, фильм начинается с обязательной программы — мировой чемпионат по квиддичу с сапогом-порталом, пожиратели смерти, мрачные сны Гарри, потом начало Турнира трёх волшебников, явление Виктора Крама и угрюмого гражданина-с-глазом и пр. Увы, хронометраж не резиновый, как всегда, создатели разрывались между необходимостью хотя бы перечислить всех ключевых персонажей семисотстраничного тома, чтобы в фильме ещё осталось время на, собственно, сюжет. Из всех расчудес и красот квиддич и вовсе пронёсся стороной, половину персонажей всё равно придётся переспрашивать у знатоков-ценителей, нашему брату киноману весь этот фейерверк забавен разве что массовым явлением девочек-припевочек калибра Мэри Поппинс да внушительным представлением бравых болгарских парней, вокруг которых уже сложилась масса межнациональных обид, на которые нам как-то всё равно, ведь мы же знаем, что эти бравые парни в ушанках и тулупах — на самом деле русские ваньи фром Сноуи Раша, куда там тёплой балканской Болгарии до наших холодов. Ну, а девочки просто хорошо смотрятся.
Когда всех со всеми галопом по европам познакомили (хотя мне лично так и не понятно, откуда там китаянки с индианками, ну да ладно), всех по местам рассадили-расставили, Драко Малфоя очередной раз в помоях искупали (обязательный пункт программы!), дракона за хвост потаскали (что, кстати, вышло у господ киноделов весьма и весьма, внушает), пару новых слов из сиротской латыни разучили, приступим к действительной цели нашего повествования.
С радостью истинного любителя слэша режиссёр принимается выписывать перед нами такие загогулистые любовные многоугольники, что дым из ушей. Да и сами персонажи не прочь напеть про «девочка созрела» — когда Гермиона с томным видом рассказывает, что «Виктор любит заниматься совсем другим», смех в зале слышен аж на улице. Ну, и заветный поцелуй (ну, почти) Гарри и Гермионы, а также фраза «Рон, ты всё испортил» — о, это дорогого стоит!
Шутки шутками, а как раз романтическая история, не самая главная среди линий повествования, в пику эпизодическим соревновательным моментам Турнира, получилась в четвёртом фильме поттерианы самой проработанной и цельной. Никаких расчудес, детишки взрослеют, смотреть на это любопытно и приятно глазу. Натужное «расследование» и мероприятия турнирного характера на этом фоне смотрятся просто неизбежным злом. Линия Кубка расходится только к самому концу, где на передний план выходит Лорд Вольдеморт (уж простите, буду использовать транслитерацию вместо изысков наших переводчиков) со свитой, что приводит к известной читавшим книгу и ключевой для повествования трагедии.
Мальчика — жалко, а что касается прочего — каким макаром заключённые пачками валят из пресловутого Азкабана, зачем осуждённые прислужники большого В. руководят затем цельными школами чародейтсва — неясно, да и не надо, снова неизбежное зло, его ещё забарывать и забарывать.
Фильм заканчивается не вручением «Етёрнал Глории», а прощанием Гермионы, Рона и Гарри — ничего уже не будет по-прежнему. Как минимум следующая серия поттерианы, отданная Дэвиду Йейтсу, снова будет ещё немножко более другой, а продюсеры снова будут искать золотую середину между трэшем и гламуром, между режиссёром и книгой, между романтикой, колдовством, детективом и фантастическим боевиком для подростков. «Кубок» же получился несколько более интересной, нежели ожидалось, но не слишком сбалансированной картиной, раздавшей всем сёстрам по серьгам в меру хронометража и таланта. До встречи в кино.
С сайта kinokadr.ru
Маг все стерпит
ИД "Коммерсантъ"
В фильме "Гарри Поттер и орден Феникса" (Harry Potter and the Order of the Phoenix) очкастому волшебнику предстоит вступить в схватку с самым ужасным чудовищем, с которым он еще не сталкивался,- с бюрократией, а также продолжить самокопания с целью установить, не слишком ли он становится похож на своего злейшего врага. В этом смысле беспокоиться добрейшему Гарри Поттеру не о чем.
Пятая серия поттеровских приключений смотрится гораздо легче, чем первая, даже не потому, что это самый короткий (всего 138 минут) фильм поттерианы, а потому, что в конце тоннеля забрезжил слабый свет: в следующем году выйдет шестая серия "Гарри Поттер и принц-полукровка", а там рукой подать и до седьмой, которая обязана оказаться последней. Но если душевное раздвоение Гарри Поттера, обнаруживающего в себе все больше черт главаря темных сил Волан-де-Морта, пойдет заданными в пятом фильме темпами, то шестую картину, где его ждут уже недетские испытания, он переживет только на антидепрессантах.
Хотя если бы речь не шла о голливудском детском фильме, логично было бы вводить в обиход уже изрядно возмужавших героев слабый алкоголь и легкие наркотики, для начала примерно в таких же гомеопатических дозах, в какой в "Ордене Феникса" в организм Гарри Поттера вводится секс: в виде поцелуя взасос с китайской девочкой, на которую герой положил глаз в прошлой серии. Когда любопытные товарищи спрашивают потерявшего оральную невинность вундеркинда о впечатлениях, он отвечает, зардевшись: "Ну так, мокро", и невозможно сопротивляться соблазну распространить эту характеристику не только на пятый фильм, но и на всю поттериану, в которой мокрые дела, как ни прикрывай их магической кисеей, являются узловыми моментами.
За пять лет на фильмах про Гарри Поттера выросло новое поколение рецензентов, насобачившихся высматривать в исправно выпускаемых Джоан Роулинг разноцветных кирпичах нечто "диккенсовское" и спорить, ушла ли магия из очередной серии или, наоборот, вернулась обратно, и если ушла, то когда она все-таки присутствовала, а если вернулась, то в какой момент отлучалась и куда именно. На скептический взгляд, если и можно говорить тут о какой-то магии, то в контексте сказки о потерянном времени, в которую как будто попали дети-исполнители главных ролей - Дэниел Радклифф (Гарри Поттер), Эмма Уотсон (Гермиона Грейнджер) и Руперт Гринт (Рон Уизли). Начиналось все мило и безмятежно: трое малюток сидят в песочнице и лепят куличики. Лепят год, второй, третий, пятый, и вот уж слюнявчики трещат по швам, и формочки с лопаточками плохо держатся в загрубевших пальцах, и вытянувшиеся ноги требуют наконец встать и разогнуться, но обитатели песочницы этого не могут, потому что связаны контрактом на лепку куличиков, а главное - потому что не без оснований подозревают, что ничего другого не умеют.
Исполнитель главной роли, например, смекнув, что не вечно ж ему ходить в круглых очках и с зигзагом на лбу, предпринял некоторую дополнительную артистическую активность: стал самым молодым экспонатом Музея мадам Тюссо и дебютировал на лондонских театральных подмостках в какой-то смелой пьесе - критики взахлеб осуждают тот факт, что юный актер выходит на сцену абсолютно без штанов. Видимо, только такими радикальными мерами можно заставить публику увидеть в Дэниеле Радклиффе кого-то, кроме Мальчика, Который Выжил и Самого Высокооплачиваемого Английского Тинейджера, а чтобы он смог в дальнейшем на экране перевоплощаться в других людей, ему, наверное, придется отрастить бороду, а лучше сделать пластическую операцию. Возможно, после этого он сможет своим, безусловно, симпатичным и объективно даже, наверное, красивым лицом изображать еще что-нибудь, кроме тревожной сосредоточенности, которая доминирует на его челе вот уже пятый фильм.
В "Ордене Феникса" она связана не только с воскресшим из небытия лордом Волан-де-Мортом, но и с происками недоброжелателей помельче: кто-то стукнул на Гарри Поттера в министерство магии, что он использовал заклинание в присутствии магла (то есть простого человека, лишенного сверхъестественных способностей), после чего в школу Хогвартс спускают новую преподавательницу (Имельда Стонтон), похожую на инспекторшу гороно, которая наводит в прогрессивном учебном заведении казарменные порядки. Кроме того, Гарри Поттера травит газета "Ежедневный пророк", перековеркивая на разные паскудные лады его благородную фамилию. В общем, есть от чего потерять самообладание, броситься на грудь крестному отцу Сириусу Блейку (Гэри Олдмен, в нашем дубляже озвученный каким-то уже вопиюще посторонним, старчески надтреснутым голосом) и спросить, отчего с таким правильным чудо-подростком, старающимся жить по волшебным понятиям, приключился такой внутренний расколбас.
Сириус Блейк, надо сказать, ничего идеологически нового, неизвестного из предыдущих серий не добавляет и проезжает по ушам мятущегося подопечного старой, хорошо смазанной телегой о том, что люди не делятся на хороших и плохих, в каждом заложено и черное, и белое, но важны не изначальные задатки, а момент окончательного выбора между добром и злом. То, что выбор этот предопределен, с одной стороны, успокаивает, но с другой - вселяет полное равнодушие и отбивает последнюю охоту волноваться, выживет все-таки Гарри Поттер в седьмой серии или Джоан Роулинг хладнокровно сложит его буйну голову на алтарь справедливости.
Лидия Маслова
Он начинает сердиться
Газета.ру
Выходит «Гарри Поттер и Орден Феникса» - продолжение истории с повзрослевшим Рэдлиффом, уже успевшим помучить лошадей на лондонской сцене.
Ну, что тут скажешь – боже мой, как постарели дядя Вернон и тетя Петуния! Просто сердце сжимается… Эти усы, эти пестрые платьица – драма, быть может, пострашнее шрама на лбу, невидимые миру слезы. Кто-то непременно должен описать эту историю с точки зрения семьи Дурсли, высокую драму обывателей, погребенных заживо среди своего фарфора и своих привычек, в чью жизнь вторгаются волшебники. Но лишь для того, чтобы бедняги поняли – маги столь же глупы, тщеславны и жестоки, как и презираемые ими маглы, не за что биться, нечем делиться, остается с даоским равнодушием проживать жизнь тела и смотреть телевизор.
Впрочем, и без них есть от чего сжаться сердцу на пятом фильме о Гарри Поттере. Развиваясь, проект стал напоминать скульптурную аллегорию «Писающий мальчик, разрывающий пасть льву».
Пока у истории хватало сил претворяться детским сериалом, это оставалось незаметным. Но очевидно, что, начиная с «Гарри Поттера и Ордена Феникса», несоразмерность, неравновесность элементов проекта будет все сильнее бросаться в глаза.
Начало, впрочем, внушило надежду, что проект вырвался из-под давления ролинговской мифологии – первые минут десять выглядят совершенно другим кинематографом, сделанным в жгучей желто-зеленой гамме, так отличающейся от традиционной мечтательной синевы «поттерианы». За те несколько минут начала, что потребовались Гарри чтобы поссориться с Дадли и его дружками, почуять недоброе, увидев затянутое тучами небо и схватиться с двумя демонами-дементорами, пришедшими по его душу, показалось, что новый режиссер проекта Дэвид Йейтс решил вывести сериал из гордой обособленности и включить в более просторный и современный контекст – на сцене в грязном подземном переходе, украшенном граффити, взгляд облегченно отдыхает от однообразной хоггвартовской готики.
Дальнейшее, однако, показывает, что этот всплеск кругов на воде не оставил – лента развивается так же, как ожидалось.
Гарри, тем временем, пытаются выгнать из школы, Дамблдор к нему странно-холоден, беднягу мучают жуткие кошмары, портятся отношения с друзьями. Орден Феникса – тайный союз борцов сами-понимаете-с-кем – обдумывает свои действия. В Хоггвартсе, тем временем, творится полный бардак – министерство магии присылает ласковую мисс Долорес Умбридж, садистку в розовом костюмчике, которая начинает наводить свои фашистские порядки. Бежит из Азкабана пособница зла Белатрикс Лестрендж, а ученики под предводительством Поттера тайно учатся боевой магии и создают отряд самообороны.
Гарри весь фильм снедаем яростью – и большинство западных критиков восприняло историю как метафору гормональной бури, которая сотрясает неокрепший организм юного волшебника.
Тем более, что имеется сцена первого поцелуя, которая непременно вызовет радостное улюлюкание и аплодисменты в кинотеатрах. Гормоны там или что, но Дэниел Рэдклифф оказался вполне твердым центром действия. Отыграв в пьесе лондонского театра безумного юношу, выкалывающего глаза лошадям, по ходу которой он выходил на сцену обнаженным, Рэдклифф хорошо набрал если не мастерства, то ремесла.
А если учесть, что актерский состав «Поттера» окончательно превратился в справочник «Кто есть кто» – к Гэри Олдману, Эмме Томпсон, Алану Рикману, Ральфу Файнсу присоединились Имельда Стонтон и Хелена Бонэм Картер в роли ведьмы Белатрикс – то беспомощность прочих молодых актеров и невыносимые ломкие шепелявящие голоса, которыми российские прокатчики продолжают озвучивать очевидно-повзрослевших героев, царапают как нож по тарелке.
Но главным писающим мальчиком тут оказывается, как ни странно, сама Джоан Ролинг.
На «Ордене Феникса» солидная проработанность ее мира и его обитателей приходит в драматическое противоречие с радикальным неумением прописывать диалоги. Бедному Рэдклиффу приходится с видимым усилием проталкивать через глотку что-то из репертуара пионера-героя.
Впрочем, монументальность проекта такова, что даже уже почти ничто не имеет значения – даже режиссер. Дэвид Йейтс до «Поттера» работал почти исключительно для TV, и ни один его проект не известен широкой публике. Получилось, в сущности, ничем не хуже, чем у всех предыдущих постановщиков – демоны роятся, колдовство вершится, Эмма Томпсон доходит уже до каких-то высот своей юродивой клоунады, Хелена Бонэм Картер играет полоумную стерву с таким наслаждением, что становится страшно за помолвленного с ней Тима Бартона. Это как бронепоезд – кто бы ни был в кабине машиниста, эта штука дойдет куда надо и откроет огонь из всех орудий. И попасть под него по-прежнему, в сущности, приятно.
Антон Костылев
ГАРРИмычный
Итоги
Нынешний июль обещает стать месяцем Гарри Поттера. Фанаты историй о похождениях юного мага в очках (сегодня, впрочем, он уже во вполне пубертатном возрасте) с нетерпением ждут выхода заключительной книги поттерианы и очередную, пятую киносерию "Гарри Поттер и Орден Феникса". И вот наконец дождались: российская премьера состоится 19-го числа. Нет нужды пересказывать перипетии сюжета. Пожалуй, все поклонники творчества писательницы Джоан Ролинг знают их наизусть. Благо роман был опубликован в России еще в 2004 году. И едва ли сценаристу фильма Майклу Голденбергу ("Контакт", "Питер Пэн") дозволили сильно перелопатить текст. Не изменился и актерский состав: подростки Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон вопреки постоянно циркулирующим слухам, будто их попросили из проекта - мол, переростки, - на месте. Остались в картине и Майкл Гэмбон, в третий раз сыгравший директора школы чародейства и волшебства Хогвардс, профессора Дамблдора, и Мэгги Смит (помощница Дамблдора профессор Макгонаголл), и Гэри Олдмен в роли опекуна Гарри Сириуса Блэка. Да и бюджет тот же, что и в предыдущей серии, - 150 миллионов долларов. Зато сменился режиссер и прибавилось несколько новых персонажей. Из наиболее заметных - зловредная Долорес Амбридж (Имельда Стонтон), мучающая бедного Гарри, и последовательница Лорда Волан-Де-Морта - одержимая манией убийства Беллатрикс Лестрейндж, которую сыграла Хелена Бонем Картер.
Новый режиссер фильма, британец Дэвид Йетс, ничем особо не известен. В его послужном списке числятся пара-тройка сериалов и несколько не слишком примечательных, чисто английских картин. Почему именно ему доверили "дело волшебников", остается загадкой. Хотя поговаривают, что два предыдущих режиссера - Альфонсо Куарон (третья серия) и Майк Ньюэлл ("Гарри Поттер и Кубок огня") - взяли самоотвод, устав от чудовищного давления со стороны продюсеров. Да и Жан-Пьер Жене, которому уже во второй раз предложили встать у руля, и индианка Мира Наир вежливо отказались плясать под продюсерскую дудку. К тому же роман "Гарри Поттер и Орден Феникса" считается самой мрачной книгой поттерианы - герой страдает от одиночества, обозлен на мир и постоянно хамит друзьям и преподавателям. Как одолел Йетс прессинг продюсеров и самого Гарри, увидим на премьере.
Стас Лобастов
Тринадцать друзей Гарри Поттера
«Гарри Поттер и Орден Феникса» — пятая, предпоследняя, часть эпопеи про юного волшебника-сироту Гарри Поттера, бросившего вызов самому злому волшебнику всех времен и народов Лорду Воландеморту.
Вокруг «Гарри Поттера» кипят такие страсти, что об этом впору снять фильм или написать книгу. Букмекерские конторы принимают ставки на то, кого из персонажей Роулинг убьет в последней книге. Неизвестные хакеры периодически взламывают сайт издательства, в котором должен выйти заключительный том поттерианы, и публикуют развязку романа, а издатели и Роулинг традиционно опровергают достоверность этих сведений. Тем временем, когда до выхода седьмой книги о Гарри Потере остались считанные дни, а фанаты штурмуют книжные магазины предзаказами и собирают подписи в Интернете в защиту Гарри, умоляя Джоан Роулинг продолжить его жизнеописание, в России состоялась премьера экранизации пятой книги о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и Орден Феникса».
На этот раз повзрослевший Гарри едва не будет исключен из школы за несанкционированное применение волшебства, а Министерство Магии вступит в схватку с Хогвартсом, потому что министр вдруг решил, что Дамблдор хочет занять его место. В школу пришлют инспектора — брутальную даму в розовом Долорес Умбридж, которая полицейскими методами быстро наведет жуткие порядки и даже на время прогонит Дамблдора. Между тем, Гарри Поттер обучит своих друзей оборонной магии и снова встретится с Лордом Воландемортом (Райф Файнс), — тем самым злым магом, который вернулся и которого нельзя называть по имени.
«Гарри Поттера и Орден Феникса» вряд ли можно считать самостоятельным произведением — скорее, завязкой интриги, которую зрителю покажут в следующих книгах-сериях. Воландеморт собирает темную армию и, видимо, грядут тотальные разборки между добром и злом. Добрые волшебники в долгу не остаются и тоже собирают своих сторонников, к тому же у них есть «Орден Феникса» — тайное общество, созданное для борьбы с Воландемортом. Впрочем, ничего широкомасштабного в «Гарри Потере и Ордене Феникса» не произойдет, разве что в процессе подготовки глобальной битвы, состоится небольшая встреча Поттера с Воландемортом, в процессе которой Воландеморт захочет проникнуть в сознание Поттера и сломить его волю, но у него ничего не выйдет. Зато, начиная с «Гарри Поттера и Ордена Феникса», Роулинг начала потихоньку убивать персонажей — так, в этой части Поттер, не так давно обретший дядю в лице Сириуса Блэка (Гарри Олдман), снова останется круглым сиротой.
Тем не менее, количество друзей Гарри, как и у Дэниэла Оушена в воровской саге о друзьях Оушена, продолжает расти. В частности, появится юная волшебница Полуна Лавгуд, внешне, мимикой и странными разговорами и интонациями безумно напоминающая Ренату Литвинову. Впрочем, увеличится и количество врагов: из тюрьмы бежит злая ведьма Белатрикс Лестрендж, которую сыграла Хелена Бонэм Картер, подруга режиссера Тима Бартона, уже как-то игравшая ведьму в бартоновской «Крупной рыбе».
Срежиссировал «Гарри Поттера и Орден Феникса» Дэвид Йейтс. Широкой публике он не слишком известен, однако был номинирован Британской Академией за короткометражку «Рэнк» и получил награду Гильдии Кинорежиссеров за минисериал «Правила игры». Понятно, что «Гарри Поттер» — проект, в котором режиссура первостепенной роли не играет, однако недостатки все же видны: это и провисающие диалоги, и ставшая различимой пропасть между игрой профессиональных актеров и детей. И до Куарона, который снял самый страшный и самый красивый фильм поттерианы, Йейтсу с «Гарри Поттером и Орденом Феникса» далеко. Впрочем, возможно, все дело в вялом сюжете, и поттериана еще реабилитируется. В конце концов, главная битва не за горами.
Дарья Горячева, Киноанонс