"ГрайндХауз: Планета страха / Гриндхаус. Планета страха / Грайндхаус. Планета страха "
Название фильма: | ГрайндХауз: Планета страха / Гриндхаус. Планета страха / Грайндхаус. Планета страха |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Grindhouse. Planet Terror | ||
Жанр: | ужасы | ||
Режиссер: | Роберт Родригес | ||
В ролях: | Роуз МакГауэн, Фрэдди Родригес, Джош Бролин, Марли Шелтон, Джефф Фэйи, Майкл Бьен, Нэвин Эндрюс, Стэйси Фергюсон, Никки Кэтт, Том Савини, Карлос Гальярдо, Квентин Тарантино, Майкл Паркс | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Сценарий: Роберт Родригес
Продюсеры: Элизабет Авеллан, Роберт Родригес, Эрика Стайнберг, Квентин Тарантино
Исполнительные продюсеры: Сандра Кондито, Шэннон МакИнтош, Боб Вайнштайн, Харви Вайнштайн
Оператор: Роберт Родригес
Композитор: Роберт Родригес
Монтаж: Итэн Маникис, Роберт Родригес
• Кинопрокат: Вест
• Мировая премьера: 05.04.2007
• Российская премьера: 21.06.2007
Примечание:
Дополнительная рецензия:
Описание:
Оно же "Скрежещущий дом" (на самом деле означает слэнговое наименование специфического кинотеатра, где показывают разнузданный трэш нон-стоп), одно из самых ожидаемых хоррор-творений предстоящего сезона, двухчастный проект Тарантино-Родригеса. Первый 60-минутный слешер "Непроницаемый для смерти", он же "Бессмертный", он же "Доказательство смерти" (Death Proof) принадлежит Тарантино и второй, также 60-минутный зомби-муви "Планета страха", оно же "Планета ужасов" (Planet Terror), соответственно Родригесу, разделенные трейлерами из несуществующих фильмов и объединяющих эти две истории.
Рецензия(и):
Доказательству смерти
Похоже, магия имени более не действует. Судя по нелестным отзывам и полупустым залам, Квентин Тарантино – более не наше всё, не главный друг народов и не любимец женщин и детей. На фоне весёлых пингвинов-серфингистов и очередной холёной афёры скольки-то там друзей Джорджа Клуни, свежатина от Тарантино не кажется уже таким уж значимым событием. И так сразу и не скажешь – правильно это или нет.
Точно можно сказать вот что – в общем народном мнении «Доказательству смерти» наверняка предстоит разделить незавидную участь «Джеки Браун», то есть звание наименее любимого фильма Тарантино. Причин на то, в общем, достаточно – и то, что львиную долю двухчасовой продолжительности составляют исключительно девичьи диалоги, и общая неторопливость фильма. Да и сама идея, лежавшая в основе совместного с Робертом Родригесом проекта «Грайндхаус», составной частью которого «Доказательство смерти» и является (Родригесовская половина, «Планета страха», пойдёт у нас парой недель позже) – отдать дань дешевому эксплуатационному кино 70-х – для нашего зрителя понятна лишь умозрительно.
У нас и «Исчезающую точку»-то, поминаемую у Тарантино прямым текстом чёрт знает сколько раз за фильм, мало кто видел – что уж говорить о несчётном количестве остальных картин на подобную же тему, чьи названия ярким неоном мигают в необъятном (и, говорят, совершенно гениальном) уме постановщика и сценариста «Доказательства смерти». В общем, налицо все признаки полной катастрофы.
Если смотреть на вещи поверхностно – да, всё так. Но если копнуть чуть поглубже, в «Доказательстве смерти» обнаружится много всякого интересного. Например, проникновенное признание в любви киношным девкам, привычно прописываемым в жанровых фильмах по графе расходного материала – Тарантино выписывает их с такой любовью, что, в общем, полчаса несмолкаемого девичьего трепа в его версии смотрятся ничуть не скучнее любого экшена.
А когда он таки доходит до экшена, получается и того круче – будь я проклят, если растянутый во времени эпизод с балансирующей на капоте бешено мчащейся машины Зоуи Белл не является одной из самых эмоциональных автомобильных погонь. Давно не было так искренне и сочувственно страшно за судьбу киношного персонажа. Да, возможно, Тарантино просто развлекается и ему самому получившийся результат кажется куда веселее, чем любому из потенциальных и имеющихся зрителей – но и просто развлекающийся Тарантино остаётся одним из сильнейших современных постановщиков, в чьём исполнении новыми и неожиданными красками начинает играть даже обычный анекдот (как мы все прекрасно знаем из художественного фильма «Десперадо»). А уж когда он берётся за автомобильные погони, то пропускать этого нельзя.
Вердикт Кочерыжкина – новый фильм Квентина Тарантино – возможно, не самый его лучший, но и наплевать.
Планета страха
У нас, как всегда, всё наоборот. «Планета страха», в оригинале открывавшая «Грайндхаус», двусоставное признание в любви старому трэшу и сдвоенным киносеансам, исполненное Родригесом и Тарантино на двоих, у нас плетётся в двухнедельном хвосте тарантиновского «Доказательства смерти». Как, зачем, почему - нет ответа. Плюс все фальшивые рекламные ролики (снятые, между прочим, специально для проекта такими достойнейшими мужами, как Эли Рот, Роб Зомби и Эдгар Райт) куда-то похерили - ну что за жизнь? Видимо, стоит сказать спасибо за то, что вообще показали.
Спасибо, кстати, сказать действительно не помешало бы. Как минимум самому Роберту Родригесу - без «Планеты страха» текущий киносезон был бы ощутимо скучнее. К проблеме воссоздания старого трэша Родригес подошёл куда более простодушно, нежели его соратник по «Грайндхаусу» - там, где Тарантино играется с жанром, растягивая и пробуя на прочность его границы, Родригес бесхитростно выворачивает все рукоятки контроля прямо в красное. Чисто формально, «Планета страха» - практически образцовый дрянной ужастик середины 80-х, как по сюжету, так и по картинке; если бы не россыпь набежавших по первому зову мексиканского многостаночника звезд и некоторые совсем уж запредельные детали, её вполне можно было бы принять за таковой.
За Родригесом, в принципе, уже числится подобный трюк - девять лет назад он снял «Факультет», одновременно издёвку над, признание в любви к и идеальный образчик жанра тинейджерского школьного ужастика. С «Планетой страха» ровно тот же случай - прилежно следуя заветам Джорджа Ромеро и Джона Карпентера (вплоть до совершенно карпентеровской синтезаторной музыки), Родригес параллельно поддаёт такого живописного безумия, что хохотать начинаешь ещё в первые пару минут. По воле хулигана-режиссера на экране творится невообразимое - кровь хлещет буквально таки ведрами (о том, что происходит с теми зомби, что попадают под машину, лучше тактично умолчать), отрезанные мужские яйца складываются в мешок. Забежавшим в фильме звёздам пощады также не будет - Роуз МакГоуэн отрывают ногу, Брюс Уиллис идёт пузырями, вокалистке The Black Eyed Peas выедают мозги, а с появляющимся в эпизоде Тарантино и вовсе творится такое, о чём и не рассказать.
Есть в «Планете страха» и хулиганство более тонкого плана - трудно удержаться от язвительной ухмылки, когда спасать мир от козней Брюса Уиллиса (то есть крупного чина американской армии) отправляются мексиканец и араб. Впрочем, есть подозрение, что подобное политическое зубоскальство в фильме вовсе не главное. Главное - это грандиозный праздник непослушания в кровавых тонах, безудержное, дикое веселье, которое клокочет в «Планете страха» примерно так же, как отравленный гной в разваливающихся телах инфицированных ядовитым газом зомби из фильма. Вот какое кино нужно снимать Родригесу, а не бесконечных «Детей шпионов» и «Город грехов», которых напланировали уже целых три штуки. Даёшь зомби и кровищу!
Вердикт Кочерыжкина - дичайшее и невероятно увлекательное признание в любви к трэшу.
Серж Кочерыжкин
(c) Портал "Лаборатория новостей"
Доказательства смерти
Джек Воробей.
- Капитан Джек Воробей!
- Майк.
- Каскадер Майк!
- Почему она в таком странном костюме?
- Ли снимается в фильме о девушках из группы поддержки.
- Порнушка?
Каскадер Майк: Итак, Пэм... Куда тебе - налево или направо?
Пэм: Направо.
Каскадер Майк: О, это очень плохо.
Пэм: Почему?
Каскадер Майк: Потому что было пятьдесят процентов
вероятности того, куда мы поедем - налево или направо.
Мы сейчас поедем налево. Тебе тоже могло быть нужно налево.
И в этом случае ты не сразу бы испугалась. Но так как сейчас
мы сразу поедем не в ту сторону, я боюсь, что тебе
уже можно прямо сейчас начинать бояться... немедленно!
Как оказалось, я поступил вполне правильно. Когда в России в кинотеатрах пошел фильм "Доказательство смерти" из проекта "Грайндхаус" Тарантино и Родригеса, поначалу был соблазн плюнуть на этот чертов дубляж и сходить посмотреть картину в кино - все-таки Тарантино. Однако отзывы зрителей и критиков часто были достаточно негативные, и это охладило мой пыл - стало понятно, что или действительно старина Квен снял какую-то фигню, или, что я считал более вероятным, картину убили дубляжом - не они первые, не они последние, плавали, знаем. Поэтому я уже не дергался и спокойно ждал, когда фильм выпустят на DVD с оригинальной дорожкой.
Что характерно, дождался довольно быстро. Несмотря на новую модную тенденцию выпускать голливудские фильмы в лицензии на DVD в отвратительном качестве, без оригинальной дорожки, но зато за вполне большие деньги, компания West Video сделала неожиданный подарок, очень быстро выпустив "Доказательство смерти" в двухдисковом издании с оригинальной дорожкой и с субтитрами, - низкий поклон им за это...
Но прежде чем мы поговорим о моих впечатлениях от фильма, сначала, как полагается, немного об истории создания и о сюжете - не особо растекаясь мюслями по тарелке, потому что об этом уже писали довольно много. Итак, "Грайндхаус" (Grindhouse) - это название дешевых кинотеатров времен золотого детства Тарантино и Родригеса, где крутился всякий треш вроде фильмов о зомби и маньяках, причем для привлечения зрителей владельцы кинотеатров нередко предлагали два фильма по цене одного - все-таки определенная экономия, да и в зале можно с подружкой пообжиматься в два раза дольше, что тоже - пустячок, а приятно.
Как-то раз Тарантино, в очередной раз зайдя к своему закадычному приятелю Родригесу, увидел у того старую афишу с рекламой двух фильмов по цене одного, и у него родилась идея сделать нечто вроде современного подражания фильмам их детства. По мысли Квентина, каждый из них должен будет снять по ужастику, а прокатывать их будут вместе - под названием "Грайндхаус". Родригесу эту идея понравилась, а кроме того, она понравилась великому и ужасному Харви Вайнштейну, который согласился осуществлять финансирование и прокат проекта, после чего работа закипела...
В Штатах "Грайндхаус" прокатывался именно так, как и задумал Тарантино: два фильма сразу, а между ними демонстрировали трейлеры несуществующих ужастиков. Но для Европы, где понятия не имеют о том, что такое Grindhouse, картины разделили и прокатывали как два отдельных фильма, причем в полнометражном варианте, тогда как для Grindhouse они были заметно сокращены (оно и понятно, высидеть на ужастиках почти четыре часа - просто нереально).
В оригинале "Доказательство смерти" называется "Death Proof", и это название должно переводиться как "Неубиваемый" или "Гарантия жизни", потому что термин "death proof" означает специальный тюнинг спортивного или каскадерского автомобиля, который дает водителю надежду выжить при самых страшных авариях.
Сюжет "Доказательства смерти", в общем, достаточно прост и незатейлив, как это и должно быть в ужастиках. Есть три классные телки, которые отправляются в охотничий домик на озере, принадлежащий папаше одной из телок, чтобы как следует повеселиться. По пути они останавливаются в паре кабачков, где начинают свое веселье, чтобы к озеру приехать уже в самом что ни на есть развеселом состоянии. Телки, в общем, самые обычные, хотя среди них есть и одна знаменитость - красотка Джулия по прозвищу Джунгли (Сидней Потье), которая ведет передачу на радио и снимается в рекламе.
За веселящимися девушками наблюдает неприятный на вид незнакомец - сурового вида мужчина со шрамом, который называет себя Каскадер Майк (Курт Рассел). Каскадер Майк ездит на старом спортивном "Шевроле" устрашающего вида, который, по его словам, у каскадера "от мамочки", однако то ли мамочка у Майка была та еще оторва, то ли Майк нагло врет, потому что такая автомобилька явно могла быть только у чертовой бабушки.
Да и в самом Майке явно есть что-то зловещее, и дело не только в его шраме. Уж больно нехорошими глазами он смотрит на веселящуюся компанию, больно колюч его взгляд, и понятно, что за этим взглядом скрываются какие-то опасные намерения. Впрочем, речь идет об ужастике, так что можете не сомневаться - Майк обязательно сделает что-нибудь нехорошее. А потом какие-то из его потенциальных жертв сделают что-нибудь нехорошее с Майком - так полагается по жанру.
***
Тарантино снимал стилизацию под страшилку категории "Б". Чтобы добиться аутентичности, он специально "состарил" пленку, пустив по ней полосы и помехи, в каких-то моментах в фильме пропадает звук или цвет, а где-то пропадают кадры и небольшие куски эпизодов - как в старые времена, когда киномеханики вырезали их для личной коллекции.
Однако "Доказательство смерти" не является скрупулезно воссозданной стилизацией под те времена. Сначала кажется, что речь в картине идет о каких-нибудь шестидесятых-семидесятых годах прошлого столетия. Потом выясняется, что это фактически современность - новые машины, сотовые телефоны с SMS, болтовня о современных реалиях, - однако одновременно в фильме присутствуют две старые культовые тачки, соответствующая музыка, ну и прочие атрибуты старых фильмов.
Некоторые зрители и критики ставят в вину Тарантино тот факт, что он некоторым образом смешал старое и новое, - мол, если это стилизация под фильмы эпохи Grindhouse, то при чем тут мобилы, современные журналы (в одном из кадров на обложке журнала появляется реклама нового фильма Софии Копполы - большой подруги Квентина) и так далее?
Я эти претензии не разделяю. Наоборот, забавно, что это вроде как старое кино, но при этом носит признаки современных реалий. Плюс забавно то, что болтовня девчонок из фильма на 99 процентов также может относиться и к шестидесятым-семидесятым, за исключением редких упоминаний каких-то современных брендов или Анджелины Джоли.
Большинство критиков (наших) почему-то пишут о том, что в фильме, дескать, нет цельности и он распадается на несколько не связанных друг с другом кусков. Я с этим совершенно не согласен. Да, "Доказательство смерти" намеренно сделано очень простым (чтобы даже до критиков дошло), однако фильм вполне цельный, и разные его части подчинены общей задаче.
Вот смотрите. Есть главный Злодей - Каскадер Майк. Есть компания жертв, которые веселятся, не подозревая о надвигающейся Беде. Сначала эти девчонки ездят туда-сюда, беззаботно болтая, выпивая и развлекаясь. Потом неподалеку от них появляется Каскадер Майк. При этом сразу не сильно понятно, исходит от него реальная опасность или нет. Может, он просто какой-то лузер, которому девочки не дают, поэтому он и любит тереться рядом с женскими компаниями. Но через некоторое время ощущение Опасности становится буквально физическим, и вокруг нагнетается напряжение. Я не знаю, насколько это было заметно в дубляже, но в оригинале все именно так. Ну и после этого - Трагедия.
Потом вторая половина. Все тот же монстр и другая компания девушек. Они тоже болтают, тусуются и веселятся. На них тоже надвигается Беда. Однако, как и полагается в фильмах подобного жанра, Зло все-таки должно быть наказано. Все цельно, все по правилам!
Многие зрители и критики (опять-таки, почти исключительно наши) ставили фильму в вину, что, мол, вся эта девичья болтовня - скучна и неинтересна. Полностью согласен. Даже в официальном дубляже это слушать - скучно и неинтересно. А уж в пиратках, как мне рассказали, перевод вообще почти не имеет отношения к тому, что происходит на экране.
Между тем как в оригинале диалоги - просто блеск! Причем этот "блеск" относится к интонациям, стилю и окружающей обстановке. Практически только Тарантино умеет так писать и снимать диалоги, что обычная болтовня слушается и смотрится прелестно. Что такого особенного в беседе Винса и Джулиуса о массаже ног? Что особенного в разговорах мужиков во время завтрака о том, сколько они дают официантам? Но это совершенно культовые эпизоды - потому что нужно уметь это ТАК написать и ТАК снять.
Впрочем, я не скажу, что диалоги в "Доказательстве смерти" дотягивают до уровня "Бешеных псов" и "Криминального чтива", однако не следует забывать, что в этих двух фильмах беседовали ПАЦАНЫ, а в "Доказательстве смерти" Квентин дал шанс ТЕТКАМ. Во всех старых фильмах категории "B" тетки обычно только долго визжали - перед тем как маньяк отпиливал или откусывал у них что-нибудь очень нужное. Они почти всегда выполняли роль бессловесной жертвы. В "Доказательстве смерти" Тарантино дал им шанс реабилитироваться - фильм построен вокруг теток, и именно они являются главными персонажами.
Они очень забавно болтают, ссорятся, мирятся, переругиваются и пикируются. Многие зрители и критики (наши) говорили о том, что мужикам это смотреть неинтересно. Черта с два, интересно. Только смотреть нужно в оригинале - тогда хоть поймете, о чем там вообще речь и почему это все написано и снято именно так. Потому что, например, фразы "Скипнем на помойку фачиться" и "Давай отправимся к мусорным бакам, чтобы заняться любовью" - по смыслу абсолютно одинаковые, а по интонации - принципиально разные (они не из фильма, это просто для примера). И если первая фраза точно соответствует определенным персонажам, то перевод в виде второй фразы сцену испортит навсегда.
Именно так это в дубляже и происходит. Прелестная болтовня отвязных девиц превращается в натужные заявления теток из озвучки. Оно, может, и не их вина. Просто этот фильм вообще нельзя дублировать - смысла нет. Я даже не говорю о том, что слово bitch как-то не очень корректно переводить как "лапа". "Fuck you, bitch" - "Да ну тебя, лапа" - они что, переводили картину для первого класса очень средней школы? Это картина не для первого класса очень средней школы, точно вам говорю!
Персонажи в фильме забавные, яркие и, как это обычно у Тарантино, очень натуральные, то есть естественные. Слегка зазнавшаяся, но очень эффектная Джулия Джунгли. "Принципиальная" Орлин (Ванесса Ферлито), исполнившая для Каскадера Майка и европейских зрителей зажигальный лэп-дэнс (танец на коленях у клиента), - в версии Grindhouse этот танец был "вырезан киномехаником". Изумительная красотка-дурочка Ли (Мэри Элизабет Уинстед), которую так подставили подружки. Веселая Эбернейти (Розарио Доусон), которая своей изящной ножкой поставила финальную точку. Ну и отдельный восторг - две подружки-каскадерши Ким (Трейси Томс) и Зои (Зои Белл).
С Зои - вообще отдельная история. Это самая настоящая профессиональная каскадерша, которая работала с Тарантино на съемках "Убить Билла" - она дублировала Уму Турман. Квентин ее пригласил сняться в этом фильме в роли одной из героинь - тоже каскадерши, - и Зои не только классно сыграла эту роль, но и еще самостоятельно выполнила все автомобильные трюки - когда посмотрите фильм, поймете, насколько это было сложно.
Главный герой мужского пола здесь один - Каскадер Майк, которого сыграл Курт Рассел. Говорят, что первоначально на эту роль Тарантино планировал Слая - Сильвестра Сталлоне. Но переговоры с ним ни к чему не привели, и тогда следующим претендентом на роль Майка стал Микки Рурк, который снимался в двух последних фильмах Родригеса - "Город грехов" и "Однажды в Мексике". В сценарии роль фактически писалась под Рурка, однако у них вдруг произошел какой-то конфликт, и Микки из проекта выбыл. Почему - на этот вопрос до сих пор не отвечает ни Рурк, ни Тарантино. Однако в титрах "Доказательства смерти" значится Микки Рурк с пометкой "отдельная благодарность".
В результате Каскадера Майка сыграл Курт Рассел. Сыграл хорошо, а ведь роль очень непростая. Потому что Майк, во-первых, гнусный извращенец-убийца (Тарантино сначала сделал сцену того, как Майк мастурбирует в своей тачке после врезания в машину девушек, но потом ее все-таки убрал), во-вторых, мужик, не лишенный определенного обаяния (Орлин на него все-таки запала), ну и в-третьих, большой ребенок, который все эти смертельные гонки рассматривает как игру. "Да ладно вам, девчонки, мы же просто играли", - орет он троице Зои - Ким - Эбби, которые твердо решили в свою очередь поиграть с ним в эти автомобильные игры.
Ну и теперь об играх. Даже те, кто смотрели фильм в дубляже и вроде как скучали почти полтора часа, признают, что финальная сцена автомобильной гонки снята просто крышесносяще. Это так и есть. Я и не упомню настолько адреналиновой гонки, от которой просто захватывает дух. И тут особый шарм заключается в том, что практически все снималось вживую и там почти нет компьютерной графики. Бешеные гонки на старых машинах в бешеных обстоятельствах со смертельным риском. (Как Зои вообще это сумела сделать - непонятно.) Чистый адреналин и одна из лучших сцен гонок в истории кино - на мой взгляд, разумеется.
И если учесть, что я на диалогах вовсе не скучал, а совсем наоборот - наслаждался, должен в итоге сказать, что старина Квен опять снял отличное кино - так, как он умеет это делать. Классные диалоги, колоритные девочки, строгое следование законам жанра, хорошая стилизация, бешеный драйв в конце - этот парень снял трешак класса "B", который смотрится, как бестселлер класса "A". Да, он умеет делать такие вещи!
Кстати, сам Тарантино в фильме появляется. Он играет небольшую роль бармена Уоррена. Нет, его не убивают. The bartender never gets killed...
(c) Alex Exler