"Тиски"
Название фильма: | Тиски |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Тиски | ||
Жанр: | драма / триллер / детектив | ||
Режиссер: | Валерий Тодоровский | ||
В ролях: | Максим Матвеев (Денис Орлов), Федор Бондарчук (Вернер), Алексей Серебряков (Дудайтис), Игорь Войнаровский, Антон Шагин, Екатерина Вилкова, Сергей Волобуев (Хаджа), Евгения Хиривская, Сергей Пирняк, Денис Баландин, Денис Ясик | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Главный герой работает ди-джеем в модном ночном клубе. Вместе с любимой девушкой он мечтает уехать из родного города и покорить Москву, но все меняется в тот момент, когда в силу роковых обстоятельств он знакомится с сестрой владельца клуба. Его жизнь оказывается разделенной на "до" и "после". "До" — надежды и мечты на музыкальную карьеру, любимая девушка, близкие друзья. "После" — одиночество и страх навсегда потерять не только свою прежнюю жизнь, но и самого себя.
Есть чего?
Газета.ру
Когда первые кадры в фильме занимает обнаженная сцена – это настраивает на определенный лад. А когда лучезарность нагого тела героини-блондинки такова, как в «Тисках», особенно трудно потом сосредоточится на важных нравственных вопросах, которые поднимает, словно мускулистая кариатида, режиссер. Однако моральный долг зрителя требует отбросить суетливые мысли и сосредоточиться на происходящем.
А происходит вот что. Модный провинциальный диджей испытывает денежные затруднения – с людьми искусства это бывает. Его девушка – фотограф, дочка богатых родителей из Москвы – пытается посодействовать в борьбе с бытом, но наталкивается на суровую мачистскую отповедь. Тут и приятели предлагают подзаработать, подработка оказывается разграблением заначки местного дилера, и вот друзья попадают в зависимость от местного наркобарона Вернера. Все вроде оказалось не так уж страшно – голову не оторвали, парней просто приставили к делу, заставив отрабатывать долг. Однако чем дальше, тем жестче работает универсальный закон бытия: порок всегда терпит моральный и всякий прочий крах. Диджея берет в оборот милиционер, сначала подставив при помощи провокатора, а затем заставив стучать на Вернера. Девушка-фотограф уже не разгуливает нагой в лучах солнца, а грустит и сердится. А сам Вернер, испытывая симпатию к диджею, пытается выдать за него свою сестру – печальную, страдающую паническими атаками девушку. Кровавая развязка не заставит себя ждать.
После ленты «Мой брат Франкенштейн» закралось подозрение, что режиссер Валерий Тодоровский не просто снимает кино, а как бы ведет полемику с современным кинематографом, развенчивая опасные и вредные мифы.
Тот фильм был, кажется, полемикой с «Братом», «Тиски» – ответом на разгул гангстерской романтики, демонстрацией гнусной изнанки преступной жизни. Опустившиеся наркоманы, дети, готовые делать минет неприятным незнакомцам, чтобы купить себе дозу, лукавые стукачи, работающие во все стороны, – таков мир наркотиков. И, если при постановке картины ставилась какая-то воспитательная задача, она, наверное, выполнена. Тем более что Федор Бондарчук в роли Вернера, стальной милиционер Серебряков рвет горло и хлещет водку, а крайне толковый состав молодых актеров, весьма вероятно, превратит «Тиски» со временем в «фабрику звезд».
Однако в стране, где кто-то кое-где у нас порой торгует герычем с бортов патрульных машин, мир наркотиков неизмеримо богаче какого-нибудь «Трэйнспоттинга». Дело даже не в том, что провинция оказалось гламурней московской действительности в окрестностях «Винзавода» и «Газгольдера», бандиты ведут себя крайне странно, ложась мордой в пол, не дожидаясь ордера и «маски-шоу», стальной милиционер произносит реплики вроде: «Пускай в говне, но здесь и сейчас!», доказывая необходимость трезвого образа жизни. В конце концов, мало ли какие люди на свете бывают.
Ошарашивает другое. Столичная режиссура превратилась, кажется, в некий самостоятельный жанр, в котором, как ни снимай, все равно вечеринка у Децла дома получится.
В этом смысле неправда, что Москва тянет из провинции все соки, потому что нет никакой Москвы – есть небесный град чистых идей. Москву интересует слезинка ребенка, а не скучные вопросы типа откуда берутся наркотики, кто их продает и почему люди колются. Москву интересует проблема добра и зла, а не тоскливые будни. Верность и предательство, а не мутный мир дилеров, клиентов, осведомителей и ментов, сидящие за крошечную какашку гашиша студенты и прочая ерунда.
А это такие тиски, что с героином и не сравнить.
Антон Костылев
Выхода нет?
Страна.Ru
Почему-то люди думают, что наркотики – это где-то далеко, они либо для очень богатых, для рок-звезд или маргиналов, коим и клей в полиэтиленовый пакет сгодится. Даже, казалось бы, многое повидавшие и поначитавшиеся на лентах новостей журналисты на пресс-конференции задавали Валерию Тодоровскому вопросы, которые каждой своей буквой кричали о незнании того, что творится за углом, что наркотики любой ребенок может приобрести в течение 10 минут даже, не напрягаясь. И для этого совершенно необязательно должны существовать злой дядька, с обезображенным злобой и пороком лицом, нестабильность психики или проблемы. Это может быть, просто так, потому что все так делают, и по ряду других причин.
Может быть, всему виной и нежелание это знать. Зачем? Гораздо проще закрыться в своем уютном мирке и не обращать внимания ни на что вокруг себя. Раскрашенные под леопарда девицы, выходившие из зала со сморщенным носиком – «фу, ну почему такой депресняк?» - лучшая тому иллюстрация. Или парочка вполне взрослых людей, которые бросили что-то о фантастичности сюжета.
Фантастичности?
Дамы и господа, позвольте процитировать кусочек статьи Марии Свешниковой, проехавшейся по «фантастичному» пути: «Наркотрафик, проходящий через Екатеринбург из Таджикистана и Казахстана, плюс активная вовлеченность силовых структур в распространение и продажу наркотиков лишь усугубляют и без того непростую обстановку. Наркоманы в открытую обвиняют "синепогонных" в продаже того, что подвозят "таджики" через проходящую неподалеку границу. Да и как не обвинять, если информация об этом поступает постоянно, пусть подчас ее и пытаются скрыть. Как это произошло в городе Асбесте, где, начиная с 12 октября к врачам обратились 53 человека в возрасте 22-35 лет - многие из них находились в предкоматозном состоянии».
Может, вы думаете, что в Москве все по-другому? Нет, просто не замечать проще.
Все это было сказано к выходу нового фильма «Тиски» - как написано на постерах, «реальной истории одного ди-джея», который оказался втянутым в распространение наркотиков.
Нужно сказать, что при всей серьезности сюжета подается он, в общем, не так уж и мрачно. Валерий Тодоровский доводит своих героев до предела, но в силу внешнего и совсем не провинциального лоска (опережая вскрики, как посмела и зажравшиеся москвичи только у себя лоск видят, сразу скажу – жила, видела, знаю, что лоска чаще всего нет) и глянцевого напыления, это не так уж бьет по нервам. Как говорит сам режиссер, если бы снял совсем чернуху, то вышел бы фильм не 300-ми копиями, а в одном кинотеатре. Трудно с этим не согласится, если учесть тот факт, что даже бросающиеся в глаза по-мексикански яркий и насыщенный пейзаж и гламурное напыление сережек, подвесок и одежды все равно не перебивают горечи от развития сюжета и проблем, которые бьют и сразу отправляют в нокаут.
Актерская игра выше всяких похвал. Новые и молодые лица Максима Матвеева, Евгении Хиривской, Екатерины Вилковой, Антона Шагина, Игоря Войнаровского заставляют выдохнуть с облегчением: "Есть у нас, есть, не только отвратительно пафосные и до боли неталантливо-предсказуемые «герои» туповатых сериалов молодежных каналов, но и отличные новые люди, которые могут и умеют играть!". Федор Бондарчук и Алексей Серебряков хороши в противостоянии своих героев.
Как вывод: хотите серьезного и хорошо сделанного кино – «Тиски» для вас, ну а любителям поговорить о «фу, к чему такой депресняк, лучше б на комедь сходили» - просьба не беспокоиться.
Наталья Дьячкова
Игра на игле
Время новостей
В жарком приморском городе живет - и живет неплохо - успешный молодой диджей Денис (Максим Матвеев). Он любит музыку, умеет с ее помощью повелевать залом, у него вполне состоявшаяся личная жизнь, в общем, чего еще желать. Но хорошего много не бывает, и в один далеко не прекрасный момент Денису понадобились деньги, а он не нашел ничего лучше, чем попробовать заработать их на наркотиках.
С этого момента быстро и довольно болезненно начали сжиматься заявленные в названии фильма тиски - с одной стороны его вынуждает работать на себя местный наркобарон Вернер (Федор Бондарчук), причем чем дальше, тем все более близкими и противоречивыми становятся их отношения. С другой - именно в тот момент, когда Денис и Вернер становятся почти что друзьями (насколько это возможно в такой ситуации), на диджея-дилера начинает давить сильно пьющий (а в прошлом так и вовсе сидевший на игле), но совершенно непреклонный в вопросах закона майор Дудайтис (Алексей Серебряков). И сделать однозначный выбор в этой ситуации Денису практически невозможно: струбцину судьбы, да еще обильно посыпанную белым порошком, так просто, одним желанием не разжать. Поэтому дело заканчивается, и заканчивается большой кровью.
Премьера "Тисков" состоялась этим летом на "Кинотавре", и, честно говоря, особенным событием не стала - основная конкурсная интрига была закручена все-таки вокруг совершенно других картин. Однако теперь, когда фильм Валерия Тодоровского можно воспринимать не в фестивальном, а в более широком прокатном контексте, эта "трагедия в стиле рейв" смотрится гораздо интереснее. Редкостно ладный по картинке и ритму, фильм оказывается вполне достойным конкурентом аналогичным западным лентам, что выходят на наши экраны. Некоторая прямолинейность и дидактичность основного посыла, в свое время разочаровавшая некоторых первых зрителей, вдруг становится вполне органичной.
Пожалуй, "Тиски" - наиболее "иностранный" из наших фильмов последнего времени; сделано кино, где западный подход к теме наркомании (в свете которого это в первую очередь социальное, а не медицинское зло) органично сочетается с "тамошней" же формой. С точки зрения визуального ряда и цветовой гаммы не раз вспоминается, причем убедительно, и «Трафик», и «Схватка», и "Отступники", и "Сука-любовь", и «Город бога» (да и вообще новая волна жесткого латиноамериканского кино). В последнее время только ленивый (или совсем уж не любящий ничье кино, кроме своего собственного) режиссер не пытается наполнить фильм аллюзиями на модные или заветные картины, но в "Тисках" это в кои-то веки не выглядит цитатным капустником, но воспринимается как сознательный художественный прием.
Весьма достойно смотрятся и актеры. Исполнитель главной роли, дебютант Максим Матвеев со временем вполне может превратиться в нашего Орландо Блума; Федор Бондарчук в очередной раз показал, что его актерское мастерство может при желании выйти далеко за рамки шутовских камео (вроде еще одного сыгранного им наркодилера из "7 кабинок" Дмитрия Месхиева); Алексей Серебряков играет почти что "плохого майора" (по аналогии с героем Харви Кейтеля из "Плохого лейтенанта" Абеля Феррары). Сравнивать можно еще долго, но при этом, как ни странно, гипотетический ремейк "Тисков" на Западе видится с куда большей легкостью, чем может сперва показаться.
Станислав Ф. Ростоцкий