"Темные начала: Золотой компас / Северное сияние"
Название фильма: | Темные начала: Золотой компас / Северное сияние |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | His Dark Materials: The Golden Compass / His Dark Materials: Northern Lights | ||
Жанр: | драма / фантастика / семейный | ||
Режиссер: | Крис Уайтц | ||
В ролях: | Николь Кидман, Дэниэл Крэйг, Эва Грин, Эрик Бана, Кевин Бэйкон, Сэм Эллиотт, Джон Херт, Иэн МакШэйн, Дакота Блю Ричардс, Саймон МакБерни, Адам Гадли, Магда Жубански, Джим Картер, Том Кортнэй, Нонсо Аноци, Клэр Хиггинс, Джек Шеперд, Хэтти Морахэн, Чарли Ро | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
История маленькой девочки Лиры Белакуа, учащейся в Оксфорде, но живущей в параллельном мире. Она отправляется в странствие, которое из необычной детской поездки превращается в опасное путешествие глобального масштаба. Ей предназначено не только одолеть великое зло, но и попытаться найти источник темных замыслов.
Физики против Лиры
Газета
На экранах российских кинотеатров сегодня появится, пожалуй, самый неожиданный предновогодний подарочек - лента для семейного просмотра в жанре фэнтези "Темные начала: золотой компас". Это первая часть задуманной трилогии по книге Филипа Пуллмана "Северное сияние". В соответствии с новомодной рыночной традицией к выходу экранизации книга переиздана в России под тем же названием, что и фильм, с обложкой-кадром из него - чтобы зритель, он же читатель, понял, что речь идет об одной и той же истории.
По жанру, бюджету, размаху постановки "Золотой компас" можно сопоставить с "Властелином колец" и "Хрониками Нарнии", да и первоисточник представляет собой вполне эпическое произведение, создающее свой причудливый мир и предполагающее наличие других, пока неизведанных. Правда, появление этого фильма обставлено куда скромнее, чем в случае с "Властелином" или "Нарнией".
"Золотой компас" выпрыгнул в мировой прокат как чертик из табакерки. Впору было подумать: студия - производитель картины опасается провала. Но теперь, после просмотра фильма, когда неудачи явно не произошло, остается подозревать, что дело тут совсем в другом. Создатели ленты, должно быть, боялись раздразнить гусей - спровоцировать протесты религиозной общественности. Пуллман, хоть и берет эпиграфом отрывок из "Потерянного рая" Джона Мильтона, автор современный. Он настолько активно вплетает в свое повествование научные понятия, что, с точки зрения клерикалов, в его эпосе полно ереси. Авторы экранизации попытались смягчить атеистический налет, отчего мир темных начал стал более адаптированным для детского восприятия. До цитирования переиначенной Библии с элементами фантастики, как в книге, дело не доходит. И деятели заменяющего сразу все органы власти Магистериума уже не так очевидно смахивают на инквизицию. Но самые яркие герои картины задействованы ни много ни мало в исследовании элементарных частиц, называемых здесь Пылью, и пытаются влиять на возникновение и развитие живой материи, вплоть до переделки людей в зомби.
Сказке, впрочем, рядом с квантовой физикой и биологическими экспериментами тоже находится место. В "Золотом компасе" действуют ведьмы, говорящие белые медведи, которые сами куют себе броню для битв, а также кровожадное арктическое племя самоедов, подрабатывающих наемниками. А самое главное - рядом с каждым человеком, взрослым или ребенком, существует его деймон (какое-либо насекомое, зверь или птица) - воплощение души. Деймон знает о своем хозяине все и чувствует то же самое, что и человек; с ним можно говорить, но нельзя расстаться: разлука с этим существом смерти подобна. У Николь Кидман (она сыграла главу тайного ордена, который проводит жестокие опыты над детьми) деймон имеет облик обезьяны. А ученый лорд Азриел в исполнении блондинистого Бонда - Дэниела Крейга, намеревающийся найти проход в параллельные вселенные, разгуливает по экрану в сопровождении снежного барса.
Что касается главной героини "Золотого компаса", девочки Лиры, то ее спутник еще не определился с внешним видом. То он мотылек, то горностай, то дикая кошка. Лира воспитывается в одном из интернатов Оксфорда, визуально напоминающем, вероятно, всякую закрытую школу, вплоть до Хогвартса. Материальный мир фильма очень многое позаимствовал у викторианского английского стиля, от отделанных благородным темным деревом интерьеров до научных приборов и летательных аппаратов, которые вполне были бы уместны и в лаборатории Николы Теслы, и в романах Жюля Верна. В первой части трилогии Лира покидает школу, чтобы отправиться на север. Ею движет, с одной стороны, любопытство: охота своими глазами увидеть королевство бронированных медведей, а с другой - долг: именно в северном направлении, похоже, исчезают дети, похищенные таинственными жрецами с целью научных экспериментов. Жрецы, кстати, не имеют отношения к религии, и их самоназвание окажется лишь сокращением от какого-то определения частиц.
Среди похищенных детей и лучший друг Лиры, которого она жаждет спасти. В смертельно опасном путешествии девочке придется полагаться отнюдь не на научную элиту и тем более не на тех, кто имеет связи во властных структурах. Лире приходится делать ставку на оппозицию. Помимо опального принца белых медведей по имени Йорек Бирнисон ее союзниками станут свободолюбивые цыгане, полунищие изобретатели и некоторые ведьмы. Кроме того, в распоряжении бывшей ученицы Оксфорда окажется алетиометр - необычный компас с тремя стрелками и тремя дюжинами символов по кругу: этот прибор проясняет прошлое и предсказывает будущее. Несколько локальных сражений с использованием не вполне обычного оружия помогут освободить большинство подопытных детишек, однако мировых глобальных проблем у Лиры останется еще предостаточно, на два продолжения точно хватит.
Екатерина Чен
Компьютерный хорек против Ватикана
Газета.ру
В прокат выходит «Золотой компас» - перегруженная спецэффектами масштабная попытка экранизировать культовое фэнтези писателя Филиппа Пулмана. Для карьеры режиссера, создателя «Американского пирога» Криса Уайтца, она может оказаться последней.
Шустрая 12-летняя сирота Лира Белаклуа коротает отрочество в Оксфорде (он находится не в нашем, а в параллельном мире, где вовсю летают на дирижаблях) и сует свой нос, куда ее не просят. Впрочем, обстоятельства к тому располагают, и тайн вокруг полно. На улицах средь бела дня пропадают дружественные цыганские дети, а университетское руководство, хоть и бросается словами про независимость и свободу слова, ведет себя подозрительно до такой степени, что в самом начале фильма зачем-то норовит отравить лорда Азриэла, дядю Лиры (Дэниел Крейг). «Магистр попросил налить вам токайского вина 99-го года. Он знает, вы к нему неравнодушны», - льстиво говорят лорду. Нимало не смущаясь того, что с минуты на минуту ему солировать на ученом совете, лорд охотно наливает полный бокал, но племянница (в момент подсыпания яда привычно крысятничавшая под столом) с криком «Дядя, не пей!» выбивает из его руки посуду.
Поступок, за который в рядовых обстоятельствах свободно можно и схлопотать, становится первым из многочисленных подвигов Лиры.
В осуществлении добрых дел ей помогут приятель-поваренок, цыганский барон, ведьмы, бронированный медведь, золотой компас (полезный не только как кусок драгметалла, но и как детектор, помогающий отличать правду от лжи) и личный деймон.
Деймон, душа всякого человека, присутствующая при нем в виде осязаемого зверька, – одна из основополагающих выдумок английского фантаста Филиппа Пулмана.
В своей трилогии «Темные начала» он соорудил мифологию сродни «Властелину колец» Толкиена. В ориентированной вроде бы на детей прозе писатель по-большевистски программно, но более тонко борется с церковными институтами. В романе, к примеру, креативно мыслящие священнослужители проводят в лабораториях на Северном Полюсе операции по разделению детей и деймонов, а упоминания о душах-зверьках бесстрашно подшиты в библейские цитаты из 3-й книги Бытия. Что и позволило пресс-службе Ватикана обвинить авторов фильма в атаке на христианствво.
Впрочем, скандал с экранизацией «Темных начал» – и сам дело темное.
То ли католические деятели, по примеру заочно хаявшего «Доктора Живаго» советского токаря, попросту не успели ознакомиться с кинематографической версией продукта, то ли скандал есть полюбовный пиар, и в лице режиссера Криса Уайтца мы имеем не особенно даже тщательно законспирированного ватиканского агента. В целом следуя сюжету первоисточника, создатель «Американского пирога» и мелодрамы «Мой мальчик» поступил с трилогией живого и готового на компромисс Пулмана примерно же, как постановщик «Трои» Вольфанг Петерсен поступил с эпосом давно покойного и apriori нескандального Гомера.
И тут постановщик сбросил за борт весь философский балласт в лице садистов в сутанах и пространных речей вроде: «Думай об Адаме и Еве как о квадратном корне из минус единицы», – сведя суть происходящего к борьбе спецэффектов добра со спецэффектами зла.
Борьба энергична, но не завораживает, хотя на экране ежеминутно происходят не самые обыденные вещи. Деймон Лиры, будучи в обычном виде хорьком, иногда превращается в птичку, а когда надо схватиться с главным недругом, обезьяной, сопровождающей отрицательную героиню Николь Кидман, становится агрессивным котиком. Гремя железом, сражаются выполненные в натуральную величину и действительно бронированные белые медведи. Пикирующие с ночного неба ведьмы разят из луков тартаров, которых легко узнать по обмотанным для тепла цветными шерстяными нитками дулам ружей и казацким шапкам, призванным, судя по всему, транслировать некий славянский дух.
Все это великолепие греет зрительскую душу не больше, чем шерсть ружье. Кинематограф не ушел бы далеко, пугай нас его создатели аудиторию одним и тем же прущим в зал поездом. Спецэффекты хороши как гарнир, но не в качестве основного блюда, и успех способно гарантировать только соблюдение верных пропорций, как это было во «Властелине колец» или в советском «Вие» с драматургически обоснованными, а потому впечатляющими и сегодня полетами в гробу Натальи Варлей. Крис Уайтц – не Джексон и не Гайдай. Когда в финале Лира скороговоркой, будто на линейке, тарабанит намеченные ею на следующую серию задачи, дрожь в ее голосе можно истолковать и как неуверенность в своих детских силах, и как сомнение, воодушевят ли кассовые сборы продюсеров на сиквел. Перед нами тот классический случай, когда зло способно победить только бабло.
Сергей Синяков
Медведи тоже пьют
В параллельном мире, где тоже есть свой Оксфорд, живет девочка по имени Лира Белакуа (Дакота Блю Ричардс). Кроме Лиры и Оксфорда, там обитают цыгане, самоеды, ведьмы, тартары и медведи, и всем активно мешает жить Магистериум – учреждение с явными инквизиторскими замашками. Души людей существуют вне тел, в обличье деймонов – разношерстных животных, птиц и насекомых всех мастей. Деймон Лиры, в зависимости от обстоятельств, превращается из хорька в кота и обратно, временами сбиваясь на каких-то совсем мелких грызунов, и зовут его Пантелеймоном.
Лира по-дружески обманывает приятелей-цыган, рассеянно учится и лезет, куда не просят. И однажды очень вовремя залезает в шкаф, становясь свидетельницей покушения на убийство собстенного дяди Азриэла (Дэниэл Крэйг). Счастливо спасенный дядя тут же отправляется на Север в поисках Пыли, о которой запрещено говорить. Лире тоже очень хочется на Север, и когда в Оксфорде появляется раззолоченная Николь Кидман и зовет ее туда с собой, девочка моментально соглашается. Тайком от всех один из профессоров успевает передать Лире алетиометр – золотой компас, помогающий узнать правду.
Во все времена все сказочные девочки путешествовали в сомнительной компании. Когда сказочным мальчикам доставались максимум волшебные палочки и захудалые феи, в распоряжении девочек были рыцари, железные дровосеки, улыбки от котов, мудрые гусеницы и волшебные грибы. Не отходя от правил, британский писатель Филип Пуллман, автор «Золотого компаса», снабдил свою Лиру кучей помощников, включая армию ведьм и бронированного белого медведя. «А без брони я не могу идти на войну. Я ведь бронированный медведь», – ведьмами, само собой, уже никого не удивишь, а вот косолапый мишка, способный рассуждать логически после выпитого ведра виски, это, согласитесь, сильно. Особенно для детской книжки.
Хотя назвать совсем детской сказку, столь явно нападающую на Ватикан, было бы неправильно. Тем не менее, режиссеру Крису Уэйтсу, испекшему «Американский пирог» и снявшему мелодраму о маленьком мальчике, достающем Хью Гранта, удалось подать «Золотой компас» так, чтобы никто не догадался.
Судя по всему, бронированные медведи поразили воображение Уэйтса, и он вполне резонно сосредоточился на них. Всю псевдокатолическую атрибутику просто-напросто затмило спецэффектами. Но, надо отдать должное, шныряющие и летающие деймоны, блестящие дирижабли, уэллсовские города и сверкающая золотая пыль выглядят потрясающе. И если, впечатлившись красивой картинкой, дети кинутся читать книжку и узнают, что же на самом деле имел в виду Пуллман – все не так уж плохо.
Света Писцова, afisha.mail.ru
Компасом на Север
Страна.Ru
Поскольку всем стало ясно, что самый "смотрибельный" фильм-фэнтези про Гарри Поттера подходит к концу, киноиндустрии срочно надо было впрягаться в новый долгосрочный и многомиллионный проект. И первое, что предстояло сделать – найти еще неиспользованную фишку. Ею оказалась книга Филипа Пулмана «Северное сияние». Что в принципе неудивительно – Пулман давно исправно пишет различные мрачноватые околосатанистские книжки для подростков, ловя читателей этого возраста именно на свое отрицание всего положительного, что есть в мире. Ну, и понеслось: кастинги, сценарии, музыка, режиссер, продюсеры – все как полагается.
Результат работы с сегодняшнего дня можно увидеть не только в Америке, но и в большинстве стран мира. Например, в России. Согласно киноверсии, девочка-сирота 12 лет Лира (Дакота Блю Ричардс) оказалась на попечении Иордан-колледжа в Оксфорде, где человечество живет по своим законам. Правда Лира живет не одна, у нее, как и у большинства порядочных людей есть друг деймон Пантелеймон (по-русски – демон. Страна.Ru).
И дядя - лорд Азриэл (Дэниел Крейг). Правда последний, отправившись в далекое и опасное путешествие довольно быстро исчезает со сцены. Еще бы, кому, кроме как Крейгу поручишь расследовать такой феномен природы как пыль.
Есть еще государственная структура Магистериум, которой очень не нравится то, как живут люди. Впрочем, там уже придумали способ усмирения масс. Для начала надо подавить самых недовольных – цыган. А сделать это можно, похищая детей, необходимых для экспериментов касты жрецов.
По крайне мере лучший друг Лиры Роджер уже исчез в неизвестном направлении. Единственное, что радует – девочка успела пообещать мальчику спасти его.
Мешает лишь одно. Или одна – не вовремя появившаяся в школе красотка миссис Колтер (Николь Кидман). Она вроде как даже ученый, но очень странная. Зато миссис Колтер предлагает Лире возможность попутешествовать. А ведь это единственная возможность испытать последний на земле алетиометр, говорящий всю правду и ничего кроме… Дальше предстоит традиционная борьба со злом с помощью бронированного медведя, стаи ведьм и потасканного водителя, глобальная битва и традиционный уход на вторую часть. Такой, чтобы те, кому оказалось все это интересно, пришли на сиквел.
Такова новая версия мирового кинобестселлера, которая ни плоха, ни хороша. Но и это не совсем правда, ведь, если тебе 14 (или около того), «Золотая пыль» столь же прекрасна как и его главная героиня. И за ее действительным очарованием довольно трудно заметить, что в Лире не осталось ни миллиметра естественности, начиная от внешности и кончая якобы игрой в кадре, с чем мастерски справляются компьютерных дел мастера.
Куда сложнее дело обстоит с друзьями девочки – мало того, что на их «игру»не хватило денег, они еще и не блещут внешними данными, заставляя задуматься о том, насколько они физически полноценность. Правда и красоту и физическое здоровье полностью компенсирует парочка Кидман-Крейг. Они уже вполне сыгранная пара – и двух месяцев не прошло, как они скандально опростоволосились в фильме «Вторжение», что ничуть не сказалось на совместной бодрости духа.
Дэниэл Крейг – кажется, его теперь приглашают на все мелкие роли - отделался с наименьшими потерями. Синеоко зыкнув на мир, он исчез в северных странах, покрытых вечными снегами, где тут же попал в плен к воинственному племени тартаров, оставив мир отдыхать до второй части. А вот с Кидман просто беда. Мало того, что ее обрядили в шикарные платья и костюмы совершенно ей не подходящие, оказалось, что девушка не может ходить на каблуках – у нее постоянно подворачивается одна нога.
Так что знаменитый ученый, отмахавший тысячи километров (по роли) в кадре делает лишь пару-тройку шагов и моментально заваливается на ближайшее кресло.
Стоит ли так язвить, ведь Николь Кидман одна из самых известных актрис современности? Но нам ли не знать, что известная не значит хорошая, или, тем паче, гениальная. Конечно, грим, хороший сценарий и удачный ракурс плюс целая индустрия, поставленная на раскрутку ее имиджа, дали Кидман определенные преимущества. Признаюсь, помогло, но не слишком, потому как не умела девушка играть, так и по сей день не научилась.
Да и стоит ли? Ведь теперь на все и для всех есть один всемогущий компьютер. Он может «сыграть» даже Северное сияние. Да так, что съемочной группе не придется ездить мерзнуть на Север. Ведь все равно большая часть зрителей никогда не узнает как все должно выглядеть на самом деле.
Наталья Дьячкова
Ребята и зверята
Роман КОРНЕЕВ
Отсматривая появившийся в сети премьерный ролик очередной фэнтэзи-экранизации, в первую очередь ищешь то, что ещё никто не делал, некие элементы новизны, которые бы выделили этот проект из череды предшественников. Нас нынче не удивишь ни эльфами да гномами, ни говорящими драконами или христианскими львами, да и на фоне суперпопулярности иных юных волшебников блеснуть известностью среди зрителей тоже становится всё сложнее. Потому продюсеры голливудских мейджоров изводятся в попытках отыскать среди немалого числа американской книгопродукции жанра «подростковое фэнтэзи» достойный объект для своих штудий.
Экранизация тут — дело заведомо недешёвое, а потому нужно, чтобы увиденное зрителя сразу забирало и не отпускало уже до самого конца сеанса. А лучше — чтобы сразу настраивало на череду сиквелов. И выбор в качестве первоисточника серии романов Филипа Пуллмана «Тёмные начала» в данном случае показался вполне удачным — ещё в трейлере нам продемонстрировали красочный мир со зверями-спутниками, летающими ведьмами, красивыми позолоченными механизмами и снежными панцер-бьёрнами. Было в этом всём что-то бесшабашно-приключенческое, и пара Кидман-Крейг кадр только украшала, удачно красуясь на фоне собственных деймонов, цепеллинов и футуристических замков.
Так что предварительное впечатление о фильме было более чем положительным, дело по нынешним временам редкое. Однако, как водится, сеанс всё расставил по местам своеобразным, не всегда предсказуемым образом. Под вводную речугу о таинственной Пыли, Соединяющей Вселенные и, как выясняется далее, ответственной за северное сияние, перед нами предстаёт группа цыганских детей (почему-то именно цыгане фигурируют в сюжете наряду с ведьмами и полярными медведями), с которыми со страшной силой дружит главная героиня, каковая дружба приводит её сначала в шкаф, а потом и, с вожделенным Алитеометром в руках, в крепкие объятия тётеньки с неприятным именем мисс Коултер, а потом и в бега, навстречу дяде лорду Азриелу и искомым панцер-бьёрнам.
И уже по мере разворачивания этого повествования, украшением которому и служат проанонсированные компьютерные красоты, где-то ближе к концу первого часа просмотра ты вдруг задумываешься о том, что иногда слишком много сюжета бывает вредно. Ну хорошо, вводная (кстати крайне неудачно локализованная, ибо слово «пыль» по-русски совсем не звучит, не то что английское dust), ну дальнейшее вступление, знакомящее нас с главной героиней, ну пара пространных монологов, поясняющих раз от раза сюжетообразующие моменты, но под конец все эти стэндапы класса «а мы пойдём на север» изрядно дробят экранное действо, заставляя буквально ёрзать в кресле.
Опять же эти «объяснялки», нацеленные на основную аудиторию, сиречь подростков, зрителю более возрастному излишне выпячивают провисания и несуразности самого сценария, в котором самый секретный в мире прибор отдают ребёнку, прямиком отправляющемуся в логово врага, подопытного цыганского дитятю «нечаянно» находят в пустом промёрзшем насквозь сарае посреди полярных льдов, и посреди них же звучит сакраментальная фраза «скоро стемнеет».
Сложно уложить в одном сознании сюжет, где из детей сложносочинённым образом делают покорных режиму морлоков путём хирургической операции на деймоне, и одновременно встречаются сценарные изыски вроде «я твой отец, а я твой мать». Первое — из Оруэлла, оттуда же произрастает и коварный Магистериум, а второе — из подросткового фэнтэзи как оно есть. И подобная эклектика не обходится фильму даром.
Те красоты, которые хороши сами по себе, а особенно — колоритные персонажи, на фоне сюжетных загогулин заметно тускнеют. Тут вам и пропавший без вести герой Крэйга, и «великие воины» бьёрны, чьи конунги восседают на троне с куклой в лапе при полном попустительстве дружины, а в итоге коварные врачи-вредители посреди полярной станции (почему там?) оказываются под охраной скрывающейся во льдах бригады быстрого реагирования в боярских шапках, к тому же говорящей по-русски без словаря.
На фоне этих изысков даже массово летающий рояль в кустах в виде героических ведьм, чьи деймоны летают так далеко от них, что мы их в фильме так ни разу и не видим, уже не кажутся чем-то притянутым за уши вместе с их пророчеством и фразой «ты думаешь, что это Тот Самый Ребёнок?»
На выходе же остаётся ощущение, что ты посмотрел нечто красивое, но пока страшно сырое и тривиально неловко смонтированное, скорее идею фильма, чем сам фильм, к тому же идею серьёзно затянутую, путаную, и развивать её будут уже другие люди в другом фильме. Если сборы первого, конечно, не подкачают. Ведь там, посреди полярников-каннибалов нас ждёт дядя Крэйг, героически изучающий волшебную пыль.
Впрочем, ещё не известно, стоит ли в данном случае говорить «до встречи в кино».
С сайта Кинокадр Ру
Лиха беда - "Начала"
Итоги
"Гарри Поттер", "Властелин колец", "Хроники Нарнии", "33 несчастья", а теперь вот и "Темные начала"... Кинематографисты добрались до ближайшего конкурента Джоан Ролинг - британского писателя Филипа Пулмана. 6 декабря в отечественный прокат выходят "Темные начала: Золотой компас" - первый фильм по пулмановской литературной трилогии. Эту совместную англо-американскую картину уже назвали потенциальным блокбастером. Еще бы: какие умы были заняты в работе над картиной, какие звезды исполняют главные роли и как много денег вложили пять компаний во главе с New Line Cinema в экранизацию истории Лиры Белаквы!
Сирота Лира из параллельного мира отправляется на поиски своего друга и вдруг узнает, что именно ей суждено изменить Вселенную, попасть в наш мир и встретить друга Уилла, сместить с небес мятежного ангела Метатрона и узнать тайны родителей. На ее пути встают интриганка миссис Коултер, грозный лорд Азриэль и все церковники ее мира. А помогают - авантюрист-авиатор Ли Скорсби, бронированный медведь Йорек Бирнисон, красавица-ведьма Серафима Пеккала, ученая-физик Мэри Мэлоун.
Поскольку в книгах Пулмана помимо увлекательнейшей приключенческой фабулы поднимаются и непростые философские вопросы (недаром в свое время Пулман получил престижную Уитбредовскую литературную премию), изначально сценарий был заказанЙ культовому Тому Стоппарду. Однако когда режиссер фильма Крис Уайтц прочитал вариант Стоппарда, он понял, что не сможет технически воплотить все замыслы мэтра, и был вынужден поправить сценарий. И тем не менее бюджет картины составил 150 миллионов долларов. Ведь главные роли в фильме исполнили звезды Голливуда - Николь Кидман, Дэниел Крейг и Эва Грин. Затраты на производство картины оказались столь велики для New Line Cinema, что теперь судьба всей компании напрямую зависит от результатов проката. А если одного из крупнейших киноигроков постигнет участь о-генриевского треста "Питерс, Таккер и сатана", то продолжения нам не видать как своих ушей и литературная трилогия никогда не обернется киносериалом.
Стас Лобастов
Страшная сказка
Итоги
Злобные бронированные медведи, садисты-инквизиторы, обидчивые ведьмы, одержимые ученые и искалеченные дети... Миры, порожденные фантазией писателя Филипа Пулмана, нельзя назвать уютными и милыми. Это вам не обжитой Хогвартс Джоан Ролинг, в коридорах которого чаще всего звучит веселый смех школяров. У Пулмана если что и звучит - так это крики ужаса.
И действительно, трилогию Пулмана "Темные начала", до которой наконец добрались киношники, нельзя назвать детской сказкой-фэнтези. Все гораздо серьезнее. Книги Пулмана - не развлекательное чтиво, а высказывание на серьезные темы: об отношениях светской и церковной власти, о теологии, социологии и даже философии.
Так, главной героине книги и фильма - сироте Лире Белакве суждено положить конец власти ангела-узурпатора Метатрона. Прокатившись по реке Лете, спасти своего друга мальчика Роджера, над которым ставят жуткие эксперименты по отделению души от тела. Обнаружить, что ее Оксфорд, хоть и прекраснейший, но лишь один из множества миров, существующих во Вселенной. Пройти путь от невинности до грехопадения. Впрочем, "увеселительная" прогулка на лодке Харона, равно как и знакомство с любовью всей ее жизни, мальчиком из нашего мира Уиллом, надеемся, впереди - во второй и третьей частях. Все это мы сможем увидеть лишь в том случае, если первая серия - "Золотой компас" - отобьет бюджет в 150 миллионов долларов и как минимум заработает столько же. Ведь компания New Line Cinema поставила на "Компас" все свои деньги и репутацию. И несмотря на то, что в картине немало звезд (сумасшедшего ученого лорда Азриэля сыграл новый Бонд Дэниел Крейг, а красавицу ведьму Серафиму Пеккаллу новая "богиня" европейского кино Эва Грин), определенная доля риска остается. Как ни странно, New Line во многом рискует из-за Николь Кидман, сыгравшей роль бывшей жены Азриэля Марисы Коултер. Аналитики отмечают, что в последнее время фильмы с Кидман перестали приносить сверхприбыли, будь то фантастический боевик "Вторжение" или комедия "Колдунья". Похоже, зритель потерял к актрисе интерес.
К тому же режиссер Крис Уайтц, по признанию самих актеров, сделал кино более мрачное, чем сама книга. Оно не то что ребенка, но взрослого может напугать. Ну а вдогонку фанатики уже объявили картину антирелигиозной, как ранее саму книгу, и призвали бойкотировать показы.
Однако есть у "Темных начал" и светлая сторона. Эта картина станет, пожалуй, единственным в новогодние дни мультивозрастным фильмом с фэнтезийно-сказочной фабулой, до предела напичканным спецэффектами. Летающие ведьмы, сражающиеся медведи, огромные компьютерные дирижабли... Признайтесь, сможете ли вы отказать себе в удовольствии поглазеть на все это? Едва ли.
Стас Лобастов