"День выборов"
Название фильма: | День выборов |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | День выборов | ||
Жанр: | комедия | ||
Режиссер: | Олег Фомин | ||
В ролях: | Василий Уткин (Игорь Цаплин), Михаил Козырев (Руководитель радиостанции), Леонид Барац, Ростислав Хаит, Камиль Ларин, Александр Демидов, Нонна Гришаева, Алексей Кортнев, Евгений Стеблов, Александр Семчев, Максим Виторган, Михаил Ефремов, Елена Князева, Ан | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Коллектив одной из самых рейтинговых радиостанций страны получает от загадочного олигарха, могущественного Эммануила Гедеоновича задание — провести предвыборную кампанию и "сделать рейтинг" абсолютно бесперспективному кандидату в губернаторы одной из областей на Средней Волге. Такие задачи не обсуждаются, они выполняются быстро и беспрекословно.
И вот уже ДиДжеи и креативщики, секретари и администраторы, звукотехники и музыканты плывут по Волге на теплоходе, проводят в областных городах пресс-конференции, устраивают митинги и дают концерты. Они преодолевают "творческий беспорядок" в собственных рядах, борются с препятствиями, которые создает действующее руководство области и состыковывают многочисленные "нестыковки" в биографии и поведении своего кандидата, человека максимально далекого от политики, который на протяжении всей предвыборной кампании решает кроссворд.
Уже совершенно неважно, кто кандидат и сколько процентов он должен отобрать у конкурентов. Курс только на победу!
Бурлаки на Волге
Текст: Валерий Кичин
"Российская газета"
Трудно поверить, но у нас ухитрились сделать смешную кинокомедию. Реально смешную и реально актуальную. Авторы назвали свой "День выборов" (2007) "фарс-мажором", и это не преувеличение: перед нами фарс на грани фола, рождающий вполне мажорное настроение.
Картину поставил Олег Фомин ("Меня зовут Арлекино"), взяв за основу известный антрепризный спектакль о том, как по Волге-реке плывет агитпароход, где нанятые неким олигархом радийщики пиарят нужного ему кандидата в губернаторы. Для электората этот кандидат Цаплин — словно черт из табакерки: о нем гутарят, что он внучатый племянник заживо репрессированных Блюхера и Тухачевского, а более ничего не известно. В этой роли банного массажиста с большими политическими амбициями снялся футбольный комментатор Василий Уткин, и по такому необычайному поводу в фильме тоже найдется пара очень смешных приколов.
Он весь построен по принципу капустника-междусобойчика, добродушного подтрунивания над всем, что нас окружает в этой удивительной современности.
Пьеса ярко театральна, и в спектакле Алексей Кортнев по ходу действия изображал множество популярных персонажей нашего шоу-бизнеса. Фильм может позволить себе пригласить их самих, и в его эпизодах — только звезды, снявшиеся в нем с нескрываемым удовольствием: от Макаревича и Шнурова до "Уматурман", "Би-2", "Чайфа" и "Иванушек Интернешнл". Они, как им и положено, выдают бурлескные эстрадные выходы, причем в такой же мере от себя, как и от лица своих персонажей. И имена они сохранили свои собственные, и привычные сценические образы, но словно в чуть искривленном зеркале сатиры.
Фильм и был бы сатирой, если бы не его неистребимое добродушие, и подтрунивает он над самим собой — над новой исторической общностью по имени российский народ.
Сценаристы (они же авторы пьесы) Ростислав Хаит и Леонид Барац фонтанируют бурно, стремительно и разнообразно, не упуская ни одной счастливой возможности и не слишком церемонясь с соображениями тонкого вкуса — их юмор внятен и по-фольклорному грубоват, это юмор эпохи "Наша Раша". В этом смысле фильм продолжает традиции солдатских "народных комедий" типа "ДМБ" (2000) и разнообразных "Особенностей национальных приколов" — но он остроумнее и значительно артистичнее. Многие его словесные формулы вполне способны стать крылатыми и пойти в массы.
Сердцевина проекта — ребята из "Квартета И", авторского полупародийного театра, что вырос из эстрадного курса ГИТИСа и уже скоро 15 лет активно функционирует в московском ДК имени Зуева, собирая сонмы поклонников: все те же Леонид Барац с Ростиславом Хаитом и примкнувшие к ним Камиль Ларин с Александром Демидовым; все четверо сохранили в фильме свои сценические маски. Они изображают пиар-спецов с очень коммерческой радиостанции, которым и поручено раскрутить банного массажиста Цаплина до губернаторских размеров. В этот ненормально органичный и оттого особенно обаятельный авторско-актерский ансамбль самым счастливым образом влились Михаил Ефремов, изобразивший предприимчивого, даром что вечно пьяненького православного батюшку Иннокентия, Евгений Стеблов в роли местного Станиславского, а в концертных эпизодах с неожиданном амплуа блеснули Евгений Стычкин, Дмитрий Певцов, Марат Башаров, Михаил Евланов и сам режиссер Олег Фомин.
Фильм с его нешуточным постановочным размахом, в отличие от спектакля, смог позволить себе и показ народа, который не безмолвствует. Он, народ, волнуется на берегах матушки Волги — то в лице неподкупных казаков, которых, правда, легко взять на понт, то славной нашей армии, которой все равно за кого голосовать, лишь бы служба шла, то трудового коллектива водочного завода, по недосмотру выпустившего зеленый портвейн, то братков из местных группировок, бдительно контролирующих любой процесс в стране, хоть политический, хоть судебный.
Самоирония — редчайшее, дефицитнейшее, необходимое для здоровья нации качество. И оно в этой комедии неожиданно прорезалось, что внушает определенные надежды на будущее: народ, сохранивший способность смеяться над собой, еще не потерян для исторической перспективы.
Каюк-кампания
ИД "Коммерсантъ"
В 2003 году, когда вышел спектакль "День выборов" московской труппы "Квартет И", киноверсия которого осуществлена силами в основном тех же актеров и режиссера Олега Фомина, тема губернаторских выборов была еще актуальна, но оттенок сюрреализма в пьесе Сергея Петрейкова, Ростислава Хаита и Леонида Бараца все равно присутствовал изрядный. Однако в политике сюрреализма слишком много не бывает.
В "Дне выборов" кандидата в губернаторы заказывает попиарить олигарх Эммануил Гедеонович. Компанию политтехнологов (Максим Виторган, Александр Демидов, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Нонна Гришаева) грузят на теплоход "Сергей Абрамов" и запускают по матушке по Волге с рекламируемым кандидатом массажистом Цаплиным (Василий Уткин). Невозможно отследить, кто на борту лидирует по объемам выпитого, потому что "жидкостью для протирки контактов", как ласково называют водку виртуозы пиара, не брезгует никто. Держится разве что один из руководителей (Камиль Ларин), но и он сдается с трагическим стоном: "Зачем я пять дней не пил?", нечаянно отхлебнув вместо "Тархуна" зеленого портвейна "Игорь Владимирович", выпущенного в честь кандидата в городе Взвейске.
Кроме эксклюзивного портвейна другим краеугольным брэндом избирательной кампании Цаплина становится предмет, ввиду его важности указанный в начальных титрах наравне с одушевленными людьми -- это чапельник для сковороды. Встречаясь с поволжским казачеством, кандидат представляется как внучатый племянник Григория Мелехова и обещает запретить производство сковородок с ручками и тем самым поднять захиревшую чапельную промышленность Поволжья. Обольстив таким образом казачество, харизматичный Цаплин перетягивает на свою сторону и симпатии силовых структур: генерал (Валерий Баринов) преподносит кандидату макет мины и велит солдатушкам голосовать единственно возможным образом. Шансы массажиста тем более увеличиваются, что действующий "губер", как выражаются местные братаны, выпустил ситуацию из-под контроля и вообще демонстрирует полную политическую близорукость -- играющий его Александр Семчев пытается окинуть взглядом свой необозримый живот и тревожно спрашивает референта: "Слушай, я вроде как полнеть начал? Ты не заметил?" В общем, за этим губернатором тоже чувствуется какая-то мощная предыстория, не уступающая в удивительности той, которая разыгрывается на борту "Сергея Абрамова" под непрекращающийся киноконцерт, где приглашенные звезды получают видимое удовольствие от издевательства над собственным творчеством. Братья Кристовские из группы "Уматурман" наряжены трансвеститами, быдлан Серега дает русского шансона: "Мы были мальчики, козою пальчики", группа "Дым над водой" (она же "Би-2", но с усами) заунывно тянет песню: "Ночной ларек, ночной ларек, а зимний ветер так жесток...", Андрей Макаревич и Георгий Мартиросьян в свитерах с оленями изображают дуэт некоммерческой песни "Двое против ветра", а Сергей Шнуров в своей псевдогопницкой музыкальной манере клянется перед выборами не пить и не нюхать, чтобы поставить крестик в нужной графе.
Понятно, что такая массированная атака на коллективное бессознательное избирателей обречена на сокрушительный успех: нюанс в том, что дергающий за ниточки Эммануил Гедеонович заказывал не победу на выборах в Самарской области, а рост рейтинга на 5-7% в Саратовской. Развернув агитационный корабль уродов, олигарх присылает нового кандидата взамен использованного, давая повод немедленно написать "День выборов-2", благо ящиков с протирочной жидкостью в трюмах "Сергея Абрамова" еще достаточно.
Лидия Маслова
При всем богатстве - нет альтернативы
Время новостей
«Выборы, выборы, депутаты - п... (не патриоты, совсем другое слово)...» - отрывается Сергей Шнуров, изображая подпившего рокера с агитационного парохода. Этот пароход арендовала команда пиарщиков, нанятая неким медийным олигархом для продвижения в губернаторы своего кандидата. Пока кандидат, в недавнем прошлом массажист, решает кроссворды, боевая группа разрабатывает план действий. Схема известная - наглядная агитация, живые концерты, немного компромата и прочей изобретательности, тем более что нужно немного, процентов семь-восемь - только попугать губернатора действующего возможной альтернативой, чтобы стал сговорчивей. Заказ срочный, времени на подготовку нет, и вот, собрав с миру по нитке артистов, музыкальную аппаратуру и прочий реквизит, пароход отправляется в путь по Волге.
Так начинается комедия «День выборов», смесь «Волги-Волги» с капустником, переведенная в кино режиссером Олегом Фоминым азартная театральная антреприза «Квартета И». В главных ролях звезды самого «Квартета» - Алексей Барац, Камиль Ларин, Ростислав Хаит и Александр Демидов. А также Михаил Ефремов в роли спивающегося актера, выдающего себя за священника, Евгений Стеклов, сыгравший режиссера областного драматического театра, труппа которого «за еду» изображает голодающих демонстрантов, Алексей Кортнев во главе местного казачества, Валерий Баринов - начальник военного округа и несметное количество известных музыкантов, от Андрея Макаревича до «Умы Турман», изобразивших пародию на самих себя.
В общем, все очень весело, забавно, хотя и совершенно самодеятельно. Начиная с титров и кончая постановочными эффектами - никаких претензий, дешево и просто. Немного натурных съемок, незатейливые павильонные, ограниченное число массовки. Бюджет невелик, но стоять не велит, зато и количество шуток на один квадратный сантиметр пленки - невиданное в наших широтах. Причем шутки легкие, но не случайные, отобранные и отточенные за множество успешных спектаклей. Даже странно, что до сих пор Бараца и Хаита, двух одноклассников-одесситов, использовали только в качестве сочинителей текстов для церемонии «Серебряная калоша». Впрочем, теперь, вероятно, их судьба - очередное телевизионное шоу, где и подвергнутся испытаниям и вкус, и способность шутить не переставая.
Но пока счастливый старт, после многолетнего внутреннего признания в качестве театральной компании друзья приступают к освоению массовой популярности, а в том, что «День выборов» ждет удача, можно не сомневаться. Жанр фильма-концерта, к тому же по-настоящему смешного, на успех просто обречен.
Конечно, «День выборов» немного запоздал со своим появлением. Когда сочинялся спектакль (второй в репертуаре «Квартета И», по первому - «День радио» тоже уже снимают кино), губернаторские выборы, олигархи, политтехнологи и прочие атрибуты были еще вполне актуальны. Но скорость строительства вертикали власти столь велика, что, начав снимать к губернаторским выборам, создатели комедии попали к депутатским, а все реалии успели устареть и перейти из категории «злободневное» в категорию «ностальгическое».
Упрек, который неминуемо услышат авторы «Дня выборов», заключается в том, что их комедия как бы задним числом оправдывает отмену губернаторских выборов, наглядно объясняя народу, что такое безобразие отменить было просто необходимо, и значит, правильно, что нынче губернаторов назначает ответственная государственная власть, а не эти безыдейные хапуги, готовые впарить народу хоть кого. Народ, впрочем, представленный залихватскими казаками, мелкими бандитами, запуганными солдатами и безгласными работниками винного завода, тоже тот еще электорат. Но не это объект шуток авторов комедии, они вообще-то не о выборах, не о губернаторах и не о народе сочиняли свой фельетон, а о себе. Среднего возраста, среднего социального статуса парнях, которым в этой жизни надо сильно бить лапками, чтобы остаться на плаву, превозмогая лень, желание выпить, расслабиться и отоспаться. И чем они зарабатывают на жизнь, раскруткой ли лимонада «Оранжевые струи», впариванием ли избирателям дурака-губернатора, устройством ли концертов или съемками в телесериалах, они не сомневаются, что все это - лажа, от первого до последнего слова, жеста, звука.
Главное достоинство комедии «День выборов» не в том, что она смешная, а в том, что она честная, а потому уже действительно смешная и славная. Внутренняя ее честность и заключается вот в этом вполне откровенно читаемом признании - нам, ребята, все это до лампы, вся это дурь, и мы даже не пытаемся в ней разобраться, как-то к ней отнестись. Все эти выборы-невыборы, все эти президенты и губернаторы, олигархи и военачальники, фээсбэшники и казаки - нет у нас по их поводу никакого мнения, и желания иметь его тоже нет. Есть одна ценность, которую мы защищаем и за которую готовы ну не то чтобы на все, но держимся серьезно - это мы сами. Наша компания, слаженная и родственная уже, с нашим взаимопониманием и нашими привычками, с языком, на котором мы друг друга понимаем не с полуслова, а гораздо раньше, с атмосферой, в которой нам хорошо и которую мы ценим куда выше всех этих либеральных, государственных, патриотических, демократических и прочих глупых общественных ценностей.
Это не сформулированное, но ясно читаемое настроение отводит от фильма не только все обвинения в конъюнктуре, но и делает его куда серьезней, чем могло бы показаться с первого взгляда. Потому что пока большинство нынешних кинематографистов выполняют ритуальный танец, пытаясь сочинить высказывание, предложить публике моральный урок, «Квартет И» довольствуется тем, что честно рассказывает про то, что его участникам действительно интересно. Про то, как хорошая компания друзей-соратников попала в очередную переделку, но благодаря тому, что все они классные ребята, из нее вышла с честью.
«Квартет И» готовит новый спектакль, называется «Быстрее, чем кролики», и Барац и Хаитом признались, что уже написали «сорок страниц просто мыслей». Это, конечно, вызов возраста, который требует чего-то более существенного, чем физиологическая радость существования. Но это и пугает, потому что кажется - ничего не надо придумывать, наши национальные особенности внутри нас, мы вот только этим и защищены, и как сказал один замечательный социолог, единственная социальная структура, которая по-настоящему реально существует в России, это компания сообразивших на троих. Поэтому крик героя Камиля, державшегося вся поездку сухого закона: «Господи! Ну зачем, зачем я не пил пять дней!» - звучит невероятно органично, хотя и очень печально. У этого сопротивления хороший запас энергии, а что до остального, тут уж, как говорится, чем богаты.
Алена Солнцева