"У каждого свое кино / Каждому свое кино "
Название фильма: | У каждого свое кино / Каждому свое кино |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | Chacun son cinema ou Ce petit coup au coeur quand la lumiere s'eteint et que le film commence | ||
Жанр: | комедия / драма | ||
Режиссер: | Вонг Кар-Вай, Дэвид Линч, Такеши Китано, Андрей Кончаловский, Гас Ван | ||
В ролях: | Такеши Китано, Мишель Пикколи, Сильвия Кристель, Джош Бролин, Жанна Моро, Нанни Моретти, Георге Баблуани, Дэвид Кроненберг, Грант Хеслов, Сара Форестье, Мишель Лонсдаль, Дени Подалиде, Жереми Сегар, Мишель Вюйермо, Каспер Крисченсен, Эмили Декенн, Жан-Кло | ||
Год выпуска: | 2007 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Коллективный фильм, состоящий из 33 коротких новелл. Каждая из них снята разными режиссерами, и каждый режиссер попытался показать, что для него значит кино, какие эмоции возникают у него в связи с этим словом, какое место занимает оно в их жизни. Показать, каково отношение к феномену кинематографа и актуальным вопросам, которые под силу поднять, творя в этом виде искусства. Независимое кино, снятое иконами арт-хауса по заказу Дирекции Каннского кинофестиваля специально к 60-летнему юбилею. Самые известные режиссеры с 4 континентов, 23 стран мира посвящают этот фильм самому знаменитому режиссеру всех времен и народов Маэстро Федерико Феллини.
33 фильма в фильме. 33 зарисовки от 33 прославленных современных режиссеров – от Вима Вендерса до нашего Андрея Кончаловского. Подзаголовок – «Те острые ощущения, которые охватывают Вас, когда гаснет свет и начинается кино». Совершенно верно – мастера экрана рассуждают, каково это – быть зрителем. Экстравагантный, необычный и самый необязательный фильм. Необязательный – потому что ничего из личного опыта Вонга Кар-вая, Гаса Ван Сэнта или Нанни Моретти вам не объяснит собственную привязанность к десятой музе. Но при этом, есть большая уверенность, многое из показанного окажется по душе и, как знать, надолго ляжет на сердце. Потому что режиссеры, в большинстве своем, оказываются такими же зрителями, как и мы. Так же страдают, переживают, навсегда влюбляются в экранные образы и с удовольствием перетасовывают в памяти любимые сцены из любимых киноснов. На экране – кадры из Феллини, Брессона, Ренуара и других кумиров тех, кто сегодня диктует моду на экранную реальность. Что показательно – не раз и не два в новеллах возникает образ полупустого или вовсе пустого зала, очень редко кто из режиссеров демонстрирует битком набитый кинозал. А в большинстве случаев внимание сосредоточено на одном-единственном персонаже, внимающем льющейся с экрана благодати. Образ очевиден – кино сегодня слишком интимный, слишком личный процесс, это уже далеко не балаганное зрелище для всей толпы. Вот почему чуть ли не каждый третий режиссер в подборке рифмует происходящее на экране с сексуальным актом, а у каждого второго герои плачут навзрыд, не стесняясь ни себя, ни окружающих. Еще половина из них предпочитает рассказывать, каково это – быть автором и с нетерпением ждать, когда же публика вынесет свой вердикт. По крайней мере, египтянин Юссеф Шахин доходит до крайней степени честной самовлюбленности. Вот почему эту вереницу трогательных, печальных, игривых, каких угодно трехминуток смотреть было бы невыносимо скучно, не разбавляй ее время от времени юмором откровенные злодеи и ерники – от ироничного Такеши Китано (он снял лучший свой фильм за последние годы) до мизантропических садистов Дэвида Кроненберга и Ларса фон Триера. У последнего самая зверская, но и самая точная новелла – иногда у зрителя может оказаться реакция, далекая от всех норм человеческой учтивости. Смотрите кино – и не мешайте это делать другим.
Зритель стал персонажем
Газета
Тематические сборники короткометражек от ведущих режиссеров остаются в моде. Поводом собрать в одном проекте десятки мировых знаменитостей может послужить что угодно: события 11 сентября, признание в любви Парижу или Нью-Йорку. В случае с альманахом "У каждого свое кино", выходящем сегодня в российский прокат, объединяющей темой стал киносеанс. Фильм готовился специально к 60-летнему юбилею Каннского фестиваля, и первоначально его авторы, возможно, даже не предполагали, что их своеобразный капустник станет так востребован. 34 режиссера просто ответили на приглашение многолетнего президента фестиваля Жиля Жакоба и сняли по короткому сюжету о том, как они представляют себе встречу фильма со зрителем.
Участники проекта не были осведомлены насчет того, о чем снимают остальные. Поэтому в короткометражках присутствуют забавные пересечения и даже совпадения идей. Что вовсе не умаляет креативности и талантов их создателей. Киноальманахи отнюдь не превращаются в творческое соревнование, и лишь самые въедливые поклонники будут судить кумиров по тем нескольким минутам, что сняты зачастую для своих и ради шутки.
Все же несколько сюжетов сборника "У каждого свое кино" заслуживают особого внимания публики. Прекрасно пошутил, например, на тему эротического киносеанса в полупустом зале Роман Поланский. А старейший в мире режиссер Маноэль де Оливейра, начинавший работать еще в те годы, когда кино было немым, сделал обаятельный псевдоисторический скетч о встрече папы римского и Никиты Хрущева.
Такеси Китано представил сценку из жизни японского фермера, который задумал сходить в свой выходной в сельский клуб на фильм самого Китано "Ребята возвращаются". Копия попалась неважная, все время рвалась и горела, так что удовольствие от просмотра получает не столько фермер, сколько мы, следящие за его приключением. Сеанс собственной картины избрал местом действия и Ларс фон Триер. Режиссер с обескураживающей прямотой и хладнокровием показал, как надо расправляться с соседом по креслу, если он мешает вам следить за происходящим на экране.
Несколько авторов в своих фрагментах с ностальгией вспоминают о кино своего детства, об импровизированных сеансах под открытым небом, о старых кинотеатрах, ныне вымирающих под натиском мультиплексов. Впрочем, в последних тоже есть своя польза. В одном из сюжетов две подруги идут в разные залы, смотрят каждая свое и обмениваются впечатлениями посредством эсэмэсок.
Авторами изящной реплики о том, что не стоит делить зрителя на массового и элитарного, стали Джоэл и Итан Коэны. Их герой, техасский ковбой из ленты "Старикам тут не место", приходит в провинциальный кинотеатр и выясняет, что там демонстрируется либо черно-белая классика, либо неизвестное ему фестивальное кино. С нехорошим предчувствием идет ковбой на некий турецкий фильм, и тот неожиданно ему очень нравится. У зрителей на Каннском фестивале был дополнительный повод радоваться за персонажа Коэнов: они-то знали, что означенный турок получал на фестивале хорошую прессу и гран-при.
Особой трезвостью взгляда на современное кино и на публику, как всегда, отличился британский режиссер Кен Лоач. У него кино начинается с очереди в кассу. Субботний день, несколько залов. Папа с сыном читают программку с аннотациями к фильмам и никак не могут решить, на что пойти. Аннотации глупейшие, выбрать невозможно, а очередь негодует и торопит. В такой ситуации зрители, жаждущие гарантированного зрелища, выбирают... футбол.
В альманахе "У каждого свое кино" поучаствовали также Вим Вендерс, Гас Ван Сэнт, Вонг Кар-Вай, Чжан Имоу, Дэвид Линч, братья Дарденн, Клод Лелуш, Дэвид Кроненберг, Аки Каурисмяки, Андрей Кончаловский и другие выдающиеся киномастера. Аудитория, возможно, была у каждого своя, но в итоге оказалась общей.
Екатерина Чен