Описание фильма

"Тайны ночного дозора / Тайны "Ночного дозора" "   

Название фильма: Тайны ночного дозора / Тайны "Ночного дозора"
Тайны ночного дозора / Тайны
Страна-производитель: Канада — Франция — Германия — Польша — Нидерланды — Великобритания
Английский: Nightwatching / Nocna straz
Жанр: драма / мистика / исторические / биографический
Режиссер: Питер Гринуэй
В ролях: Мартин Фриман, Эмили Холмс, Майкл Тейген, Анна Антонович, Эва Бертистл, Кристофер Бриттон, Агата Бузек, Майкл Калкин, Хэрри Феррьер, Джонатан Холмс, Тоби Джонс, Каспер Касицки, Адам Коц, Эдриэн Люкис, Мацей Марцевский, Джоди Мэй, Ричард МакКейб, Кевин Мак
Год выпуска: 2007
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Экстравагантный взгляд на личную и профессиональную жизнь Рембрандта, и загадки, связанные с его картиной "Ночной дозор".

 В искусстве визуальной репрезентации Питер Гринуэй давно превзошел сам себя. Каждый кадр фильма «Ночной дозор» (созданного по мотивам таинственного полотна Рембрандта «Выступление стрелковой роты» выстроен так, как если бы сам Рембрандт снимал картину. Декорации воссоздают не столько классический голландский интерьер эпохи 17 века, сколько атмосферу живописи того времени; свет льется потоком из глубины, оставляя основной фон темным, или падает с одной из сторон, придавая сценам минималистичный характер.

   Гринуэй действует на хорошо освоенной территории поэтики художника с присущей ему композиционной стройностью кадров и завораживающей игрой цветовых оттенков.

   «Ночной дозор» словно мешок под завязку переполненный объектами и событиями. Здесь и жизнь самого Рембрандта, бьющая ключом, и разгадка страшной тайны 1642 года.  Любовь и месть, шантаж и убийство, рождение и смерть, богатые и бедные, дети и взрослые.

  После женитьбы на Саскии, одно из главных достоинств которой, к слову, - хорошенькая попка, художник получает заказ на картину, где должны быть достойно, надлежащим образом изображены шестнадцать стрелков. Но на полотне странным образом появляются лишние люди, в частности маленькая девочка с курицей в руке и убегающий куда-то мальчик… В перерывах между работой Рембрандт иногда выходит подышать воздухом на крышу, где общается с ангелом, обещающим художнику ребенка. Ангел (миловидная девушка без возраста) окажется не той, за кого себя выдает, Саския все же родит, но с недобрыми последствиями, а Рембрандт окончательно запутается в самоанализе и попытках испытать любовь. ..

    Питер Гринуэй никогда не был кинорежиссером в строгом смысле слова. Он неизменно расширяет границы кино — до тех пределов, где оно соприкасается с классическими видами искусства: театром, живописью, оперой и одновременно заходит на территорию современного искусства, превращая свои картины в визуальные инсталляции и перформансы и попутно разрушая барьеры между кино и новейшими технологиями.

   Гринуэй легко мог бы стать одним из своих героев: художник, снимающий фильмы, пишущий книги, устраивающий выставки, работающий в драматическом и оперном театре, страстный и остроумный мыслитель, проводящий невероятные аналогии и убеждающий в них других, иллюзионист, создающий ощущение, что он творит из воздуха, — такой персонаж наверняка занял бы почетное место в его человеческой и предельно человечной кунсткамере.

    П.Гринуэй ( о Рембрандте):   “ Он мне всегда был интересен, еще с юности. Но тогда я относился к нему с подозрением: это была обратная реакция — все педагоги требовали им восхищаться. Рембрандт, возможно, один из самых успешных европейских художников за последние шесть столетий, и мне кажется, он идеально вписывается в нынешнее время. Мы сегодня хотим быть республиканцами и демократами, гуманиcтами и постфрейдистами. А Рембрандт четыреста лет назад уже воплощал все эти тенденции. Он уроженец одной из первых демократических стран Европы. Он рисовал тех, кто жил рядом с ним: своего соседа, младенца в грязном подгузнике, немощного старика. И даже женщин изображал такими, какими они предстают в реальной жизни. Рембрандт никого не идеализирует и ничего не скрывает. Строго не придерживается католических догм. Не верит в героизм, в сакральность смерти. Он зачастую сатиричен, иронизирует над людьми, смеется над традициями. Верит в возможное, а не в невозможное.”

Кликнул Рембрандта
Газета
В московском кинотеатре "Ролан" состоялась премьера нового фильма Питера Гринуэя "Тайны "Ночного дозора". Фильм посвящен знаменитому полотну Рембрандта, законченному в 1642 году. По версии британского киномастера, эта картина прославила голландского живописца в веках, но она же разрушила его благосостояние и репутацию в глазах современников.
Как поведал нам Гринуэй, живописец Рембрандт ван Рейн, который не отличался благородным происхождением, но выгодно женился и был принят в рафинированном обществе, во время работы над картиной узнал о подлом убийственном заговоре в кругах состоятельных амстердамских торговцев. И не придумал ничего артистичнее, как зашифровать разоблачение виновных на гигантском холсте, который и украшает ныне главную национальную коллекцию нидерландской живописи в Rijksmuseum. Однако влиятельные заговорщики жестоко отомстили дерзкому живописцу. Рембрандта обанкротили, дискредитировали в глазах общественности, а значит, и потенциальных заказчиков. Вдобавок его втянули в сомнительную историю с женщиной. К тому времени как «Ночной дозор» был закончен, Рембрандт уже пребывал в стесненных обстоятельствах: его жена перед смертью завещала все денежки не мужу, а малолетнему сыну. Сам же по себе художник, сын мельника из провинции, ни богатством, ни связями в верхах похвастаться не мог. Так что вполне верится, что могущественным респектабельным господам ничего не стоило указать выскочке его место.
Шедевр мировой живописи тем не менее пережил интриги тех, кто изображен на картине. Питер Гринуэй, известный своей страстью к изобразительному искусству и декоративности, очевидно, обдумывал идею фильма годами. Он рассмотрел полотно Рембрандта с пристрастием и задался вопросами о каждой выписанной на нем фигуре: почему тот или иной персонаж одет и освещен именно так, чем обусловлены его жесты и снаряжение, что хотел сказать художник, включив данного конкретного господина в композицию. Картина должна была стать довольно обычным для практики тех лет заказным групповым портретом. Однако и невооруженным глазом видно, что на ней присутствуют лишние люди и символы, которые не поддаются однозначной трактовке.
Британский постановщик на основе собственных предположений мог бы запросто выстроить полноценный историко-художественный детектив. Но жанр - не стихия Гринуэя. Его причудливое, витиеватое воображение не слишком уживается с жесткой структурой сюжета и мотиваций. Да и фигура Рембрандта в итоге увлекла режиссера больше, чем все прочие персонажи, вместе взятые. "Тайны "Ночного дозора" обернулись чередой роскошных оживших иллюстраций, где художник имеет редкий шанс войти в собственную картину, непринужденно беседуя и трапезничая со всеми теми, для кого писал и кого рисовал.
Живописец, особенно в первой половине фильма, неотделим ни от высшего общества, ни от близких, не раз служивших ему натурой. Пейзажи и натюрморты в духе времени услужливо дополняют антураж. Гринуэй с потрясающей точностью ухватил игру света, цветовые нюансы и даже внутреннее сияние полотен Рембрандта. И шире - голландской живописи XVII века. Посмотреть этот фильм - будто в музее побывать. В актерском ансамбле отсутствуют явно узнаваемые знаменитости, отчего эффект аутентичности еще сильнее.
"Тайны "Ночного дозора" определенно рассчитаны на эстетов. Но киноленту, не в пример недвижному музейному экспонату, в деталях с одного беглого взгляда не рассмотришь. Таков уж Питер Гринуэй, фильммейкер будущего: на его сеансах всегда хочется иметь в руках пульт управления - остановить мгновение, кликнуть на понравившийся фрагмент, увеличить его или получить дополнительную информацию.
Екатерина Чен

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#