"Отец солдата "
Название фильма: | Отец солдата |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Отец солдата | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Резо Чхеидзе | ||
В ролях: | Серго Захаридзе, Виктор Косых, Елена Максимова, Раднэр Муратов, Алексей Назаров, Владимир Привальцев | ||
Год выпуска: | 1965 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Старый грузинский крестьянин, герой Серго Закариадзе попадает в действующую армию и начинает свой путь на Берлин, потому что он обязательно должен повидать сына. Сама избранная режиссером Р. Чхеидзе ситуация была плодотворна. Человек, всю жизнь трудившийся на земле, растивший виноград, который приносил людям радость, оказывается участником боевых действий, видит кровь, смерть, разрушения, но не может смириться с происходящим. Его сознание сохраняет заветы отцов, через его руки передающих эстафету доброты, уважения к человеческой жизни и к повседневным человеческим мирным делам. Сам он готов поделиться последним, но и помощь принять. Не может он только одного вынести — бессмысленной жестокости. Он потрясен, когда видит, как танки уничтожают лозы винограда. Знаешь ли ты, сколько труда надо, чтобы эту лозу вырастить? — кричит он молодому танкисту. — Ты ее сажал, ты ее поливал? Изумление молодого солдата искренне. Так ведь это немецкий виноград, ведь фашисты на нашей земле все разрушили! В этой сцене, в этом диалоге — квинтэссенция авторского замысла. Можно воевать со взбесившимся врагом, нужно освобождать землю от нечисти, но нельзя крушить плоды трудов человеческих, во веки веков требующих уважения всех людей. Успех фильма был предопределен выбором на заглавную роль замечательного актера С. Закариадзе. Он принес в фильм ту основательность, чисто крестьянскую неторопливость, природную доброту, благодаря которым сама история получила необходимую художественную убедительность. Мелодика грузинского говора стала важным элементом стилистики фильма: чудачества, странности поведения, реакций были поддержаны особенностью национального характера. Актер задал общий строй повествования, позволил сплавить элементы патетики и юмора, стал камертоном, выверяющим все другие звучания и общую тональность фильма. Отец находит смертельно раненого сына. Самое страшное случилось. Но на земле останутся жить люди, которым старый крестьянин успел передать свою правду, те, кто стали его сыновьями, те, кто услышал и понял его слова о необходимости не разрушать, а строить, растить и выхаживать лозы, пахать землю, сажать сад.