"Съемках в Палермо / Стрельба в Палермо"
Название фильма: | Съемках в Палермо / Стрельба в Палермо |
|
|
Страна-производитель: | Италия | ||
Английский: | Palermo Shooting, The / Palermo Story | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Вим Вендерс | ||
В ролях: | Милла Йовович, Деннис Хоппер, Джованна Меццоджорно, Лу Рид, Патти Смит, Удо Самель, Оливия Асейду-Поку, Летиция Батталья, Себастьян Бломберг, Инга Буш, Кампино, Алессандро Дьели, Франческо Гуццо, Вольфганг Майкл, Яна Палласке | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Всемирно известный фотограф Финн очень занят: спит мало, работает много, все время слушает плеер и говорит по мобильному телефону. Отправившись на съемки в Палермо, он понимает, что не может покинуть город — здесь должно случиться что-то важное. И оно случается. Таинственный незнакомец пытается убить фотографа, выпустив в него стрелу из лука. Понять, кто этот незнакомец, поможет Финну новая любовь — девушка, которая реставрирует старинную фреску, изображающую Смерть. Первый фильм, произведенный новой компанией Вима Вендерса "Neue Road Movies Gmbh", которая "никакого отношения не имеет к компании "Road Movies". Деннис Хоппер в этом фильме похож на Вия. "Я не пытаюсь создать целый новый мир перед камерой; напротив, я стараюсь впустить в мою картину как можно больше неизмененной реальности". Вим Вендерс Смерть, где твой ЛОМО?За кадром
Цитата
В "Съемках в Палермо" Вима Вендерса модный фотограф снимает Милу Йовович и встречается со Смертью, которая имеет недовольное лицо Денниса Хоппера.
Если знать заранее, что свои "Съемки в Палермо" Вим Вендерс посвятил двум мертвецам, Антониони и Бергману, смотреть фильм будет легче и интересней. Легче потому, что эпитафия предполагает высокопарность, банальность и изящество, и всего этого в "Палермо" предостаточно. Интересней потому, что разглядывание осколков вселенных мертвых классиков, из которых Вендерс ненавязчиво составил свое зеркало, занятие захватывающее — уж больно причудливо множатся отражения.
Модный немецкий фотограф Финн (Кампино) несется по жизни так, будто опаздывает на похороны — съемки, вечеринки, музейные выставки, ссоры с капризными подружками. Его мучает бессонница, друзья говорят ему, что он слишком увлекся модными съемками и теряет репутацию художника, но он не может остановиться — до тех пор, пока не окажется в Палермо, куда приехал сделать сессию с беременой супермоделью (Мила Йовович). Решив задержаться в городе после съемок, Финн благодушно бродит по городу, как вдруг таинственный незнакомец пускает в него стрелу из лука. И можно было бы списать это проишествие на галлюцинации от бессонницы, вот только дыра в фотоаппарате, в который угодила стрела, оказалась вполне настоящей. Так Финн знакомится со Смертью (Деннис Хоппер), с которой ему еще предстоит пообщаться подробней. Но и Жизнь не дремлет — красивая художница-итальянка готова разделить с Финном поиски ответов на терзающие его вопросы.
Если предчувствия вам подсказывают, что "Съемки в Палермо" один из тех фильмов пожилых классиков, где есть молодая красавица, воскрешающая стареющего героя к жизни, ответы на тайны мироздания и призыв ценить каждое мгновение, то вы правы на сто процентов. Единственный совет, который тут можно дать: наплюйте. Никто в современном кино не чувствует пространство и ландшафт так, как Вендерс. К тому же, вы получите тут два в одном. Первую половину фильма поклонникам ломографии и полароида следует документировать (в "молескин", конечно) покадрово — рафинированная модность имеет тут вызывающую концентрацию. Когда же Вендерс перебирается в Италию, он ухитряется превратить средиземноморскую жизнерадостность в застывшую в вечности неподвижность — как и положено в городе, где живет Смерть.
Можно немало поразвлечься, отыскивая "Фотоувеличение" в северной части фильма и бергманизмы — в южной. Можно, тихо расслабившись, наслаждаться шикарным саундтреком, который превращает фильм в бесконечный поучительный клип. Можно изумляться Хопперу, чуть ли не самой капризной Смерти в истории кино, вполне пригодной для анекдота "я к твоей канарейке", и полупрозрачному Лу Риду, являющемуся герою — разной степени глубокомысленности занятий фильм может предоставить массу.
Но главный соблазн, как ни странно, довериться Вендерсу. В конце концов, "Съемки в Палермо" не только эпитафия двум великим режиссерам. 30 июля 2007 года стало официальной датой смерти авторского кино, в том смысле, в котором понимался этот жанр на протяжении всей второй половины прошлого века.
"Съемки в Палермо", при всех очевидных возражениях — напоминание о том, как он был прекрасен.
С сайта Филм Ру
Смерть и цифра
Итоги
Фильм заканчивается титром: "Посвящается Ингмару Бергману и Микеланджело Антониони, умершим в один день". Однако в случае "Съемок в Палермо" и без всяких титров любой более или менее насмотренный зритель догадается, что перед ним странный сплав "Седьмой печати" Бергмана и "Фотоувеличения" Антониони.
Главный герой - зрелый, модный, богатый, циничный, неудовлетворенный, постоянно слушающий какую-то попсу и весь покрытый татуировками фотограф Финн (Кампино, солист немецкой группы Die Toten Hosen), который, по собственному признанию, запечатлевает только поверхность. Но при этом считается художником, даже выставляется в музеях. Случайно избежав гибели в страшной аварии, Финн не может избавиться от картины своей воображаемой смерти. К тому же его преследуют - судя по всему, щелчком аппарата Финн вызвал к жизни саму Смерть (бритый наголо Деннис Хоппер). Поехав на очередные съемки в Палермо (город, где смерть - это культ), герой знакомится с прекрасной девушкой (Джованна Меццоджорно), которая реставрирует фреску ХV века "Торжество Смерти". От этой многозначительной круговерти вокруг Смерти герой впадает в какой-то транс и встречается наконец с ней самой - то ли во сне, то ли наяву. Они беседуют о высоком - о смысле жизни, но ищут его в различиях двух типов носителей информации - пленочного и цифрового. Смерть, будто наказывая за привязанность к новым технологиям, постреливает в Финна прозрачными стрелами, как на той самой фреске. Увы, по-русски заявленную в названии фильма игру значениями одного слова (shooting означает и стрельбу, и съемку) передать невозможно.
Невозможно понять и то, как Вендерс, кумир 80-х, дошел до того, что на прошлогоднем ¬Каннском фестивале, где презентовали "Съемки в Палермо", зал хохотал до икоты. Да, было ненужное, убившее нежность и поэзию "Неба над Берлином" продолжение - "Так далеко, так близко". Была декларативная борьба с коммерциализацией жестокости в "Конце насилия". Был трагикомический аттракцион "Отеля "Миллион долларов", который назвал "скучным, как собачий зад" даже сыгравший там Мел Гибсон. Но были и "Земля изобилия", и "Входите без стука", которые доказывали, что крест на Вендерсе ставить рано.
И вот - смех в зале. При этом сам Вендерс серьезен как никогда. Критики недоумевают, как можно такой арсенал интеллектуального кино (бергмановскую мистичность, антониониевскую загадочность и собственно вендерсовский экзистенциальный пафос) превращать в какую-то позерскую притчу. А он считает их трусами, неспособными на прямой разговор о смерти. Возможно, он прав. Действительно, мир, верящий в огламуренную "цифру", не может уже увидеть прелесть руко¬твор¬ной двойной экспозиции, которую Вендерс использовал для создания снов. Технологический бытовой комфорт внушает нам глупую уверенность в бессмертии. Так зачем беседовать со Смертью? Но даже если и незачем, эту красивую, картину все равно стоит посмотреть. В конце концов, Вендерс умеет снимать города, как никто другой. А в Палермо вряд ли каждый из нас когда-нибудь поедет.
Ирина Любарская