"Общество мертвых поэтов"
Название фильма: | Общество мертвых поэтов |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Dead Poets Society | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Питер Уир | ||
В ролях: | Робин Уильямс, Итан Хоук, Роберт Шон Леонард | ||
Год выпуска: | 1989 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Интересно:
Премии и награды:
1990 - ОСКАР
Победитель в категориях:
1 - Лучший сценарист (оригинальный сценарий)
Том Шулмэн /Tom Schulman/
Номинирован в категориях:
1 - Лучший фильм
Стивен Хафт /Steven Haft/ 2 - Лучший актер
Робин Уильямс /Robin Williams/ 3 - Лучший режиссер
Питер Уир /Peter Weir/
1991 - СЕЗАР
Победитель в категориях:
1 - Лучший иностранный фильм
Питер Уир /Peter Weir/
Примечание:
Драма "Общество мертвых поэтов" получила большой международный успех. В привилегированный, славящийся своими консервативными традициями колледж в 1950-е приходит новый учитель английского профессор Китинг, сам в прошлом выпускник этого заведения. В отличие от заскорузлого преподавания других предметов Китинг пытается говорить с учениками как с равными, стремясь привить им свободу и мужество отстаивать свои позиции в жизни. К сожалению, неспособность некоторых родителей понять метод преподавания Китинга приводит к трагедии. Залог успеха этого слишком сентиментального фильма – мастерская работа Уира и комика Робина Уильямса, который сыграл в этом фильме свою лучшую драматическую роль. Общество мертвых поэтов получает «Оскар» за оригинальный сценарий, претендует на «Оскар» за фильм года и режиссуру и удостаивается французской кинопремии «Сезар» как лучшая иностранная кинокартина года.
Дополнительная рецензия:
Семь юношей (Neil Perry, Todd Anderson, Knox Overstreet, Charlie «Nuwanda» Dalton, Richard Cameron, Steven Meeks and Gerard Pitts) являются учениками престижной школы, в основе которой лежат четыре принципа: Традиция, Честь, Дисциплина и Превосходство (Tradition, Honor, Discipline и Excellence). Однако сами ученики дают иное определение столпам своей, как они ее называют, школы «Hellton» (дословно «адская»): Пародия, Ужас, Упадочничество и Экскременты (Travesty, Horror, Decadence, and Excrement).
В первый же день ученики встречают нового учителя, Джона Китинга (John Keating), методы преподавания которого коренным образом отличаются от традиционных, применяемых в этой школе уже на протяжении многих десятков лет. Новый учитель начинает преподавание с пламенной лекции об их (учеников) неотвратимой смерти, объясняющей, что жизнь мимолетна, поэтому они должны следовать принципу «carpe diem» (лат. «Лови мгновение», «Пользуйся сегодняшним днем»). Остальная часть фильма — пробуждение, в котором героям фильма и зрителям дается понять, что люди, имеющие авторитет, должны всегда действовать как «проводники». Юноши в тайне от всех возвращают к жизни литературный клуб «Общество мертвых поэтов», членом которого в свое время являлся и сам Китинг.
Вольнодумство доставляет неприятности Нилу Перри. Он решает продолжать занятия искусством (то, что он любит и в чем он преуспевает) вместо занятия медициной (карьерой, которую избрал для него отец). Нил получает роль Пака в пьесе «Сон в летнюю ночь». Отец узнаёт об этом только накануне премьеры и приказывает сыну покинуть пьесу. Нил говорит отцу, что уйдёт. Он спрашивает совета Китинга, и тот говорит ему попробовать убедить отца, что актёрство для него действительно важно. Нил так и не решается на этот разговор, но на следующий день говорит Китингу, что отец разрешил ему играть в пьесе. Выступление проходит успешно, но отец Нила не может простить непослушание своего сына и намеревается отправить его в Военную Школу города Браден (Braden Military School), где бы тот проходил подготовку для поступления в Гарвард. Нил не в состоянии справиться со своими чувствами и не может противостоять своему отцу, поэтому он совершает самоубийство. Начинается расследование произошедшей трагедии. Директор получает всю информацию, в том числе и об «Обществе мертвых поэтов», от одного из учеников, Ричарда Камерона (Richard Cameron). Когда Чарли Далтон узнает о предательстве бывшего друга, он с яростью набрасывается на него, что ведет к его исключению из Велтона. Отец Нила не берет ответственность за трагическую смерть своего сына. Вместо этого, он обвиняет в произошедшем учителя — Джона Китинга. В признании, подписанном учениками, Китинг обвинялся в вещах, которые на самом деле были чрезвычайно преувеличены, например, как идея внушения ученикам создания «Общества мертвых поэтов»… Китинга увольняют и принуждают покинуть Велтонскую Академию.
Фильм «Общество мертвых поэтов» поднимает на поверхность множество тем и проблем нашего настоящего общества. Проблема свободы человека, выбора своего пути в жизни, тема предательства и дружбы, борьба человека с обстоятельствами, тема непонимания поколений — для каждой из тем в фильме можно найти что-то интересное. Свобода реализации необходима личности, это было осмыслено еще в древние времена. Нил желает реализовать себя в школьной постановке как актер, но его ограничивает в этом желании отец. Противостояние Нила и его отца занимает одну из центральных сюжетных линий фильма. Их взаимоотношения — яркий случай непонимания и недостатка общения. Мистер Пери имеет большие надежды на своего сына, желает для него, по его мнению, самого лучшего. В свою очередь Нил желает понять, что кто он есть и чего он хочет от жизни. В семье господствует патриархальный порядок: слово главы семьи не подлежит обсуждению и должно выполняться беспрекословно. Полное непонимание доводит Нила, в итоге, до мысли, что суицид — единственный выход из тяжелого положения. Желал ли Нил в тот момент избавиться от давления своего отца, преодолеть пугающее чувство безысходности или хоть немного поуправлять своей жизнью самостоятельно, но для исполнения этого желания он приносит в жертву все, что имеет. Жизнь — вот цена его выбора. Почему же все произошло именно так? Мистер Пэрри — абсолютный традиционалист, что, к сожалению, само по себе предрекает большие трудности с высказыванием любящих чувств. Нил просто не может разглядеть желания лучшего для себя за фигурой правителя-тирана, который постоянно требует достигать высот в обучении и в то же время беспрекословно подчиняться. Невозможность самореализации, свобода, ограниченная отцом, — вот то, что заставляет Нила пойти на такой шаг. Джон Китинг быстро и легко зарабатывает популярность среди учеников благодаря противопоставлению себя остальному учительскому коллективу. Профессиональный подход Китинга заключается в том, чтобы научить мыслить в широком смысле слова, самостоятельно искать путь к просветлению. Его ученики становятся людьми, выделяющимися из серой толпы своими новым взглядами на мир. Но в традиционной школе это неприемлемо и вызывает возмущение администрации школы. Самоубийство ученика — серьезное пятно на репутации школы. Вот почему требуется найти конкретного человека, «козла отпущения», который бы понес весь груз ответственности за произошедшее. Китинг — первый кандидат на это место.