"Степь"
Название фильма: | Степь |
|
|
Страна-производитель: | СССР | ||
Английский: | Степь | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Сергей Бондарчук | ||
В ролях: | Виктор Мамаев, Наталья Андрейченко, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Анатолий Васильев, Михаил Глузский, Игорь Кваша, Михаил Кокшенов, Иван Лапиков, Василий Ливанов, Станислав Любшин, Николай Трофимов, Ирина Скобцева, Иннокентий Смоктуновский, Лилиан Мал | ||
Год выпуска: | 1977 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В фильме «Степь» Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений. Все начинается и прдолжается в точнейшем соответствии с книгой. Только уже не слова писателя будят наше воображение, передают течение мыслей и впечатления девятилетнего егорушки, а как бы сама степь распахивает нам свои просторы, заставляет вдохнуть её терпкий воздух, зажить одной жизнью с её людьми.
...А между тем бричка уже катится по степи. Повстречалась ей и полусонно улыбнулась, слегка приподняв голову с воза со снопами, пухлая, изморенная зноем девка. Отец Христофор, сидящий в бричке вместе с дядей Егорушки Иваном Ивановичем Кузьмичовым, весь во власти воспоминаний и поучений в духе некогда зазубренных им "философии и риторики". А мимо брички бегут бурьян, холмы, каменные бабы. Парит коршун. Машет крыльями мельница. А надо всем ощутимо нависает зной и тяжелая тоска.
Путники устраивают привал. Закусывают. Пока Иван Иванович и Христофор дремлют, кучер Дениска предлагает Егорушке попрыгать наперегонки на одной ноге. Потом Егорушка бродит один и слышит плач. Он идет как бы из-под земли. Кажется, плачет трава, сама степь. Правда, Егорушка вскоре обнаружил, что пела голенастая баба, которая, стоя за пригорком, что-то просеивала в решете. Но впечатление, что голосила сама степь, осталось...
Читатель может проверить: постановщик ничего не пропустил, ни одной важной подробности не оставил без внимания. Он верен каждой запятой Чехова и вместе с тем, следуя слово в слово за автором, живет в свободной стихии его поэзии и философии.
Сразу же два образа возникают в фильме: степь и люди. Степь втянула людей в свое пространство и как будто приняла на себя черты каждого из них порознь и всех вместе. В своей заброшенности она выражает их общую горемычную судьбу.