"Страсти Жанны д'Арк "
Название фильма: | Страсти Жанны д'Арк |
|
|
Страна-производитель: | Франция | ||
Английский: | La Passion de Jeanne d'Arc | ||
Жанр: | драма / исторические | ||
Режиссер: | Карл Теодор Дрейер | ||
В ролях: | Андрэ Берли , Леон Лариве , Эжен Сильван , Мишель Симон , Мария Фальконетти , Фурнье-Гоффар , Морис Шутц | ||
Год выпуска: | 1928 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Датчанин Карл Теодор Дрейер получил возможность снять «Страсти Жанны Д'Арк» после успеха во Франции его картины «Почитай свою жену». Ему было предложено экранизировать биографию одной из трех знаменитых женщин: Катерины Медичи, Марии Антуанетты и Жанны Д'Арк. Режиссер выбрал Орлеанскую деву. В основу сценария были положены реальные протоколы допросов Жанны. Пять допросов на протяжении всего фильма, никакого развертывания сюжета, только изменение и движение человеческой души. Каждый кадр — это измененная от внутреннего душевного толчка линия губ, изгиб морщин на лице Жанны. Поэтому весь фильм построен на крупных и сверхкрупных планах, необходимый режиссеру для выражения кульминационного пункта эмоций, считавшего, выражение лица очень важным и тогда, когда люди говорят, и тогда, когда они молчат. Огромная заслуга в этом принадлежит мастерству Р. Фальконетти — театральной актрисы, увековечившей свое имя, снявшись в одном-единственном фильме. Фильм «Страсти Жанны Д'Арк», снятый в переломный момент перехода кинематографа от немого периода к звуковому, с одной стороны, рассчитан исключительно на визуальное восприятие, а, с другой, потребность в текстовом сопровождении вылилась в то, что титры занимают чуть не половину фильма. Многие критики говорили о том, насколько бы обогатился фильм, будь он озвучен, на что Дрейер всегда уклончиво замечал: «может быть». Титры в этой картине опережают изображение, как бы озаглавливают актерскую игру — это как надпись к картине, которую нам представляют. И если бы было слово, о котором так все сожалеют, то разрушилась бы эта живописность, картинность, не было бы такой органичности стиля, не возникло бы целостного впечатления. Дрейер стремился к созданию графично-скульптурной стилистики фильма и вневременной, мифологической истории. Замысел режиссера был понят и принят, как художниками Жаном Гюго и Германом Вармом, стилизовавших декорации, используя миниатюры 500-летней давности, так и оператором Рудольфом Мате, который лепит скульптурные лица, не просто выявляя формы, но и чувства. При той огромной работе, которую проделал Дрейер, репетируя с Фальконетти, одухотворенное лицо Жанны — не только ее заслуга, но и оператора, использовавшего диагональный прием съемки (съемки под неестественным углом), имеющий сильное воздействие для подчеркивания и выявления эмоций актера. Ведь лица «святой инквизиции» независимо от актеров выглядят дубовыми, грубо высеченными. И трудно вообразить, каким образом Мате достигает такого легкого и воздушного фона, такой, почти божественной ясности, которые в живописи может дать, благодаря технике выполнения, только фреска. Фильм неоднократно включался критиками и историками кино в число лучших фильмов всех времен и народов. (Александр Иконников)
"Страсти Жанны Д'Арк"/