Описание фильма

"Сомнение"   

Название фильма: Сомнение
Сомнение
Страна-производитель: США
Английский: Doubt
Жанр: драма / мистика
Режиссер: Джон Патрик Шэнли
В ролях: Мерил Стрип, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Виола Дэвис, Ллойд Клэй Браун, Джозеф Фостер, Бриджет Меган Кларк, Майкл Рукис, Поли Литт, Мэттью Марвин, Кэрри Престон, Лидия Джордан, Молли Чиффер, Эван Льюис, Джеки Браун
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

В своем режиссерском дебюте американский драматург Джон Патрик Шэнли, переносит на экран собственную пьесу "Сомнение" — произведение, которое принесло ему ряд престижных наград, включая Пулитцеровскую премию. Действие пьесы происходит в шестидесятые годы в нью-йоркской католической школе Святого Николая, где сталкиваются характеры двух людей в сутанах — консервативной Сестры Алоизии и Отца Флинна, придерживающегося прогрессивных взглядов на роль церкви в меняющемся мире. Их конфликт становится неразрешимым, когда Сестра Алоизия обвиняет своего оппонента в "аморальных отношениях" с одним из учеников.

Спасайся кто может
Известия.RU

На российские экраны вышел фильм "Сомнение". Режиссер, он же автор сценария, Джон Патрик Шэнли и четверо актеров во главе с Мерил Стрип ведут дискуссию о том, что есть истина.
Отец Флин (Филипп Сеймур Хоффман) на воскресной проповеди вдруг заговорил о важности сомнения. Директриса приходской школы, монахиня Элоиза (Мерил Стрип), расценила слова священника как страшный сигнал.
Действие фильма не случайно происходит в 1964-м. За год до этого в Техасе был убит первый и единственный президент-католик Джон Кеннеди. Для драматурга Шэнли эта трагедия обозначает рубеж, перешагнув который мир вошел в новую фазу развития. Для его героини, сестры Элоизы (Мерил Стрип), это стадия тотального разложения нравов. То школьник принес радио с наушниками, то девочка цепляет в волосы кокетливую заколку. И, конечно, шариковые ручки! Они все чаще попадаются в классах. Их директриса ненавидит особенно: "В стране исчезает каллиграфия!" Но на самом деле ее беспокоит не кривой почерк, а то, что рушится привычный строгий распорядок мира. Для директрисы ее школа - последний форпост традиций и покоя в эпоху бурных перемен. Каждый, от кого исходит угроза этой "крепости", - отныне ее персональный враг. И потому она искренне возмущена воскресной проповедью отца Флина. Как можно в столь непростое время размышлять о пользе сомнения и утверждать, что оно может быть силой - как и сама вера? И сестра Элоиза решает стать главным спасителем заблудших душ.
Отец Флин со своими сомнениями, баскетболом, длинными ухоженными ногтями, улыбкой и вольнодумством - идеальная мишень. В помощницы для наблюдения за ним начальница призывает учительницу сестру Джеймс (Эмми Адамс) - добрую и доверчивую. Именно она и поднесла хвороста в разгорающийся костер. Сестра Джеймс в отношениях священника и одного из учеников, афроамериканца Дональда, усмотрела нечто пугающее - от мальчика после общения с отцом Флином был слышен запах вина. Еще она видела, как священник положил в шкафчик Дональда рубашку. А чуть раньше - как отец Флин взял за руку другого мальчика, а тот ее выдернул. Много ли надо для воспаленной фантазии?
Литературная основа фильма "Сомнение", на мой взгляд, сильнее, чем ее экранное воплощение. Режиссер столь страстно желал быть понятым, что переусердствовал с подсказками зрителю. То во время действительно остроумной проповеди о сплетнице по экрану летают перья, то лампочка перегорает в кабинете директрисы, то бурное финальное объяснение между отцом Флином и сестрой Элоизой сопровождается раскатами грома за окном... А уж когда проносят в кадре мышку, которую поймала ловкая кошка, становится даже неловко.
И, тем не менее, фильм "Сомнение" вполне справедливо был отмечен пятью "оскаровскими" номинациями. Дуэль, которую ведут Филипп Сеймур Хоффман и Мерил Стрип, может стать примером актерского мастер-класса. Но есть у фильма особый знак качества, о котором хочется сказать отдельно. Это кинооператор Роджер Дикинс, восьмикратный номинант "Оскара". Первая номинация была в 1995 году - за "Побег из Шоушенка", последняя в этом году - за "Чтеца", но мог бы быть номинирован еще и за "Дорогу перемен". Любимый оператор братьев Коэн, в фильме "Сомнение" он выстраивает образ, который на первый взгляд выглядит очень простым - строгие линии храма, темный кабинет директрисы и простые школьные интерьеры. Когда же режиссер переносит действие на улицу, то камера погружается в атмосферу Бронкса 60-х с женскими шляпками а ля Жаклин Кеннеди. И при этом нет для Дикинса фактуры более интересной, чем лицо актера. Такие, как Дикинс, и служат оплотом традиционному кинематографу в его противостоянии тотальной компьютеризации.
Вита Рамм

Дьяволиада, или Бег на месте
Газета "Труд"

Главная интрига картины Джона Патрика Шенли "Сомнение" так и останется неразрешенной.
Удивительно, но фильм "Сомнение", поставленный по пьесе, которая принесла своему автору Джону Патрику Шенли Пулитцеровскую премию и театральную премию "Тони", поначалу вызывает ассоциации с комедией "Дьявол носит "Прада". И дело тут не только в Мерил Стрип, в обеих картинах играющей жестких, властных и убежденных в своей правоте руководительниц, но и в двух замкнутых мирах, где не приветствуется отступление от установленных правил, и в двух доверчивых девушках, с любопытством и ужасом наблюдающих за тем, что происходит вокруг. Но вопрос, как именно одет дьявол в "Сомнении", остается без ответа: среди героев фильма отсутствует сыщик, который смог бы разобраться в ситуации, и финал истории остается открытым.
Сестра Алоизия (Мерил Стрип), директор католической школы имени Святого Николая, недолюбливает отца Флинна (Филип Сеймур Хоффман): тот читает прекрасные проповеди и любит детей, но при этом кладет в чай три куска сахара, курит, плюс у него слишком длинные ногти. Сестре Алоизии нужны сильные эмоции - энергия ее ненависти слишком сильна, чтобы изливаться только на учеников, чьи проступки незначительны, и поэтому она выжидает, когда отец Флинн совершит серьезную ошибку. И когда простодушная сестра Джеймс (Эми Адамс) докладывает ей, что единственный чернокожий ученик, вернувшись от отца Флинна, "вел себя странно", с губ сестры Алоизии срывается: "Итак, это случилось!" На дворе 1964 год, нравы смягчаются, детей учат танцевать босанову. "Даже ветер - и тот изменился!" - зло скажет Алоизия. И обвинить священника в пристрастии к сахару и шариковым ручкам не выйдет. А вот педофилия (в фильме это слово ни разу не прозвучит) - это куда более серьезно.
После этой сцены фильм из бытописания католической школы превратится в психологическую загадку, где лакомые кусочки будут подброшены и тем, кто полагает, что отец Флинн чист, и тем, кто считает его "грязным". История с церковным вином, странный разговор сестры Алоизии с матерью мальчика (Виола Дэвис) и игра Хоффмана, напоминающая календарь с переливающейся картинкой... Обаятельный толстяк на мгновение превращается в порочного хитрюгу и вновь становится несправедливо обиженным. И если актерская работа Виолы Дэвис и Эми Адамс не вызывает особенного восхищения, то Стрип и Хоффман номинированы на "Оскар" более чем заслуженно.
Шарада останется неразгаданной, но особенной тревоги это не вызовет. Шенли нагнетает напряжение как-то уж слишком аккуратно: пару раз в кадре перегорает лампочка, монахини ведут беседу о том, что одну из них ударило веткой, сломавшейся из-за ветра. Эти события можно понимать и как метафору: во время появления шариковых ручек был убит президент Кеннеди, назревала война во Вьетнаме, ветки и щепки летели во все стороны, и судьбы ушедшего из школы отца Флинна, и мальчика Дональда, и сестры Алоизии на этом фоне были мелки и незначительны; и Джон Патрик Шенли лишь подчеркивает это, используя в финале картины съемку сверху.
Сергеева Жанна

Про страх и упреки
Время новостей

Интересно, что в оскаровском списке этого года два фильма сняты по произведениям, успешно прошедшим на Бродвее, -- «Сомнение» Джона Патрика Шейли и «Фрост против Никсона» Питера Моргана (оба автора были номинированы на «Оскара» за лучшую адаптацию), то есть являющимися помимо прочего примером хорошей коммерческой пьесы, а хорошая театральная пьеса хороша прежде всего тем, что дает возможность актерам играть. Не только органично присутствовать в кадре, но и создавать характер, придавать ему разные оттенки, интриговать, меняться и взаимодействовать. Дуэт Мэрил Стрип (увы, не получившей «Оскара» за лучшую женскую роль) и Филипа Сеймора Хофманна (номинированного за лучшую роль второго плана, но тоже пролетевшего), так же как Фрэнка Лангелла (номинация за лучшую мужскую роль) и Майкла Шина (никак не отмеченного), -- это отличные, виртуозные и в лучшем смысле слова старомодные работы. Классический вариант драматического конфликта -- разные характеры, разные цели, но в результате схватки, в которой, казалось бы, должен выиграть только один, проигрывают оба -- и тот, кто терпит поражение, и тот, кто побеждает.
Пьеса драматурга, сценариста и режиссера Джона Патрика Шейли написана в 2004 году, в 2005-м получила Пулитцеровскую премию. В России таких пьес не пишут и уж тем более не экранизируют. Боюсь, что и смотреть ее найдется мало охотников -- просто потому, что фильмы, где речь идет о тонких материях, о психологическом противостоянии двух разных картин мира, интересуют только взрослых людей. А таких у нас и вообще мало, а уж в кинотеатры они почти не ходят. Но желающим полюбоваться тем, как виртуозно драматург выстраивает конфликт, постоянно меняя его направление, как ловко подкидывает он новые обстоятельства, как далеко заводит героев, очень советую пойти и посмотреть фильм «Сомнение».
Мэрил Стрип в нем играет монахиню, сестру Алоизию, инспектрису католической школы, даму консервативную во всех отношениях. А поскольку на дворе 60-е годы, ей неминуемо придется столкнуться с новыми веяниями. Их воплощением в ее жизни становится пастор Флинн, сангвинического типа мужчина с длинными ухоженными ногтями, играющий с учениками в баскетбол и вступающий с ними в подозрительно душевные отношения. Конфликт зарождается исподволь -- с проповеди про толерантность, которую отец Флинн читает прихожанам. Он говорит о неизбежности сомнения, о его божественной природе, но для сестры Алоизии сомнение -- это признак слабости и греховности. И первое, что она делает, -- сомневается в чистоте намерений пастора, который явно отличает единственного чернокожего ученика школы. Зачем он с ним так ласков, задумывается она. Может быть, потому, что ребенку действительно тяжело среди белых, а может быть, потому, что уязвленный и преследуемый мальчик -- легкая добыча?
Виноват ли пастор? Этот вопрос занимает зрителей, но для сестры Алоизии он кажется решенным: конечно, виноват. Пастор Флинн сначала держится уверенно и даже слегка высокомерно, но постепенно его уверенность тает. Одержимость собственной правотой делает сестру Алоизию все более агрессивной, но когда она добьется своей цели, то сама окажется во власти сомнения. Главное достоинство этого сюжета -- полная невозможность сделать единственно верный вывод внутри заявленного конфликта.
Снят фильм столь добросовестно и старомодно, как написана пьеса. Оператор Роджер Дикинс, снявший коэновских прошлогодних "Старикам тут не место", а также нынешних "Чтеца" и «Дорогу перемен», сосредоточился на лицах актеров: суховато-поджатом у сестрицы, одутловато-добродушном у пастора, наивно-добродетельном у молоденькой сестры Джейн (Эмми Адамс, тоже имеющая номинацию за роль второго плана), остальные герои здесь скорее статисты, появляются и исчезают по прихоти автора. Не имеет значения и обстановка: несмотря на любовь современного американского кино к ретродрамам, атмосферы 60-х в фильме не чувствуется, как не ощущается и специфики католической школы (сущего ада, если верить ее бывшим воспитанникам, среди которых и автор пьесы, он же режиссер). Вставные номера из падающих старушек (пожилых сестер-монахинь), подвыпивших священников и мирно дремлющих в храме прихожан почти не запоминаются (за исключением торопливой матери чернокожего ученика в исполнении Виолы Дэвис -- четвертая актерская номинация фильма).
Тем не менее смотреть картину совершенно нескучно. Драматургическая пружина держит в напряжении, и даже после финала не отпускают сомнения: кто же положительный герой картины, чью веру подвергали в ней испытаниям и кто же в результате победил?
Алена Солнцева

Ошибка простого зрителя
Роман КУЛАНИН

Сезон вручения почетных бронзулеток и истуканчиков незаметно пролетел, трофеи собраны — кем, повторять не стоит, вы ведь и сами хорошо знаете. Интереснее теперь обратить внимание на аутсайдеров — ведь речи про закулисные оскаровские интриги не утихают уже несколько десятилетий, и, как водится, много привлекательного остается за бортом.
По всем выходным данным художественная картина «Сомнение» выглядит так, как будто снималась с очевидным прицелом на всякие фестивали и почетные награды: в ролях Филип Сеймур Хоффман (один золотой человечек) и Мерил Стрип (два золотых человечка), ответственный за патефон — Говард Шор, за оптические приборы — любимец братьев Коэнов Роджер Дикинс. Тема самая что ни на есть благодатная, для пущей актуальности есть даже угнетаемый чернокожий ребенок, но — пять номинаций и ни одной победы. После драки, конечно, кулаками не машут — но интересно, куда это подевалась заинтересованность злободневностью у академиков. Не уехала ли в Болливуд за песнями и плясками?

Первая часть ответа — на самой поверхности: в нехитром, но очень уж ловко, с театральной изощрённостью, выстроенном сюжете. В 60-х, когда деревья были большими, а юные темнокожие американцы воспринимались их англо-саксонскими сверстниками приблизительно как мальчик-эмо поздним вечером в Долгопрудном, выбиться им в люди было непросто. Можно было уйти в армию, стать блюзменом или пойти служкой при церковно-приходской школе (или как там, в США, подобные заведения определяются) — Мартин Лютер Кинг так и сделал. Его примеру и последовал мальчик Дональд, подружился с отцом-настоятелем, хорошо учился, но попал в переделку: крайне неприятная директриса школы заподозрила, что святой отец не просто покровительствует мальчику, но проявляет слабость воли, то есть, попросту говоря, трогает за интересные места. И тут ясность заканчивается, а прямая речь переходит в косвенную, потому что каждый из участников конфликта отстаивает свою правду, а режиссер лукаво аппелирует к сомнениям, как героев, так и зрительским.

Для такой заведомо отстраненной режиссерской позиции требуется немалое, как бы это поточнее сказать, профессиональное чутье. Ведь получается, что Мерил Стрип спорит с Филиппом Сеймуром Хоффманом, а постановщику, у которого в активе лишь один — и то двадцатилетней давности фильм, необходимо с этим управиться, да ещё и нарочито не проливать свет на коллизию, которая держит весь фильм. И, надо сказать, к чести Джона Патрика Шейнли, ему это удаётся на удивление неплохо — камерная пьеса за его же авторством как будто врастает в пространственно-временную ось. С одной стороны долгие планы почти бесцветной, выдержанной в постколониальном стиле школы с пуританскими интерьерами — с другой мимолётные статичные кадры осеннего Нью-Йорка, как будто восстановленного по фильмам Вуди Аллена 80-х годов. Но главное — монтажный такт, перемежающий с точностью шахматных фигур главных героев по пространству как школы, так и собственных убеждений. Такая скупая, почти театральная — с акцентом на актёрскую игру, и лишь в редких случаях на детали, постановка — ещё одна часть ответа.

Осталась последняя, самая очевидная составляющая: собственно то, ради чего всё и затевалось, столкнуть лбами Стрип и Хоффмана (хоть в оскаровской номинации он и заявлен как актёр второго плана). У каждого есть статуэтка, у Стрип ещё 15 номинаций — и, будьте уверены, на следующий год у них окажется ещё по одной, таким не вручить железяку, что хорошенькой официантке чаевых. Здесь-то и приключается самое забавное, единственное, пожалуй, забавное во всей картине — они стараются, сверкают актёрской мускулатурой — но переиграть никто не может, а ничья совершенно не предусмотрена сценарием.
В других бы случаях это оказалось бы камнем преткновения, но «Сомнение» строится как раз на такой неразрешённости: сюжет, бесконечно обрастающий деталями, никак не стремится к сути, актёры, пытающиеся обойти друг друга, оператор, выдающий статичные планы, точно у него не километры 35-миллиметровой плёнки, а старенький «Зенит» с лимитом в 24 кадра — и режиссёр, подающий команды откуда-то из-за спины. Который, кажется, понял, что имея на руках такой сценарий и таких актёров — главное не проявлять спешки, не пытаться делать то, что делает Голливуд испокон веков: поставить задачу — и финалом, неважно счастливым или нет, выполнить её, оставив зрителей обездоленными. Потому что самое приятное, это не столько сам фильм, сколько то, что он после себя оставляет.

«Сомнение» может похвастаться, что оставляет после себя многое — может, для неискушённых, даже слишком многое. И зная, каким оказался Оскар-2009, вполне можно предположить, что высокоуважаемые академики оказались теми, кем их можно было полагать меньше всего — просто-напросто неискушёнными кинозрителями. Хотя, зная список их многочисленных проколов — не требовалось никакого «Сомнения», чтобы это понять.
До встречи в кино.
С сайта Кинокадр Ру

Догоняющая дьявола
Текст: Кирилл Андреев

"Сомнение", получившее пять номинаций на "Оскар", рассказывает о войне насмерть в католической школе между Мерил Стрип и Филипом Сеймуром Хоффманом.
1964 год, приходской священник в одной из католических церквей Бронкса отец Флинн читает проповедь о сомнении и его объединяющей силе — потому что сомневаются все. Скоро ему придется проверить свои тезисы на практике. Школа прихода, где он преподает, находится во власти суровой сестры Алоизии — мрачной невесты Христовой, в миру — директрисы. Подозрение в том, что отец Флинн, добросердечный гуманист со слишком длинными ногтями, находится в аморально-близких отношениях с единственным чернокожим учеником школы, запускает сестру Алоизию к действию, словно танк перед битвой. Прямых доказательств у сестры Алоизии нет, но разве сомнение это не ноша, которую должен нести любой человек, избравший действие во славу своих идеалов?
Если подбирать жанровое определение "Сомнению", то вместо скучной "драмы" лучше использовать что-то вроде "моральный хоррор" — в воздухе все время пахнет серой, змеиный взгляд директора католической школы Мерил Стрип обещает "Хостел", святой отец Филип Сеймур Хоффман выглядит вполне готовым как для морального падения, так и для драматической схватки с князем тьмы. Католические интерьеры и холодные осенние ветра дополняют нервозное ожидание неминуемо скверной развязки.
Ничего этого, разумеется, не будет. Режиссер и драматург Джон Патрик Шэнли, получивший за пьесу "Сомнение" Пулитцеровскую премию, "Тони" за театральную постановку по ней и пять номинаций на "Оскар" не для того так успешно капитализировал свои достижения, чтобы скатиться к вульгарному жанру. "Сомнение" это коллекция чистых нравственных парадоксов и, одновременно, реакция на злободневную неуверенность Америки в собственных основаниях — время действия, совпадающее с убийством Кеннеди и началом войны во Вьетнаме, выбрано не случайно.
А поскольку каждая фигура тут лишь метафора, вроде горгулий и пухлых ангелов с лирами, история в итоге превращается в некое умозрительное упражнение, человеческий механизм, вроде военного парада или чемпионата по художественной гимнастике, срежиссированного нью-йоркским интеллектуалом. Эта театральная механическая слаженность — несколько абстрактное, но, по-своему, глубокое удовольствие и четыре совершенно заслуженные "оскаровские" номинации за главные и второстепенные роли — дань этому удовольствию. К тому же не часто удается увидеть Мерил Стрип в образе настоящей ведьмы, а это, в каком-то смысле, пострашнее "Изгоняющего дьявола".
Но кажется, что делать сегодня фильмы на историческом материале с многозначительными намеками на современность — проявление некоторой трусоватости, уж слишком много занимательных обстоятельств подбрасывает жизнь и слишком мало ответов на вопросы.
С сайта Филм Ру

Сомнительная битва
Страна.Ru

Много необъяснимого происходит на нашей земле. Порой ученые десятилетиями бьются над разрешением какой-то проблемы, а иногда даже не берутся решить – отчего так. И просто допускают, как аксиому – ну, пусть будет. Последнее, видимо, как раз относится к загадке фильма «Сомнение» Джона Патрика Шэнли – режиссера, сценариста и автора одноименной пьесы. В 1987 году Джон Патрик Шенли в одночасье прославился, получив «Оскара» и еще кучу призов за сценарий к своему первому фильму «Власть луны».
Ему прочили великую судьбу, но Шенли исчез почти на 20 лет, лишь в 90-х годах промелькнув сценаристом в титрах мгновенно забытого боевика «Конго». Впрочем, сценарист внезапно объявился в новом тысячелетии со скандальной пьесой «Сомнение», сюжет которой Шенли буквально «списал» со своей школьной учительницы. И вновь удача, награды, включая Пулитцеровскую премию 2005 года, и аншлаги на Бродвее. И вот уже звание американского драматурга в титрах. И предложение экранизировать пьесу, и Мерил Стрип в главной роли... Правда, по каким-то причинам Натали Портман отказалась с ним работать, но кто будет об этом вспоминать, кроме зануд.
Но червячок сомнения трудился, не уставая, заставляя задуматься: может, были у нее причины для столь жесткого решения? Благословенные 60-е уютного Нью-Йоркского пригорода. Здесь все знают о каждом соседе – начиная с того, насколько чисты его руки и, заканчивая чистотой помыслов. Здесь уже почти готовы к переменам, которые просто витают в воздухе, но только почти. И не приходится сомневаться, что каждое воскресенье горожане отправляются в церковь. В этот раз послушать проповедь отца Флинна (Филип Сеймур Хоффман) о сомнении.
А, чтобы никто не усомнился в необходимости выслушать святого отца, за порядком во время мессы станет следить сестра Алоизия (Мерил Стрип). Совершенно добровольно, что ей совсем нетрудно в силу привычки: монахиня – директриса лучшей школы Святого Николая в Бронксе, воспитавшая не одно поколение добропорядочных американцев. И пусть своих детей у нее нет и не было, сестра Алоизия лучше остальных знает, как всем жить. Хотя бы потому, что она никогда не сомневается… нет не в Боге, в собственных действиях. В том, чем она руководствуется. Если б только не ветер перемен и не сомнения окружающих – мир мог бы стать идеальным – по ее меркам.
Конечно, ей приходится претерпевать нравственные мучения от появления в школе первого чернокожего ребенка, да и отец Флинн, скорее всего, не случайно сказал проповедь о сомнении: если за ним приглядывать внимательно, наверняка можно узнать о его мелких прегрешениях. Правда, самой за всем не уследить, так можно попросить юную сестру Джеймс (Эми Адамс) понаблюдать за подозрительным поведением священника. Ведь если искать, обязательно обнаружатся доказательства вины.
Достаточно будет косвенных, зато каких - подтверждающих растление несовершеннолетнего цветного. И победы придется добиваться всеми возможными способами, главное – сохранение формальной чистоплотности общества, даже если эта чистота сомнительна.
Словом, полтора часа на экране Мэрил Стрип доказывает зрителям, что она – гениальная актриса. Словно кто-то в этом сомневался. Равно как никто не стал бы подвергать сомнению и актерские способности Филипа Сеймура Хоффмана. Однако все остальное, что окружает этот дуэт, вызывает глубокое недоумение. История будто выдрана из книжки: ее начало и финал остались в утерянной обложке, а потому остается только предполагать, зачем вдруг появились те или иные герои, и что их ждет дальше.
Намеки на прогнивших растленных католических священников столь неясны и приблизительны, что внезапно становится понятно: Шенли сам до конца и не определился, стоило обвинять святых отцов в растлении несовершеннолетних, или скандалы последнего десятилетия - сплошная профанация. Именно поэтому он так и не решается ни обелить ни очернить пастора. Сестра Алоизия мечется в раздрае собственных эмоций, пугаясь нервической самой себя – то ли она монахиня, ах нет, на самом деле, и она когда-то была живой: ей просто не повезло - муж погиб.
Кончается фильм исключительно сомнениями зрителя: что же он на самом деле смотрел. Но на этот вопрос, увы, ученые всего мира так и не дали ответа. Не знают они и другого – отчего «Сомнению» присудили целых пять номинаций на «Оскар».
Анна Федорова

И неважно, был ли мальчик
Независимая газета

Режиссер Джон Патрик Шейли снял второй фильм в своей жизни – «Сомнение». Причем снял по собственной пьесе, за которую когда-то получил Пулитцеровскую премию. За роли в этой ленте Мерил Стрип и Филипп Сеймур Хоффман были номинированы на последнего «Оскара».
Середина 60-х. В приходской школе всем заправляет сестра Алоизия (Мерил Стрип) – стерва с внимательными белесыми глазами, с первых же кадров заявляющих о принадлежности их обладательницы к клану первейших консерваторов Церкви да и всей Америки сразу. Она не переносит громких голосов, шариковых ручек, ухоженных ногтей и пастора Флинна (Филипп Сеймур Хоффман). Последний несет в себе все возможные в кино черты прогрессивной личности (например, лепит с учениками веселых рождественских снеговиков, тогда как от него ждут лишь усердных молитв), от чего и случается конфликт. Увидев, как пастор оказывает внимание единственному чернокожему в школе мальчику, сестра Алоизия переполняется сомнением в честности пасторских намерений.
Дальше на экране разыгрывается битва двух оскароносных титанов – Сеймура и Стрип, закончившаяся вничью: пастор вынужден покинуть школу, сестра Алоизия же начинает метаться в сомнении – а имел ли место сексуальный момент в теплых отношениях пастора и чернокожего мальчика или просто ее неприятие прогрессивных методов обучения и воспитания заставили увидеть в искренней дружбе отблески педофилии? Впрочем, ни содержание, ни даже концовка, оставившая зрителя в неведении, не в состоянии конкурировать с той виртуозностью, с какой ведут свою дуэль два главных героя. Не самый, мягко скажем, сильный профессионал от режиссуры, Джон Патрик Шейли явно топчется где-то поблизости со сценой главных военных действий, периодически пытаясь помешать. Но только невольно, конечно. Ему-то кажется, что это так свежо и забавно – пустить за кадром раскаты грома в момент наибольшего напряжения в схватке или заставлять то и дело лопаться лампочку над столом настоятельницы. Как только конфликт доходит до апогея – рраз! – и лампочка разлетается вдребезги.
Но Стрип и Хоффман, кажется, попросту не обращают внимания на полудетские выдумки режиссера. Они, как два суперпрофессионала, которым достались тренеры-новички, гнут свою линию и в конечном счете оба выигрывают.
Екатерина Барабаш

Пастор у нас особенный
Газета "Труд"

На "Оскара" номинирован практически весь актерский состав "Сомнения" плюс режиссер фильма Джон Патрик Шенли - но не за режиссуру, вполне грамотную, а за адаптированный сценарий. Адаптировал Шенли свою собственную пьесу, за которую получил множество наград, в частности Пулитцеровскую премию, и на главную роль пригласил обладателя "Оскара" Филиппа Сеймура Хоффмана, своего хорошего знакомого. О главной интриге картины режиссер рассказал только ему - все остальные, как актеры, так и зрители, останутся в неведении.
В нью-йоркской католической школе Святого Николая трудится отец Флинн. С одной стороны, он читает чудесные проповеди, с другой - курит, не соблюдает постов, любит побаловать себя сладким и носит чересчур длинные для священника ногти. И когда возникают слухи о том, что отец Флинн совратил одного из учеников, директор школы, сестра Алоизия (Мэрил Стрип), достаточно легко этому верит. Она превращается почти что в мисс Марпл, подмечая все возможные признаки преступления, но у этого детектива не будет развязки, и Филипп Сеймур Хоффман останется единственным хранителем знания о том, что же за человек был отец Флинн. В фильме актер этого знания не выдает и на фоне истовой и прямолинейной героини Мэрил Стрип превращает своего героя в абсолютную загадку, меняясь за доли секунды: из доброго дядюшки он становится холодным подлецом и искусителем, не давая понять, где же тут лицо, а где маска.
Сергеева Жанна

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#