"Суррогаты"
Название фильма: | Суррогаты |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Surrogates | ||
Жанр: | боевик / триллер / фантастика | ||
Режиссер: | Джонатан Мостоу | ||
В ролях: | Брюс Уиллис, Рада Митчелл, Винг Рэймс, Розамунд Пайк, Майкл Кадлитц, Нед Вон, Дженнифер Олден, Джек Нозуорти, Девин Рэтрэй, Джонатан Артур, Тэйлор Коул, Роджер Диллингэм-мл., Мишель Хопкинс, Рэйчел Стерлинг | ||
Год выпуска: | 2009 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
В футуристическом мире, где люди живут в своих домах в изоляции, а вся работа возложена на роботов-суррогатов, полицейский вынужден впервые за многие годы покинуть свою квартиру, чтобы расследовать серию убийств суррогатов.
Суррогатные аллегории
Независимая газета
Новый фильм Джонатана Мостоу (режиссер, известный, в частности, тем, что снимал третьего «Терминатора») «Суррогаты» – продукт во всех отношениях модный. Экранизация графического романа Роберта Вендитти претендует на социальную проблемность, на актуальность с самой первой минуты, потому что говорит о первостепенных житейских проблемах, постоянно сопутствующих человеку в новом тысячелетии.
В «Суррогатах» показан мир идеального отчуждения: люди, граждане нового технократического общества, не выходят из дома. Из дома выходят их усовершенствованные копии, роботы из металла и высококачественного пластика – суррогаты. Роботом с помощью особо чувствительной технологии управляет человек-оператор, которому искусственный двойник, доподлинно имитируя даже самые сложные процессы высшей нервной деятельности, в каждый конкретный момент своего жизнедействия мгновенно транслирует всю переживаемую гамму ощущений.
Совершенная подмена реальности виртуальным существованием становится для Мостоу и его коллег-сценаристов (Джона Бранкато и Майкла Ферриса) удобной аллегорией: она позволяет слепить замечательный по своей величине снежный ком из намеков на злобу дня. При желании зритель непременно найдет тут над чем поразмыслить. Можно – про чрезвычайную привлекательность социальных сетей, обманчивость интернет-общения и эффект хикикомори. Об этом эффекте добровольного затворничества в последние несколько лет все больше говорят по всему миру, сначала думали, что только великовозрастные японцы любят закрываться дома, не выходя оттуда годами, но тут же выяснили – в других странах ситуация не лучше. Можно – про порочность пластической хирургии: тоже в своем роде производство суррогатов. Можно со зрительского места и дальше пойти – изобличить изобретателя суррогатов в комплексе Нобеля. А там, где комплекс Нобеля, и до комплекса демиурга-вершителя-разрушителя недалеко. Ко всему прочему есть обязательно пророк (видимо, в силу американской политкорректности, на роль утвержден афроамериканец), который оказывается лжепророком.
Но, сдается, Мостоу не решается слишком уж обременять зрителя рассуждениями. В самом деле, зачем? Для того есть независимое кино. Своему зрителю он методично дает подсказки. Четко проговаривает, что реальность, выстроенная на якобы безопасной суррогатной подмене себя и растившая человека на лозунгах «Делай, что хочешь! Будь, кем хочешь!», – лишь утопическая иллюзия. Первому отказаться от иллюзий приходится герою Брюса Уиллиса. Естественно, в роли смелого поборника общественной справедливости для Уиллиса нет ничего нового, он играл это не раз и не два. Однако каждый раз получалось как-то по-новому, как-то иначе. Инаковости же в роли агента ФБР Томаса Грира находишь мало (будто бы и она суррогатная), но, может быть, так и нужно? А динамичный видеоряд компенсирует. Быстро и вовремя отвлечет, поменяет угол зрения, летая между небоскребами, быстро мелькая картинками и лицами. Устраивая масштабные разрушения и частые погони. Или отпуская шуточки типа «Эй, Грир, не разгуливай тут во плоти!»
Эти размашистые старания и режиссера, и всей команды сценаристов, гримеров, художников-декораторов, специалистов по визуальным эффектам очень заметны. Он «держит нос» с подветренной стороны, отлавливает нужные нюансы и усвоил уже, как лучше щекотать кинопотребителя. И все-таки те же самые размашистые старания по окончании фильма вовсе не обязательно защищают от мысли, что вроде бы есть над чем подумать, есть кого посмотреть, а посмотрел, и думать не хочется вовсе. Может, дело в недонуарности, замысел смазан благополучной развязкой? Или в чем-то другом? Удалось же Джун-хо Бону вместить эффект хикикомори в полчаса экранного времени, когда они с Мишелем Гондри и Леосом Караксом готовили альманах «Токио». Может, в суррогатности дело?
Виталий Нуриев
Плохие дубли
Российская Газета
Ты используешь технологии или технологии используют тебя? На прошлой неделе вышел фильм на эту тему - "Геймер" от режиссеров и сценаристов Марка Невелдайна и Брайана Тейлора. На этой тема получает свое развитие - в "Суррогатах" Джонатана Мостоу, автора третьего "Терминатора".
В "Геймере" перед нами общество, в котором люди предпочитают не жить, а передавать свои намерения и действия при помощи реалити-шоу, соединенных с видеоиграми. В "Суррогатах" придумка хоть и похожая, но куда более заурядная. Ученый-гуманист сообразил, как облегчить жизнь калекам и людям с ограниченными возможностями. Их нужно подключить к суррогатам, внешне похожим на людей, но с компьютерной начинкой, чипами вместо мозга и зеленой жидкостью вместо крови. Суррогаты не чувствуют боли, не знают усталости, не ведают страха. Ходят за тебя на работу, огребают от начальства и уличных хулиганов.
Но технология берет верх над человечеством. Даже здоровые и физически крепкие люди со временем предпочитают выходить в большой и опасный мир в виде своих, как их называли в романах Стругацких, дублей, оставляя свои тела на хранение в удобных креслах-центрах связи с их суррогатными моделями.
Насколько в "Геймере" мир, подчиненный бездушным технологиям, кажется отвратительным и бессмысленным (хочется поскорее бежать из него куда подальше), настолько искусственная жизнь суррогатов получилась кукольной, не вызывающей сочувствия. В первом случае в реальность происходящего помогает поверить актерская работа "приглашенной звезды" Джерарда Батлера. Во втором картину не спасает даже Брюс Уиллис, специалист по ролям полицейских и просто крепких парней, хотя он и отрабатывает в кино за двоих.
В первой части фильма Уиллис играет суррогата. В этом образе у Уиллиса нет морщин, кругов под глазами, а лысину закрывает густая рыжая челка, делающая его похожим на куклу Кена.
Герой Уиллиса - человек - депрессивный сотрудник ФБР, потерявший сына и не видевший своей жены несколько лет (жена - актриса Розамунда Пайк - выходит в мир только в образе своего суррогата). Во второй части картины Уиллис показывается уже в безволосом виде - то есть в виде реального человека. Освободиться от халата и выйти из сумрака маленькой комнатушки в виде человека его побуждает серия убийств, раскрыть которую кенообразный вариант главного героя не в силах.
Но надежда увидеть в Уиллисе прежнего Крепкого орешка или боксера Бутча из "Криминального чтива", который разберется со всеми плохими парнями при помощи кулаков и всплеска тестостерона, развеивается как дым. Единственную свою погоню Уиллис осуществляет в образе рыжего суррогата, причем с оторванной рукой, а крепкие кулаки применяются один раз, когда герой Уиллиса молотит совращающего его жену суррогата.
Уиллис умеет играть и интеллектуалов, как это было в "Шестом чувстве". Но его фэбээровец в "Суррогатах" и этими способностями не блещет. Его непрошибаемая наивность раздражает. Угадать, кто именно приспособил суррогатов для убийства людей- а именно эта интрига в является в фильме главной - у зрителя получается гораздо быстрее, чем у героя Уиллиса.
Оксана Нараленкова
В ловких и натруженных руках
Время новостей
Настанет день, и можно будет не ходить ни на работу, ни на улицу. Во всех земных эскападах живого человека смогут заменить специально сконструированные киборги-двойники, именующиеся суррогатами. Именно они заполняют улицы американских городов, в то время как их оригиналы добавляют себе пролежни в комфортабельных креслах. Но после триумфа происходит катастрофа: существует специальное оружие, которое позволяет уничтожать не только клонов, но и их владельцев. Ситуацию пытается распутать полицейский инспектор Гриер (Брюс Уиллис), в свое время потерявший в круговороте «копи-пасте» своего сына и сейчас вот-вот готовый потерять жену...
Абсолютно непонятно, почему в 2009 году на вполне продвинутой студии вдруг взялись за сюжет, который и в начале 90-х уже подтекал размороженной рыбой: ну ни на секундочку ничего в нынешней ситуации не позволяет прочувствовать проблему героя Уиллиса (да и всех остальных) по-настоящему. Вот уже много лет как стало очевидно, что виртуальная реальность с замещением себя двойником не сумела найти должного отклика в глазах обывателя, идея о том, что всем может распоряжаться двойник, потерпела полнейший крах, не успев даже выйти из пространства научной фантастики. Просто не работает. Это неувлекательно, неактуально, неинтересно.
В «Суррогатах» имеются две по-настоящему мощные боевые сцены (с акробатическими скачками по автомобилям и свалкам), довольно любопытная попытка придать детективу Гриру облик этакого Бенджамина Баттона (в своей суррогатной ипостаси он напоминает то частного детектива из агентства «Лунный свет», то наемного убийцу из «Шакала», а мы даже и не предполагали, что все это было так давно), пара-другая интересных моментов, решенных чисто графически. Но с другой стороны, есть ли на свете хоть один человек, кто бы не догадался, что предводитель «настоящих человеков» Пророк (Уинг Реймс) на самом деле кукла? И у кого бы не свело челюсть во время финального закадрового монолога о том, что землянам наконец-то нужно стать настоящими людьми? Может быть, и вправду относиться к этому фильму как к некоему артефакту, пролежавшему на голливудских студиях долгое время (примерно с конца 80-х), и наконец-то вышедшему на свет божий? Но чего-то не получается.
Кассовые сборы данного произведения станут известны только в понедельник. Но что-то подсказывает, что даже самая нетребовательная публика оценит фильм по недостаткам, а не достоинствам. Уиллиса жалко. В повседневном сленге современной молодежи есть удивительно точное определение «вчерашка». Именно таким вот «вчерашкой» и предстает на экране некогда любимый актер. Когда он выговаривал нечаянному грабителю в «Пятом элементе» за отсутствие уровня и произносил, пожалуй, самую главную фразу 90-х («Какая у тебя... замечательная... шляпа!») и прыгал с этажа на этаж, это не выглядело настолько неприкаянно и нелепо. Сегодня же если за недавнего «Крепкого орешка» не возьмутся как следует Тарантино с Родригесом, делать ему «на белой простыне экрана» решительно нечего.
Станислав Ф. Ростоцкий
Незаменимый
Итоги
Тема поточного производства искусственных людей и проблем, которые могут возникнуть у человека в общении с собственными клонами, наиболее востребована кинематографической фантастикой. Штампуют их с завидным постоянством. А зачастую не возникает и желания отсматривать очередной "хит" про зарвавшиеся человекоподобные машины. "Суррогаты" - вариант исключительный. Уж больно многообещающим казался проект. Поставил ленту Джонатан Мостоу - автор третьей, явно недооцененной части "Терминатора", сценарий написали Майкл Феррис и Джон Бранкато, сочинившие сюжет нашумевшего триллера "Игра", бюджет затеи около ста миллионов долларов. Но самое соблазнительное - главную роль в "Суррогатах" сыграл Брюс Уиллис. Его герой, фэбээровец Харви Грир, как и миллионы других американцев, уже несколько лет не покидал пределы собственной квартиры. На расследования за Грира ходит его более продвинутый синтетический клон. Суррогаты стали для человечества панацеей: они всегда в идеальной спортивной форме, красивы, не стареют и не ленятся. А уж в оборонке и на госслужбе такие существа незаменимы: ведь в случае смерти клона человек просто покупает нового. Однако религиозные фанатики дреды (dread - благоговейный страх), не принимающие идею суррогатного мира, добыли оружие, уничтожающее манекен и его оператора. У детектива Харви Грира есть всего несколько часов, чтобы предотвратить массовое убийство кукол и кукловодов.
Фильм со столь многообещающим сюжетом, по правде говоря, опоздал на несколько лет: все самые мало-мальски оживленные дебаты на тему допустимости клонирования или производства человекоподобных роботов-андроидов уже в прошлом - оттоптаны и наукой, и прессой, и кинематографом. Впрочем, поспей режиссер Джонатан Мостоу в разгар этих споров, ему все равно, как оказалось, нечего сказать. Из финала картины следует, что андроиды не имеют права на существование, но вот почему - никак не понятно. Все 97 минут Мостоу просто любуется своими холодными, прекрасными куклами. Еще бы, ведь в данном случае он дергает за профессиональные ниточки не абы кого, а самого Брюса Уиллиса. Суррогат актера, собственно сам голливудский небожитель, загримированный под прекрасного манекена с роскошной копной платиновых волос, вызывает невольные вздохи умиления в зале.
Да, "Суррогаты" не самый осмысленный клон таких картин, как "Я, робот" или отчасти "Искусственный разум". Но как справедливо замечали критики, выходя из зала: какая, в сущности, разница, ведь главную роль здесь играет Уиллис.
Стас Лобастов
Люди где?
Роман КОРНЕЕВ
Ситуация в мировом кинобизнесе, а на самом деле — настроение в сердцах зрителей нынче колеблется вокруг такого шаткого равновесия, что порой от грандиозного провала до безумного успеха — полшага. Иногда это очень большие полшага, в которых и удача новичка, и талант промоутера, и точный расчёт прокатчика, или же тяжеленная инерционная махина матерного слова «франчайз», которую поди сдвинь с места что глупостью сценария, что вообще откровенной халтурой на площадке.
Но как правило, полшага — это полшага. Снял весёлое беззвёздное кино про Лас-Вегас, добро пожаловать в клуб. Сам не до конца понял, что такое снимаешь — добро пожаловать на выход.
Нет, правда, Джонатана Мостоу даже где-то жалко. Он ведь вовсе не тот зарвавшийся халтурщик, каким его выставляют иные киноблоги, он умеет и любит снимать кино, в том числе фантастическое, только почему-то раз за разом эти пресловутые полшага делаются им в строго одном направлении — спиной к зрителю.
И снова — как всё хорошо начиналось. Нарядный причёсанный и отфотошопленный до состояния «резиновой морды» Брюс Уиллис в роли собственной куклы ловко изображает обязательные улыбки и деревянные жесты современного американского белого воротничка. Розамунд Пайк, снимающая скальп с длинноногой резиновой старлетки. Гигантские видеоэкраны, призывающие засунуть с детства своё чадо в кресло-каталку с глаз долой. Не люди, управляющие суррогатами, но люди, ими ставшие, не покидая провонявшей застарелым потом затхлой комнатушки в собственной пустой квартире. Безопасный новый мир, в котором в жертву безопасности принесено буквально всё и даже чуть больше.
Одна проблема — всё это уже в известной степени было, и не в каком-то там комиксе, а у Азимова, и самое главное — буквально в соседнем кинозале у шалунов-затейников Тейлора и Невелдина, за три копейки, с хулиганским напором, блекджеком и шлюхами. Чтобы быть достойным старика Айзека и превзойти адреналиновый дуэт — нужно-то всего ничего, сделать этот мир живым, персонажей — не резиновыми, а финал — глубоким. Нужно сделать всего полшага.
Но нет. Ни капельки логики или попытки правдоподобия. Резиновые охранники встречают резиновых агентов с пистолетами в кобуре. Пользоваться чужими «сурами» догадывается единственный персонаж, а вот его замочить без шуму и пыли не догадывается даже цельная корпорация. Ничего умнее «таксофона с сурами» не придумано — даже банального «гаража», зато все по-прежнему ездят по двое в седанах и хэтчбеках. Стоящие безумных денег железки колошматят почём зря, и никто за это даже не думает заплатить (а застраховать, не?). Дебёлое вооружённое стадо не то реднеков, не то детей цветов посреди респектабельных кварталов никого не волнует. И наконец вояки, которые всё бегали безликими «сурами» по иракам да кореям, вдруг берут и отправляют в атаку посреди города цельного полковника во главе с кучкой живых солдат. Прекрасно.
А посреди всего этого хаоса, развивающегося, судя по всему, помимо всякой воли не только режиссёра, но и сценаристов (тут мне заранее жалко Ксандера Кейджа), между поскакушками и размазыванием слёз по небритой челюсти, застыл герой Брюса Уиллиса. Ему бы мир спасти, а кого ж тут спасать?
И понеслась. Несчастные автокатастрофы, мрущие беспреч главные герои, понятые и подставные рояли в кустах, упитанные кулхацкеры, не бойся, Маша, я Дубровский, где же у них всех кнопка? Собственно, смеяться можно уже с того места, где вставлена «объяснялка» про супероружие. Вирус-квартирус, ага. А в самом финале — обратный отсчёт и упс, не свезло так не свезло, добро пожаловать в реальный мир, Нео.
В чём смысл фильма? В том, что если человека насильно выгнать на улочку хоть на полчаса, он там сразу начнёт бегать трусцой? Или в том, что если ты многолетний социопат со шрамом через всё лицо, то стоит к тебе вломиться в квартиру кому-то в соплях и слезах, то ты сразу проникнешься любовью к человеческому обществу? А может, во всей этой истории с гибелью сына есть какой-то неведомый социальный подтекст про Зловредные Корпорации, которые хотят Убить Всех Людей? Да ни на грош.
Азимов писал не про роботов, а про людей. А Мостоу снимает не для людей, а для роботов. Смотрите, всё же есть, и шпецэффект, и гест-стар, и поскакушки, и мораль какая-никакая. Чо вам ещё надо? А вот то и надо. Снятый, по сути, всё про то же — как хорошо бы быть человеком, кем бы ты себе ни казался, бодрячок-боевичок Невелдина-Тейлора в итоге содержит в себе на порядок больше харизмы и социального подтекста, и при этом на порядок меньше пафоса и морализаторства.
Вот такое кино.
С сайта Кинокадр Ру
Уиллисом больше
Кирилл Андреев
Давайте сразу согласимся, что любой фильм с Брюсом Уиллисом — хороший, титанов, способных одной пожившей своей физиономией миллионами привлекать людей в кинотеатры почти не осталось, пропустить глупо. К тому же, красиво старея, Уиллис сохраняет эту вот ленинскую хитринку в глазах, к которой эпохи назад так шла майка-алкоголичка, потом — самурайский меч, потом — костюм психоаналитика. Все к лицу.
К лицу ему и суррогат, идеальное искусственное тело, управляя которым люди будущего наслаждаются свободой и безопасностью, оставаясь в тиши своих спален. Суррогата можно убить — хозяин, наблюдающий его глазами за происходящим, не пострадает. Суррогата можно любить — нежно, страдая от чувств, как любит герой Уиллиса свою жену, или грубо, на задворках ночного клуба, где решил развлечься некий юный богатый балбес. К несчастью, не всем прекрасный новый мир по нраву и один из таких вот отщепенцев, сбившихся в целые неряшливые, но хорошо вооруженные лагеря, пристрелит юнца и его подружку из неведомого оружия. Суррогаты выгорят как тостеры, на что всем плевать. А вот то, что владельцы суррогатов тоже умрут — это плохая новость для детектива полиции, которым трудится герой Уиллиса. Просто так из секретного оружия никого не убивают, а значит — заговор, заговор!
Поскольку Уиллисов в "Суррогатах" два, выходит что фильм вдвое лучше обычного. Один из Уиллисов— суровый, небритый, лысый. Второй — силиконовый, с челкой. Вообще, есть в нем что-то такое, что побуждает режиссеров к негласному соревнованию "кто придумает самого чудаковатого БУ". Результаты бывают комические, как в фильме "Шакал", пугающие как в "Счастливом числе Слевина" или странные, как в "Суррогатах". Эта челка и крабий взгляд могут сниться в страшных снах про креатив, поэтому выбывание силиконового из игры воспринимаешь с некоторым облегчением.
Фильм же, напротив, вызывает самые теплые чувства. Заразительное простодушие режиссера Джонотана Мостоу, отметившегося шесть лет назад третьим "Терминатором", превращает футуристический технотриллер в милое ретро-муви, где герои кричат "Сколько они тебе заплатили?!" и "Нажми Ctrl F!!!". Сумевший найти отличных художников, придавших "Суррогатом" оптимистическую психоделию "Стэпфордских жен", сам Мостоу — режиссер скромный по части идей (что странно — в продюсерском активе у него "Игра" Финчера и "Хэнкок") и несколько пугливый. От этого все получилось наполовину — погоня, где девушка стремительно скачет по крышам несущихся автомобилей, лагерь повстанцев, похожий на все пост-апокалиптические лагеря сразу, разгул суррогатного разврата, ограниченный концепцией "чулки с поясом". Почему-то сцена, которая снята с настоящей страстью — та, где суррогаты торчат при помощи какого-то футуристического электро-кайфа. Выглядит достоверно. Что-то личное?
Два Уиллиса, чулки с поясом — не так уж мало. Но то, ради чего затевалась история — суровая критика индустрии красоты и удаленного общения — превратилось в дежурное заклинание: остановите прогресс, я слезу, ибо бесы прячутся в проводах. А то мы не знали.
С сайта Филм Ру