Описание фильма

"Ангелы и демоны"   

Название фильма: Ангелы и демоны
Ангелы и демоны
Страна-производитель: США
Английский: Angels and Demons / Angels & Demons / Illuminati
Жанр: фантастика
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Айэлет Цурер, Эван МакГрегор, Стеллан Скарсгард, Давид Паскези, Козимо Фуско, Аллен Дула, Кэлвин Дин
Год выпуска: 2009
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Рон Ховард продолжает живописать штудии Дэна Брауна о профессоре Лэнгдоне, специалисте по символам. «Ангелы и демоны» — второй роман писателя, соответственно по отношению к «Коду да Винчи» он является приквелом. На этот раз речь пойдёт о загадочном убийстве физика из швейцарского ЦЕРНа, следы которого поведут в Ватикан, где загадочный и могущественный орден Иллюминатов готовит страшные злодеяния.

Из лаборатории большого адронного коллайдера в Церне похищена капсула с антиматерией. В Ватикане скончался Папа. Связь между этими событиями проясняется, когда таинственные заговорщики пытаются сорвать выборы нового главы католической церкви и угрожают взорвать Ватикан. Церковь подключает к расследованию профессора Лэнгдона, специалиста по древним символам.

За кадром

Экранизация одноименного романа Дэна Брауна. Хотя у Брауна роман "Ангелы и демоны" предшествовал "Коду да Винчи", продюсеры решили не ломать хронологию и сняли "Ангелов" как продолжение "Кода".

Цитата

"Наша церковь втянута в войну. Нас атаковал старый враг. Иллюминаты. Они поразили нас изнутри и грозят полным уничтожением во имя их нового бога — Науки".

Оно указывает туда
 
Серьезный и печальный Эван МакГрегор, одетый в черную сутану, разбивает золотой Перстень Рыбака – символ папской власти. Папа умер, и в Ватикане идут приготовления к конклаву – собранию кардиналов для избрания нового папы. Тем временем в одном известном научно-исследовательском центре запускают большой адронный коллайдер, причем успешно. И получают антиматерию, контейнер с которой кто-то тут же крадет, хладнокровно вырвав глаз у одного из ученых. Дальше злодеи похищают четырех самых перспективных кардиналов, грозясь убивать по одному в час и завершить взрывом, который неминуемо произойдет, когда у контейнера сядет батарейка. Поскольку в этой истории нет места ни Супермену, ни Бэтмену, жандармерия Ватикана мчится за помощью в Гарвард, к преспокойно плавающему в бассейне профессору Роберту Лэнгдону. И тот мгновенно соображает, что во всем виноваты иллюминаты.
Приквел «Кода да Винчи», сделанный в угоду зрителям его сиквелом, снят тем же режиссером и сыгран тем же Томом Хэнксом по роману того же Дэна Брауна. То есть у него были все шансы стать таким же слабым и унылым. Что-то, однако, произошло – и вряд ли тут дело в привыкании – новое кино уже похоже на кино и смотрится не без интереса. Хэнкс по-прежнему перемещается по сложной траектории, ориентируясь, преимущественно, по указующим перстам статуй, и попутно снабжая окружающих абзацами энциклопедических сведений. Но декорациями всем его перебежкам служат римские улицы, площади и церкви, а красные сутаны кардиналов потрясающе оживляют фрески Сикстинской капеллы. Одри Тоту кончилась, зато появился МакГрегор – с благообразным пробором, сложносочиненной улыбкой и, представьте себе, парашютом. И хотя этот шотландский мужчина не может, конечно, тягаться с росписями Боттичелли и Микеланджело, здесь он играет следующую за ними по важности роль, спасая кино буквально во всех смыслах.
Тем не менее, эмоции, возникающие при просмотре, кажется, не совсем совпадают с предполагаемо ожидаемыми командой создателей. Вместо благоговения и ужаса происходящее по большей части вызывает веселье. Но веселье – это уже не скука и не безразличие, и если так дело пойдет дальше, следующий фильм эпопеи вплотную приблизится к настоящему кино. Правда, как ни крути, от Дэна Брауна все равно никуда не деться.
// Света Писцова, afisha.mail.ru

Клерикальное
 
«От ты ж леший!»
восклицание персонажа мультфильма «На краю земли»

«Вы сами меня позвали»
профессор Лэнгдон
 

Роман КОРНЕЕВ
Дэн Браун, разумеется, халтурщик. Но гений его халтуры в том и состоит, что халтурщиков на земле — миллионы их, а тиражи такие — только у Дэна Брауна. И нет смысла разбирать весь антинаучный и антиисторический бред, что несёт в своих книгах герр Браун, поскольку любая такая попытка, во-первых, только прибавит автору популярности, а во-вторых, тут же натолкнётся на железобетонный аргумент про право на художественный вымысел. Хотя фанаты любят его, разумеется, не за это. Им нравится быть причастными к Страшным Историческим Тайнам, да и педагогический эффект есть, ну откуда ещё средней домохозяйке в земле Северный Рейн-Вестфалия или штате Луизиана знать про каких-то там тамплиеров, иллюминатов, чёрта в ступе и горькую редьку. В общем, пользы немного, но и вреда никакого.
Ведь по факту штудии сии ничего особого не разоблачают, церковные устои не подрывают, публику веселят, разве что ворчание католических ягнят про «можно было и поуважительней» может сойти за негатив, да и то, Дэн Браун в каждом первом интервью жалуется на то, что его, истового католика, церковь дескать неправильно поняла.

Бог с ними, с католиками. Мы тут о кино разговариваем. И оному кино на этот раз досталась горькая участь пересказывать своими словами историю очередного кота Да Винчи, заранее изготовясь получать от фанатов тумаки за «унылость и недословность», а от остальных — за всё ту же унылость и антиисторический бред, да ещё и с элементом саморазоблачения класса «мопед не мой, я только объяву запостил».
Чтобы показать дэнобрауна в кино, надо самому быть таким же дэнобрауном, с известной дозировкой сумасшествия в глазах и фанатиченым блеском в них же. Рон Ховард, по неясному извиву судьбы избранный на эту незавидную участь, как заметно из его фильмографии, как раз особым блеском в глазах не славен. Его фильмы, даже лучшая их половина, донельзя академичны и даже если снимаются не для бабла, а для души, всё равно берут номинации на «Оскар» в основном игрой главных героев, точно выстроенным сценарием и вообще, по совокупности заслуг. Режиссёрского гения тут не более, чем мастерства продюсера. Недавний «Фрост против Никсона» — лишнее тому доказательство.

Когда же в руки Рона Ховарда попадает параноидальный текст Дэна Брауна, последний может быть уверен — главным городским сумасшедшим на проекте останется он сам. Режиссёр же будет методично и даже ласково, подобно опытному психиатру, уговаривать пациента не буянить. Вот, смотри, воркует он, всё почти как в книжке. Правда, сексу и боксу у нас нет, ну так хотя бы джаз мы вам обеспечим.
На протяжении двух с половиной часов режиссёр, вооружившись поддержкой Нервного Оператора и Опытного Композитора (последнего — в особенности), носится как угорелый с одной римской площади в подвал другой римской церкви, ворчит о том, что не дали, мол, поснимать в настоящих папских покоях, проклятые клерикальные кликуши, ну, траванули у нас по сюжету Папу враги рейха, что им, жалко, что ли? И летит дальше, не задумываясь особо о смысле происходящего.

А ему и незачем, сценарий утверждён у автора, наше дело маленькое. Маленькое дело по приколу поминает несчастный коллайдер, в момент написания книги отнюдь не построенный, по тому же приколу фигачит в центр сюжета ядрёную бонбу с нарисованного на компутере антивещества на галимых батарейках и такой-то матери, киллера-псевдоиллюмината, больше похожего на одного из героев отечественного боевика «Непобедимый», а также мятущегося дядечку Макгрегора под хитрым наименованием камерарий.
Всё это помещается в непонятной юрисдикции швейцаро-итальяно-католическое окружение и ну гонять по Риму, больше похожему на центр Москвы времён «жирных нулевых», когда всё в лесах и полиэтилене, разве что у них там не ленятся реставрировать, а у нас сразу сносят, дай бог если делая в итоге чутка похожий фасад. Знакомая картина: машины с мигалками гоняют, омон входит и выходит, толпы народа, как на сборищах нашистов, кажется, вот-вот полетит в небо патриотичный олимпийский мишка 2014 года.

В общем, праздник жизни поперёк выборов нового Папы, с фейерверком, народными гуляниями, мордобоем и телевизионным репортажем. Преферити мрут с завидной регулярностью, количество подозрительных личностей в кадре сокращается не дедукцией, но исключительно благодаря естественной смертности, ангелы тычут пальцами друг в друга, экспертами в мировой истории выступают уже туристические гиды и местные топографы-карабинери, кажется, сейчас сюжет скатится и до мышей. Посреди этого бродит потерянно по подвалам местной высокотехнологической Лубянки не знающий итальянского профессор Лэнгдон и старается не дышать. Иногда это у него даже получается.
Нет, правда, и Браун, и Ховард нас честно пытаются поразвлечь. Нам показывают, по списку: запуск коллайдера, глаз на полу, эксгумацию тела Папы, компьютерный взрыв, пропаганду курения, стандартный набор достопримечательностей, уставленную черепами крипту, несколько погонь, спасения на водах, подковёрную возню за папский престол и даже одну совершенно мхатовскую сцену с героическим Макгрегором. Верю.

Одна проблема: ради чего городили этот огород, если в итоге убийцей оказался садовник, а иллюминаты живут этажом выше, — понять не можно ни в коем разе.
Сказывают, теперь Дэн Браун засядет за написание третьей части злоключений профессора Лэнгдона. Ну, что ж. Том Хэнкс уже заготовил свою, кажется, намертво приросшую к нему мыслительную складку на лбу, в пару ему уже разыскивается барышня интеллигентного вида на роль мебели, а сплочённая команда киношников во главе с Роном Ховардом никогда не прочь подхалтурить.
Одна просьба — когда три четверти персонажей пытаются изображать в кадре какой-нибудь акцент, это раздражает. И нам с каждой минутой хронометража становится всё труднее любить кино. Так что езжайте в следующий раз в район Стоунхенджа, разоблачать происки пиктских друидов. Их акцент воспросизвести всё равно не получится.
С сайта Кинокадр Ру

Ватиканский коллайдер

Текст: Кирилл Андреев

Продолжение "Кода Да Винчи" "Ангелы и демоны" рассказывает о заговоре ордена иллюминатов, убийствах в Ватикане и большом адронном коллайдере.
Все в мире пошло как-то наперекосяк. В Ватикане скончался Папа, запуск адронного коллайдера в Церне омрачился смертоубийством и похищением заключенного в магнитный сосуд антивещества. А поскольку все дороги ведут в Рим, оба обстоятельства сошлись на мониторах швейцарской гвардии, охраняющей покой престола католической церкви — злоумышленники из древнего ордена иллюминатов похитили четырех претендентов на папский сан и обещают убить несчастных, а потом взорвать вечный город цернской антиматерией. В качестве доказательства — веб-трансляция магнитного сосуда с медленно разряжающимися аккумуляторами. Ватикану ничего не остается, кроме как призвать профессора Лэнгдона (Том Хэнкс), специалиста по древним символам и сектам, так успешно раскрывшим католический заговор в "Коде Да Винчи".
Хотя Дэн Браун написал "Ангелов и демонов" до "Кода", создатели фильма решили зрителей не путать и сняли второй фильм как нормальный сиквел. Режиссером остался Рон Хауард, сценаристом — Акива Голсдман, так что все, что нужно сделать, это вспомнить, понравился ли вам первый фильм. Будут мрачные подземелья, жестокие убийства, быстрые экскурсии в кровавую историю церкви, хорошенькая женщина-ученый и, в качестве вишенки на торте, Эван МакГрегор в роли священника. И если вы любите духовный софт-кор, то "Ангелы и демоны" это ровно то, что надо.
Если же не любите, то все равно сходите — с поправкой на хауардовскую живописность фильм оставляет полное ощущение, что смотришь "Южный парк". Браун рассуждает о противостоянии науки и религии с заразительным вдохновением городского сумасшедшего, готового предъявить вам копии древних манускриптов вместе со справкой о полном душевном здоровье, выданной тамплиерами. Если бы всю эту историю расследовали Картман, Кайл и другие дети из "Парка", то серьезные общественные проблемы, вроде коллайдера, Папы и иллюминатов приобрели бы правильное звучание, а Кенни можно было бы убить самыми иллюминатскими способами.
Но совершенство — редкость, так что придется наблюдать, как Хэнкс носится по Риму, пытаясь определить, где произойдет следующее убийство. Делает он это достаточно резво, чтобы не успеть заскучать, архитектура прекрасна, убийства кровавы, а финал, который призван перевернуть весь смысл истории, и вправду довольно неожиданный. И если не портить удовольствие глупым хохотом на самых драматических эпизодах, то все будет в порядке.
К тому же, Брауна и Хауарда, вместе с программными директорами российских каналов, показывающих фильмы про снежного человека и инопланетян, можно назвать последними гуманистами. Теория заговора — то, что придает смысл современному миру. Если в мире творится черт знает что, приятней полагать, что за всем стоит чья-то, пусть злая, но осмысленная воля. С ней у Тома Хэнкса есть солидный собеседник. А без нее — только дурацкий мячик из "Изгоя", которому Хэнкс-робинзон пририсовал рожицу, чтобы было с кем поболтать.
С сайта Филм Ру

Крылышками бяк-бяк-бяк-бяк
Время новостей

И снова здравствуйте! Гарвардский специалист по символам Роберт Лэнгдон (Том Хэнкс) опять вынужден влезть с головой в католические разборки: вроде бы представители ордена иллюминатов (история их долга и путанна, но они есть) похитили четырех наиболее вероятных претендентов на папский престол и в соответствии с четырьмя стихиями собираются их умучить. А дальше грядет форменный апокалипсис -- в Швейцарии в Большом андронном коллайдере промыслили антивещество, и значит, довольно скоро не останется ни времени, ни пространства. «Свет обратит Ватикан в прах»...В общем, как справедливо замечает один из персонажей, «вся операция основана на четверостишии четырехсотлетней давности в интерпретации американца». Эта фраза может послужить исчерпывающей рецензией и на фильм в целом.
О том, что нас ждет удовольствие нечастого пошиба, можно догадаться практически с первых кадров. Достаточно увидеть, с каким именно лицом камерарий в исполнении Эвана Макгрегора приводит в негодность Кольцо Рыбака (символ высшей власти умершего Папы), чтобы понять -- с драматизмом тут точно будет все в полном порядке, не хуже, чем в «проблемных» фильмах раннего Эда Вуда. Да и вообще, фильм, в первых же сценах которого совершенно спокойно сменяют друг друга пояснительные титры «Собор Святого Петра» и «Большой андронный коллайдер», в принципе не может быть полной ерундой или уж ерундой такого невероятного космического масштаба, что это даже и хорошо. В случае с «Ангелами и демонами» мы имеем дело, пожалуй, с промежуточным вариантом -- глупость и драйв явлены здесь приблизительно в равных пропорциях. Первую половину, когда Лэнгдон одну за другой осматривает римские достопримечательности и ищет тайные знаки, вынести непросто, но помимо искусствоведческих и теологических ребусов тут присутствует некоторое количество хорошо темперированного зверства в отношении похищенных кардиналов. Здесь фильм на весьма небезопасное расстояние приблизился к «Пиле». Святым отцам набивают глотку землей, сталкивают в фонтан с тяжелым грузом на ногах, а уж сцена аутодафе и вовсе вызывает в памяти классику жанра: так подробно и качественно люди (и священники в том числе) горели разве что в «Главном ведьмолове» с Винсентом Прайсом да в оригинальном «Плетеном человеке». Ближе к кульминации все становится совсем уж завирально и здорово -- сложно остаться равнодушным, когда претендент на место Папы взрывает вертолет с антивеществом на борту прямо над Римом, а сам спасается на парашюте -- на таком фоне любая серия похождений Джеймса Бонда покажется скучной реалистической драмой в традициях Кена Лоуча.
При всем этом переоценивать «Ангелов и демонов» не стоит. Это фильм, который в принципе не мог не появиться после всепланетного триумфа совсем уж слабого, но неизбежно обреченного на успех «Кода да Винчи» (кстати, весьма показательно, что история, рассказанная в фильме, легким движением руки превратилась из приквела в продолжение). Это занятно, но не до судорог в конечностях. Эффектно -- пожалуй, ни разу римские католические святыни не подвергались на киноэкране такому тотальному поруганию (тут и разгромленный ватиканский архив, и обрушенный собор Святого Петра, и ни много ни мало аутопсия Папы (по тому, насколько почернел его язык, можно выяснить нюансы умерщвления). Но эффектно не до того уровня, чтобы забыть обо всем. Временами даже неглупо (Лэнгдон весьма справно формулирует свое отношение к религии: «Мой разум говорит, что я никогда не пойму Бога, а сердце говорит, что вера -- это дар, который мне никогда не обрести»), однако не до такой степени, чтобы на самом деле проникнуться идеями, высказанными с экрана. Характеристиками настоящего антивещества, способного поменять местами пространство и время, а в данном случае исполняющего роль типичного хичкоковского «макгаффина» (то есть объекта, который всем нужен, но никому не дается, и вообще неясно, существует ли в природе), фильм не обладает -- так, суррогат, но ей-богу, высочайшей пробы. Ни один характер не раскрыт, концы сходятся с концами самым нелепым образом, персонажи шарахаются друг от друга, как от прокаженных -- не дай бог, между ними возникнет нечто похожее на настоящие отношения. Но все равно результат кажется более чем приличным.
Фильм полон невероятно симпатичных, каких-то индиано-джонсовских нюансов -- вроде совершенно несусветных часов Лэнгдона с изображением Микки-Мауса, «Мерседеса», стоящего в святая святых Ватикана, сапог, разваливающихся на строительных лесах, или струйки крови, брызгающей из невинной кардинальской шеи, -- это вполне себе режиссерская удача. Такой вот боевик -- раньше у главного героя похищали дочку или убивали невесту, теперь выжигают на груди кардиналов естественно-научные символы. В мировом прокате грядут миллиарды.
Станислав Ф. Ростоцкий

Туфта на экране
Независимая газета

В прокат выходят «Ангелы и демоны» – экранизация романа Дэна Брауна, которую преподносят как сиквел «Кода да Винчи». Снова с шумихой вокруг католических догм, Томом Хенксом в главной роли и скучнейшими диалогами.
Папа Римский умер. Пока его хоронят со всеми полагающимися почестями, функции главы Католической церкви выполняет молодой священник и любимец покойного Понтифика – отец Грегори (Иэн МакГрегор). Отцы же Церкви во главе со строгим кардиналом (его играет первоклассный экранный злодей Армин Мюллер-Шталь) собираются на конклав, чтобы выбрать нового Папу. А в это время злодеи-отступники, которых Католическая церковь мучила во время инквизиции, крадут из большого адронного коллайдера пробирку с антивеществом, которая сотрет Ватикан и всех алчных отцов Католической церкви с лица земли. Ловить террористов-фанатиков, за тупостью и неповоротливостью итальянской-ватиканской полиции, берутся ученый из Штатов, которого никак не допускают к бумагам ватиканского архива (Том Хенкс), и женщина-физик, один из создателей коллайдера (Айелет Зурер).
Уже из пересказа сюжета «Ангелов и демонов» становится ясно хотя бы, в чем «секрет успеха» Дэна Брауна. Говоря человеческим языком, почему эта туфта на экране выглядит еще большей мешаниной из клише. Страшно подумать, что должно быть в голове у человека, готового взяться за экранизацию такой развесистой клюквы, как романы Дэна Брауна. Ясно, что, как говорится, можно и телефонную книгу экранизировать – были бы талант и чувство стиля и жанра. А у режиссера обеих экранизаций Брауна, Рона Ховарда, и то, и другое есть – о чем говорят и «Игры разума», и недавние «Фрост против Никсона». Но стоит взяться средней руки мастеру хорошо сделанного кино за экранизации Брауна, как у него напрочь отшибает любой профессионализм.
«Ангелы» вполне могли бы сойти за хороший христианский триллер – но Ховард не Финчер, острое кино вообще не его территория. Поэтому и триллер получается скучный и вязкий. Но режиссер и не пытается хоть как-то брауновскую прозу пристроить к кино. Потому что он к ней испытывает совершенно обывательский трепет. Боится изменить в ней хоть буковку. Вся режиссура здесь заключается в том, что периодически действие оживляется шутками, которые выглядят дико. Где-то посреди тухло-напряженной погони герой Хэнкса смотрит на часики с Микки-Маусом – и щиплешь себя за руку: это не почудилось мне? Между рассуждениями о природе католицизма и анализом творчества Рафаэля нашлось местечко и ушастой диснеевской мышке? Под конец всей этой экскурсионной программы происходит вовсе неожиданный парад-алле: с полетами священников-камикадзе на вертолете, взрывами ядерных бомб в небе над Ватиканом и аутодафе в гробнице святого Петра. Диалоги зачем-то целиком составлены из описаний памятников Рима. Ховард даже актеров пытается заставить ничего не играть – просто читать Брауна на камеру. Профессор в исполнении Хэнкса изъясняется сугубо статьями из энциклопедии «Ватикан для чайников». Иэн МакГрегор льет патоку, сверкая влажными глазами. Единственный, кто бунтует здесь против режиссерской пресности, – Мюллер-Шталь, но это актер старой школы, умеющий создавать образы фантастически обаятельных чертей, иначе он просто не может.
На фоне всего этого бодрого колумбария даже тот факт, что официальный Ватикан призвал всех честных католиков фильм не смотреть, кажется дежурным цирковым номером.
Иван Чувиляев

Папа мия
Русский Newsweek

Вокруг «Ангелов и демонов» страшная шумиха. Престарелые епископы требуют, чтобы католики игнорировали фильм. Официальный представитель Папы Римского заявляет, что даст комментарий по поводу картины лишь в случае, если авторы фильма оформят тысячу годовых подписок на официальную газету Ватикана. В принципе, для Голливуда - ерундовая цена за рекламу, но к чему платить, если церковь бесплатно устроила картине шикарную пиар-кампанию?
Предыдущая экранизация Дэна Брауна «Код да Винчи» должна была стать скандалом, но в сравнении с резонансом, вызванным книгой, премьера фильма в Каннах прошла тихо и мирно. Критики, конечно, ругались, но недаром кино показали за несколько часов до начала мирового проката - зрители не успели ознакомиться с рецензиями и принесли в кассу $750 млн. Впрочем, тогда ожидания были завышенные, а теперь - заниженные, и мода на Брауна чуть угасла. В этом смысле протесты властей Рима - а особенно церковников, - которые начали совать Рону Ховарду палки в колеса еще во время подготовки к съемкам, продюсерам на руку: теперь в кино пойдут даже те, кто не собирался.
Об этих фильмах никогда не говорят как о явлении искусства, пусть даже массового. «Код да Винчи» стал символом мощи Голливуда, который даже самый нетоварный продукт при помощи грамотной раскрутки может превратить в гигантские деньги. Зачем после этого вообще снимать хорошее кино? С другой стороны, он же стал символом бессилия прессы: никто, кроме восторженных блогеров, не сказал доброго слова о фильме, побившем рекорды популярности. А чем возмущаться? Гигантский бюджет, положенный в основу бестселлер, один из самых высокооплачиваемых актеров - дважды лауреат «Оскара» Том Хэнкс в главной роли, режиссер Ховард - тоже двойной «оскароносец». Превосходный бизнес-план. Все просчитано и очевидно.
Ан не все: вопреки логике и здравому смыслу, «Ангелы и демоны», сделанные абсолютно той же командой, что и «Код да Винчи», оказались отличным фильмом. Насколько унылым и плоским был тот, настолько живым и напряженным оказался этот. Насколько путаными и неубедительными были все повороты сюжета «Кода», настолько внятной выглядит интрига «Ангелов». Насколько неопределенным был жанр первой картины, настолько точно вторая отвечает канонам высококлассного триллера, цель которого - не определить, кто был потомком Иисуса Христа, а выяснить, кто убийца. Никаких нездоровых сенсаций - чистый вымысел. Развлечение. Кино. Аттракцион. Честное удовольствие под попкорн.
Во время выборов нового Папы террористы угрожают прилюдно убить четырех претендентов на кресло понтифика, а потом взорвать Рим при помощи бомбы небывалой мощности, похищенной из тайной женевской лаборатории. Из Америки выдвигается профессор - спец по символике, готовый покопаться в архивах Ватикана и выяснить, кто такие злодеи-иллюминаты. Кроме шуток, отличный сюжет для детектива. Пожалуй, «Ангелы и демоны» - не шедевр мирового кинематографа, но этот фильм заставляет от души восхититься Голливудом. Ничего не стоило опять выполнить работу кое-как и грести деньги лопатой, а так называемые дельцы вдруг решили поучиться на собственных ошибках да еще и зрителю удовольствие доставить.
В «Коде да Винчи» актеры были подобраны по чисто механическому принципу: на роли французов, девушки и сыщика, взяли двух самых популярных актеров-парижан мирового кино - Одри Тоту и Жана Рено; таким же образом известнейшего британца Иэна Маккеллена, незадолго до того блиставшего во «Властелине колец», пригласили сыграть англичанина-аристократа. На сей раз обошлось без штампов. Подбор исполнителей - одно из главных достоинств «Ангелов и демонов». По правую руку от мужественного профессора-пловца Роберта Лэнгдона (неизменный Хэнкс) образовалась корректная красавица-израильтянка Айэлет Цурер («Мюнхен»). По левую оказался отличный итальянский актер Пьерфранческо Фавино в роли ватиканского полицейского. Оба персонажа настолько же убедительнее и объемнее героев Тоту и Рено, насколько те были известнее.
Пространство этой картины больше напоминает не Рим, а Вавилон аккурат после смешения языков: здесь говорят по-французски, по-датски, по-немецки, по-итальянски, а на английский переходят больше по необходимости - как иначе наладить коммуникацию с американцем, который служит проводником зрителя в этом хаосе? Германия делегировала почтенного Армина Мюллера-Сталя, который будто на свет рожден, чтобы играть престарелых иезуитов. Соединенное Королевство - Эвана Макгрегора, ради которого специально переписали сценарий, превратив папского камерария из итальянца в католика-ирландца. Нетривиальный кастинг рождает необычные актерские работы, и здесь Макгрегор сыграл одну из лучших своих ролей.
Заметим, уже второй раз Рон Ховард подбирает на роли злодеев актеров Ларса фон Триера, изрядно помучившего его родную дочь Брайс Даллас Ховард в «Мандерлее». В «Коде да Винчи» фанатика-маньяка играл Пол Беттани из «Догвилля», здесь же зловещих скандинавов сразу двое - Стеллан Скарсгард (глава Швейцарской гвардии Рихтер) и Николай Лие Каас (ассасин).
Оставим актеров, вспомним о бойцах невидимого фронта - сценаристах, из-за забастовки которых выпуск фильма задержался чуть ли не на год. Акива Голдсман и Дэвид Копп сделали невозможное: улучшили Дэна Брауна, поставив подпорки под хлипкую драматургию небезупречного романа. Сентиментальная линия уничтожена начисто: камерарий не оказывается родным сыном Папы, а исследовательница Виттория Ветра - приемной дочерью убитого ученого. Завершается кино не в постели, где счастливо совокупляются двое главных героев (так было в книге), а на балконе собора Святого Петра, куда выходит к народу Папа. Если бы представители Ватикана решились все же посмотреть фильм, прежде чем его осудить, они могли бы смягчить свою точку зрения.
Виттория превращена из легкомысленной секс-бомбы, бегающей по Риму в мини-юбке, в серьезную девушку, а Лэнгдон из супермена - в чудаковатого профессора. Вырезана половина его схваток с убийцей кардиналов, а также смехотворный прыжок с вертолета в Тибр. Убраны поучительные монологи, и все культурные разъяснения даются на бегу - по ходу действия, не тормозящего ни на секунду.
Декораторы - не меньшие молодцы, чем сценаристы: построили в Лос-Анджелесе точные копии всех исторических зданий, куда их не пустили снимать - от собора Святого Петра до Сикстинской капеллы. Поражает ощущение реальности, даже документальности каждого момента, запечатленного живой, постоянно находящейся в движении камерой превосходного оператора Сальваторе Тотино (невозможно поверить, что «Код да Винчи» снимал тоже он).
Кто сказал, что четвертому Риму не бывать? Вот он, четвертый Рим - Голливуд. Конечно, его обитатели чаще напоминают демонов, чем ангелов. Нет на них ни Папы Римского, ни Бога. Так ведь они и не претендуют на божественный авторитет. Торгуют себе потихоньку опиумом для народа по сходной цене - в среднем около десяти баксов за билет.
Антон Долин

Том Хэнкс спасает Ватикан
Известия.RU

Противостояние Света и Тьмы - актуальный коммерческий тренд. Им воспользовались даже рекламщики, продвигающие на российском рынке какие-то чипсы: сделай свою ставку, решай, с кем и против кого будешь сражаться. Очередная виртуальная лабуда, где только один момент стоит внимания: выбор между белым и черным определяется исключительно цветовыми пристрастиями. Других различий нет. В этом смысле новый фильм Рона Ховарда "Ангелы и демоны" недалеко ушел от чипсов. Оскароносец Ховард, опираясь на бестселлеры Дэна Брауна, продолжает игры по очернению Света и иллюминации Тьмы.
История о том, как двое ученых - физик Виттория Ветра и лирик Виттория и Роберт ищут разгадку тайны в ватиканских архивах Лэнгдон - спасают Ватикан от великого взрыва и помогают раскрыть заговор, за которым якобы стоит древнее антиклерикальное братство "иллюминатов", по праву считается лучшим творением Брауна. Вроде бы Columbia Pictures вместе с Ховардом уже планируют экранизацию последней части трилогии о профессоре Лэнгдоне - романа The Lost Symbol (известный под рабочим названием "Ключ Соломона", он увидит свет в сентябре). Но, думаю, ожидать от этой затеи особенно нечего. В кино "Ангелы и демоны" - сиквел "Кода да Винчи", однако сам Браун создавал романы в обратном порядке. То есть качество текстов неуклонно снижается. Только в области вольного обращения с религиозными догматами Браун явно играет на повышение.
Нет повода удивляться, отчего экранизация "Кода да Винчи" вызвала бурный протест Ватикана (основательно приумноживший бокс-офис), зато "Ангелы..." пролетели спокойно, и Святой престол проводил их почти безмятежным взглядом. Ватиканская газета L'Osservatore Romano сообщила своим читателям, что новая картина Ховарда "представляет собой более двух часов безвредного развлечения, которое вряд ли как-либо повлияет на гений и таинство Христианства..."
"Код..." пытался поколебать сам камень веры: ибо если у Иисуса был ребенок (от Марии Магдалины - по версии Брауна), то мы все Его детьми не являемся. Если Христос - "великий, но человек", значит, миллионы молитв ежедневно возносятся в никуда. С такой потерей нелегко смириться даже агностикам. Христианин же - любой конфессии, воцерковленный или не очень - по итогам просмотра "Кода да Винчи" переживал шок глобального сиротства, переходящий в не менее глобальное возмущение.
Что касается "Ангелов и демонов", Браун на том этапе еще держал себя в руках и, увлекшись внутриватиканскими интригами, на фундаментальные основы не посягал. К чести иерархов католицизма за себя они биться не стали и простили Брауна с Ховардом раньше, чем те успели покаяться... К тому же, подозреваю, священники всего мира утомились разъяснять художникам всего мира, что вера - не забава. Ватикан старше Голливуда, религия больше кинематографа, алтарь важнее экрана - такова естественная иерархия вещей, но многолетние искажения и наводки не позволяют более считать норму нормой.
Так или иначе, скандал погас на стадии искры. Апостольская столица отказалась предоставить свою территорию для съемок "Ангелов и демонов". Ховард прекрасно (воистину прекрасно) обошелся компьютерными технологиями. Извините, что без драки.
Лично я бы не рекомендовала это - довольно-таки сильное - кино к просмотру правоверному католику. Если не оскорбительна (слишком сильное слово), то во всяком случае неприятна сквозящая в фильме снисходительность к немощным честолюбивым старцам, обожающим красный цвет. В финале кардинал Мортати извиняется перед своими учеными друзьями за "несовершенство" религии, а вот синьорина Ветра вряд ли сочтет нужным извиниться перед католической церковью за свои опасные эксперименты. Ну и кардиналы, которые дымят сигаретами и не отрываются от мобильников, обнаруживают примерно такую же кашу в голове у Ховарда, какой недавно угостил нас Кирилл Серебренников в "Юрьевом дне". (Православный батюшка, обеспокоенный качеством сайдинга, плох, а его коллега, у которого в храме окна разбиты, хорош, потому что не думает о суетном - обычное заблуждение стороннего человека.)
"Ангелы и демоны" сделаны качественнее "Кода да Винчи". Общая неудача обеих картин, на мой взгляд, - Том Хэнкс в роли Роберта Лэнгдона. Лицо, простое, как сама правда, мало подходит профессору Гарварда, пусть даже гуманитарию. Все-таки амплуа Форреста Гампа приросло к Хэнксу намертво.
Вообще научная составляющая "Ангелов и демонов" скорее развлекает, нежели впечатляет. Помните александровскую "Весну": "Масса Солнца составляет два оксиллиона тонн, три оксиллиона свечей"?..
Браун пишет подробно, плотно, извилисто. Потому, как и в случае с "Кодом...", Ховард вновь избавился от второстепенных действующих лиц и вытянул сюжетное хитросплетение в одну нитку. Нет в фильме директора ЦЕРНа, фанатика от науки Макса Колера. Нет тайны искусственного оплодотворения некоей монахини, родившей сына - будущего камерария - от своего возлюбленного-священника - будущего папы римского. Хотя папа камерарию - все равно папа. В смысле - отец. В смысле - не только духовный. Но также и не родной...
Кстати, чтобы сразу закрыть вопрос понтификата: Ховард оставил в живых одного из похищенных кардиналов preferiti, главных претендентов на папский престол. Отдав таким образом дань голливудскому закону хеппи-энда, он, слава Всевышнему, отменил хеппи-энд постельный. Виттория, сыгранная израильской актрисой Аилит Зорор, - серьезная, взрослая, умеренно привлекательная дама. Ей нет никакой необходимости соблазнять усталого профессора; кроме того, в фильме - в отличие от книги - Виттории не угрожает опасность стать наложницей ассасина. Вообще Ховард выносит секс за рамки уравнения "Ангелов и демонов", и по этой причине экранизация выглядит дороже романа. В смысле - режиссер не дешевит, угождая публике. Дорого - значит, стильно. Ничего лишнего.
"Ничего лишнего" практически равняется "ничего личного". Та же Виттория потеряла от руки ассасина не отца (пусть даже приемного), а всего лишь коллегу, так что мотив мести в ее дальнейших действиях отсутствует. Сам ассасин - видимо, из соображений политкорректности - не ассасин вовсе. Этакий разночинец в круглых очочках - а-ля Петя Трофимов из чеховского "Вишневого сада" - он ни намеком, ни обликом, ни словом, ни взглядом не претендует на принадлежность к средневековой исламской секте. Наемный убийца в фильме Ховарда - такой же араб, как Том Хэнкс - интеллектуал. Высоких фанатичных целей не преследует. Трудится исключительно за деньги. Крайне прозаический тип. Ничего личного, только бизнес - такова его позиция; ничего личного, сплошное любопытство - девиз парочки ученых.
Понятно, что при таком изобилии циников Ховард не нуждался более в репортерах - добытчиках сенсаций, охотниках за тлеющей, распятой либо утопленной кардинальской плотью. В книге это герои немаловажные, в фильме их нет в принципе. Правда, возникает вопрос, из каких источников питается общемировой ажиотаж, если вся наличествующая репортерская гвардия не отрывает, пардон, зада от площади Святого Петра...
Но режиссер за логикой не гонится. Он гонится за драйвом ради драйва и в стремительности своей выигрывает. События летят, ускоряясь, словно частицы в коллайдере, психологическое напряжение нагнетается гигабайтами, тормоза скрежещут, огни мелькают, толпа ревет, Ватикан торжественно безмолвствует, и Ховарду удается довести зрителя до сердечного жжения, нервного озноба и местами - признаюсь честно - до слез. За слезы в фильме, как и в книге, отвечает двуликий камерарий Вентреско (Эван Макгрегор) - единственное страстное существо...
Что камерарий не хорош, Лэнгдон мог бы догадаться с самого начала. Настаивать на закрытии конклава и эвакуации кардиналов - значит, совсем уж ни во что не ставить промысел Божий. Мировоззрение, в стенах Ватикана вопиющее, как порезанный палец. Однако просвещенный (иллюминированный) профессор интересуется религией с точки зрения знаков и символов - не более того. Поддерживая по необходимости беседу о Боге, он клонит голову набок и косит глазом - на манер попугая, который силится затвердить новое слово...
Из наших отечественных литперсонажей Лэнгдон более всего схож с Берлиозом (не композитором). Правда, у Булгакова председатель МАССОЛИТа никак не мог оказаться спасителем города и мира. А Браун и Ховард не видят, почему бы нет. Они производят аппетитные, легко усвояемые, создающие иллюзию духовной сытости киночипсы, пользуясь Светом и Тьмой для роста продаж. Ни с какой иной стороны Свет и Тьма их не волнуют. Браун и Ховард - вместе с нами - привыкли к миру, где прогресс, либеральное мышление, общечеловеческие ценности - фастфуд, перекус - давно стали важнее натуральных продуктов. Основного блюда.
"Ангелы и демоны" в самом деле "безвредны". В каком-то отношении - от противного - наверное, даже полезны. Заставляют задуматься - о том, что есть Тьма, нахально именующая себя Светом. И есть Свет, который, теряя силу, чуть ли не готов смириться с перспективой растворения во Тьме. В этой путанице не может быть "равноценных" мировоззрений. Ты либо на стороне Света, либо на стороне Тьмы.
А что христианский Рим подозрительно отдает язычеством и выход на балкон нового папы довел бы до пароксизмов зависти любого августейшего цезаря - так это тема для отдельного разговора...
Елена Ямпольская

Нет вестей от Бога
Итоги

Второе пришествие Роберта Лэнгдона на киноэкраны можно считать свершившимся. На этой неделе в мировом прокате стартует блокбастер "Ангелы и демоны" режиссера Рона Говарда по одноименному супербестселлеру Дэна Брауна. На сей раз специалисту по средневековому символизму придется раскрыть заговор членов тайного сообщества иллюминатов. По версии сценаристов картины еретики отправили на тот свет папу римского и взяли в заложники четырех вероятных кандидатов на Святой престол. Уничтожая несчастных старцев одного за другим, иллюминаты открывают свои истинные намерения: главная их цель - собор Святого Петра в центре Ватикана, где собрались на конклав кардиналы со всего мира. Поклоняясь лишь одной религии - науке, они собираются взорвать центр католицизма с помощью антивещества, добытого из Большого адронного коллайдера в ЦЕРНе. Разоблачить подлые козни Лэнгдону помогают красавица-ученая Витория Ветра, ближайший помощник убиенного папы камерарий Патрик МакКена и глава швейцарской гвардии командор Рихтер.
Новый фильм по роману Брауна получился динамичнее и увлекательнее "Кода да Винчи". Хотя бы потому, что "Ангелы и демоны" в силу простоты сюжета более киногеничны. Главные роли в картине исполнили Том Хэнкс, Аилит Зорор, Эван МакГрегор и Стеллан Скарсгард. Официальный бюджет держится в секрете: предположения на сей счет выдвигаются самые фантастические - от 75 миллионов долларов до 300 миллионов. Создатели уверены в прокатном успехе картины. А вот недоброжелатели ждут, что "Ангелы и демоны" если не провалятся, то по крайней мере соберут куда меньше, чем "Код да Винчи". Ведь нынешний проект потерял главного оппонента в лице Римской католической церкви. Вожделенного для авторов фильма вселенского скандала на сей раз не случилось.
В 2006-м киноадаптация "Кода да Винчи" стала одним из самых громких фильмов года. Но прозвучала картина отнюдь не из-за своих художественных достоинств. Их-то как раз, по единодушному мнению критиков, не было вовсе: хронометраж безбожно растянут, красоты Парижа, где по сюжету развиваются основные события, скрыты в каких-то высокохудожественных потемках, главная героиня, помощница Лэнгдона, в исполнении Одри Тоту чересчур анемична. Как ни странно, но претензии были и к Тому Хэнксу. Почему пригласили именно его? Ведь в романе автор описывает персонажа как "Харрисон Форд в твиде от Гарриса". Однако основная полемика развернулась вокруг теологической составляющей книги и фильма. Концепция писателя Брауна и экранизатора Говарда, по которой Христос был женат да к тому же имел потомков, живущих по сей день, вызывала удивление даже у людей, далеких от Церкви. Просвещенные агностики отнеслись к рекламному выносу "Книга и фильм основаны на реальных событиях" с улыбкой, как к гипотетическому заголовку желтой прессы "Маресьева сбил НЛО. Редкие кадры". Верующие, официальный Ватикан в первую очередь, были оскорблены до глубины души. Более того, концептуальное неприятие картины, по крайней мере в России, на какое-то время сплотило христиан и мусульман. С требованием запретить фильм к властям и Генпрокуратуре обратились муфтият Чечни, Центральное духовное управление мусульман России и пресс-служба Московской патриархии. На выходе же повсеместные призывы к бойкоту только подогрели интерес к ленте. И в результате "Код да Винчи" собрал в прокате 758 миллионов 293 тысячи 851 доллар.
Разумеется, это был не первый случай, когда Церковь в штыки принимала то или иное произведение. Так, в 1964 году религиозная общественность требовала запрета на "Евангелие от Матфея" Пазолини. В 1966-м - на "Монахиню" Жака Ривета по роману Дени Дидро. В 1988-м ожесточенные споры вызвало "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе. На премьере "Искушения" в Венеции Дворец фестивалей даже оцепили дополнительными нарядами полиции, опасаясь народных волнений. В России по требованию РПЦ фильм дважды снимали с показа по центральному телевидению. Обвиняли в безбожии создателей "Гарри Поттера" и "Золотого компаса" по роману Филипа Пулмана. Короче говоря, Церковь еще ни в одном конфликте с искусством не подставляла второй щеки. Но стремление отвлечь внимание от этих фильмов, напротив, оборачивалось бесплатной рекламой. Запретный плод сладок.
По большому счету "Ангелы и демоны" вроде бы не дают повода для религиозных нападок. Ведь в отличие от "Кода да Винчи" новая картина никаких устоев не подрывает.
Раскалывая ребусы иллюминатов, Лэнгдон носится по умопомрачительному Вечному городу, красоты которого представлены во всем своем великолепии. К слову, сейчас главным успехом у туристов пользуется экскурсия по местам "боевой славы" Лэнгдона: Пьяцца дель Пополо (здесь находится церковь, в которой по сюжету смерть принял первый из похищенных), барельеф West Ponente на площади перед собором Святого Петра (второму кардиналу проткнули легкие), церковь Санта-Мария делла Виттория (сожгли третью жертву), фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона (попытались утопить последнего падре).
Рон Говард, кажется, снял довольно безобидный фильм о том, что в каждом из нас добро и зло ведет непримиримую войну. Однако практически все без исключения кардиналы представлены хмурыми ретроградами, препятствующими развитию научного прогресса. Словно древние Кощеи, они чахнут над бесценными реликвиями. Не допускают в подземные хранилища-библиотеки с уникальными трудами светских ученых. В общем, есть на что обидеться. А вот Ватикан решил дистанцироваться, воздержаться от гневных высказываний в адрес картины. Никаких призывов к бойкоту, никаких попыток запрета, обвинений в ереси!
Не дождавшись реакции, создатели сами перешли в наступление и начали в открытую провоцировать Церковь. На пресс-конференции в Риме режиссер Рон Говард заявил, что группе запретили снимать на территории Ватикана, пришлось строить дорогостоящие декорации собора Святого Петра. А некоторые кадры и вовсе были сделаны операторами, переодетыми в обычных туристов. Далее Говард посетовал, что, гуляя по Ватикану, заметил хвост из швейцарских гвардейцев и побоялся расправы над собой: де, угрожающего вида молодцы намеревались побить его алебардами. Стоит заметить, что личная охрана папы задолжала Говарду пару затрещин: некоторые из гвардейцев выглядят в фильме сущими дураками и заядлыми нарушителями военной дисциплины.
Дальше - больше: под занавес режиссер поделился информацией о том, что Престол, тайно задействовав "административный ресурс", якобы препятствовал работе даже вне границ Ватикана.
На этих словах терпение Святого престола лопнуло. Но ответ Церкви оказался настолько неожиданным и мощным, что напрочь выбил у создателей почву из-под ног. На прошлой неделе в официальной католической газете L'Osservatore Romano появилась статья, в которой говорилось, что "Ангелы и демоны" - увлекательное зрелище, не представляющее опасности для Церкви. Это масштабная коммерческая операция, исполненная стереотипов". Худшей рекламы, чем снисходительная похвала и намеки на посредственность, создатели себе не могли и представить!
Тем не менее продюсеры продолжают храбриться. Том Хэнкс даже заявил о готовности раскрыть еще пару-тройку мировых религиозных заговоров. А Дэн Браун в ответ тут же предъявил "рояль в кустах": новый роман "Ключ Соломона" увидит свет в сентябре. Однако теперь будущее фильмов по сценариям писателя не так безоблачно. Потеря статуса одного из главных еретиков от масс¬культа может пребольно ударить по капитализации бренда под названием "Дэн Браун".
Стас Лобастов

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#