Описание фильма

"Пассажирка"   

Название фильма: Пассажирка
Пассажирка
Страна-производитель: Россия
Английский: Пассажирка
Жанр: драма / экранизация
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Анна Горшкова, Виктор Сухоруков, Иван Агапов, Сергей Баталов, Марат Башаров, Юрий Горбач, Федор Добронравов, Никита Ефремов, Петр Зайченко, Алексей Коряков, Роман Мадянов, Михаил Миронов, Сергей Никоненко, Ирина Пегова, Станислав Говорухин
Год выпуска: 2008
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
 

Сюжет и комментарий

История разворачивается на парусной шхуне в XIX веке. Российский консул просит капитана взять на борт пассажирку и доставить ее в Гонконг, где привлекательную во всех отношениях молоденькую барышню ждет муж-американец. Причем никто до поры до времени не знает, что супруг пассажирки, внесшей сумятицу в размеренный ход жизни команды корабля, погорел на спекуляциях, связанных с золотыми приисками.

По одноименной повести Константина Станюковича.

Середина XIX века. Русский клиппер идет из Сан-Франциско в Гонконг и берет на борт пассажирку русского происхождения, вокруг которой и разворачиваются основные события фильма.

Море любви
Новая работа Станислава Говорухина – картина "Пассажирка" (как и созданная им в прошлом году лента "Артистка") – предназначена для вполне определенной категории зрителей, точнее, зрительниц. Молодым модным особам вряд ли понравятся недавние фильмы легендарного режиссера, но женщины постарше, равнодушные к артхаусу, получат от просмотра огромное удовольствие. Лучшее тому доказательство – победы "Артистки" и "Пассажирки" по итогам зрительского голосования на фестивалях "Московская премьера" соответственно прошлого и нынешнего года.

Некоторые критики, кинематографисты, да и просто любители кино пренебрежительно относятся к лентам, предназначенным для обычных людей, а не для эстетов, но с данным мнением можно поспорить. Развлекательное кино далеко не всегда бывает глупым; в конце концов, такие шедевры, как "Римские каникулы" и "Ирония судьбы", созданы в жанре мелодрамы, как и большинство "мыльных опер". Так что главное – не жанр, а мастерство кинематографистов.

Если "Артистка", несмотря на все усилия снимавшихся в ней замечательных актеров, так и осталась слишком грустной для сказки и слишком сладкой для реалистической мелодрамы, то "Пассажирка" производит значительно более цельное впечатление. Это, безусловно, сказка, повествующая о давно минувших временах, прекрасных кораблях, благородных и сильных мужчинах и столь же благородных и прекрасных женщинах. Думаю, и в XIX веке даже жизнь людей высших сословий была не столь благополучной, какой она показана в новом отечественном фильме; возможно, Константин Станюкович начал писать свои "Морские рассказы" именно для того, чтобы противопоставить жесткому, циничному сухопутному миру благородный и ясный мир моряков. Но с течением времени прошлое становится для потомков похожим на сказку, и, хотя подход Говорухина к постановке исторической картины не является единственно возможным, он имеет полное право на существование.

Главное здесь – не скатиться ни в слащавость, ни в пошлость, и знаменитый режиссер с честью избежал опасных подводных камней. Ведь большая часть событий, происходящих на экране, - это воспоминания героини о, возможно, самом (не исключено, что и единственном) романтическом эпизоде своей жизни, а в памяти обычно остается только хорошее. Поэтому очарование "Пассажирки" сродни очарованию старых фотографий, на которых мир всегда выглядит намного светлее, чем на самом деле.

Замечательные актеры великолепны в ролях суровых морских волков, каждый из которых по-своему стремится привлечь внимание очаровательной попутчицы, ни секунды не сомневаясь, что его попыток никто не замечает. Порядочность моряков не вызывает ни малейших сомнений, сдержанная, но неизменная забота старших о младших выглядит столь же достоверно. Всего несколькими штрихами режиссеру удается создать на экране очень убедительный мир людей, которые живут в соответствии со строгими правилами чести, никогда не теряют собственного достоинства и не унижают других. Правда, главный герой показался мне слишком уж похожим на Даниила Страхова, но, как выяснилось в финале, возможно, здесь и нужен был среднестатистически красивый парень. Марат Башаров в роли обаятельного матроса и Ирина Пегова, сыгравшая служанку, создают великолепный бытовой фон романтическим переживаниям господ.

Но достоверность "Пассажирки" главным образом зависела от исполнительницы главной роли: при неудачном выборе актрисы вся история могла бы скатиться в неимоверную пошлость. К счастью, Анна Горшкова блистательно справилась со своей задачей. Героиня, сыгранная актрисой, выглядит абсолютно порядочным, очень добрым и благородным человеком, преисполненным искренней доброжелательности к окружающему миру. Это не бессердечная кокетка, наслаждающаяся своей властью над мужчинами, а милая, скромная женщина, которой, конечно, приятно внимание галантных военных моряков, но она и мысли не допускает, что легкий флирт может перерасти в нечто большее. И конфликты, разгоревшиеся из-за пассажирки на корабле, ее по-настоящему огорчают и немного смущают.

В качестве режиссера Станислав Говорухин сделал все возможное и кое-что невозможное, создав на экране нежную романтическую атмосферу. Хотя почти вся лента снята в павильонах, а большая часть действия происходит в тесных каютах, это почти не воспринимается как недостатки. Некая условность окружающего мира лишь подчеркивает то, что все события происходят в воспоминаниях героини, а небольшие по размеру каюты благодаря мастерству оператора не производят впечатления тесных. Художник и костюмер создают на экране мир, возможно, в некоторых мелочах отличающийся от реальности второй половины XIX века, но полностью соответствующий зрительскому представлению о старых временах, когда и пейзажи, и интерьеры, и костюмы – все было очень красивым. Музыка Алексея Рыбникова добавляет нежности и очарования происходящему на экране, а финал заставит прослезиться особенно чувствительных зрительниц.

Короче говоря, "Пассажирка" получилась очень красивой, обаятельной, нежной и абсолютно лишенной пошлости; впрочем, особого смысла здесь тоже нет. Этот фильм обязателен к просмотру любящим помечтать у экрана поклонницам романтических историй, а вот фанаты боевиков и артхаусного кино вряд ли останутся довольны увиденным.

Светлана Степнова
С сайта ruskino.ru

Женщина на корабле
Газета "Труд"

Станислав Говорухин гордится тем, что съемки его фильма побудили одно московское издательство выпустить двухтомник Константина Станюковича: раньше этого прекрасного писателя-мариниста экранизировали часто («Максимку» уж точно смотрели все), а сейчас Говорухин считает его незаслуженно забытым.
Впрочем, идея снять фильм по рассказу «Пассажирка» пришла к режиссеру сорок лет назад, когда к Станюковичу проявляли больше уважения, а большинство занятых в нынешнем проекте актеров еще не родились.
Говорухин, по собственным словам, решил сделать ставку на молодежь, пригласив дебютанта Алексея Корякова и не так давно начавшего сниматься Никиту Ефремова. Главную женскую роль — Пассажирки, добирающейся в 1882 году на русском клипере «Смелый» из Сан-Франциско в Гонконг, сыграла Анна Горшкова.
Говорухин пересмотрел множество актрис, но только Анну, по первой профессии социолога, счел достойной роли дамы, в которую влюбились все мужчины на судне — вплоть до рыжего капитана.
Кстати, сделать своего героя рыжим предложил сам Виктор Сухоруков, чтобы капитан был «чуть-чуть в английском стиле». Марат Башаров тоже уделил внимание внешности своего героя-моряка — он узнал, что серьга у моряка означает, что он проходил мимо мыса Горн, а по тому, в каком ухе она находится, можно узнать, с какой именно стороны. Сперва у Башарова было две серьги, но в таком виде актер смотрелся слишком забавно, поэтому украшение осталось лишь в правом ухе.
О традициях моряков группа «Пассажирки» узнала немало: во время съемок на корабле «Крузенштерн», проходивших в Атлантическом океане недалеко от Канарских островов, Станислав Говорухин настаивал на том, чтобы актеры изучали названия парусов и снастей и прочие морские термины. А в свободное от съемок и учебы время все ловили рыбу — как-то раз изловили даже акулу, которая, к сожалению, оказалась невкусной.
Сергеева Жанна

"Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней"
Независимая газета

Женщина на корабле – к беде. Это непреложная истина для каждого моряка. Рассказ Константина Станюковича о даме, взошедшей на военный корабль и взбаламутившей его почище девятого вала, стал основой для нового фильма Станислава Говорухина «Пассажирка».
Устав искать романтику на суше, отправились наши режиссеры в водные просторы, утащив туда за собой все накопленные кинематографом стереотипы и мифы о благородстве, чести и чистоте душевной. То расхаживали с деревянной благородной осанкой под вражескими снарядами морские офицеры из «Адмирала», теперь нас пригласили на военный корабль, отправившийся из Америки через океан и населенный людьми в белоснежных одеждах. Они прогуливаются по палубам, флиртуют с попавшей на корабль красоткой-пассажиркой Верой Сергеевной (Анна Горшкова), выясняют из-за нее отношения вплоть до дуэли и разогреваются сочинением любовных посланий. На нижней палубе матросы, тоже с трубками в зубах и все в белом, но небритые, томно лежат в позах патрициев и лениво восхищаются бюстом горничной Аннушки (Ирина Пегова), ступившей на корабль с хозяйкой-красоткой. Несмотря на склероз экипажа, забывшего, где и зачем находится, корабль плывет куда надо и как надо.
Вообще все на том корабле загадочно, не только его способность к самоуправлению. Офицеры в белоснежном, например, демонстрируя выправку, лихо по команде «Кругом!» поворачиваются через правое плечо. Уж не засланные ли моряки-то? А пассажирка, намываясь в корабельной ванне, нет-нет, да и покажет след от бикини. В середине-то XIX века. Наверное, гостья из будущего.
Удивительное дело – в фильме, снятом по рассказу великолепного писателя-мариниста, есть все, кроме моря. Разок-другой дежурно плесканется волна за бортом парусника, да замрет на секунду вдали горделиво сам парусник, похожий на поделку из серии «Сделай сам». Вот вам и все море. Ровно то же могло произойти в поезде, дилижансе, помещичьей усадьбе – нужного, специального колорита все равно никакого. Оператор Юрий Клименко, блистательно работавший с Параджановым, здесь лишь пару раз радует нас прелестными кадрами – мачты, облепленные матросами, устремленные в синее небо. Эти сине-белые кадры тоже на грани кича, но они хотя бы открыточно красивы. В остальном – сплошь крупные планы, лица, лица, лица, не умеющие, не наученные выразить даже минимальную гамму чувств, то и дело застывающие в преувеличенном изображении одной эмоции – гнева, восторга, изумления. Вместе с белоснежной формой, главной гордостью молодого актерского состава, все выглядит игрушечным. Как пела героиня Татьяны Дорониной в одном из фильмов: «Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней». Молодежь в фильме – Анна Горшкова, Алексей Коряков, играющий главного влюбленного, Никита Ефремов, Юрий Горбач – всухую проигрывает рядом со старшим поколением – Сергеем Никоненко, Романом Мадяновым, Петром Зайченко, Виктором Сухоруковым, Федором Добронравовым… Словно на одной палубе сошлись актеры с двух разных планет – настолько статичными выглядят молодые, что кажется, будто играют они не людей, а компьютерные смайлики. Более или менее живая молодая пара тут – Ирина Пегова и Марат Башаров, осуществляющие альтернативный, народный флирт на нижней палубе. Они хотя бы веселы, раскованны и ироничны.
На фестивале «Окно в Европу» «Пассажирка» получила приз «Выборгский счет» – что-то вроде приза зрительских симпатий. Такие призы – всегда железный аргумент: «Людям нравится». Что тут удивляться – все мы родом из детства, и бумажные кораблики многих умиляют до гробовой доски. Если настоящих лайнеров в жизни увидеть не довелось.
Екатерина Барабаш

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#