"Пассажирка"
Название фильма: | Пассажирка |
|
|
Страна-производитель: | Россия | ||
Английский: | Пассажирка | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Станислав Говорухин | ||
В ролях: | Анна Горшкова, Виктор Сухоруков, Иван Агапов, Сергей Баталов, Марат Башаров, Юрий Горбач, Федор Добронравов, Никита Ефремов, Петр Зайченко, Алексей Коряков, Роман Мадянов, Михаил Миронов, Сергей Никоненко, Ирина Пегова, Станислав Говорухин | ||
Год выпуска: | 2008 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
История разворачивается на парусной шхуне в XIX веке. Российский консул просит капитана взять на борт пассажирку и доставить ее в Гонконг, где привлекательную во всех отношениях молоденькую барышню ждет муж-американец. Причем никто до поры до времени не знает, что супруг пассажирки, внесшей сумятицу в размеренный ход жизни команды корабля, погорел на спекуляциях, связанных с золотыми приисками.
По одноименной повести Константина Станюковича.
Середина XIX века. Русский клиппер идет из Сан-Франциско в Гонконг и берет на борт пассажирку русского происхождения, вокруг которой и разворачиваются основные события фильма.
Море любви
Новая работа Станислава Говорухина – картина "Пассажирка" (как и созданная им в прошлом году лента "Артистка") – предназначена для вполне определенной категории зрителей, точнее, зрительниц. Молодым модным особам вряд ли понравятся недавние фильмы легендарного режиссера, но женщины постарше, равнодушные к артхаусу, получат от просмотра огромное удовольствие. Лучшее тому доказательство – победы "Артистки" и "Пассажирки" по итогам зрительского голосования на фестивалях "Московская премьера" соответственно прошлого и нынешнего года.
Некоторые критики, кинематографисты, да и просто любители кино пренебрежительно относятся к лентам, предназначенным для обычных людей, а не для эстетов, но с данным мнением можно поспорить. Развлекательное кино далеко не всегда бывает глупым; в конце концов, такие шедевры, как "Римские каникулы" и "Ирония судьбы", созданы в жанре мелодрамы, как и большинство "мыльных опер". Так что главное – не жанр, а мастерство кинематографистов.
Если "Артистка", несмотря на все усилия снимавшихся в ней замечательных актеров, так и осталась слишком грустной для сказки и слишком сладкой для реалистической мелодрамы, то "Пассажирка" производит значительно более цельное впечатление. Это, безусловно, сказка, повествующая о давно минувших временах, прекрасных кораблях, благородных и сильных мужчинах и столь же благородных и прекрасных женщинах. Думаю, и в XIX веке даже жизнь людей высших сословий была не столь благополучной, какой она показана в новом отечественном фильме; возможно, Константин Станюкович начал писать свои "Морские рассказы" именно для того, чтобы противопоставить жесткому, циничному сухопутному миру благородный и ясный мир моряков. Но с течением времени прошлое становится для потомков похожим на сказку, и, хотя подход Говорухина к постановке исторической картины не является единственно возможным, он имеет полное право на существование.
Главное здесь – не скатиться ни в слащавость, ни в пошлость, и знаменитый режиссер с честью избежал опасных подводных камней. Ведь большая часть событий, происходящих на экране, - это воспоминания героини о, возможно, самом (не исключено, что и единственном) романтическом эпизоде своей жизни, а в памяти обычно остается только хорошее. Поэтому очарование "Пассажирки" сродни очарованию старых фотографий, на которых мир всегда выглядит намного светлее, чем на самом деле.
Замечательные актеры великолепны в ролях суровых морских волков, каждый из которых по-своему стремится привлечь внимание очаровательной попутчицы, ни секунды не сомневаясь, что его попыток никто не замечает. Порядочность моряков не вызывает ни малейших сомнений, сдержанная, но неизменная забота старших о младших выглядит столь же достоверно. Всего несколькими штрихами режиссеру удается создать на экране очень убедительный мир людей, которые живут в соответствии со строгими правилами чести, никогда не теряют собственного достоинства и не унижают других. Правда, главный герой показался мне слишком уж похожим на Даниила Страхова, но, как выяснилось в финале, возможно, здесь и нужен был среднестатистически красивый парень. Марат Башаров в роли обаятельного матроса и Ирина Пегова, сыгравшая служанку, создают великолепный бытовой фон романтическим переживаниям господ.
Но достоверность "Пассажирки" главным образом зависела от исполнительницы главной роли: при неудачном выборе актрисы вся история могла бы скатиться в неимоверную пошлость. К счастью, Анна Горшкова блистательно справилась со своей задачей. Героиня, сыгранная актрисой, выглядит абсолютно порядочным, очень добрым и благородным человеком, преисполненным искренней доброжелательности к окружающему миру. Это не бессердечная кокетка, наслаждающаяся своей властью над мужчинами, а милая, скромная женщина, которой, конечно, приятно внимание галантных военных моряков, но она и мысли не допускает, что легкий флирт может перерасти в нечто большее. И конфликты, разгоревшиеся из-за пассажирки на корабле, ее по-настоящему огорчают и немного смущают.
В качестве режиссера Станислав Говорухин сделал все возможное и кое-что невозможное, создав на экране нежную романтическую атмосферу. Хотя почти вся лента снята в павильонах, а большая часть действия происходит в тесных каютах, это почти не воспринимается как недостатки. Некая условность окружающего мира лишь подчеркивает то, что все события происходят в воспоминаниях героини, а небольшие по размеру каюты благодаря мастерству оператора не производят впечатления тесных. Художник и костюмер создают на экране мир, возможно, в некоторых мелочах отличающийся от реальности второй половины XIX века, но полностью соответствующий зрительскому представлению о старых временах, когда и пейзажи, и интерьеры, и костюмы – все было очень красивым. Музыка Алексея Рыбникова добавляет нежности и очарования происходящему на экране, а финал заставит прослезиться особенно чувствительных зрительниц.
Короче говоря, "Пассажирка" получилась очень красивой, обаятельной, нежной и абсолютно лишенной пошлости; впрочем, особого смысла здесь тоже нет. Этот фильм обязателен к просмотру любящим помечтать у экрана поклонницам романтических историй, а вот фанаты боевиков и артхаусного кино вряд ли останутся довольны увиденным.
Светлана Степнова
С сайта ruskino.ru
Женщина на корабле
Газета "Труд"
Станислав Говорухин гордится тем, что съемки его фильма побудили одно московское издательство выпустить двухтомник Константина Станюковича: раньше этого прекрасного писателя-мариниста экранизировали часто («Максимку» уж точно смотрели все), а сейчас Говорухин считает его незаслуженно забытым.
Впрочем, идея снять фильм по рассказу «Пассажирка» пришла к режиссеру сорок лет назад, когда к Станюковичу проявляли больше уважения, а большинство занятых в нынешнем проекте актеров еще не родились.
Говорухин, по собственным словам, решил сделать ставку на молодежь, пригласив дебютанта Алексея Корякова и не так давно начавшего сниматься Никиту Ефремова. Главную женскую роль — Пассажирки, добирающейся в 1882 году на русском клипере «Смелый» из Сан-Франциско в Гонконг, сыграла Анна Горшкова.
Говорухин пересмотрел множество актрис, но только Анну, по первой профессии социолога, счел достойной роли дамы, в которую влюбились все мужчины на судне — вплоть до рыжего капитана.
Кстати, сделать своего героя рыжим предложил сам Виктор Сухоруков, чтобы капитан был «чуть-чуть в английском стиле». Марат Башаров тоже уделил внимание внешности своего героя-моряка — он узнал, что серьга у моряка означает, что он проходил мимо мыса Горн, а по тому, в каком ухе она находится, можно узнать, с какой именно стороны. Сперва у Башарова было две серьги, но в таком виде актер смотрелся слишком забавно, поэтому украшение осталось лишь в правом ухе.
О традициях моряков группа «Пассажирки» узнала немало: во время съемок на корабле «Крузенштерн», проходивших в Атлантическом океане недалеко от Канарских островов, Станислав Говорухин настаивал на том, чтобы актеры изучали названия парусов и снастей и прочие морские термины. А в свободное от съемок и учебы время все ловили рыбу — как-то раз изловили даже акулу, которая, к сожалению, оказалась невкусной.
Сергеева Жанна
"Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней"
Независимая газета
Женщина на корабле – к беде. Это непреложная истина для каждого моряка. Рассказ Константина Станюковича о даме, взошедшей на военный корабль и взбаламутившей его почище девятого вала, стал основой для нового фильма Станислава Говорухина «Пассажирка».
Устав искать романтику на суше, отправились наши режиссеры в водные просторы, утащив туда за собой все накопленные кинематографом стереотипы и мифы о благородстве, чести и чистоте душевной. То расхаживали с деревянной благородной осанкой под вражескими снарядами морские офицеры из «Адмирала», теперь нас пригласили на военный корабль, отправившийся из Америки через океан и населенный людьми в белоснежных одеждах. Они прогуливаются по палубам, флиртуют с попавшей на корабль красоткой-пассажиркой Верой Сергеевной (Анна Горшкова), выясняют из-за нее отношения вплоть до дуэли и разогреваются сочинением любовных посланий. На нижней палубе матросы, тоже с трубками в зубах и все в белом, но небритые, томно лежат в позах патрициев и лениво восхищаются бюстом горничной Аннушки (Ирина Пегова), ступившей на корабль с хозяйкой-красоткой. Несмотря на склероз экипажа, забывшего, где и зачем находится, корабль плывет куда надо и как надо.
Вообще все на том корабле загадочно, не только его способность к самоуправлению. Офицеры в белоснежном, например, демонстрируя выправку, лихо по команде «Кругом!» поворачиваются через правое плечо. Уж не засланные ли моряки-то? А пассажирка, намываясь в корабельной ванне, нет-нет, да и покажет след от бикини. В середине-то XIX века. Наверное, гостья из будущего.
Удивительное дело – в фильме, снятом по рассказу великолепного писателя-мариниста, есть все, кроме моря. Разок-другой дежурно плесканется волна за бортом парусника, да замрет на секунду вдали горделиво сам парусник, похожий на поделку из серии «Сделай сам». Вот вам и все море. Ровно то же могло произойти в поезде, дилижансе, помещичьей усадьбе – нужного, специального колорита все равно никакого. Оператор Юрий Клименко, блистательно работавший с Параджановым, здесь лишь пару раз радует нас прелестными кадрами – мачты, облепленные матросами, устремленные в синее небо. Эти сине-белые кадры тоже на грани кича, но они хотя бы открыточно красивы. В остальном – сплошь крупные планы, лица, лица, лица, не умеющие, не наученные выразить даже минимальную гамму чувств, то и дело застывающие в преувеличенном изображении одной эмоции – гнева, восторга, изумления. Вместе с белоснежной формой, главной гордостью молодого актерского состава, все выглядит игрушечным. Как пела героиня Татьяны Дорониной в одном из фильмов: «Я шагнула на корабль, а кораблик оказался из газеты вчерашней». Молодежь в фильме – Анна Горшкова, Алексей Коряков, играющий главного влюбленного, Никита Ефремов, Юрий Горбач – всухую проигрывает рядом со старшим поколением – Сергеем Никоненко, Романом Мадяновым, Петром Зайченко, Виктором Сухоруковым, Федором Добронравовым… Словно на одной палубе сошлись актеры с двух разных планет – настолько статичными выглядят молодые, что кажется, будто играют они не людей, а компьютерные смайлики. Более или менее живая молодая пара тут – Ирина Пегова и Марат Башаров, осуществляющие альтернативный, народный флирт на нижней палубе. Они хотя бы веселы, раскованны и ироничны.
На фестивале «Окно в Европу» «Пассажирка» получила приз «Выборгский счет» – что-то вроде приза зрительских симпатий. Такие призы – всегда железный аргумент: «Людям нравится». Что тут удивляться – все мы родом из детства, и бумажные кораблики многих умиляют до гробовой доски. Если настоящих лайнеров в жизни увидеть не довелось.
Екатерина Барабаш