"Поллок "
Название фильма: | Поллок |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Pollock | ||
Жанр: | драма / мелодрама | ||
Режиссер: | Эд Харрис | ||
В ролях: | Эд Харрис, Марсия Гэй Харден, Вэл Килмер Дженнифер Коннелли, Роберт Нотт, Бад Корт | ||
Год выпуска: | 2000 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Не многие народы могут похвастаться тем, что из них вышли художники, перевернувшие все представления современников о том, какой должна быть живопись. Малевич в России, Дали в Испании... А в Америке? В Америке был Джексон Поллок (1912-1956). Человек трагической судьбы, этот необузданный гений за несколько лет совершил революцию в абстракционизме. Его талант открыла в 1941 году художница Ли Краснер, впоследствии ставшая его подругой жизни. Увы, их счастье было недолгим: внутренние демоны, терзавшие душу Поллока, толкали его на путь саморазрушения. В итоге, он прожил потрясающе яркую, но короткую жизнь.
«Полок» - режиссерский дебют актера Эда Харриса. "Мне было очень интересно предстать в образе того, кто обладает энергией и необходимостью для прорыва в новую область изобразительного искусства". Харрис, актер без амплуа, легко смог отразить молчаливую робость Поллока, которая зачастую перемежалась с приступами ярости, вызванными работой художника. Работая над постановкой фильма, Харрис решил описать жизнь Поллока, не пытаясь описать его воображение и переосмысливать творческий путь художника: "Я хотел, чтобы у зрителя создалось впечатление непосредственного общения с моим героем. При этом я совсем не собирался создавать пособие по истории искусства". Тем зрителям, которые пожелают докопаться до причин алкоголизма и "неправильного" поведения Поллока, рекомендуется прочитать биографию художника, написанную С. Найфехом и Г.У.Смитом. Эта книга получила Пулитцеровскую премию. Именно на ней и основан сюжет фильм Харриса. По мнению режиссера, одной из причин появления тяги к саморазрушению у Поллока было то, что он младший из пяти братьев: "Он никогда не чувствовал себя в безопасности, и поэтому всегда искал нечто, что могло бы успокоить его и дать ощущение своего места в жизни". Искусствоведы считают Поллока отцом модернизма. Комбинация славы и внутренних противоречий дала Поллоку то, благодаря чему Харрис назвал его "Джеймсом Дином мира живописи". Поллок погиб в автокатастрофе, когда ему было 44 года.
Пол Джексон Поллок - американский живописец, представитель абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство 20-го века. В 1947 Поллок изобретает новую технику: он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Сам художник предпочитал термин «льющаяся техника». Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper). “Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырех стороны и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то еще. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живет своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь”.
Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это Ривера и Ореско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины. Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть. Комментарий фотографа Х.Намута: “Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина… Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял черную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива… Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все» .