"Игра Эндера"
Название фильма: | Игра Эндера |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Ender's Game | ||
Жанр: | триллер / фантастика | ||
Режиссер: | Гэвин Худ | ||
В ролях: | Эбигэйл Бреслин, Аса Баттерфилд, Харрисон Форд, Бен Кингсли, Арамис Найт | ||
Год выпуска: | 2013 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
«Игра Эндера» – это экранизация популярного научно-фантастического романа Орсона Скотта Карда о юном тактическом гении Эндере Виггине, который вместе с другими курсантами космического военного училища осваивает искусство войны с похожими на муравьев пришельцами-формиками. В частности, подготовка Эндера включает захватывающие бои в невесомости между отрядами подростков. В финале же героев ждет поистине эпическая битва. Инструкторов училища сыграли Харрисон Форд и Бен Кингсли, а заглавную роль получил Аса Баттерфилд из «Хранителя времени». Южноафриканский режиссер Гэвин Худ использовал в работе над фильмом собственный опыт учебы в военном училище. Как и герой картины, он попал в армию до достижения совершеннолетия.
Трейлер - http://www.youtube.com/watch?v=Q5CHmOGbBrU
Враг твой
Роман КОРНЕЕВ
После выхода первого «Росомахи» Гэвин Худ как-то потерялся с радаров, даже в бесконечных новостях о творческих планах, три четверти из которых никогда не реализуются, его фамилия не мелькала. Виной тому оказалась книжка «Игра Эндера», которая, будучи с одной стороны чисто подростковым чтивом, обладала некоторыми заметными достоинствами таких взрослых «космоопер» (именно в кавычках), как «Враг мой» и «Звёздный десант». В книжке поднимались такие недетские проблемы, как цена победы, ответственность командира за принимаемые решения, и вообще — кто и почему становится лидером, а кто — нет. Понятно, что такой хитровымученный синопсис голливудским мэйджорам был не интересен, они хотели, чтобы врага ловко победили и пошли праздновать, как всегда поступают хорошие парни. При этом взрослые должны быть главным героям мудрыми наставниками, а не использовать их втёмную, детишки же в серых шинелях, не особо парясь, должны шмалять супостата лазерными лучами и гравитационными торпедами.
Гэвина Худа такой номер не устраивал, а просто забить на идею экранизации ему не позволяло внутреннее чувство прекрасного, в итоге он начал ходить по разным мелким киноинвесторам, даже у нас в стране добыл часть денег (дело было ещё до кризиса), так что в итоге проект стал одним из самых дорогих в истории независимых проектов, а сюжет дожил до премьеры в первоначальном, не урезанном виде.
Итак, на планету Земля напала раса разумных инсектоидов, путём невероятных усилий и самоотверженности одного героя рой был обезглавлен, но победа была не полной — осталась угроза, что «жукеры» вернутся. И тогда было решено нанести упреждающий удар по врагу, для чего была развёрнута евгеническая программа по подготовке супер-людей, способных управлять гигантскими боевыми флотами в режиме реального времени, проявляя чудеса тактики, стратегии и небесной механики. Одна проблема — все эти высокопрофессиональные вояки — пока ещё дети, и ждать, пока они вырастут, некогда, поэтому срочно всех в учебку — гонять тактические тренажёры в условиях невесомости.
Другое дело, что космические симуляторы — это скучно. Юный гений Аса Баттерфилд и его коллеги по клубу голливудских подрастающих звёзд могут сколько угодно талантливо морщить лбы и размахивать руками на фоне хромакея, слепить из этого что-то захватывающее (это же не видеоигра, в конце концов) надолго не получится.
Поэтому автор сосредотачивается на, собственно, учебке, где помимо подростковых разборок в стиле «у кого длиннее на космическом морозе» с небольшой примесью чисто хайнлайновских рассуждений о воинском долге и роли командира в победе над врагом (и главное, какой именно командир ведёт к победе, а какой обречён на бесславное поражение), мы наблюдаем аллегорические «космические сражения» в невесомости, где юные рекруты тренируются в стрельбе по тарелочкам и ловкости рук в невесомости. Такой, если хотите, квиддич, только научно-фантастический.
Как сей квиддич поможет участникам забега победить в битве космических армад, нам не поясняют, но командный дух и некий навык небанальной тактики в условиях невесомости участники таки приобретают, а заодно делятся на эдакие Слизерин и Гриффиндор, это уж как водится. Тот факт, что в армии так не бывает (орднунг школоте вообще только снился), никого в общем и не беспокоит. Ведь мы летим пулять на симуляторе, правда?
Когда же в сюжете наступает переломный момент и выясняется, что игры давно кончились (главный спойлер сюжета довольно прозрачно предсказан трейлером), вот тут внезапно и выясняется, что фильм был не о том. Мыпобедили, дедывоевали, взвейтесь-развейтесь, только главный герой отчего-то совсем не рад.
Собственно, первый момент просветления наступает куда раньше — в зале повеяло заметным холодком, когда юный гений стратегии хладнокровно оставил свои дредноуты погибать без прикрытия. Уже с этого места не нужно было читать книжку, чтобы понять, зачем всё это, и куда оно ведёт.
Так что к финалу достаточно простое, даже незамысловатое кино в традиционном жанре «зритель должен себя ассоциировать с главным героем и пофигу, что школота в реальности не выигрывает битвы» (см. хотя бы отечественную «Москва-Кассиопея»), в общем, всё то, что составляет основу подростковой фантастики в целом, внезапно приобретает совсем иную глубину и ценность. Точно так же, как в финале «Моста в Терабитию», зритель приходит в себя и понимает, что сказочка кончилась. И это ценно. Хотя в остальном фильм вряд ли заметно выбрался из всяких там спецэффектных середнячков этого жанра, особенно если расширить его до подростковых комиксов вроде Перси Джексона.
Вот такое кино.
Кинокадр Ру