"Анатомия убийства"
Название фильма: | Анатомия убийства |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Anatomy of a Murder | ||
Жанр: | драма / экранизация | ||
Режиссер: | Отто Премингер / Отто Преминджер | ||
В ролях: | Джеймс Стюарт, Ли Ремик, Бен Газзара, Артур О'Коннелл, Ив Арден, Кэтрин Грэнт, Джозеф Н. Уэлч, Брукс Уэст, Джордж С. Скотт, Мюррэй Хэмилтон | ||
Год выпуска: | 1959 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
В 50-х годах герой Стюарта шокировал зрителей под музыку Дьюка Эллингтона в оркестровке Отто Премингера, использовавшего, как всегда, свои любимые цвета: черный и белый. Пол Биглер (Стюарт), закоренелый холостяк и адвокат, произносит текст, расписанный Уэнделлом Мэйесом, с хрустом песка на зубах, играя словами и называя контрацептивы противозачаточными средствами, нижнее белье розовыми подштанниками, а изнасилование изнасилованием, что для публики тех лет было неприлично. Старая актерская гвардия в лице Арден и О Коннелл безукоризненно вытягивает свои партии в этом разговорном пинг-понге в джазовой обработке. Газзара и Ремик в роли его шлюховатой жены, склонной к двуличности, получили заслуженный "движок" в своих карьерах - постарались они на славу. Ремик была взята на роль после того, как Лэна Тернер (Lana Turner) ушла из проекта, закатив Отто пощечину (говорят, он ответил ей тем же). Джейн Мэнсфилд отошла от работы над сценарием - короче, проблем у Премингера хватало. К тому же Джозеф Уэлч, сыравший роль судьи, был "увенчан лаврами слушаний маккартизма" и позже стал настоящим судьей в жизни. Даже сейчас, когда вся эта тема по остроте может быть сопоставлена с обсуждением коротких юбок в конце 60-х годов, длиннющая драма смотрится. Хотя ни одного "Оскара" фильм не получил ("Бен Гур" вымел в тот год все), но выдвигался по следующим номинациям: за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Стюарт), лучшую мужскую роль второго плана (Артур О Коннелл, Джордж С. Скотт), лучший адаптированный сценарий (Уэнделл Мэйес), лучшую операторскую работу (Сэм Ливитт) и лучший монтаж (Луис Леффлер). (Иванов М.)
Реалистический портрет судебной системы, главное место в котором занимают отношения персонажей в зале суда, а не поиски правых и виноватых. По жанру вроде бы судебная драма, по степени циничного неверия в людей и правосудие – как бы нуар, по атмосфере – нечто порочное в духе чуть ли не Теннесси Уильямса, хотя действие происходит не в Луизиане, а в Мичигане. Впрочем, мотив Нового Орлеана в фильме присутствует благодаря Дюку Эллингтону, написавшему музыку. Некая Лора просит усталого и разочарованного адвоката в отставке Пола (Джеймс Стюарт) защищать ее мужа-лейтенанта (Бен Газарра): он всадил пять пуль в хозяина бара, ее изнасиловавшего. Лора (Ли Ремик) – этакая провинциальная вамп, то ангелочек, то сексуальная провокаторша. Ее муж – циничный и антипатичный тип, во вменяемости которого не уверен судебный психиатр. Пол вязнет в трясине судебного процесса, в недомолвках и лжи, которую он чувствует, но не может разоблачить. Преминджер блестяще ведет интригу, словно по лезвию бритвы. Все подвергается сомнению, непонятно даже, случилось ли вообще изнасилование, бесспорно только убийство, остающееся, несмотря на данное в названии фильма обещание анатомировать его, вещью в себе. Тягучее, тревожное кино, где мужчины в длинных, помятых плащах и шляпах то и дело пьют у стойки бара то виски, то кофе и своим сумрачным видом демонстрируют неверие в то, что истина вообще существует на белом свете.