Описание фильма

"Рагин"   

Название фильма: Рагин
Рагин
Страна-производитель: Россия
Английский: Рагин
Жанр: драма
Режиссер: Кирилл Серебрянников
В ролях: Алексей Гуськов, Дмитрий Муляр, Александр Галибин, Зоя Буряк, Наталья Никуленко, Агриппина Стеклова
Год выпуска: 2004
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Интересно:

По мотивам рассказа Чехова "Палата №6".

Дополнительная рецензия:

Рецензия Игоря Михайлова:
Зеркало мира.
По меткому выражению классиков: «Если бы последний царь Николай читал Чехова, то он знал бы то государство, которым управлял». Это высказывание можно перефразировать под современные реалии. Если бы члены Государственной Думы посмотрели фильм «Рагин», то они могли бы не наделать массу глупостей, которые, по всей видимости, непременно сделают без этого просмотра.
В то время, когда ты всматриваешься в бездну, бездна всматривается в тебя. Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и тюрьма. Что есть безумие, и в чем его отличие от так называемой нормальности? Кого только не объявляли безумцами - Чацкий, декабристы, Гаршин, генерал Григоренко… Многие многие жертвы властной системы управления обществом объявлялись ненормальными только потому, что они не соответствовали определенным лекалам, под которые их пытались подогнать. Кто или что гарантирует, что в один не прекрасный момент любой человек не будет объявлен безумцем и заточен в психиатрическую лечебницу? Алексей Гуськов, спродюсировавший фильм «Рагин» по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова «Палата № 6» и сыгравший в нем главную роль, вслед за великим писателем уверяет в своей киноленте, что никаких гарантий не существует.
Конец ХIХ-го века. Андрей Ефимович Рагин работает врачом в местечковой психиатрической лечебнице. Когда-то он был (да и по сей день является) поклонником теорий австрийских психиатров, утверждавших, что для излечения сумасшедшего необходимо дистанцировать его от собственной болезни. Таким образом, когда-то (и зрителю это наглядно демонстрируется) в далекой Вене излечили женщину, утверждавшую, что внутри у нее находится жаба. Поставив под несчастную ночной горшок и заставив тужиться, больной предъявляют лягушку среди экскрементов и уверяют, что она навсегда избавилась от заболевания. Попытавшийся повторить этот эксперимент в российских условиях над пациенткой, считающей, что внутри у нее ползает змея, доктор получает катастрофический результат. Уж исчезает из горшка, а женщина, уставившись в сосуд, обиженно изрекает: «Ничего нет. Одно говно». Остальные пациенты также никак не хотят отстраняться от своих странностей. Один больной утверждает, что он девятилетний мальчик, другой считает себя мертвецом, а третий объят манией преследования. Все европейские эксперименты над этими существами обречены на провал. «Ребенок» убегает от подосланной обесчестить его санитарки с воплем: «У нее там ничего нет. Ее Бог наказал». «Покойник», лишенный еды (поскольку покойники не едят), никак не желает выходить из заболевания, а только кричит от голода благим матом. Лишь жертва преследователей вступает с доктором в диалог, уверяя его, что цивилизованные теории лечения психиатрических заболеваний в России неприменимы.
Действительно, как же можно отстранить больного от болезни, если жить в России – это уже диагноз? «Куда же Вы пойдете, если я Вас освобожу»,- говорит Рагин пациенту, - «Вы моментально начнете всего бояться и полицейские Вас, в лучшем случае, приволокут обратно. Да что там, Вы сами сюда прибежите». «Так почему же я здесь сижу, а Вы – нет»,- недоумевает собеседник. «Да просто Вас посадили, а меня – нет»,- честно отвечает Рагин, подписывая своими словами приговор применению иностранной методы в российских условиях. («Пока, нет»,- добавим мы).
Приближение краха идей старого доктора ощущается все более явственно с прибытием молодого лекаря Евгения Федоровича Хоботова, который не заморачивается над европейскими теориями. Для лечения (не для излечения) больных он предлагает карательную машинку, при использовании которой пациента раскручивают в нескольких плоскостях, а затем резко останавливают. Если идеи Рагина в реальности представляют собой эстетствующий идеализм, то машинка Хоботова, являющаяся предтечей электрошока, истязающего пациентов, никакого отношения к медицине вообще не имеет. Однако именно этот метод поддерживается власть предержащими лицами после того, как благодаря счастливому стечению обстоятельств Хоботов излечивает псевдобольную певицу перед концертом с участием приглашенного губернатора.
Совершенно очевидно, что «Рагина» ждет тяжелая прокатная судьба. Во-первых, объединение чеховских идей с видением реалий окружающего общества Алексеем Гуськовым не происходит без шероховатостей. Классические диалоги в психушке не очень плавно переходят в видения Рагина, соединенные с его философскими изысками. Попытка осовременить Антона Павловича является благим намерением, однако это уже и не совсем Чехов и пока не современность. В лучшем случае, мы наблюдаем параллели аллюзий и теорий о вечной природе сумасшествия в России, как инакости его носителей в сочетании с представлениями: «Что воля, что неволя – все одно». Но не в этом главная проблема фильма в его потенциально сложных отношениях с публикой. Все дело в том, что «Рагин» мучительно труден для восприятия отвыкшего думать и страдать при просмотрах зрителя. На продолжении всего сеанса напряженная работа зрительского ума и попытки переложения чеховского наследия на язык современной реальности являются необходимыми (но не достаточными) условиями для успешного понимания экранизации. К тому же, вполне актуальная идея о том, что от проблем, вызывающих безумие, в России уходить никто не хочет, да и идти в сущности некуда, явно не поспособствует массовой поддержке «Рагина» на всех уровнях.
Однако, несмотря на все вышеизложенное, новая попытка переложить Чехова на современный язык, используя, в некоторой степени, приемы Эзопа, конечно же, заслуживает внимания мыслящего зрителя. Хотя бы для того, чтобы (тьфу, тьфу, чур меня), попав в зазеркалье психиатрической лечебницы, он не сильно переживал по этому поводу. Во-первых, и до него многие там побывали, а во-вторых, совершенно непонятно до конца, где же находятся более нормальные персонажи истории, по ту или по эту сторону забора психушки. Ведь именно этот предмет материального мира вполне способен сойти за зеркало мира, в которое так страшно вглядываться.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#