"Бэтмэн: Начало "
|
Название фильма: |
Бэтмэн: Начало |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
Batman Begins |
Жанр: |
боевик / фантастика / сказка |
Режиссер: |
Кристофер Нолан |
В ролях: |
Кристиан Бэйл, Кен Ватанабе, Майкл Кейн, Морган Фриман, Кэти Холмс, Силлиан Мерфи, Лайэм |
Год выпуска: |
2005 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Интересно:
- бюджет фильма составил 120 млн долл
- изначально на роль Бэтмэна рассматривался Гай Пирс, снимавшийся у Кристофера Нолана в "Помни", однако в конечном счете студия Warner Bros Остановила свой выбор на Кристиане Бейле ("Эквилибриум", "Власть Огня"). Согласно опросу, проведенному в интернете, большинство фанатов выбрало Бейла в качестве наиболее удачной кандидатуры.
- в качестве претендентов на режиссерское кресло рассматривались Джоэл Шумахер, Дэвид Финчер и Вольвганг Петерсон. Последний предпочел ставить «Трою» и отказался от проекта.
- Вигго Мортенсен (ex-Арагорн) отклонил предложение сыграть роль главного злодея в этом фильме.
- съемки начались 22.05.2004, в Лондоне
- Одновременно с написанием сценария к Бэтмэну, Дэвид С. Гойер заканчивал сценарий к Блейду 3, после чего выступил в качестве режиссера этой ленты. В одном из интервью он заявил, что хотел бы видеть в роли Бэтмэна молодого Джэка Гиленхола, однако вполне удовлетворен и выбором, павшим на Кристиана Бейла
- компания EA GAMES планирует выпустить игру по данному фильму
- на счету режиссера Кристофера Нолана такие ленты как "Помни" и "Бессоница"
Примечание:
После выхода на экраны приснопамятного «Бэтмена и Робина» Джоэля Шумахера казалось, что с этим героем мы попрощались навсегда. Настолько тусклым и беспомощным получилась четвёртая часть одного из популярнейших комиксовых брэндов экранизированных Голливудом. Минуло восемь лет. Хорошенько подумав, продюсеры решили поведать зрителю о том, как всё начиналось и подробнее остановиться на причинах заставивших миллионера Брюса Уэйна облачиться в резиновый костюм человека-летучей мыши.
После гибели родителей (уличный воришка на глазах маленького Брюса ради кошелька застрелил отца и мать) Уэйн отправляется странствовать по миру. Ему приходиться воровать, участвовать в разбоях, драться. Брюс пытается понять истоки зла, а именно – что движет людьми, совершающими насилие над другими. Такой образ жизни закономерно приводит его в тюремную камеру одного из азиатских государств. Там он знакомится с учителем «Лиги теней» Дукардом, освобождающим его из заключения и предлагающим пройти курс обучения в этой закрытой школе. Во время обучения Уэйн не только осваивает восточные единоборства, но и изучает своеобразную философию Лиги – сохранение баланса между добром и злом, благочестием и пороком. Вернувшись в Готэм-Сити, Брюс решает остановить волну насилия, спровоцированную мафией Кармине Фальконе. Но вскоре оказывается, что Фальконе всего лишь пешка в руках таинственного покровителя.
Перед Кристофером Ноланом стояла непростая задача – возродить успешную коммерческую франшизу, оставшись верным себе. Пример Тима Бертона доказал возможность плодотворного совмещения большого бюджета и многочисленных авторских находок. К тому же режиссёр находился в состоянии относительной свободы, ведь речь идёт о приквеле, что позволило не оглядываться на предыдущую тетралогию. Фактически, перед нами новый Брюс Уэйн, имеющий мало общего с персонажем сыгранным Майклом Китоном, Вэлом Килмером и Джорджем Клуни. Бертон создал удивительный и пленительный мир сказки, но сказки для взрослых; Шумахер заострил своё внимание на комиксной эстетике и проиграл. Нолан предпринял попытку совмещения первого со вторым, значительно интеллектуализировав содержание. Оставив в неприкосновенности фундамент мощной мифологии под названием «Бэтмен» ему удалось создать оригинальный, во многом авторский продукт.
Дополнительная рецензия:
Режиссёр Кристофер Нолан – сказочный талантище. Это надо же было извратиться, и снять фильм про Бэтмена, совершенно не похожий на все до сих пор снятые фильмы про Бэтмена, и даже, более того, уделывающий их напрочь! Да, товарищи, уделывающий.
И ведь я не поклонник фильмов про летучего мыша! Дурацкими представляются мне эти фильмы, и даже противными. Особенно в лице своих убер-злодеев – толстого Пингвина, Джокера, Загадочника и Шварценеггера-Саб-Зи ро, каждый из который славен лишь тем, что демонстрирует торжество мастерства гримёров над недовольно скорченными рожами лиц знаменитых актёров, вынужденных меняться внешне не в самую лучшую сторону. Даже общепризнанный шедевр Тима Бартона про «Возвращается» и тот вызывает у меня лишь муки корч и всенепременно отмечается в первых рядах самых дизайнерски безвкусных фильмов – наряду с «102 далматинцами» и «Скуби Ду 2». Стойте, не бейте, фанаты, это лишь моё скромное мнение дальневосточного труженика села, далёкого от высоких искусств!
Гм. Так вот. Впервые в истории фильм про «Бэтмена» внушает со страшной силой. Потому что снят серьёзно и обстоятельно, без кривляний, ужимок, клоунады и идиотского смеха. Например, Готэм-сити лишь слегка гипертрофирован в сторону «Син Сити» – просто "коррумпирован насквозь". Всего-то. И даже единственный фантастический элемент – футуристическая монорельсовая дорога – и та выглядит жизненно и вопросов об оправданности своего существования не вызывает. Да, построил эксцентричный миллионер вместо подземного метро надземную монорельсу. Почему бы и нет?
Но не интерьеры красят фильм в данном случае. А – люди! Впервые в истории фильмов про Бэтмена (я понимаю, что повторяюсь, но деваться некуда, вы уж потерпите, немного осталось) главный злодей не наряжен в крикливые одежды, не искажён лицом и, вообще, является обычным человеком, не ездящим по городу на заводном утёнке и не живущим в канализации. Более того, главный злодей здесь не известен почти до самого конца фильма. Более того, главных злодеев здесь несколько (хотя, такой оборот мы уже имели радость наблюдать в «Бэтмене и Робине»)...
Однако, главное – главного злодея здесь нет совсем... Потому что в итоге у главного злодея оказываются своя правда и свои идеалы. Главный злодей здесь – мудрый и спокойный, он всего лишь хочет улучшить мир, пусть и спорным способом. Главный злодей в сцене финального поединка принимает свою судьбу с таким просветлённым и одухотворённым лицом, что поневоле вызывает огромное уважение, сочувствие и желание подражать. Даже так.
Актёры вообще хороши. Впрочем, кто сомневается в харизме Лайма Нисона? Здесь он – супер-герой, переигрывающий всех, в том числе и самого Бэтмена! Интересно наблюдать и за тем, как видоизменился Циллиан Мёрфи из «28 дней спустя», превратившийся из обычного серого паренька в демонического красавца. Хорош дворецкий – ни чем не уступающий Бэтмену персонаж со своим весьма ярким лицом. Потерялись, правда, Кен Ватанаби (вообще непонятно, зачем здесь нужный), Морган Фримен (на которого, впрочем, хотя бы просто приятно смотреть – как всегда) и Гэрри Олдмэн (которого, видимо, подвела положительная роль). Зато хорошо получились продажный полицейский мерзавец, босс мафии и главная женская героиня. Мо-лод-цы!
Но потерялся ли на этом фоне сам Бэтмен? Нет. Хотя, возможно, об этом не стоил бы и говорить, потому что образ Бэтмена – ходячий штамп и особого значения ни для кого не играет... Однако странно было бы говорить обо всех, и не сказать о главном герое торжества. Вот и скажем – буквально парой слов. Кристиан Бэйл – нормален. Но не более того. Он хорош в роли Брюса Уйэна – где нужно порочный и избалованный, где нужно – сильный и жёсткий. А в роли Бэтмена – Бэтмен, и Бэтмен. Каменный подбородок и костюм. Стандартная картонная униформа, что тут ещё можно придумать?..
Зато понавыдумывали авторы в других областях. Действительно, фильм про Бэтмена впервые получился серьёзным. Настолько серьёзным, что, мне кажется, не всем может и понравиться. Например, придя в кинотеатр поразвлечься с девушкой, вы можете откровенно проскучать большую часть сеанса. Потому что почти полфильма на экране не происходит почти ничего развлекательного. Идёт введение в предысторию – вдумчивое и размеренное. Брюс Уэйн теряет родителей, бродит по свету, разговаривает... Экшена и пиршества спецэффектов поначалу не наблюдается вообще! Это, мне кажется, может отпугнуть многих не склонных к глубине зрителей…
Однако в итоге фильм предстаёт не очередным суетливым блокбастером-однодне вкой, а фильмом-монументом. В котором без увеличительных приспособлений заметна вложенная авторами творческая душа. Эпичность и бережное обращение с Легендой – вот основы такого подхода. Да, авторы делают вид, будто все предыдущие «Бэтмены» (вернее, последующие, поскольку «Бэтмен: Начало» является приквелом, сразу после которого должен идти первый «Бэтмен», про Джокера Николсона) – это произведения высокого искусства, объекты культа, к которым следует относиться трепетно. Всё равно, что рассказывают предысторию Терминатора или Хищника. С достоинством и скрупулёзно. Плавно подводя к началу первой серии. Так и надо. Лично я за весь фильм ни разу не посмотрел на часы с мыслью «ну, когда же это закончится» – при том, что вполне осознавал немалый хронометраж... То есть – странная ситуация. Сидишь, смотришь, понимаешь, что прошёл уже час, а на экране всё это время были одни только разговоры... Но совершенно не напрягаешься. Наоборот – смотришь с увлечением. Затягивает, цепляет. Разве так бывает? Сейчас так уже не снимают, однозначно...
При этом серьёзность происходящего подкрепляется красотой съёмок. Даже в неторопливом начале и то находятся места для моментов, когда камера величественно скользит по горным пейзажам. Или когда Брюс Уэйн выходит на поляну, где растут «синие цветы». А как обставлено его появление в Храме! Его обучение! Сцена на льду!.. Вроде бы, никаких нарочных красивостей, а выглядит замечательно! Наиболее показательна в этом отношении сцена боя в храме с участием Кристиана Бэйла и Лайама Нисона. Ни хореографии, ни сло-мо – напротив, банальная склейка из кусочков... Но в результате – брутальная и реалистичная драка здоровенных мужиков. Умеют же люди снимать кино!
А уж в финале, когда начинается самый армагеддон... Тут уж просто сидишь, забыв обо всём, и жадным взглядом впериваешься в экран. Как монументально всё рушится! Какие пейзажи пролетают при этом за окном монорельсового поезда! Не смотришь кино – натурально, находишься ТАМ!
Особое же спасибо хочется сказать авторам за эпизоды с чучелом. Ребята, я не знаю, как им это удалось! На экране происходит простейшее действие: герой накидывает на голову кусок мешковины, начинает говорить страшным голосом и рябить помехами. А в результате – натурально жутко! При этом сидишь и прекрасно понимаешь, что бояться нечего... Но боишься! И в процессе этого не возникает совершенно никаких вопросов относительно того, как герои фильма боятся этого «пугала» и даже сходят от него с ума. Это – талантливо сверх всякой меры! Редко, редко в современном пост-«матричном» кинематографе творцам удаётся сотворить нечто настолько удивительное!
Такой вот фильм. Да, Бэтмена приземлили. Он теперь не красивый супер-герой, а порой едва ли не Брюс Уиллис из «Небьющегося». Барахтающийся в грязи, ударяющийся об землю, сидящий на карнизе посреди сушащегося белья. Общий дискомфорт жизни – как в фильме «Семь». Очень необычное решение для фильма про Бэтмена! И, на удивление, не царапающее. Гармонично вписывающееся в концепцию и дополняющее её новыми красками!
В общем, хорошо, пусть и не без недостатков. Пустые персонажи, лёгкая затянутость первой половины... Но всё это с лихвой окупается стильностью, обилием красивых сцен, наличием мыслей, харизматичными героями... И главное – сотворить на основе «Бэтмена» такое чудо – это надо быть не меньше, чем Альфонсо Куароном, взявшимся экранизировать третью часть «Гарри Поттера». Талант!
ОЦЕНКА – 10 из 12.
Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch