"Самый быстрый Индеец в мире "
|
Название фильма: |
Самый быстрый Индеец в мире |
|
Страна-производитель: |
США |
Английский: |
The World's Fastest Indian |
Жанр: |
драма / приключения |
Режиссер: |
Роджер Дональдсон |
В ролях: |
Энтони Хопкинс, Брюс Гринвуд, Джессика Коффил, Джулиана Беллинджер, Крис Бруно, Уэсли Дауделл, Фиби Фальконер, Тим Фармер, Уолтон Гоггинс, Гэйвин Грэйзер, Дайан Лэдд, Тесса Митчелл, Аннетт Райт |
Год выпуска: |
2005 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Дополнительная рецензия:
Жил-был на самом донышке планеты, в городке Инверкаргилл на крайнем юге Южного острова Новой Зеландии, человек по имени Берт Мунро (1899-1978). В 16 лет он обзавелся первым мотоциклом и «заболел» скоростью. В 21 год купил новенький Indian Scout 1920 года выпуска, делавший стандартно 80 км/час, и задался целью поставить рекорд в Мекке всех гонщиков - соляной пустыне Бонневилл-Флэтс в американском штате Юта. Не имея специального образования и навыков, Берт в 1926 году начал совершенствовать свою машину; упорно, методом проб и ошибок он занимался этим четыре десятилетия (!), выигрывая попутно все соревнования на родине и в соседней Австралии, и в 1962-м, переплыв океан на ржавой посудине, добрался-таки до вожделенной трассы. В течение пяти лет без денег и профессиональной команды он устанавливал там один рекорд за другим, пока в 1967 году не показал в квалификационном заезде 305,88 км/час, оставшись до сего дня «самым быстрым в мире водителем «индиана».
* * * * *
В 1971 году другой киви (вернее, живший в Новой Зеландии австралиец), РОДЖЕР ДОНАЛЬДСОН, также увлекавшийся мотоспортом и унаследовавший от отца военный «Индиан», отправился в Инверкаргилл посмотреть на чудо-машину. Но гораздо большее впечатление на него произвел ее хозяин; Роджер загорелся снять документальный фильм о поездке Мунро в Бонневилль. На пару с приятелем-фотографом они уговорили Берта за их счет еще раз смотаться в Америку. Однако ни денег на приличную технику, ни умения у начинающего кинематографиста не было; Дональдсон решил, что картиной «На алтарь бога скорости» (Offerings to the God of Speed) он не смог в полной мере отдать дань человеку-легенде и в 1979-м начал писать сценарий художественного фильма о Мунро.
* * * * *
Самым удивительным в этом проекте стало приглашение на главную роль сэра ЭНТОНИ ХОПКИНСА. Нет, по годам 68-летний актер подходит идеально: свой главный рекорд Мунро установил именно в этом возрасте. Дело в другом: Хопкинс и Дональдсон уже работали вместе - на фильме «Баунти» 1984 года, и Энтони тогда так невзлюбил режиссера, что о скандалах на съемочной площадке было известно далеко за пределами Голливуда. Хопкинс называл Роджера, для которого это был первый американский фильм, невеждой и наглым выскочкой и поклялся никогда с ним больше не работать («Мы были готовы убить друг друга», - подтверждает «наглец»). Еще в 2001-м в Каннах, куда каждый из них приехал со своим фильмом, валлиец и антипод старательно избегали встреч. Но спустя пару лет на одной из вечеринок сэр Энтони подошел к Роджеру и предложил забыть старое. Сам актер согласие сниматься объяснял так: «Мы были тогда парой горячих юнцов (47 и 39 лет. - Ред.). Роджер сделал один фильм про Мунро, остался недоволен и затеял второй. Мне нравится его упорство - такое же, как у моего героя. И я абсолютно согласен с философией Берта: «Если ты не живешь мечтой, то чем отличаешься от овоща?» Философия философией, а кто будет в кадре создавать чудо-мотоцикл, получивший название Munro Special и, главное, ездить на нем? «По молодости я исполнял трюки сам, но теперь - нет. Случись что-нибудь - конец и карьере и жизни, - развеял сомнения Хопкинс и честно признался: - Я ничего не смыслю в технике. У деда был токарный станок, я что-то в нем крутил, но сейчас даже капот своего авто не открываю». Изготовить три байка для съемок (в итоге в Юте угробили не менее четырех копий) взялся инверкаргиллский инженер Ноэль Этли; предполагалось, что он и станет дублером звезды в сценах гонок на солончаке. Во всяком случае, он к этому готовился, информируя попутно Дональдсона по электронной почте, какие группы мышц надо тренировать актеру, чтобы выдержать крайне неудобную посадку гонщика. В итоге на трассе в Бонневилле работал профессиональный каскадер; в сцене аварии он сломал ключицу и набил шишку на голове, но сделал все так пугающе-реалистично, что, по общему мнению, еще легко отделался. И все же на крупном плане, когда вылетевший из седла Мунро скользит на бешеной скорости по треку с лицом в миллиметрах от едкой соли, мы увидим самого Хопкинса - вспомните, что в фильме «На грани» 60-летний тогда актер сам барахтался в полынье ледяного озера. Для «рядовых» фронтальных планов Энтони садился на мотоцикл, закрепленный на платформе, которую буксировал автомобиль с кинокамерой; вся конструкция двигалась со скоростью 130 км/час.
* * * * *
Жители Инверкаргилла с восторгом приветствовали группу. Местные байкеры отдали под гараж и мастерскую Мунро свою «штаб-квартиру», владелец скобяной лавки достал из кладовки сохраненные им инструменты и приспособления Берта. Дети умельца, посетившие съемочную площадку в день, когда Хопкинс был особенно в ударе, прослезились и принесли вещи отца - защитные очки, шлем, перчатки и дорожную сумку, а галстук даже одолжили актеру для большей достоверности. Простые граждане с готовностью убирали с улиц свои современные автомобили, как только видели, что там устанавливают телефонные будки и парковочные счетчики 60-х годов. Стоит ли говорить, что у режиссера не было проблем набрать в массовку 150 человек «зрителей» на пляжных гонках и «провожающих» на вечеринке в честь отъезда Мунро в Америку, тем более что в приглашении специально оговаривалось: людей с «голливудской» внешностью просят не беспокоиться. Роль-«камео» досталась даже мэру городка.
Сэр Энтони, как всегда, просил партнеров и техперсонал называть его Тони; не ломаясь, согласился изобразить Ганнибала Лектера, причем пробыл в образе минут 10, так что у всех мурашки поползли по телу. Общаясь с местными журналистами в Юте, оказался необычно разговорчив, рассказал, что жена приезжала к нему в Солт-Лейк-Сити, нашла бездомную кошку с новорожденными котятами и не успокоилась, пока не пристроила всех шестерых. При этом он по имени назвал каждого члена съемочной группы, ставшего владельцем котенка. Еще Хопкинс сообщил, что позаимствовал кое-что для образа у своего отца: «Он был пекарем и часто брал меня с собой в фургончик развозить товар. У него был фирменный посвист, потом он оповещал: «Булочник!», еще раз свистел и - «Доброе утро, миссус, как сегодня дела?». Этот его посвист вошел в ленту.
* * * * *
Помимо Хопкинса в совместном американо-новозеланд ском проекте участвовали и другие работавшие с Дональдсоном люди. Канадец БРЮС ГРИНВУД («Тринадцать дней») согласился «перекинуться парой слов с Тони» практически бесплатно: «Роджер делает кино не о тюнинге мотоцикла, а о путешествии героя из Калифорнии в Юту. По дороге ему встречаются разные люди - парень на бензоколонке, продавец подержанных машин, портье-трансвестит в мотеле, индеец, пристроивший его на ночь, вдова, нашедшая для него место в своей постели... Каждые пять страниц сценария - новый персонаж. В фильме снимались партнер Брюса по «Тринадцати дням» КРИС ЛОУФОРД, американка ДАЙАН ЛЭДД, новозеландка ЭННИ УИТТЛ, мексиканец ПОЛ РОДРИГЕС и даже наша соотечественница ЛАНА АНТОНОВА - в роли «сексапильной женщины в розовом».
* * * * *
Новозеландцы увидели фильм первыми (на премьеру приехала даже премьер-министр Хелен Кларк). Одни восторгались тем, как Хопкинс имитировал акцент жителей Южного острова, другие утверждали, что временами он говорит просто как британец из низов. Но все сходились в одном: сэр Энтони гениально передал национальный характер киви: для них нет ничего невозможного, они никогда не «заморачиваются» общепринятыми нормами в чем бы то ни было; идут к цели, используя все доступные средства, и не оглядываются на тех, кто говорит «так не делают» или «так не положено». В качестве микрометра Мунро использовал старую спицу; для цилиндров взял годами лежавшие в земле газовые трубы, поршни отливал в жестянках из-под консервов, а то и вовсе в песке на пляже. Шатуны выточил вручную из оси трактора Caterpillar, а асбестовые ножные протекторы выкроил из электрического одеяла.
Он срезал «лишнее» с покрышек ножом для разделки мяса; в ход шли скобы от забора и пробка от бутылки бренди, и даже педикюр Берт делал шлифовальным кругом. «Я начал читать сценарий и расхохотался: люди в его возрасте так себя не ведут! Этот человек меня покорил. Никогда в жизни я не получал от роли большего удовольствия», - раскрывал Хопкинс еще одну причину своего участия в проекте; актер согласился работать за малую часть своего обычного гонорара, что позволило уложить бюджет фильма в $25 млн. А инверкаргиллцы были так очарованы звездой, что назвали именем Хопкинса свое театральное училище.
* * * * *
Фильм встретили овацией на последнем Каннском фестивале; новозеландский офис не вмещал толпившихся прокатчиков со всего мира. На фестивале в Торонто картине все три раза аплодировали стоя. Лента должна была выйти на экраны США в «бесперспективном» январе, но, почитав отзывы (игру Хопкинса называют лучшей как минимум за 20 лет, и самое удивительное, что обычно циничный по отношению к своим работам актер на этот раз сам соглашается с такой оценкой), авторы изменили график релиза: «Индиана» выпустят в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе на две обязательные для оскаровской квалификации недели, а массовый зритель увидит его сразу после оглашения номинаций.
* * * * *
Хопкинс не просто помирился или смирился с Дональдсоном - теперь он считает его лучшим режиссером из всех, с кем когда-либо работал, и сравнивает с самим ДЖОНОМ ХЬЮСТОНОМ. Более того, именно на этих съемках актер оставил собственные режиссерские амбиции: «Я думал, что могу это делать. Что тут такого: навел камеру - и вперед. Но теперь вижу, что фильм, как автомобиль, целиком принадлежит Роджеру, он - настоящий шофер и уверенно держит руль. А я, пожалуй, останусь пассажиром, откинусь и расслаблюсь».