"Аферисты: Дик и Джейн развлекаются"
Название фильма: | Аферисты: Дик и Джейн развлекаются |
|
|
Страна-производитель: | США | ||
Английский: | Fun With Dick And Jane | ||
Жанр: | комедия / криминальный | ||
Режиссер: | Дин Паризо | ||
В ролях: | Джим Кэрри, Тиа Леони, Энджи Хэрмон, Джон Майкл Хиггинс, Алек Болдуин, Ричард Берджи, Винсент Куратола, Джефф Гарлин, Стэйси Трэвис | ||
Год выпуска: | 2005 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Примечание:
В жизни любящих супругов Дика и Джейн все идеально соответствует стандартным представлениям о пресловутой "американской мечте". Однако наступает день, когда эта самая мечта превращается в настоящий кошмар. После того как компания, в которой работает Дик, оказывается замешанной в финансовых махинациях, его ожидает безрадостное будущее. И тогда, чтобы не лишиться всего и не превратиться в нищих, Дик и Джейн решают заняться ограблениями.
Дополнительная рецензия:
Корпоративная трагедия
Джим Керри актуализировал сюжет популярного фильма 1970-х
Сегодня выходит комедия, названная нашими прокатчиками “Аферисты: Дик и Джейн развлекаются”. Это вольный ремейк некогда популярного в прокате СССР фильма 1977 г. “Забавные приключения Дика и Джейн” (в оригинале фильмы именуются одинаково — Fun with Dick and Jane). В первом играли легендарная Джейн Фонда и позабытый теперь Джордж Сигал. В новом — скромная Теа Леони и — зато! — Джим Керри, ставший инициатором, продюсером и, похоже, идеологом проекта.
Если фильм 1977-го напоминал среднему классу о шаткости его благосостояния, то новый — разоблачает мегакорпорации. Он посвящен в титрах громко разорившейся компании Enron.
В такой идеологической зацикленности есть определенные достоинства, особенно на взгляд антиглобалистов, но, увы, и сюжетные недостатки тоже. Если кто помнит — или случайно видел по ТВ — первую картину, сделанную хорошим голливудским ремесленником Тедом Котчеффом (имеющую высокий рейтинг в американских киносправочниках), то она была о том, как благополучные муж и жена, обладатели коттеджа в престижном районе, сталкивались с ужасом нищеты и — что хуже — снобистским презрением со стороны прежних статусных знакомых после того, как муж лишался высокого поста в солидной компании. Советскую публику веселила ситуация, что в их буржуазной Америке, если ты вовремя не оплатил проценты по кредиту, приходят рабочие и — скатывают в рулон, как ковровую дорожку, твой роскошный газон перед домом: в наши 70-е это расценили как оригинальную абсурдную придумку. В итоге муж и жена от отчаяния становились грабителями. Причем модными — сравнимыми по популярности со звездами шоу-бизнеса: и хозяева, и клиенты банков чувствовали себя польщенными, если их брала на прицел улыбчивая модная пара, и сами с радостью отдавали ей пачки купюр и драгоценности. Таким образом фильм пародировал еще и классику — “Бонни и Клайда”.
В новом фильме не слишком именитого режиссера Дина Паризо тоже есть эпизод, когда рабочие скатывают и утаскивают непроплаченный газон. А муж с женой — Керри с Леони — тоже в итоге становятся грабителями. Но гораздо более скромными, в основном экспроприирующими не деньги, а те предметы первой необходимости, которых из-за нагрянувшей нищеты несправедливо лишились: от кексов, мороженого и обязательных для жизни суши до телевизора, без которого не может жить малолетка-сын. Упор сделан не на разбойничьи приключения, каковых в фильме не так много, а на то, что герои никакие не разбойники. Они — жертвы. Жертвы липовой мегакорпорации “Глободайн”, делающей деньги в сфере медиа, т. е., по мысли авторов фильма, из воздуха. Стоит увидеть президента этой “Глободайн”, как сразу понимаешь, что он циник и жулик, а дело закончится катастрофой. Просто потому, что его играет Алек Болдуин, который всего за год уже третий раз появляется в роли управленца высшего разряда — циника и жулика (см. “Авиатор”, “Элизабеттаун” и теперь это) — и, судя по тенденции, иных ролей никогда больше не получит.
Антикорпор ативный дух витает над экраном. Фильм проводит идею, что корпоративная этика в современном мире — понятие, придуманное для управления подчиненными. Если ты сделал не так или сказал не то, тебе напомнят про корпоративную этику. Но для управляющих корпорациями циников-боссов никакой этики нет: они, по “Дику и Джейн”, заботятся только о себе. Джим Керри по незнанию наших реалий не приходит в фильме к окончательной формулировке, которая должна стать законом выживания для современного офисного человека (до него был, помнится, хомо сапиенс) невысшего звена. Но наш умудренный зритель после просмотра к такой формулировке придет сам: получил работу в новой компании — следуй не корпоративному духу, а правилу “не верь, не бойся, не проси”.
Зато герой Керри, что непонятно уже для нашего человека, быстро забывшего об ответственности перед коллективом и социалистических идеалах, действует в фильме не сам за себя, а ради всех обиженных и оскорбленных. Сие окончательно переводит персонажа Керри из разряда чистых разбойников (каковыми оставались герои фильма-первоисточник а) в разряд благородных Робин Гудов (ведь голливудские авторы не могут нынче не подчеркнуть для публики, что грабить все-таки нехорошо). Решающая афера по изъятию денег у негодяя экс-босса и передаче их бывшим сотрудникам “Глободайн”, которую проворачивает герой Керри, — лучшее место в фильме (напоминает об “Одиннадцати друзьях Оушена”). Но увы и ах: социальная дидактика, в которую окончательно впадает фильм, не добавляет ему забавности. Ее недостаток приходится компенсировать лично Джиму Керри, который в паре эпизодов — без особой связи с сюжетом — вынужден развлекать нас своими фирменными ужимками и прыжками.
На том распрощаемся с фильмом и скажем про Керри. Хороший актер отчаянно пытается перейти на более серьезные роли. Но ни “Шоу Трумана”, ни “Человек на Луне”, ни “Вечное сияние чистого разума” не принесли ему оскаровских номинаций: голливудские академики Керри не любят. Жажда серьезных ролей явно послужила и главной причиной актуализации “Дика и Джейн”. Увы, на социально разоблачительное явление фильм все-таки не тянет — слишком незамысловат. А уж прокатчики всего мира, у которых свой расчет на Керри, и вовсе подают фильм как хохму для семейного просмотра. Так что на нее в основном пойдут люди, которые ничего не понимают в проблемах корпоративной этики. Видимо, комиковать бедолаге Джиму до заслуженной пенсии.
Юрий Гладильщиков
Для Ведомостей
Как украсть миллиард
До того как поставить легендарную картину «Рэмбо: Первая кровь», режиссер Тед Котчефф успел плодотворно потрудиться в кино и на телевидении. Среди его работ были не только драмы и триллеры, но и комедии – например, фильм 1977 года «Аферисты Дик и Джейн». Именно его выбрал для ремейка Джим Керри, когда решил сняться в прикольной ленте с социальным подтекстом!
СОБАЧЬЯ ЦИТАТА Влияние книжек о Дике и Джейн на американскую поп-культуру оказалось столь значительным, что цитаты из них до сих пор встречаются в самых разных контекстах. Например, фильм 2001 года «Агент по кличке Спот» в оригинале называется «See Spot Run» («Смотри, щенок Спот бежит»), и это – классическая цитата из одной из книг о Дике и Джейн. ГОЛЛИВУДСКАЯ КОММУНИСТКА 1970-е были горячим временем для Джейн Фонды, поскольку, познакомившись в конце 1960-х с политическим активистом Томом Хейденом, актриса стала социалисткой, проповедницей коммунизма и выступала против войны во Вьетнаме. Она так рьяно всем этим занималась, что до сих пор многие консерваторы считают ее предательницей интересов Америки. Понятно, что за ее взгляды актрису не слишком жаловали в Голливуде и она не могла похвастаться большими ролями. «Аферисты Дик и Джейн» как раз и стали ее возвращением к подлинной звездности, хотя более частое появление Фонды на экране не означало, что она поступилась принципами. Просто ей были нужны деньги для «продолжения борьбы». ИМПЕРСКИЙ БИЗНЕС Руководство Enron так любило ассоциировать себя с положительными персонажами «Звездных войн», что даже назвало две связанные с корпорацией фирмы JEDI («Джедай») и Chewco Investments («Инвестиционная фирма Чубакки»). Рядовые сотрудники Enron, однако, были другого мнения. Они именовали головной офис «Звездой Смерти», а одного из боссов корпорации – «Дартом Вейдером». РАБОТА НА ПУБЛИКУ Хотя Джим Керри добился своего первого успеха, выступая в разговорном жанре, сейчас он не планирует когда-либо возвращаться к прежней профессии – хотя бы ради собственного удовольствия. Если же ему все-таки приходит блажь выступить перед публикой без посредства пленки и камеры, то Керри просто приходит на интервью в популярные ток-шоу и по мере сил «отрывается» в студии. Заодно и рекламирует свои новые фильмы. |