"Питер FM / Питер ФМ "
|
Название фильма: |
Питер FM / Питер ФМ |
|
Страна-производитель: |
Россия |
Английский: |
Питер FM |
Жанр: |
мелодрама |
Режиссер: |
Оксана Бычкова |
В ролях: |
Евгений Цыганов, Екатерина Федулова, Алексей Барабаш, Наталья Рева, Ирина Рахманова, Владимир Машков, Александр Баширов, Татьяна Кравченко, Кирилл Пирогов, Роберт Городецкий |
Год выпуска: |
2006 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Сюжет и комментарий
СЮЖЕТ
Маша работает диджеем на радио. Она собирается замуж за друга детства, но временами начинает со страшной силой сомневаться в правильности этого своего решения. Впрочем, друг детства уже вовсю обговаривает детали грядущей свадебной церемонии – цветы, лимузины и список гостей,– а потому, как видится, пути назад уже нет.
Максим только что выиграл конкурс архитекторов, и теперь его ждёт работа в Германии. Но Максим колеблется. Мало того, что ему просто не очень-то хочется уезжать в незнакомые края из любимого города, в архитектуру которого он влюблён. Его ещё держит чувство к девушке, которая его недавно бросила. Впрочем, ничего уже не поделаешь, и потому Максим потихоньку собирает вещи.
На этом жизненном перекрёстке судьба и сталкивает героев. Маша теряет сотовый телефон, Максим его находит и пытается отдать хозяйке. Но никак не получается. Ребята постоянно кружат друг вокруг друга, но не встретятся никак... Судьбина!
ВЕРДИКТ
Поначалу казалось, что нечего особо писать про этот фильм – и так всё понятно. Рецензировать "Питер FM" – всё равно, что рецензировать "Служебный роман". Кому оно надо?
Но неожиданно оказалось, что существует немалая когорта людей, которым этот фильм не понравился. В основном страдают, конечно, профессионалы. То им повороты камеры не кажутся правильными, то дома снимаются слишком мельтешаще, и оттого не задерживаются перед глазами, не несут никакой информации и бесят... Да и вообще, любительщина, мол.
Впрочем, оно и неудивительно. Режиссёр фильма Оксана Бычкова – абсолютный любитель. Она вообще не собиралась становиться режиссёром, она всю сознательную жизнь проработала журналистом. Классический случай: из журналистов нередко как раз и получаются именно такие музыканты и режиссёры – искренне желающие сказать своё слово в жанре, но не обладающие достаточными знаниями. В итоге получается любительщина, но любительщина искренняя и очень нередко – гениальная.
Однако, помимо профессионалов, немалую лепту в стенания вносят и многие простые зрители. Им не нравится созерцательность и отсутствие действия, а многим так и просто – отсутствие смысла. Ведь действительно, фактически, в фильме ничего особого не происходит: герои всего лишь ходят по городу и ищут друг друга, и всё это сопровождается видами Петербурга, музыкой, клиповыми нарезками... Ничего более. "О чём этот фильм?" – спрашивают многие любители. И сами себе и отвечают: "Да ни о чём!"
Меж тем, фильм на самом деле – о любви и о судьбе. Это незамысловатая, но совершенно волшебная история о том, как встретились, сами к тому не стремясь, два человека. И рассказана эта история великолепно – ей веришь. Нормальная ситуация с нормальными людьми, безо всякой неестественности. События развиваются именно так, как и развивались бы в жизни. По крайней мере, в чувство симпатии, постепенно вспыхивающее между Машей и Максимом, веришь абсолютно, стопроцентно. А это в кинофильме сделать не так легко – особенно посредством телефонных разговоров, мелькающих домов и музыки. Это – талант, что бы там ни говорили умудрённые образованием профессионалы.
Плюс к тому – всё это мелькание, все эти песни и клипово снятые пробежки героев – всё это просто создаёт настроение. "Питер FM" – удивительно позитивное кино. Лёгкое, весеннее, оптимистичное. А уж каким красивым городом в результате предстаёт Питер –чудо! Питер здесь – натуральный город мечты, подобно Парижу в "Амели". Даже когда герои бегут тёмной подворотней, на стене переулка не выцарапано слово из трёх букв, а написано "Я тебя люблю". И подобные мелочи повсюду, они создают ощущение любви, красоты и счастья... Настроение.
На которое работает всё. Музыка, которую в обычной жизни я не оценил и не стал слушать, здесь она – на своём месте и очень гармонична. Мелькающие дома, которые, вероятно, в любом другом фильме я бы обвинил в бессмысленности, здесь – вполне на своём месте, этакими связками между сюжетами. Множество эпизодических и, как кажется, совершенно не нужных персонажей, вроде тех же Машкова и Краско. Всё работает на одно – на настроение. Сидишь себе весь сеанс и улыбаешься как имбецил. Лично мне этого вполне достаточно, не знаю, как там кому. Многие, вон, заявляют что-то вроде "Весь фильм хохотала, вышла в прекрасном настроении, но потом подумала и решила, что кино мне не понравилось". Воистину, странных людей в мире – каждый первый.
Мне же "Питер FM", как вы уже поняли, понравился со страшной силой. Да, мешают сцена вечеринки, Баширов в своей типичнейшей роли или совершенно непозитивный эпизод с милицией. Но в общей массе они пролетают за долю секунды, и оттого не успевают повлиять ни на что, их просто не помнишь...
Этакая в итоге получается гармоничнейшая смесь из "Амели" и "Беги, Лола, беги" – не самые плохие, мягко говоря, ориентиры. Хорошо снятый, романтический фильм, буквально чудо! Да, многим он может показаться излишне спокойным, медленным и созерцательным. Да, в последнее время зритель, сидя в кинотеатре, привык к тому, что на экране постоянно что-то происходит, а события сменяют друг друга калейдоскопом с космической скоростью. Но всё чаще за этим мельтешением нет ничего – никаких чувств, никакой жизни. А в "Питере FM" жизнь и чувства – есть. Герои этого фильма, подобно героям фильмов Кустурицы, не играют, а живут своими ролями.
И, между прочим, вспомните: в одной из лучших советских мелодрам – в "Иронии судьбы" – тоже не бог весть, как всё летит и кувыркается. Тоже, знаете ли, не наблюдается особого развития сюжета и динамики. Только множество жизненных ситуаций, развивающиеся взаимоотношения героев и прекрасные песни. Довольно похожий, кстати, пример. Только "Ирония судьбы" – фильм зимний, а "Питер FM" – весенний.
Весеннее настроение – вот что главное.
ОЦЕНКА – 11 из 12.
Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch
Другой Петербург в фильме «Питер FM»
В хмурый апрельский день в Петербурге показали другую весну: свежую, цветущую, наполненную светом: корреспондент «Фонтанки» побывал на предпремьерном показе фильма «Питер FM» и понял, что и сейчас можно снимать молодежное кино, где нет насилия и депрессии, зато есть ожидание любви и удивительно романтический город.
Это фильм о двух молодых людях: ди-джее модной радиостанции «Питер FM» Маше Емельяновой (Екатерина Федулова) и талантливом архитекторе Максиме (Евгений Цыганов). Маша готовится выйти замуж за своего одноклассника Костю (Алексей Барабаш), Максим собирается подписать контракт и уехать работать в Германию. Но, переходя улицу, Маша теряет мобильный телефон, который подбирает Максим — этот нехитрый прием стал основой для всех событий, которые связывают судьбы двух главных героев. Встретятся ли они? В реальной жизни это вряд ли могло произойти. А в фильме?
Еще один герой — сам город: его улицы, дома, реки, мосты и крыши. Конечно, первая аналогия, которая возникает при просмотре фильма — «Прогулка» Алексея Учителя. Только здесь камера Ивана Гудкова увидела город совсем другим: стремительным, легким, изменяющимся — в духе модной музыки, которая сопровождает все действие картины. Пейзажи меняются настолько быстро, что иногда становится непонятно: каким образом, пробегая по набережной Фонтанки, героиня вдруг оказывается уже на «Горьковской», или, возвращаясь пешком домой с «Чкаловской», доходит до Новой Голландии. Город здесь непохож ни на один из стереотипных образов: ни на серый, мрачный и губительный Петербург Достоевского, ни на помпезный и величественный град Санкт-Петербург. В фильме это, прежде всего, живой город, где постоянно что-то происходит, где встречаются и расстаются, любят и обижаются. Здесь Петербург — хороший знакомый, с которым всегда интересно, с которым можно разделить и горе, и радость. Иногда здесь светит солнце, иногда — идет дождь. «Но разве дождь это так уж плохо?» — спрашивает главная героиня у радиослушателей. И с ней хочется согласиться.
Если говорить прямо, то сюжет построен довольно предсказуемо и даже наивно. Ну кому из нас не случалось терять мобильники? А расставаться с любимыми? А переживать, насколько верно мы совершаем те или иные поступки? Но, наверное, именно эта наивность и создает ощущение свежести. Может быть, это произошло потому, что на съемочной площадке встретились сразу 14 дебютантов, среди которых и продюсер Елена Гликман, режиссер-постановщик Оксана Бычкова, оператор-постановщик Иван Гудков, художник-постановщик Игорь Коцарев, художник по костюмам Ольга Бычкова, композитор Кирилл Пирогов и даже исполнительница главной роли Екатерина Федулова. Генеральными продюсерами фильма, произведенного телеканалом СТС и кинокомпанией «Профит», стали Игорь Толстунов и Александр Роднянский. В этом фильме все не так, как в «нормальном» кино: молодые актеры играют главные роли, а прославленные и знаменитые — маленькие, эпизодические, которые, тем не менее, сложно назвать проходными. Чего стоит один Владимир Машков, сыгравший «человека в тапках» — алкоголика, который предлагает себя в качестве любовника на одну ночь. Или знаменитый «лицедей» Роберт Городецкий в роли обаятельного бомжа, копающегося в мусорных ящиках. Еще одного алкоголика — «человека в трусах» играет Андрей Краско, а дворника — известный режиссер Александр Хван, которого довольно сложно разглядеть в помятом существе в оранжевой жилетке.
А еще в фильме постоянно звучит современная музыка — как фон жизни героев и всего большого города: «Мумий Тролль», «Аквариум», «Маркшейдер Кунст», «Город 312», «Ундервуд» — песни в большинстве своем незатейливые, но создающие атмосферу. Атмосферу большого города, где можно встретить свою любовь — если повезет, конечно. Это не радио — это кино! И посмотрев его многим наверняка захочется потерять свой мобильный телефон — или найти его, чтобы случайно встретиться на волне «Питер FM».
Мария Мокейчева, Фонтанка.ру