"Витгенштейн"
Название фильма: | Витгенштейн |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания | ||
Английский: | Wittgenstein | ||
Жанр: | драма | ||
Режиссер: | Дерек Джармен (Derek Jarman) | ||
В ролях: | Карл Джонсон (Karl Johnson), Майкл Гоу (Michael Gough), Тильда Суинтон (Tilda Swinton) | ||
Год выпуска: | 1993 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
||||||||
Сюжет и комментарий
Австро-британский философ Людвиг Витгенштейн славен тем, что никогда не читал Аристотеля, но при этом преподавал в Кембридже. Оказавшись после первой мировой войны одним из самых богатых людей Европы, он отказался от наследства и уехал в деревню учить крестьянских детей основам символической логики. О двух основных его книгах вот уже полстолетия ведутся жаркие споры: то ли они развивают общие идеи, то ли полностью друг другу противоречат. Помимо прочего он поражал современников ксцентричными лекциями, гомосексуальными наклонностями и желанием эмигрировать в Советский Союз, чтобы работать в колхозе. Такая необычная биография сама собой требует, чтобы ее сняли в духе сумасшедших байопиков Кена Рассела. Джармен использовал комические приемы Кена Расселла. Но снял фильм так, что комичные эпизоды тут же погружают в пучину парадоксов. Он сжал повествование до коротких историй и пересказал их минимальными средствами, хотя все равно возникает ощущение неисчерпаемой визуальной фантазии. В трактовке Джармена Витгенштейн – это Алиса, которая сама выстроила страну чудес. Вот если бы «Игры разума» были сняты так.
Вадим Агапов
Еще:
Британского режиссера Джармэна трудно с кем-нибудь сравнить. Он выучился на художника и работал сначала в театре, а затем был художником-постановщиком фильмов "Дьяволы" и "Дикий мессия" режиссера Кена Расселла, известного своей скандальностью и уникальностью. Джармэн тоже уникален, а "Виттгенштейн — очень необычная кинобиография философа. Но несмотря на сложную форму и плотный текст, смотрится фильм с большим интересом, и беру на себя смелость утверждать, что посмотреть его смогут люди не только не увлекающиеся философией, но и те, что избегают сложного, серьезного кино. Почему? Не знаю. Есть в картине что-то тревожное и захватывающее. Во-первых, создан живой образ необыкновенного человек и рассказана его судьба. А во-вторых, те философские тексты, что отобраны для сценария, по-настоящему заставляют задумываться своей, может быть, кажущейся само собой разумеющейся простотой, ибо многое говорится о словах и языке. И не может не запомниться игра Карла Джонсона в главной роли. P.S. Джармэн, затронувший и в этой картине тему гомосексуализма, умер от СПИДа 19 февраля 1994 года. (М. Иванов)