"Башмаки мертвеца "
Название фильма: | Башмаки мертвеца |
|
|
Страна-производитель: | Великобритания | ||
Английский: | Dead Man's Shoes | ||
Жанр: | драма / триллер | ||
Режиссер: | Шэйн Мидоус | ||
В ролях: | Пэдди Консидайн, Гэри Стретч, Тоби Кеббелл, Эмили Эстон, Нил Белл, Крэйг Консидайн, Мэтт Консидайн, Бен Додд, Джордан Додд, Лорен Додд, Нил Додд, Джо Хэртли, Пол Херсфилд, Артур Мидоус, Джил Мидоус, Джордж Ньютон | ||
Год выпуска: | 2004 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|
|
|||||||||||
Сюжет и комментарий
Маленький, забитый дурачок Энтони всегда был позором для своего старшего брата Ричарда. Но когда Ричард вернется домой и узнает, что Энтони повесился после того, как банда подонков долго и изощренно над ним издевалась, он будет мстить. Он истребит каждого, кто смел обидеть его полоумного брата.
Когда Солдат (Падди Консидайн) вернулся в свой город, ему понадобилось совсем немного времени, чтобы понять, что за время его отсутствия ничего не изменилось. Те же постиндустриальные пейзажи, та же мерзость запустения и те же протокольные рожи, приматообразная хрень в трениках, барыжащая на улицах дешёвой химической дрянью. Восемь лет назад, когда Солдат служил своей стране, эти уроды поймали младшего брата Солдата, слабоумного и безобидного добряка, и вдосталь поиздевались над ним на пределе своей неандертальской фантазии. Напичкали наркотой, подложили в постель обдолбанную девку, пугали и дразнили, а потом вывезли испуганного, дрожащего, потерявшего ориентацию юродивого за город к заброшенной ферме и выбросили из машины на произвол судьбы. И вот теперь в город вернулся его старший брат, чтобы заплатить по счетам. Живой труп с прозрачными от безумия глазами и в потёртой натовке цвета хаки, совсем как у Джона Рэмбо, как-то раз тоже весьма неудачно вернувшегося домой. Будущего нет. Прошлое бывает только двух видов: анилиновые детские воспоминания о братских играх, будто давным-давно снятые домашней кинокамерой, да чёрно-белые флэшбэки той самой вечеринки, отвратительно гогочущего праздника непослушания (Солдат, конечно, был тогда далеко, но в его черепной коробке обречённо крутятся чужие воспоминания о том, как всё происходило). В настоящем же - одно только отмщение, изощренное и чудовищное. Страшное настолько, что единственным выходом в конце пути будет насильно впихнуть армейский тесак в скользкую от страха пятерню последнего из мучителей, чтобы всё это наконец-то закончилось. В первую очередь - для него самого.
“Кто ждёт обуви, которая останется после покойника, тот долго ходит босым” - максима не хуже старинной клингонской пословицы об оптимальной температуре для подачи некоторых блюд. Безупречно придуманный и исполненный фильм Шейна Медоуза увидел свет, когда тема мести в очередной раз стала для мирового кино ключевой, но надолго остался не более чем локальной британской сенсацией: возмездие здесь не распускалось ослепительно красивым бутоном, как в “Убить Билла”, не кувыркалось аморальным перевёртышем “Олдбоя” и не завершалось догвилевским человеконенавистническим триумфом. О вершащейся на экране справедливости можно, пожалуй, сказать всё что угодно, кроме того что она “торжествует”. Месть в “Башмаках” - не то что холодная, но какая-то прогорклая, заплесневелая, заветренная. Не приносящая никакого удовлетворения и не способная ничего изменить.
Похожая ситуация складывалась с темой в 70-х. С одной стороны, при поддержке убойной силы пистолета “магнум” вершили свое собственное правосудие вигиланте Иствуда и Бронсона, с другой - блестел разбитыми очками дохляк Хоффман в “Соломенных Псах”. Но даже в этих шедеврах брутальной безысходности всё-таки брезжило некоторое подобие катарсиса. В “Башмаках” на просветление надеяться бессмысленно и глупо. И при всём желании невозможно идентифицировать себя с главным героем: никакого сочувствия к себе этот господин Месть не вызывает в принципе (да и не стояло перед ним такой задачи), тем более, что если сидящий в зале зритель на кого-то и похож - то только на очередного урлана из смертного списка Солдата.
Мрачная пастораль Медоуза сродни тяжёлому передозировочному трипу, который накрывает перепуганных как зайцы мучителей по недоброй воле Солдата, сыпанувшего в чайник слоновью дозу галлюциногенов. От него невозможно избавиться, зажмурив на некоторое время глаза и встряхнув раскалывающуюся голову. Всё равно единственное, что ты увидишь, когда в зрачок вернётся фокус и перед глазами перестанут расплываться разноцветные пятна, - это лицо человека, которого ты изо всех сил пытался вычеркнуть из памяти, и у тебя это почти что получилось. Почти. “Помнишь меня? Знаешь, кто я такой?” Ничего на свете не хочется меньше, чем отвечать на эти вопросы. Но Солдат - падший ангел-истребитель, взявший на себя чёрную работу, от которой отказывались бы даже самые прожжённые прислужники преисподней, - и так прекрасно знает на них ответ.
Один из лучших фильмов, вышедших за последние 5 лет. Один из лучших фильмов о мести, картина в которой крайне жестокая история о мщении превращается в поистине трагическую мистерию, и уж точно - лучший из фильмов о ненависти. Скорее это фильм даже не столько о мести, сколько именно о безумной, просто невозможной ненависти. Падди Консидайн, в роли Солдата, достигает здесь заоблачных высот Роберта Де Ниро времён “таксистов” и “бешеных быков”. От его игры бегут мурашки по коже, и в то же время смотреть на это даже неловко, настолько актёру удалось “пропустить” сквозь себя роль. Здесь ненависть абсолютна, она разрушает всех и вся. Такую ненависть экран не видывал давно. Очень жестокое кино. Но именно этой жестокости, кажется, и не хватало современному кинематографу. Именно такого фильма он и ждал. Режиссер Шейн Медоуз пытается разбавить действо чёрным юмором, но ненависть всё равно берёт верх. Не просто верх, а побеждает, раздавливая всякую игру и юмор, строя на их фундаменте небывалую историю о “бесах”, которые живут внутри человека. Это уже почти Достоевский. Безжалостное кино.