Описание фильма

"Вечное сияние чистого разума / Вечное сияние страсти"   

Название фильма: Вечное сияние чистого разума / Вечное сияние страсти
Вечное сияние чистого разума / Вечное сияние страсти
Страна-производитель: США
Английский: Eternal Sunshine of the Spotless Mind
Жанр: комедия / драма / фантастика
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Джим Кэрри, Кейт Уинслет, Марк Руффало, Кирстен Данст,Том Уилкинсон, Илайджа Вуд, Джейн Адамс, Томас Джэй Райан, Дэвид Кросс, Райан Уитни, Деббон Эйер, Лола Дэлер, Дейдра О'Коннелл, Амир Али Саид, Брайан Прайс, Пол Литовски, Джо Флиттер,
Год выпуска: 2004
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
кадры из фильма
 

Интересно:

Оскар-2005
· лучшая женская роль - Кэйт Уинслет (номинация)
· лучший оригинальный сценарий -Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут (номинация)

Australian Film Institute-2004
· лучший иностранный фильм (номинация)

БАФТА-2005
· лучший монтаж - Валдис Оскарсдоттир
· лучший оригинальный сценарий - Чарли Кауфман
· лучший фильм (номинация)
· лучшая мужская роль - Джим Кэрри (номинация)
· лучшая женская роль - Кэйт Уинслет (номинация)
· приз им. Дэвида Лина за режиссуру - Мишель Гондри (номинация)

Чешские Львы-2005
· лучший иноязычный фильм - Мишель Гондри (номинация)

Сезар-2005
· лучший иностранный фильм - Мишель Гондри (номинация)

European Film Award-2004
· Screen International Award - Мишель Гондри (номинация)

Золотой глобус-2005
· лучшая комедия или мюзикле (номинация)
· лучшая мужская роль в комедии или мюзикле - Джим Кэрри (номинация)
· лучшая женская роль в комедии или мюзикле - Кэйт Уинслет (номинация)
· лучший сценарий - Чарли Кауфман (номинация)

Продюсеры: Энтони Брегман, Стив Голин
Сценаристы: Чарли Кауфман
По сюжету Чарли Кауфмана, Мишеля Гондри и Пьера Бисмута
Оператор: Эллен Курас
Композитор: Джон Брайон

Примечание:

Бюджет фильма - $20 млн.
Сборы в первый уик-энд (19-21 марта 2004) - $8.1 млн.
Это второе творческое сотрудничество режиссера Мишеля Гондри и сценариста Чарли Кауфмана. В 2000 году Гондри снял по сценарию Кауфмана комедию "Звериная натура".
До Джима Кэрри на главную роль претендовал Николас Кейдж, сыгравший в фильме Спайка Джонза "Адаптация", также по сценарию Кауфмана.
Название фильма "Eternal Sunshine of the Spotless Mind" - это строчка из поэмы Александра Поупа "Элоиза к Абеляру". Кауфман уже использовал эту поэму для фильма "Быть Джоном Малковичем" (1999).
Идею фильма режиссеру Мишелю Гондри подал его друг-художник Пьер Бисмут. Он сказал: "Представь, что ты получил по почте карточку со словами "Вас стерли из чьей-то памяти". Гондри передал эту идею Кауфману с тем, чтобы тот написал сценарий.
Съемочный процесс занял четыре месяца - с 8 января по 2 апреля 2003 года.

Дополнительная рецензия:

Алексей Дубинский
Романтическая комедия «Вечное сияние страсти» - очевидный и замечательный пример того, как самобытную творческую манеру, порой, безболезненно можно применить к традиционному жанровому кино – без особых потерь для творца и жанра. Пока что сценарные заслуги Чарли Кауфмана выливались в интересные, но не более того безделицы, разбавленные терпким вкусом абсурда, как в «Быть Джоном Малковичем», или дурноватой сатиры, как в «Звериной натуре» (того же Мишеля Гондри). А в излишне перехваленной «Адаптации» Кауфман довел свой прием ковыряния в человеческих мозгах до предела, выбрав в качестве подопытного кролика самого себя. Тем удивительней, как доведенный до радикализма прием неожиданно подвергся шлифовке и огранке и превратился в нежную лирическую историю.
В первоначальном варианте сценария фантастическая история с чудаковатым романтиком Джоэлом Бэришем доходила вовсе до вселенской бессмыслицы, скакала по временам и эпохам, дробилась на многочисленные осколки подобий самой себя. Не раскрывая главной тайны фильма, ловко припрятанной в его сюжетной конструкции, скажу лишь, что путешествие Клементины и Джоэла по закоулкам памяти и подсознания последнего повторялось и повторялось с одурманивающей периодичностью, закольцовывалось в один и тот же цикл, нечто вроде «вечного возвращения» процитированного в фильме Ницще. Так что вдвойне приятно, что Кауфман нашел в себе силы не поддаться в очередной раз буйству фантазии и очистил историю от лишнего, тяжелого, надоедливого. И вот поклонники мелодраматических переживаний получают свою порцию чувств, а влюбленные в кино как вид искусства с его специфическими особенностями получают еще один образец отточенной формы. Отдавшись на волю сюжета, режиссер Мишель Гондри творит свою монтажную внутрикадровую феерию. Не исключено, что зрителей, подуставших следить за путаными, нелегкими взаимоотношениями героев (причем, всех подряд – здесь все как в типичном постмодернистском тексте-«матрешке»: один рассказ вложен в другой и взаимодействует с ним на своем внешне незаметном уровне), больше всего увлечет как раз лихорадочная погоня героя за своими воспоминаниями, во время которой режиссер вытворяет с пространством такое, что и не снилось нам в комедии с Джимом Кэрри.
Видимо, получив на откуп визуальную часть фильма, насыщенную прекрасными, запоминающимися образами (уверен, кадр с проснувшимися на льду Джоэлом и Клементиной эмблематичен настолько, что со временем обязательно станет классическим), режиссер и сценарист должны были пойти на уступки продюсерам в финале. Это, в какой-то степени, соответствовало замыслу (как его можно понять), где внятную историю любви не д о лжно было забить буйству разума, но и не кажется при этом драматургически цельным, законченным творением. Так, линия с героем Илайджи Вуда скомкана, оборвана и не доведена до логического завершения; понятно, что именно это сюжетное ответвление, добавляющее всей истории объемности и неожиданности в середине фильма, могло завести создателей просто в тупик; однако такая осторожность не оправдывает несовершенства. Тем не менее, главное получилось. Благодаря талантливому, незаемному воображению и творческой смелости современный Голливуд выдал на-гора еще один фильм, который уверенно избегает ярлыка «однодневка». Трогательное, искреннее кино, сегодня воспринятое иными поклонниками Джима Кэрри, возможно, как излишне путаное и непонятное (а потому раздражающее), даже ими спустя десять-пятнадцать лет будет пересматриваться с теплой ностальгией и светлой радостью.

Описание:
Джим Кэрри ("Брюс всемогущий", "Маска"), Кейт Уинслет ("Титаник", "Разум и чувства") и Том Уилкинсон ("Если только") в фантастической комедии "Вечное сияние страсти".

В будущем избавиться от проблем будет легко: можно будет стереть из памяти все неприятности... Однажды Джоэл (Джим Керри) в шоке обнаруживает, что его подружка Клементина (Кейт Уинслет), отношения с которой никак не ладились, в отчаянии пошла на такой шаг. Теперь она не помнит ничего из их общей жизни! Полный решимости, Джоэль заключает такой же контракт с доктором Говардом (Том Уилкинсон) и его командой (Э.Вуд, К.Данст, М.Руффало), но чем меньше Джоэль помнит, тем больше любит, тем больше не хочет забывать Клементину и их роман. Пока ещё не поздно, он должен победить ненавистный компьютерный мозг. Но возможно ли остановить безумный опыт безумных учёных?..



Рецензия(и):
Любовь - крылата и вольна, как птица!
Пускай замужних ждет и честь, и власть;
Тем, кто изведал подлинную страсть,
Уж не нужны ни почести, ни слава...
Для любящих все это вздор... и, право,
Бог неспроста всегда так грозно мстил,
Тому, кто осквернил священный пыл...
Александр Поуп. "Элоиза Абеляру"

Open your mind, open your mind...
Один мутант с Марса

Джоэл Бэриш (Джим Кэрри) - всего лишь еще одна песчинка в мясорубке Мироздания. Он не спасает этот мир, он не делает его лучше, он не помогает людям - он обычный парень, не лишенный простоты. Точнее, лишенный хоть какой-либо сложности, потому что Бэриш - это тот самый пельмень, о котором говорят: "Как, Джоэл, ты уже здесь? Уже час? А мы тебя не заметили..." Его и правда трудно заметить: серая внешность, небритая физиономия, но главное - глаза! В них нет вечного сияния страсти! В них только страх, комплексы и неуверенность в завтрашнем дне. Впрочем, нет, наоборот - уверенность в том, что этот чертов завтрашний день будет еще хуже сегодняшнего, хотя, казалось бы, куда уж хуже...

В какой-то момент Бэриш не выдерживает. Он говорит своей дебильной работе: "А топчись оно все конем", - и сбегает. В деревню, в глушь приморскую, в свое именье, к бабке или к тетке, пусть ни черта там нету, кроме водки, зато природа лучше, бл... пардон, что-то на поэзию потянуло. Это все Поуп со своим вечным сиянием чистого разума Элоизы по отношению к Абеляру... У Бэриша пока еще ничего не сияет, кроме куотера в кармане, и он со своими унылыми страстишками просто садится в любой поезд и отправляется на бережок - погулять и хоть немного прочистить мозги...

В кафе на берегу Джоэл встречает девушку. Ну, знаете, такая странная тетка с волосами цвета первого дня атомной войны, которая украдкой попивает бренди из фляжки, чтобы жизнь вокруг хотя бы ненадолго засветилась новыми красками, в отличие от того болотистого декора цвета хаки, который вылезает из каждого угла.

Они знакомятся. Девушку зовут Клементина Крушански (Кейт Уинслет). Она странная и явно немного не в себе, но ей нравится Джоэл, а для Бэриша это является основополагающим фактором - он ведь мало кому нравится в этой жизни. Впрочем, когда они познакомились чуть-чуть поближе, Джоэл понял, что Клементина, в общем-то, вполне в себе. Ну, просто она во многом похожа на него самого: такие же комплексы, сомнения, фобии и общее ощущение глобальной неудачи в этой жизни. Возможно, поэтому Бэриш ей и нравится - как родственная душа.

Но совместная жизнь у них не ладится. Двум лузерам тесновато в одной лузе - хочется срыва стереотипа. Поэтому Клементина все больше пьет и все больше занимается поисками чего-то более близкого и более подходящего, а Джоэл все реже бреется и все больше страдает.

И вот случилось совсем страшное! Клементина вычеркнула парня из своей жизни. Совсем. Причем не усилием воли, что еще хоть как-то можно повернуть вспять, а с помощью новейших достижений науки. Оказывается, есть некое заведение доктора Ховарда Мерзвяка (Том Уилкинсон) - клиника "Лакуна", - где с помощью специального оборудования можно полностью стереть из своей памяти воспоминания о некоем человеке. Просто вычеркнуть - и точка.

Процедура эта, конечно, достаточно сложная и дорогостоящая, но вполне эффективная. И Джоэл решает последовать примеру Клементины - также стереть ее из памяти с помощью кабинета доктора Калигар... пардон, доктора Мерзвяка.

***

Сразу нужно сказать, что сценарий к этому фильму писал Чарли Кауфман. Да-да, тот самый Чарли Кауфман, который "Быть Джоном Малковичем" и "Легко ли адаптироваться к Чарли Кауфману", - один из самых оригинальных и необычных голливудских сценаристов.

Старина Кауфман не подвел и сейчас: "Вечное сияние страсти" мне понравилось, причем чем больше времени проходит после просмотра, тем оно мне нравится больше. Кауфман всегда так выстраивает свои сюжеты, что в полной мере их можно оценить не сразу - на мой взгляд, это признак хорошего кино, хотя многие со мной могут не согласиться.

Чарли - известный провокатор. Если "Быть Джоном Малковичем" - это был легкий хулиганско-абсурдистский разгул, "Адаптация" - очень тонкое издевательство над зрителями и над самим собой, сценаристом, то "Вечное сияние страсти" - это своего рода чистый эксперимент на тему: а что если взять совершенно банальный и триста раз штампованный-перештампованный сюжет, чтобы попытаться сделать из него нечто оригинальное?

Он так и сделал. Стирание памяти - штука мусоленная-перемусоленная в куче сюжетов. Но основная суть этого фильма заключается вовсе не в том, что у героев - ах! - стирают память. Суть намного глубже и интереснее. Дело даже не в том, что Джоэл в процессе стирания Клементины из его памяти пытается этому воспрепятствовать и ищет различные лазейки. И даже не в том, что сюжет картины закручен довольно лихо, и все не так просто, как кажется в самом начале.

Дело в определенных ценностях человеческих взаимоотношений и в тех тонких взаимосвязях, которые не просто никаким аршином не измерить, но и никаким компьютером не проанализировать, будь ты хоть сто раз доктором Эрайзером. Тоненькие ниточки симпатии, привязанности и любви - они настолько разнообразные и зависят от такого количества всевозможных факторов, что не выкорчевать это путем обнуления каких-то ячеек памяти. А если и выкорчевать, то останется пустота, потому что этот маленький росточек, еле возвышающийся над поверхностью почвы, пустил такие баобабьи корни, что выкорчевать их можно только экскаватором.

В фильме очень хорошие актерские работы. Кейт Уинслет замечательно сыграла странную девушку Клементину: нервную, закомплексованную, но в чем-то трогательную. Особенно здорово сделаны сцены, когда Клементина, находясь в мозгу Джоэла (Кауфман любит такие эпизоды), помогает ему сопротивляться стиранию участков памяти.

Джим Кэрри, как ни странно, тоже понравился. "Как ни странно" - потому что я давно уже отчаялся увидеть Кэрри в приличной некомедийной роли. Мне он нравится как комик, но его попытки сыграть драматическую роль обычно вызывают легкое чувство недоумения. ("Человек на Луне" - не в счет, это совершенно отдельный случай.) Здесь же он, в общем, вполне на месте. Не скажу, что я был от него в восторге, но роли Джоэла Кэрри вполне соответствовал. Кстати, первоначально эту роль планировали отдать Николасу Кейджу, который играл в "Адаптации" по Кауфману. Но Кейдж по каким-то причинам выбыл, и роль отдали Кэрри - вероятно, чтобы собрать кассу. Я не думаю, что это лучший выбор актера на данную роль, но, повторюсь, Кэрри ее сыграл вполне пристойно. На удивление пристойно.

Еще более удивительно то, что мне понравилась Кирстен Данст, играющая разбитную медсестру кабинета доктора Мерзвяка. В фильме есть совершенно роскошные эпизоды, когда медсестра вместе с подручным доктора Стэном (Марк Раффало) занимаются стиранием памяти Джоэла. Точнее, занимаются они любовью, а память стирает компьютер. Изумительные сцены, я прям вспомнил свою программистскую юность...

Элайджа Вуд играет еще одного подручного доктора, который "запал" на Клементину и теперь пытается занять место Джоэла. Роль получилась очень слабенькой - то ли из-за определенной непроработанности персонажа, то ли сам Вуд из нее ничего не сумел выжать...

Кауфман весьма непрост для восприятия, что показывает полярная реакция на "Адаптацию". Причем я вовсе не хочу сказать, что не понимают Кауфмана одни тупицы, а в восторг приходят только крутые интеллектуалы. Ничего подобного. Просто подход у него очень своеобразный. Мне этот подход нравится, поэтому я, в общем-то, в восторге от фильмов, поставленных по его сценарию. Кому-то этот подход не нравится, и эти люди считают фильмы по Кауфману тоской и скукотищей...

Резюмирую. Симпатичный фильм, который я посмотрел с удовольствием, причем чем дальше, тем мне он нравится больше. Хороший сюжет с легкими кауфманианскими завихрениями, классная игра Уинслет, пристойная игра Кэрри и вкрапления фейерверков с подручными доктора Эрайзера. Хорошее кино. Кауфман в очередной раз не разочаровал.

(c) Alex Exler (http://www.exler.ru)

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#