Описание фильма

"Осенний марафон "   

Название фильма: Осенний марафон
Осенний марафон
Страна-производитель: СССР
Английский: Осенний марафон
Жанр: драма
Режиссер: Георгий Данелия
В ролях: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Евгений Леонов, Галина Волчек, Николай Крючков, Борислав Брондуков, Владимир Грамматиков, Ольга Богданова, Владимир Фирсов, Людмила Иванова, Норберт Кухинке, Дмитрий Матвеев, Вадим Медведев, Никита Подг
Год выпуска: 1979
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Переводчик Андрей Павлович Бузыкин – добрый, отзывчивый человек. Финский коллега тянет его на утреннюю пробежку – и он встает в самую рань. Сосед Харитонов предлагает выпить – и Бузыкин не может отказать. Бездарная сокурсница просит помочь – он засидится у нее допоздна. А еще у Бузыкина есть жена, которой он лжет, и любовница, к которой никогда не уйдет. Он всем помогает и всем лжет, но однажды ему надоедает и то, и другое.\

Странно, что этот фильм Георгия Данелии смог выйти на экраны в 1979. Ничего откровенно антисоветского в нем, конечно, нет, но сама мысль о том, что советский человек может испытывать такую внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние, как герой фильма Бузыкин, могла бы насторожить бдительных цензоров. Или их сковала та же усталость и апатия, какой мается «лишний человек» Бузыкин? Изображать персонажей такого плана всегда полагалось в сатирическом ключе, в лучшем случае — как заблудших овец, в худшем — как откровенно аморальных типов. Лирическая комедия Данелии полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие.
«Осенний марафон» не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей (так же, как «Герой нашего времени» вовсе не о амурных похождениях Печорина). Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ «страдающего эгоиста». При этом сама мелодраматическая обертка выполнена изумительно — Марина Неелова и Наталья Гундарева играют двух женщин, симметрично тянущих Бузыкина в разные стороны. Они ни разу не встречаются в фильме и не оказываются в одном кадре, но ухитряются взаимодействовать: каждая из них знает о существовании другой, и энергия соперничества устремлена на конкретного противника. Они соперничают не из-за Бузыкина — они соперничают между собой. Он и здесь остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Да и что можно решить, если жизнь — это ловушка, из которой нельзя вырваться? Нельзя убежать от самого себя, от бессмысленности своего ежедневного марафона, от одиночества среди множества людей: знакомых и незнакомых, родственников, коллег, соседей, случайных прохожих, каждый из которых знает, ради чего он просыпается каждое утро, — в отличие от героя.
Как минимум 75 процентов успеха фильма — это Олег Басилашвили в главной роли. Здесь все актеры на высоте, но и совместными усилиями они бы не спасли замысел, будь главный герой чуть более энергичным и чуть менее интеллигентным. Аналогичного усталого героя создаст через четыре года Олег Янковский в «Полетах во сне и наяву», но это уже совсем другая история (во многом обусловленная выбором актера) — история человека, который хотел бы состояться, но не состоялся, хотел бы наладить контакт с людьми, но не может. Персонаж Басилашвили может состояться, и контактов у него хоть отбавляй, но это не приносит ему ничего, кроме утомления.
По мотивам сценария А.Володина «Горестная жизнь плута». Композитор: Андрей Петров.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#