"Принцесса и воин "
|
Название фильма: |
Принцесса и воин |
|
Страна-производитель: |
Германия |
Английский: |
Der Krieger und die Kaiserin |
Жанр: |
драма / мелодрама |
Режиссер: |
Том Тыквер |
В ролях: |
Франка Потенте, Бенно Фюрманн, Йоахим Кроль, Ларс Рудольф, Мельхиор Беслон, Людгер Пистор, Криста Фаст, Сюзанна Бредехофт, Готтфрид Брейтфусс, Стеффен Шульт, Рольф Деннеманн, Али Нейа-Нуйе, Сибилл Дж. Шедвилл, Питер Эндер, Фридерике Фрерихс |
Год выпуска: |
2000 |
Наша оценка: |
|
|
Купить |
|
Интересно:
European Film Award-2001
-лучший оператор - Франк Грибе (номинация)
German Film Awards-2001
-лучший фильм - серебро
-лучший фильм - золото (номинация)
-лучшая женская роль - Франка Потенте (номинация)
-лучший режиссер - Том Тыквер (номинация)
-лучшая мужская роль второго плана - Ларс Рудольф (номинация)
Продюсеры: Стефан Арндт, Катя Де Бок, Гебхард Хенке, Мария Копф
Сценаристы: Том Тыквер
Оператор: Франк Грибе
Композитор: Хейл - Климер - Тыквер
Примечание:
Фестивальные премьеры – Венеция (2 сентября 2000), Торонто (12 сентября 2000), Берлин (8 февраля 2001), Гонконг (13 апреля 2001), Сиэтл (15 июня 2001), Карловы Вары (8 июля 2001), Ванкувер (27 сентября 2001), Фебио (26 января 2002), НатФилм (28 марта 2003).
Тыквер снял фильм в своем родном городе Вуппертале.
Название фильма с немецкого в мировом прокате собирались перевести как «Воин и принцесса». Тем не менее, режиссер сам настоял на том, чтобы англоязычное название звучало как «Принцесса и воин». По тому же принципу, очевидно, оно было переведено и в России.
То, что название фильма следовало бы перевести как «Императрица и воин», намекает прозвище главной героини – Сисси (полное имя – Симона). А Сисси – намек на трилогию с Роми Шнайдер «Сисси, императрица Австрии» (1955-57), фрагмент из которой смотрят обитатели психушки в вырезанной сцене из фильма Тыквера. В этой же сцене Сисси дословно и синхронно повторяет диалоги Роми Шнайдер.
Тыквер начал работу над сценарием в мае 1998 года, после съемок фильма «Беги, Лола, беги» (1998). Для этого он отправился в отпуск к морю и жил и работал в доме, похожем на дом из первой сцены будущего фильма.
Сценарий Тыквер писал в течении шести-семи месяцев, попутно решая вопрос финансирования (требовалась немалая по немецким меркам сумма в 10 млн. марок).
По сценарию, действие в первой сцене должно было разворачиваться в Португалии. Но в этой стране создатели фильма не нашли подходящей натуры и отправились на юг Англии.
По словам Тыквера, очень трудно было найти для сцены, в которой Бодо подходит к гробу пожилой дамы, актёра, умеющего играть мёртвого. Ему повезло найти женщину, которая не была актрисой, но у которой был своего рода дар впадать в своеобразный транс. По мнению режиссера, у нее это «феноменально хорошо получилось».
В сценах в психушке половину пациентов сыграли профессиональные актеры, половину – непрофессионалы. Роли медперсонала сыграли профессиональные актеры.· Сцена побега Бодо и последующего наезда снимали четыре дня. Каждый раз по выходным дням приходилось полностью закрывать весь район съёмок, как для автотранспорта, так и для пешеходов. В этой сцене нет ни одного случайного автомобиля, ни одного случайного пешехода. По словам Тыквера, съёмки напоминали фильм «Шоу Трумана», где все стоят на своих местах – и вдруг звучит команда «приготовились», а затем «мотор!», и весь квартал начинает двигаться по команде и по четкому предписанию.
Практически все сложные трюки Бодо (например, прыжок на грузовик) были сняты с помощью дублёров, но Бенно Фюрманн так хорошо сыграл их сам, что в фильм вошли сцены именно с его участием.
Сцена под грузовиком, по словам Тыквера, стала катализатором для всего фильма. Он рассказывал, что мысли об этой сцене преследовали его постоянно в его фантазиях; он даже послал во время отпуска запрос продюсеру узнать подробности обеспечения дыхания путем пробивания трахеи. В конечном счете, Тыквер считает, что сцена определенно удалась.
В этой же сцене на шею Франки Потенте была наложена искусственная накладка, которая имитировала все ее родимые пятна. Между шеей и накладкой была проложена тонкая стальная сеточка, чтобы Фюрманн по-настоящему не пробил дыру в горле Потенте. Сцену снимали сразу на две камеры, а Тыквер собственноручно поддувал кровь в соломинку, торчащую из шеи.
Сцену первого входа братьев в канализацию Тыквер обязательно хотел снять именно там, где он в 19 лет снимал первый полнометражный фильм на «супер-8». Он очень хотел, чтобы это место ещё раз вошло в его фильм (по его словам, это связано и с детскими воспоминаниями).
По признанию Тыквера, ему также очень нравится сцена полёта над Вупперталем, и в первом варианте она длилась 40 секунд. Сцену снимали специальной камерой «спэйскам», разработанной NASA. Она представляет из себя камеру, закреплённую под вертолётом в стеклянном корпусе в виде шара и снабжённую специальной гидроподвеской, которая компенсирует вибрации. Тыквер, в принципе обожающий сцены полетов, сожалел, что эта камера еще не была изобретена, когда он работал над лентой «В зимней спячке» (1997)
Хотя Тыкверу очень нравилась актерская работа Мельхиора Беслона (слепой Отто), его роль пришлось сильно укоротить – актер притягивал к своему персонажу значительно больше внимания, чем хотелось бы режиссеру. Беслон на самом деле слепой, и во время съемок последнего дубля сцены в оружейном магазине он при падении ударился головой о дверь. Съемку пришлось на время прервать.
Когда Сисси заявляется в дом Бодо, дождь льет как из ведра. Чтобы получить этот невероятный ливень с толстыми струями, на голову актерам пришлось выливать по 30 тонн воды в минуту. В результате, основательно промокли не только актёры, но и половина съёмочной команды. Интересно, что эта сцена с дождем была снята спустя шесть недель после сцены, в которой Бодо наконец впускает Сисси в дом.
Сцену в банке снимали в сберкассе Вупперталя - самом высоком здании в городе (70м). Снимали почти без исправлений, только часть сцены с дыркой в полу перенесли в другое место, где пришлось сделать макет рабочего места Вальтера. Сейф в банке настоящий, а вот ящики-ячейки пришлось привезти из другого банка. При этом создатели позабыли доснять маленький эпизод, где Сисси попадает в поле зрения банковской видеокамеры. Вспомнили о ней в последний момент, когда вся техника уже была свернута. Пришлось вернуться, прикрепить камеру на стремянку и доделать задуманное.
Сцену с раненным Вальтером в машине снимали в стоящей машине; однако она практически не двигалась – вокруг стояла съёмочная группа и раскачивала ее, имитируя движение. После съемок сцены Тыквер был недоволен не слишком большим количеством крови.
В один из злосчастных дней Бенно Фюрманн подхватил грипп. Тыквер готов уже был прервать съемки, но в последний момент решил продолжать их. Воспаленный вид актера придал сцене в приемном покое больше выразительности
Перед съёмкой фильма Тыквер и Потенте недели две проработали практикантами в настоящей психиатрии.
Петер Эндер (доктора Купфер) – старый знакомый Франки Потенте: он преподавал у неё в актерском вузе, а вместе они играли в первом фильме Франки «После 5 вечера в джунглях» (1995).
Сцена на крыше была одной из самых трудных для Потенте: она панически боится высоты. Сама мысль о том, что ей придётся прыгать с крыши, привела её чуть ли к не нервному расстройству.
Сцена на заправке вызвала много разных толкований. Сам Тыквер объясняет ее так: Бодо, выходящий из туалета, – это Бодо из прошлого, Бодо, запертый в себе самом. Бодо, расплачивающийся с владельцем заправки, – тот, который приехал с Сиси и пережил всю историю, показанную в фильме. С выходом Бодо из прошлого к этому Бодо приходит осознание самого себя, и он садится в машину на заднее сиденье и позже высаживает старого Бодо на дорогу. В этой сцене использовалась технология «Моtiv Control Kamera System», установка, весящая несколько тонн. А на эпизод, где «старый» Бодо обходит «старого», ушло восемь часов и потребовалось 20 дублей.
На последнюю сцену был запланирован один съемочный день, но снимали ее два дня (с использованием камеры «спэйскам»). Причиной стал довольно сильный ветер – он гнал воздух из-под пропеллера вертолёта так, что Франка Потенте не могла открыть дверь машины. Ветер изменился только на следующий день.