Описание фильма

"Ермак"   

Название фильма: Ермак
Ермак
Страна-производитель: Россия
Английский: Ермак
Жанр: исторические / экранизация / сериал
Режиссер: Владимир Краснопольский, Валерий Усков
В ролях: Виктор Степанов, Ирина Алферова, Никита Джигурда, Евгений Евстигнеев, Хджа Дурды Нарлиев
Год выпуска: 1996
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
кадры из фильма
 

Сюжет и комментарий

Вторая половина 16-го века - одна из самых трагических и противоречивых страниц русской истории: время правления царя Ивана Грозного, эпоха усиления и укрепления государства, но и время насилия, жестокости и деспотизма. Главный герой фильма – Ермак – самая загадочная, мощная личность среди бунтарской среды той поры. Кто он? Человек-миф, человек-символ? Выдающийся военачальник или разбойник с большой дороги? Освободитель или завоеватель? Авторы фильма предлагают свою художественную версию биографии героя и событий 400-летней давности.
«Ермак» – это масштабное полотно, великолепно костюмированное, с батальными сценами и яркими характерами. Съемки проводились на Алтае и в Сибири. Богатые интерьеры московского Кремля, казацкая город-крепость, старинные струги, красивейшая природа – все это можно увидеть в сериале.
Картина снималась почти десять лет, а это были непростые годы и для страны и для нашего кинематографа. В такой ситуации не приходилось рассчитывать на финансовую помощь государства. Неожиданно вызвались помочь американцы. Они предложили 18 млн. долларов, но при одном условии: Ермака будет играть Арнольд Шварценеггер. Оба режиссера – Владимир Краснопольский и Валерий Усков не согласились с выдвинутыми требованиями. В итоге в роли Ермака снялся русский богатырь Виктор Степанов, а лихого казака Ивана Кольцо сыграл Никита Джигурда.
В роли царя Ивана Грозного блистал Евгений Евстигнеев. Заключительные кадры фильма оказались последними в жизни актера.

"Рождение атамана" 1 серия
Русь XVI века. Сирота Еремка потерял родителей во время набега лихих людей на его деревню. Дорогой ценой он расплатился за ссору с купцом Сысоем.


"Царские ослушники" 2 серия
Ермак хозяйничал на Волге: грабил торговые суда, убивал турок. Царь приговорил казаков к казни. Чтобы избежать расправы, Ермак увел людей на Урал, где местные купцы попросили защитить их земли от татарских набегов.


"Неизведанная Сибирь" 3 серия
Понимая, что набеги на русский Урал не прекратятся, пока Сибирь не будет завоевана, атаман Ермак Тимофеевич пошел войной на татар.




"От плахи к почестям" 4 серия
Ермак, завоевавший Сибирь, прочно засел в татарской столице, но беды не закончились. Люди хана убивали казаков по одному, не выпуская их за пределы крепости. Атаман понял, что у него нет другого выхода, как "поклониться царю Сибирью" и попросить у него помощи.


"Бессмертие" 5 серия
Ермак завоевал Сибирь, присоединил бескрайние земли за Уралом к государству Российскому, но удержать их оказалось намного труднее.

Киновидеообъединение «Крупный план» выпустило на лицензии масштабный историко-биографический фильм о жизни завоевателя Сибирского ханства, казацкого атамана Ермака Тимофеевича, ставшего героем народных легенд и сказаний. Картина записана на два двуслойных DVD, первый заключает в себе серии 1-3, второй серии 4-5 и бонусы. Сразу отметим следующее достоинство издания: изображение записано в формате 4:3, что более приемлемо для зрителей, не имеющих в своем распоряжении дорогих телеэкранов формата 16:9.
Создатели картины Краснопольский и Усков при воплощении своего замысла привлекли целую плеяду талантливых актеров и научных консультантов, стремясь со всей возможной точностью воспроизвести не только жизненный путь народного героя, но и исторические реалии XVI века, эпохи Ивана Грозного. Здесь помогли консультации профессора-историка Преображенского, канд. ист. наук Н. Никитина и признанного специалиста-оружиеведа Михаила Горелика, благодаря которому доспехи казаков и татар выглядят вполне достоверно (к сожалению, этого нельзя сказать о наступательном оружии: реплики ружей-пищалей и пистолетов «тянут» скорее на XVIII, а не на XVI столетие).
Фильму не повезло: работа над ним началась еще в СССР в 1989 г., при участии восточногерманских кинематографистов студии «Дрефа». После 1991 г. исчезли деньги, а в прессе появились публикации, обвинявшие создателей картины в шовинизме: дескать, Ермак - жестокий завоеватель-конкистадор, поэтому тюркские народы СНГ (узбеки, татары, башкиры) будут недовольны прославлением его подвигов. В условиях «парада суверенитетов» и насаждавшейся сверху «толерантности» подобная картина была политически и идеологически «неактуальна».
Кроме того, появилось деловое предложение от американцев, в обмен на финансовую помощь вдруг пожелавших утвердить на главную роль самого Дольфа Лундгрена. После того, как им было отказано, пришлось «по живому резать» уже отснятый материал. В итоге фильм вышел на экраны только в 1996 г., и качество съемок было соответствующим. Но все это, как и явные разрывы в сюжетной линии, легко объяснить трудностями, возникшими при создании картины.
Нельзя, однако, не сказать, что все возможное было сделано. Проведены были съемки на Урале и за рубежом (в Сирии), построены все необходимые декорации, а главное - привлечена блестящая плеяда талантливых актеров.
Роль атамана блестяще исполнил Виктор Степанов (ум. в 2005 г.), его возлюбленной Алены - Ирина Алферова, верного соратника атамана Ивана Кольцо - Никита Джигурда, царя Ивана - Евгений Евстигнеев. Однако и здесь не обойтись без замечаний.
Во-первых, исторически достоверное описание внешности знаменитого атамана, приведенное в Ремезовской летописи, «вельми человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, власы прикудряв, возрастом (т.е. ростом) средний, и плоск, и плечист», - мало вяжется с обликом уже немолодого и погрузневшего Степанова. Только сильная внутренняя энергетика и невероятное обаяние этого талантливого актера, прославившегося в 1985 г. ролью Михайлы Ломоносова, спасли положение. Кстати, описанный ремезовым облик атамана выдает его скорее тюркские корни.
Но Евгений Евстигнеев в роли грозного царя выглядит не слишком уж естественно, не его это амлуа. Что же касается Алферовой и Джигурды, то да простят мне их поклонники и почитатели обоих полов, в этой костюмно-исторической постановке они вообще лишние. Поблекшая былая красота Алферовой слишком уж бросается в глаза, как и неестественная для человека XVI столетия эмоциональная бравада Джигурды. Кстати, в народных сибирских преданиях в качестве возлюбленной Ермака выступает татарская царевна, а не русская красавица. Присутствие в картине этой выдуманной Алены (Елены) превращает сюжет исторического фильма в подражание эпосу о Троянской войне.
Нельзя не отметить блестящую игру актера Ходжи-Дурды Нарлиева (судя по имени, он имеет туркменские корни). Хан Кучум в его исполнении - просто мое почтение! Настоящий восточный деспот, жестокий завреватель и интриган, не лишенный, однако, чувства справедливости и политического чутья! Услышав с экрана его коронную фразу «я буду убивать их, как чесоточных овец», нельзя не вспомнить бородатых чеченских террористов. Одного из них Нарлиев неплохо сыграл в популярном сериале «Родина ждет». Короче, на мой взляд, фильм во многом держится на блестящей игре исполнителей этих двух главных мужских ролей: Ермака (Степанов) и Кучума (Нарлиев).
Не удалось избежать ляпов в мелких деталях. Все их перечислить не хватит времени, скажу лишь о трех.
Сначала - баталии. Как уже упоминалось выше, кроме ружей XVIII в., в картине фигурируют пистолеты той же эпохи: кремневые, а не колесцовые, которые использовались в XVI в. Но не это главное: в принципе в те времена вообще немногие русские люди могли позволить себе подобную роскошь. И были это в основном воеводы, князья да грабители-опричники. Но чтобы у казаков, пусть и снаряженных богатыми Строгановыми, действительно поддерживавшими отношения с английскими торговыми агентами, в таком количестве были пистоли - это очень сомнительно. Зато легко объяснимо: немалых денег и трудов стоит найти и подготовить каскадера-дублера, способного не то что разок выстрелить, хотя бы просто прицелиться из реплики сложносоставного лука XVI в., заимствованного русскими у кочевников. Поэтому и лучник в отряде Ермака только один, что также совершенно неестественно для той эпохи. Зато пистолеты - пожалуйста: прицелился, и - хлопок пиротехники! О метательных копьях-сулицах я вообще умалчиваю, не в каждом дорогущем американском пеплуме про древние Грецию и Рим можно встретить грамотно поставленные эпизоды с метанием копий. Между тем, они были одним из основных видов оружия дальнего действия не только у римлян, но и у воинов Московской Руси.
Во-вторых, в эпизоде с казацкой пляской в шатре Маметкула казак исполняет песню с припевом: «Жулики-разбойники ограбили меня!» Между тем, стоит лишь заглянуть в составленный в 1866 г. «Толковый словарь» Владимира Даля, чтобы прочитать, что диалектное (кажется, калужское) слово «жулик» (в значении «ножик») не стало общеупотребительным даже в России середины XIX в., а не то что у казаков эпохи Грозного. На мой взгляд, ляп грубый.
В-третьих, и последних. Обращение покоренных народов Сибирского ханства в православие реально началось намного позже смерти Ермака, только в XVII столетии. Причем шло очень медленно. Поэтому эпизоды мученичества казацкого священника Мелентия, пусть и в исполнении талантливого Вельяминова, выглядят в картине явно неуместно.
Наконец, пара общих замечаний. На мой взгляд, актеры-исполнители ролей казаков подобраны, конечно, неплохо, но все, кроме Джигурды, выглядят слишком уж пожилыми. Между тем, из анналов истории известно, что в ермаковых походах 1581-1585 гг. принимали участие весьма молодые казаки. Таким был, например, атаман Гаврила Ильин, надолго переживший атамана. Именно с его слов спустя полвека, в 1630-е гг., летописец епископа Тобольского Киприана дьяк Савва Есипов впервые записал предания о Ермаке.
Недостаточно представлены в фильме обычаи и обряды коренных сибирских народов, в первую очередь, манси (вогулов) и хантов (остяков). Иногда создается впечатление, что для его создателей все эти народы вообще на одно лицо: некий собирательный образ робких и забитых аборигенов. Не такими представлены эти народы в книгах вышеупомянутого Н. Никитина «Сибирская эпопея XVII в.» (М., 1987) и более свежем исследовании А. Бычкова «Исконно русская земля Сибирь» (М., 2006).
В заключение остается лишь посетовать на то, как интересный замысел людей, которым небезразлична отечественная история, оказался воплощенным на отечественном киноэкране в эпоху безвременья и, как следствие, безденежья.

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#