Описание фильма

"Бедный, бедный Павел"   

Название фильма: Бедный, бедный Павел
Страна-производитель: Россия
Английский: Бедный, бедный Павел
Жанр: драма / исторические
Режиссер: Виталий Мельников
В ролях: Виктор Сухоруков ("Брат", "Брат 2", "Сказ о Федоте-стрельце", "Теория запоя"), Олег Янковский ("Любовник", "Приходи на меня посмотреть", "Тихие омуты", "Служили два товарища"), Алексей Барабаш, Оксана Мысина ("Пьеса для пассажира", "Меняла")...
Год выпуска: 2003
Наша оценка:
Купить
 
сюжет и комментарии
интересно
фразы
 

Сюжет и комментарий

"Бедного Павла" можно по праву считать большим дебютом замечательного актера Виктора Сухорукова. Публике он известен лишь как исполнитель ролей второго плана, причем его героями традиционно являлись отморозки разного рода: от Вити Багрова из "Брата" до Амбала из "Антикиллера". Потому-то зрителя, решившего посмотреть "Бедного Павла", некоторое время не будет покидать ощущение, что с минуты на минуты император скинет неказистый парик и начнет, размахивая руками, рассуждать о каких-нибудь викингах. Но проходит всего несколько минут, и все предрассудки полностью исчезают: на экране мы видим уже не актера Сухорукова, а императора Павла I.
Картина "Бедный, бедный Павел" задумывалась мэтром советского кино Виталием Мельниковым как окончание трилогии, в которую также вошли его предыдущие работы "Царская охота" и "Царевич Алексей". Несмотря на утверждение о том, что сценарий был написан по мотивам пьесы Дмитрия Сергеевича Мережковского, верится в это с трудом. Павел в изображении отца русского декадентства - слабохарактерный и бездеятельный мечтатель - лишь отдаленно напоминает того безумца с отчаянными диктаторскими замашками, которого представляет в своем фильме Виталий Мельников.
После смерти императрицы Екатерины на престол восходит ее сын, компетентность которого в делах правительственных у многих вызывает сомнения. Долгие годы провел он вдали от светского общества, жил в отшельничестве, общаясь лишь с самыми близкими ему людьми. Неудивительно, что картина, сформировавшаяся в голове будущего императора, разительно отличается от России действительной. И лишь придя к власти, он понимает истинное положение дел. Но вместо того чтобы смириться и править исходя из сложившейся ситуации, Павел лихорадочно пытается переправить государство так, чтобы оно полностью соответствовало его иллюзиям.
Однако попытки его освободить крестьян от невиданных податей, равно как и стремление вернуть дворянам боевой дух, не слишком-то тепло встречает заевшееся при Екатерине дворцовое окружение. И среди офицеров уже зреет заговор во главе с графом Паленом, которого наивный Павел считает единственным своим другом.
Глубина и жизненность образов просто поражает. На первое место в фильме выходят не исторические события рубежа XVIII и XIX веков и даже не извечная загадка русской души, а герои со всей их тонкостью и многогранностью. Мельников не идеализирует и не пытается встать на чью-либо сторону. Именно это и делает фильм по-настоящему глубоким - настолько, что сценарий "Бедного Павла" вполне может соперничать по всем показателям с первоисточником - пьесой Д. С. Мережковского. Не менее впечатляет и блистательный дуэт Сухоруков - Янковский. Если бы не их первоклассная игра, едва ли режиссеру удалось бы с такой точностью передать все тонкости взаимоотношений Павла и его фаворита.
Несмотря на отсутствие массовых сцен, бюджет в "Павла" был заложен немалый - 3 миллиона долларов, что в рамках отечественного кинематографа весьма значительно. Но, что уж говорить, результат оправдал все ожидания и оставил далеко позади амбициозную эпопею (а, проще говоря, сериал) "Тайны дворцовых переворотов". Несмотря на схожую тематику, герои Дружининой представляются бездушными куклами, обряженными в бутафорские одеяния, в то время как Мельников не только сумел передать дух эпохи, но и наполнил души своих персонажей поистине шекспировскими страстями.
М. Николаев

Еще:

Пушкин называл его "самым романтичным нашим императором". Англичане - русским Гамлетом. Наполеон - Дон Кихотом. Фридрих Великий предсказал ему трагический конец. Но даже смертный час его сочтен был государственной тайной. Фильм "Бедный, бедный Павел" -  версия жития и кончины 1 марта 1801 г. "романтичного императора" Павла Первого.

   Подлинный исторический масштаб этого императора, не одно столетие считавшегося чудаковатым и истеричным солдафоном, мало известен.  Между тем на счету Павла такие крайне любопытные государственные деяния, как Манифест о трехдневной барщине, рекомендовавший  помещикам использовать труд крепостных не более трех дней в неделю, запрет на продажу дворовых людей и крестьян с молотка, замена хлебной подати с крестьян умеренным денежным сбором, и др.        В блестящем исполнении Виктора Сухорукова Павел предстал именно таким, каким его можно узнать при внимательном изучении исторических документов: в одном лице зрелым государственным мужем и прожектером, вспыльчивым и незлобивым, доверчивым и подозрительным одновременно. Какая-нибудь трезвая политическая мысль в следующий момент могла смениться в его голове потоком детских воспоминаний или закончиться игрой в картонные макеты, а мелочная придирчивость к церемониалам и плац-парадам мирно уживалась с рыцарственностью и на словах, и в поступках (все межгосударственные споры Павел предлагал решать не с помощью войн, а путем поединков государей друг с другом, дабы не проливать напрасно солдатскую кровь). Попадавшихся под горячую руку император немедля разжаловал и ссылал, но, опомнившись, даровал свободу всем подряд, включая своих злейших врагов и действительно в чем-либо виновных. Его психическая восприимчивость была настолько велика, что вид бродяги с рваными ноздрями и клеймом «Вор» на лбу мог довести его до жалостливо-истерических слез и леденящего страха.. (Самая мощная в этом смысле сцена – бал-маскарад, где погибает покинувший ряды заговорщиков адмирал де Рибас: кошмарные причудливые маски

 застывают на своих местах, и одна из них говорит Павлу, чье лицо не маскировано ни в прямом, ни в переносном смысле: «Ты тоже умрешь»).

    Полная противоположность импульсивному, по-детски непосредственному Павлу – его фаворит граф Петр Пален в не менее блестящем исполнении Олега Янковского. Холодный прибалтийский ум, твердый политический расчет, знание человеческой психологии, взвешенно-отточенная мимика – все эти черты Палена явлены зрителю в мгновенной реакции на первый же рассказ Павла о планах нового правления: «Фантасмагория!» Именно от фантасмагории хочет освободить Пален Россию,  и с этой целью с самого начала плетет нити заговора. Император должен быть низложен, а престол уготован наследнику Александру (сильная и психологически точная роль Алексея Барабаша), даже если сам наследник колеблется, боится отцеубийства и вообще мечтает по молодости лет о республиканском правлении.

   В фильме довольно четко очерчиваются мистико-религиозные темы. Так,  император рассказывает сон, в котором ему явился Петр I, произнесший лишь три слова: «Бедный, бедный Павел». Пытаясь избавиться от подсознательной жалости к самому себе, Павел с головой погружается в государственную работу, но он должен кому-то довериться абсолютно и безоглядно. Почти как Христос апостола, спрашивает император Палена: «Петр, любишь ли ты меня?» Но Пален уготовал себе роль скорее Иуды, нежели апостола. Не колеблясь он идет к Александру с будущим манифестом о восшествии наследника на престол. «Я должен расписаться кровью?» – спрашивает Александр Павлович, намекая на договор с дьяволом. «Отчего же, можно и чернилами», – отвечает ему Пален, зная, что наследник все-таки распишется кровью, только не своей, а отцовской: императора забьют как собаку в собственной спальне, превратив лицо в такое кровавое месиво, что потом придется несколько дней гримировать. . Переворот, убийство законного государя, восшествие Александра – все проходит перед  взором Палена, и ничто не может поколебать фаворита, убежденного в своей правоте. «Кого хоронят-то?» – вопрошает в финале кучер. «Осьмнадцатый век», – недрогнувшим голосом произносит граф.

  «Бедный, бедный Павел» завершил историческую трилогию Виталия Мельникова, посвященную как раз осьмнадцатому веку: «Царская охота» (1990)  «Царевич Алексей» (1997).. В «Бедном, бедном Павле» династии за зло воздалось злом и за кровь – кровью: наследник Александр позволил палачам убить его родного отца. И вместе с этой смертью началась новая эпоха.

 

Обсуждение фильма

 

 

Главная страница
Новости
Фильмы по алфавиту
Фильмы по жанрам
Фразы из фильмов
Новинки сайта
Актеры
Афиши
Услуги
Загрузить
Регистрация
Форум
О проекте

#