"Прощальное послание "
Название фильма: | Прощальное послание |
|
|
Страна-производитель: | Франция-Германия | ||
Английский: | La Note bleue | ||
Жанр: | мелодрама / исторические | ||
Режиссер: | Анджей Жулавский | ||
В ролях: | Софи Марсо ("Алекс и Эмма", "Храброе сердце", "И целого мира мало", "Белфегор. Призрак Лувра"), Мари-Франсе Пизье ("Почему не я?", "Марион"), Федор Эткин ("Страстная неделя", "Ронин", "Выход", "Дансер"), Роман Вильхельми ("Четыре танкиста и собака") | ||
Год выпуска: | 1991 | ||
Наша оценка: | |||
Купить | |||
|
|||||
Сюжет и комментарий
Франция. 1848 год. В поместье, где писательница Жорж Санд делит кров с умирающим Фредериком Шопеном, съезжаются гости со всех уголков Старого света. Среди них художник Эжен Делакруа, писатель Александр Дюма-сын, оперная дива Полина Виардо и ее верный спутник Иван Тургенев в исполнении французского актера Сержа Ренко. По Европе пока не бродит призрак коммунизма, но крестьяне уже жгут поместья, а в умах интеллигенции ощущается стихийное брожение. Феминизм, социализм, нигилизм и прочие прогрессивные на тот момент течения мысли сталкиваются меж собою в поместье знаменитой писательницы.
Каждый из гостей по-своему гениален, всем им, несмотря на взаимную симпатию, невыносимо тесно друг с другом, и время они проводят в горячих спорах о политике, жизни, любви. Ну а дети гениев, на которых природа, как известно, отдыхают, глядя на старших, сгорают от собственных нереализованных амбиций. Особенно преуспевает в этом сын хозяйки - великовозрастный Морис, беспрестанно играющий с куклами, изображающими гостей дома.
Даже при всей своей непревзойденности и гениальности тогдашняя богема мало чем отличалась от нынешней. Хотя, строгий, по нынешним меркам, XIX век и накладывал свой отпечаток. Вместо кокаина - напитки различной крепости, вместо оргий - хаотичный флирт. А Жорж Санд, к примеру, режиссер и вовсе выставил лесбиянкой, заигрывающей к тому же с Полиной Виардо.
Умирающего композитора, которому, мягко говоря, не слишком-то до амурных дел, никак не могут поделить между собой Жорж Санд и ее дочь Соланж в исполнении прекрасной Софи Марсо. Ее-то, юную, жизнелюбивую девицу, зритель и будет по большей части наблюдать на экране. В титрах значится, что картина снята по мотивам произведений Фредерика Шопена, а в российском релизе "Прощальное послание" (в оригинале "Голубая нота") названо "Последним летом гения". На деле же, образ Шопена оказался единственной неудачей режиссера. Фигура его представлена, конечно, нарочито трагично, но при этом поверхностно: этакий призрак оперы, плотно намазанный гримом, наигрывает на заднем плане меланхоличные темы, смачно похаркивая кровью. Хотя, на большее вряд ли можно было рассчитывать: Анджей Жулавски взял на главную роль профессионального музыканта, но не профессионального актера Януша Олейничака, известного, в частности, по партиям фортепиано к фильму "Пианист".
М. Николаев
Баронесса Дюдеван, известная под именем Жорж Санд, проводит лето 1846 года в окружении тех, кого она любит: Фредерика Шопена, Александра Дюма-младшего, художника Эжена Делакруа, оперной дивы Полины Виардо и ее возлюбленного Ивана Тургенева. Фредерик находится на грани смерти. Жорж Санд оставляет его. Они оба понимают, что их любовь закончилась, но Санд просит Шопена не показывать этого перед многочисленными друзьями. Ее дочь Соланж боготворит Фредерика и ревнует к своей матери. Умирающий Фредерик играет ей свою последнюю, "голубую" ноту...