Франция, 17 ноября 1966 г.
актер
В 33 года отметить 20-летие творческой деятельности - такое под силу далеко не каждому артисту. И уж тем более неожиданно, что юбиляршей стала француженка Софи Марсо. Солидная круглая дата так не вяжется с девчоночьей внешностью актрисы, хрупкой фигуркой, школьной челкой...
Биография:
София Марсо, настоящее имя которой - Софи Мапу (Sophie Maupu), родилась 17 ноября 1966 года в небольшом городке Жантийи, близ Парижа, ее отец работал шофером трейлера, мать - продавщицей.
В кино Софи попала, можно сказать, случайно: от одной из своих подруг она как-то узнала о том, что Клод Пиното набирает подростков для своего нового фильма, и решила за компанию с ней сходить на кинопробы. В результате 14-летнюю Марсо выбрали на главную роль из нескольких тысяч претенденток. Фильм "Бум" ("Вечеринка") /La Boum, 1980/ стал хитом не только во Франции, но и за ее пределами, и, как это всегда бывает, вскоре было снято его продолжение - "Бум - 2" /La Boum 2, 1982/, за который Софи получила Сезара как самая многообещающая киноактриса.
Дальнейшие планы по работе с кинокомпанией "Гамон" нарушила случайная встреча с ее нынешним мужем - польским режиссером Анджеем Жулавски, который в то время был на 26 лет старше Софи (надо полагать, разница в возрасте за эти годы не изменилась J). Вскоре после знакомства, Софи решила расторгнуть многомиллионный контракт со своей компанией. Ей надо было заплатить огромную неустойку, но Софи была готова отдать все до последней копейки, чтобы быть со своим возлюбленным. Выйдя из данной истории победительницей, она отправилась вместе с Анджеем в Польшу, где они прожили некоторое время в скромной Варшавской квартире режиссера.
На счету Марсо и Жулавски несколько совместных картин - "Шальная Любовь" /L'Amour Braque, 1984/, "Мои ночи прекраснее ваших дней" /Mes Nuits Sont Plus belles que vos jours, 1989/, а также некоторые другие работы.
Дебютом актрисы в американском кино стала картина Мела Гибсона "Храброе Сердце" /Braveheart, 1995/, в которой она сыграла французскую принцессу Изабель. Ходили слухи, что во время съемок у Софи и Мела завязался небольшой роман, однако в результате все остались при своем: у Мела остался со своей женой и 5 (или 6 - уже сбился со счета) детьми, а Софи вскоре после съемок тоже родила своему мужу мальчика - Винсента.
Однако "Храброе Сердце" стал не единственной голливудской работой Софи - она стала партнершей Пирса Броснана в очередной серии Бондиады - "И целого мира мало" /The World Is Not Enough, 1999/, а также снялась в картинах "Потерять и найти" /Lost & Found, 1998/ и "Сон в летнюю ночь" /A Midsummer Night's Dream, 1999/.
(c) Alter-Ego
Специально для сайта Киномания Ру
Сайт: Пипл Хистори
Статья: Журнал "7 дней" No.5, 2000
В актерскую профессию вы пришли в 13 лет, снявшись в фильме "Вечеринка" ("Бум"). Никогда не боялись сломаться?
- Когда я начала сниматься в кино, то ничего не умела. Не говоря уж о том, что даже в школе не была старательной ученицей. Практически никогда не выполняла домашних заданий. Некогда было - вернувшись домой с занятий, тут же убегала на улицу.
Но кино в свое время заполнило пустоту в моей душе, и так продолжается по сей день. Благодаря ему я поняла, что легких путей не бывает. Чтобы получить право заниматься тем, что тебе действительно нравится, надо преодолеть множество препятствий, пережить горькие разочарования. Зато сегодня профессия приносит мне настоящее счастье. А сломаться я могу лишь в одном случае - если стану соглашаться на роли, в успех которых изначально не верю. Это было бы ужасно! Но надеюсь, такого не случится.
- Ваш самый любимый момент в работе над фильмом?
- Мне все интересно: и примерка костюмов, и первое знакомство с партнерами по съемкам. Каждый раз окунаясь в мир чистого вымысла, я не перестаю удивляться, как из ничего, из слов, написанных на бумаге, мы создаем фильм.
- С кем вам сложнее работать - с мужем Анджеем Жулавским или любым другим режиссером?
- Когда мы с Анджеем оказываемся на одной съемочной площадке, он перестает на время быть моим мужем и становится для меня только режиссером. В какой-то степени нам легче, потому что мы хорошо друг друга изучили, вместе сняли уже три картины. Но случаются и сложные ситуации, когда что-то выходит не так, как задумано, не клеится. Тогда изо всех сил помогаем друг другу преодолевать трудности.
- Сегодня вы опять работаете вместе. О чем ваш новый фильм?
- Конечно же, как и три предыдущих, о любви. Это современная история непростых взаимоотношений двух мужчин и женщины. Картина называется "Верность".
Название символично. Первая лента Жулавского с Марсо в главной роли называлась "Сумасшедшая любовь". Именно так воспринимали окружающие роман восходящей звезды французского кино и мало кому известного тогда поляка, заброшенного судьбой в Париж.
Они оказались рядом на вечеринке у общих знакомых. "Как вам здесь живется, не скучаете по Польше?" - спросила Софи больше из вежливости, чтобы поддержать разговор с этим рано поседевшим человеком с грустными глазами. А он ответил всерьез, распахнул перед юной незнакомкой загадочную славянскую душу, рассказал о своей удивительной и такой многострадальной родине, о семье, оставленной там... Понимая, что злоупотребляет вниманием девушки, он неожиданно оборвал себя на полуслове, но та, схватив его за руку, попросила: "Нет-нет, пожалуйста, продолжайте". Так они проговорили весь вечер, не замечая вокруг никого, напрочь забыв, где находятся. Потом вышли на улицу и ночь напролет бродили по ночному Парижу.
Наутро крупнейшая кинокомпания Франции "Гомон", сотрудничество с которой любой кинематографист почел бы для себя за честь, была потрясена и обескуражена. В офис руководства явилась молодая актриса Софи Марсо и заявила, что разрывает с "Гомон" многомиллионный контракт. На вопрос о причинах последовал твердый, но ничуть не прояснявший ситуацию ответ: "Я так решила". Компания пошла ва-банк и выставила сумасбродке фантастических размеров неустойку. Нимало не поколебавшись, актриса ухлопала на ее выплату почти все свои заработанные деньги и... исчезла. Ее парижский телефон молчал. Друзья сбились с ног в поисках Марсо. "Она рехнулась", - твердили коллеги.
И только сама Софи точно знала название своей "болезни" - сумасшедшая любовь. И только один "доктор" способен был справиться с этим "недугом" - Анджей Жулавский.
Их след обнаружился в Варшаве, в скромной квартирке режиссера. Его друзья, не сговариваясь с коллегами Марсо, твердили: "Ты рехнулся! Как ты собираешься удерживать рядом красотку-франиуженку, которая к тому же моложе тебя на 26 лет?" Жулавский отшучивался. А несколько лет спустя перед Софи открылась дорога в Голливуд...
- Ревнители французской культуры не осуждают вас за то, что изменили ей с американским кино?
- Если бы от французских режиссеров я получала столь же интересные предложения, как от американских, конечно же предпочла сниматься дома. Что же касается поклонников, то они за меня только рады. Ко мне и раньше подходили люди на улице с восторженными словами. А сегодня их число увеличилось, особенно после того, как я снялась в новой джеймсбондовской серии "И целого мира мало".
- Трудно было играть на английском языке?
- Я неплохо владею английским. Но конечно же говорю с акцентом. Поэтому во время съемок продюсеры прикрепили ко мне специального преподавателя, который ставил мое произношение. Правда, стоило мне заговорить с кем-то вне съемочной площадки, как мой правильный английский тут же куда-то улетучивался.
- Вы впервые выступили в роли коварной злодейки. Не опасались столь радикально менять амплуа? Да и вообще, ходят слухи, что бондиана приносит актрисам несчастье...
- Я не суеверна. Во всяком случае, ничуть не боялась за свою судьбу, принимая решение сниматься. Кроме того, моя Электра - это не Джеймс Бонд. О нем неизвестно ничего - ни где его дом, ни откуда он взялся, - тем не менее мужчины уважают его за силу, женщины без ума от его обаяния, даже дети подражают ему, как настоящему герою. А у Электры есть своя история: в детстве ее, наследницу нефтяного магната, похитили террористы, но отец отказался платить за нее выкуп. Девочке чудом удалось спастись, но психическая травма оказалась столь тяжелой, что она мстит за это всему человечеству. Такой сложный характер - подарок для актера. Это не злодейка из комиксов.
- Правда ли, что любовная сцена в фильме подверглась цензуре пуритан-американцев? И вообще, как вы относитесь к экранной наготе - пользуетесь телом дублерш?
- Боже сохрани! Какие могут быть дублерши во Франции? Я не имею ничего против того, чтобы раздеться на экране. Просто любовная сцена, как и любая другая в картине, тоже должна иметь смысл. Важно, почему пара занимается любовью: они испытывают страсть или ненавидят друг друга, они ложатся в постель по привычке или один из них совершает насилие? Обнаженное тело может стать символом женственности, сладострастия или шокировать. Если в этом есть внутренний смысл - прекрасно.
А любовная сцена с Бондом получилась очень скромной, это правда. Нас старательно прикрывали простынями.
- В фильме на вас потрясающие туалеты. Не возникало желания оставить их себе после съемок?
- Во время съемок, как правило, вся эта красота безнадежно портится под лучами осветительных приборов. Вот и в "Верности" на мне современная одежда, но я в ней так ношусь вверх-вниз по лестницам, что к концу съемок окончательно ее истреплю.
- Правда ли, что вы переехали жить в Лос-Анджелес?
- Нет, я сейчас вернулась в Париж...
А несколько лет назад Марсо уже подыскивала для себя подходящий дом на тихоокеанском побережье. Ведь рядом с ее любящим сердцем учащенно билось другое - "храброе сердце". Софи слышала от женщин, что взгляд холодноватых серых глаз Мэла Гибсона сражает наповал, но никогда не думала, что это случится с ней. Помогли обстоятельства: в фильме "Храброе сердце" они с Мэлом играли сильные вальтерскоттовские чувства (хотя фильм о борьбе Шотландии за независимость и не был экранизацией). "Ты - моя королева", - шептал ей уголками губ Гибсон прямо посреди многотысячного войска средневековых повстанцев. "Ты - мой благородный рыцарь", - отвечала ему Софи лучившимися от счастья глазами. Вечерами после изнурительных съемок разомлевший от нежности Мэл становился откровенным "Софи, я не могу больше жить с женой. Она мне совершенно чужая. Вот только закончу фильм и объявлю, что развожусь с ней. Дети меня поймут".
Картина вышла в прокат и даже была выдвинута на "Оскар". "Софи, пойми, сейчас не время. Ты же знаешь, как относятся к скандалам эти чертовы америкашки. Если затею развод сейчас, не видать мне "Оскара" как своих ушей", - жаловался Гибсон. Софи понимала, терпеливо ждала и дождалась...
На церемонии Гибсон появился с женой. Трогательно держась за руки, супруги объявили друзьям, что... ждут очередного - пятого или шестого (Голливуд уже сбился со счета) - ребенка.
Утешением Марсо стал сын Венсан.
- Как вам удается сочетать обязанности матери и актрисы?
- Стараюсь, хотя порой бывает сложно. Приходится много перемещаться по миру: Англия, Штаты, Франция...
- Во время вашей работы сын остается с отцам в Варшаве?
- В прошлом году они шесть месяцев пробыли со мной в Лондоне. Венсан ходил там в детский сад. А у Анджея, пока я снималась в боевике "И целого мира мало", состоялась ретроспектива его фильмов в Англии.
Сейчас Венсан ходит в детский сад в Париже. В свои четыре года он уже стал рекордсменом мира по переездам. А мне они страшно надоели. У меня даже появилась аллергия на путешествия. Как только сажусь в самолет, на коже выступают красные пятна.
На каком языке вы разговариваете с сыном?
- Мы с ним общаемся по-французски, с отцом он говорит по-польски, а в американских и английских детских садах - по-английски. Вообще, у Венсана светлая головка.
- Чем он увлекается?
- Целыми днями рисует. В основном животных. И у него неплохо получается. Этот талант он, видно, унаследовал по отцовской линии. Дед Жулавского был художником, и брат тоже.
Я собираю детские рисунки Венсана, пишу на каждом дату и складываю в специальную папку. Может, они ему когда-нибудь пригодятся.
- А если лет эдак через десять он захочет повторить вашу судьбу, стать актером?
- Если у него проявятся способности, не стану возражать. Пусть сам выбирает свой путь.
- Говорят, для этого нужен сильный характер, как у вас.
- Да уж, темперамента мне не занимать. Жить с такой нелегко. Но Анджею нравится.
Автор: Лидия ШАМИНА
Сайт: Известия
Статья: Я скромный человек, этакой фифочкой не хожу
В Государственном Историческом музее открылась выставка драгоценностей французского ювелирного Дома Chaumet: "История парижского ювелирного искусства от эпохи Наполеона до наших дней". Приехавшая в Москву как официальное лицо марки Chaumet французская актриса СОФИ МАРСО дала обозревателю "Известий" эксклюзивное интервью.
- Вы не первый раз в России. Что вам тут нравится?
- То, что меня тут очень любят. Когда я в четверг прилетела, почувствовала себя так, как будто приехала на собственную свадьбу. Так все милы ко мне. Во мне нет ничего русского, несмотря на то, что сыграла вашу Анну Каренину. Но я всегда любила русскую живопись и литературу и всегда чувствовала глубокую связь с героями русских книг. Особенно с Анной Карениной - когда я прочла книгу, я подумала, что это и со мной могло бы произойти. А уж когда я надела костюм и начались съемки в Петербурге, в душе я почувствовала себя русской.
- Говорят, у вас очень сильный характер. Что может вывести вас из себя?
- Про характер надо у мужа спросить, ха-ха. Он лучше ответит. Да нет, я могу быть очень долго кроткой, терпимой, могу бескорыстно и с удовольствием помогать людям. Но - до какого-то предела. Тогда я говорю себе: "Ну все, хватит с меня!". Я думаю, мы все нуждаемся в помощи, не всегда знаем, что лучше сказать, как правильно поступить. Мне самой часто бывает трудно, и время от времени мне очень нужен кто-то, кто мог бы мне помочь. Но в результате больше всего я люблю оказываться в ситуации человека, который помогает другим. Хотя иногда я бываю не такой уж любезной, признаюсь честно. Но мне кажется, самое главное - внимание людей друг к другу. Эгоизм прекрасен, пока это эгоизм творческий.
- Ваше самое любимое занятие в жизни?
- Ну, я люблю немного повозиться в саду. Или с детьми поиграть. Могу придумать какое-то новое блюдо. Но отдыхать я не умею, для меня ужас какой-то просто расслабиться. Ничегонеделание причиняет мне жуткое беспокойство. Я не говорю, что это хорошо, иногда хорошо ничего не делать. Один мой друг, музыкант, мне сказал: "Скучать - это совершенно гениальная вещь. Обязательно научи своего сына скучать". И все же я терпеть не могу ничего не делать. Но может, мой друг прав? Может, скучать - это как раз включать работу воображения? Но я все равно боюсь, что я потеряю время.
- Когда вы впервые видите человека, на что обращаете внимание?
- Мне все важно - и лицо, и одежда, и глаза, и руки. И то, что и как человек говорит. Фрейд сказал замечательную вещь: "Анатомия - это судьба". И для меня это очень важно. Я обожаю наблюдать людей - как они двигаются, смотрят, ходят по улицам. Правда, я делаю это незаметно, меня все-таки хорошо воспитали. Но мне очень интересен этот процесс: видишь человека - и вдруг начинаешь что-то про него понимать. Причем критерий красоты для меня абсолютно не важен. Мне нравятся сильные люди. Мы, женщины, вообще сильнее мужчин, это мы сильный пол, а не они. И становимся все более сильными. Я просто восхищаюсь женщинами. Я это поняла довольно поздно, я долго думала, что на свете только мужчины потрясающие существа. Но на самом деле женщины еще более невероятны.
- Вы актриса, режиссер, мать двоих маленьких детей. Как это все соединяется в вашей жизни?
- Это помогает мне быть в форме! Я не была бы чем-то одним без другого. Все эти занятия дают мне чувство равновесия. Но кроме этих трех вещей, что вы назвали, я больше никто. Хотя мечтала бы быть писателем, дирижером, астрономом. Но пусть я хорошо буду делать то, что делаю сейчас.
- Вы назвали свою автобиографическую книгу "Лгунья". Чтобы привлечь внимание публики?
- Это довольно путаная книга. И слишком пафосная. Когда я перечитала ее, пришла в ужас: уж слишком выспренне я в ней выражаюсь. Я назвала ее "Лгуньей" для того, чтобы немного улеглись страсти вокруг нее и меня, чтобы люди сказали: "Ну, что она там говорит, все неправда". Я и в самом деле перемешала в ней то, что со мной было, и то, чего не было. Когда ты пишешь о себе, своих переживаниях, это очень трудный, интимный момент. Может быть, мне было страшно себя слишком раскрыть. То же происходит с режиссером - ты раскрываешься гораздо больше, чем когда просто играешь роль. Актриса может скрыться за какими-то деталями, а писатель или режиссер - нет.
- У вас наверняка огромный шкаф для нарядов и шкатулка для драгоценностей.
- Боюсь, я поломаю этот гламурный облик. Конечно, я обожаю моду, наряды и драгоценности, но могу жить, обходясь очень малым. Возможно, это от воспитания: моя мать никогда не носила украшений. Вот и я - лучше уж я хорошенько приберусь в доме, чем сделаю макияж. В жизни в отношении украшений я очень скромный человек, этакой фифочкой не хожу.
- Почему вы выбрали именно Chaumet?
- Спонтанно. Знаете, мне делали много предложений стать чьим-то "лицом". Но как только я надела драгоценности от Chaumet, особенно старинные, мне стало ясно: это история и моей души тоже. А уж когда я узнала историю Дома, тем более привязалась к этим драгоценностям - потому что у каждой из них есть история, часто романтическая.